Государство как субъект управления обществом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:55, контрольная работа

Описание

Тема данной курсовой работы является актуальной т.к. социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Для России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики.

Сегодня Россия переживает один из сложнейших периодов своего развития. С одной стороны, созданы правовые и институциональные основы рыночной экономики, с другой, позитивные изменения сочетаются с реально существующими проблемами на практике, которые нередко принимают глобальный характер, если обратиться к такой сфере общества, как социальная.

Работа состоит из  1 файл

Социальная политика в зарубежных странах.docx

— 44.57 Кб (Скачать документ)

При правильном подходе сама социальная политика и  социально-трудовая сфера, являющаяся ее основой, могут и должны активно  влиять на экономический рост, финансовые потоки и бюджетную политику. 

Выход России и ее регионов из кризиса связан с решением проблем развития производства. Именно в этот вопрос упирается и проблема формирования доходной части бюджетов, дефицита финансов и денежных ресурсов, в том числе для реализации социальной политики. Формула Фишера наглядно свидетельствует, что в обществе денег должно быть столько, сколько создано (в денежном выражении) товаров и услуг: 

М х V = Q х Р, 
 

где М - объем  денежной массы в стране; V - скорость оборота денежной массы; Q - объем  товаров и услуг (ВВП); Р - средняя цена товаров и услуг. 

Социальная политика и социально-трудовая сфера не носят  пассивный характер. Требуя значительных финансовых средств на самозапуск и развитие, они в то же время активно влияют на экономику, экономический рост, динамику ВВП. 

Т.е. социальная политика и социально-трудовая сфера  имеют обратное влияние на общество, экономику, формирование доходной части  бюджетов всех уровней. Эффект этого  влияния намного превышает вложенные  в их развитие и реализацию первоначальные затраты. Примеры можно привести практически по всем направлениям социальной политики и элементам социально-трудовой сферы. Допустим, государство, работодатели затрачивают огромные средства на разработку и реализацию пенсионной системы. Казалось бы, на самом деле это чисто социальная мера, не имеющая выхода на экономическую  составляющую. Ведь пенсионер уже  не работает, он не производит продукцию, не участвует в создании ВВП и  т.д. Такой пассивный алгоритм подхода  к пенсионной системе лежит лишь на поверхности. На самом деле, если пенсионная система отработана с  позиций социальной справедливости, если размер пенсии напрямую зависит  от результатов и качества «прошлого» труда в допенсионном возрасте и об этом знает работник, то такая пенсионная система будет хорошим стимулом производительного труда и развития производства. Аналогичная положительная взаимосвязь существует между экономической эффективностью - с одной стороны, и решением проблем занятости, охраны труда, социального страхования, развития отраслей культуры, здравоохранения, науки, образования - с другой. 

Таким образом, экономика и соц. политика органично  взаимосвязаны и взаимозависимы, что требует правильного выбора приоритетов их согласованного развития, как на федеральном, так и на региональном уровнях. 

3.2 Динамика государственных  социальных расходов в переходный  период 
 

С точки зрения финансового обеспечения социальных расходов в переходной экономике  России четко просматриваются три  этапа, имеющие существенные различия. 

Первый этап -- 1991-95 гг. -- характеризуется наращиванием государственных расходов на социальные нужды. Это период экстенсивного увеличения средств, доля которых к 1995 г. достигла огромной величины -- более 50% (с учетом субсидий жилищно-коммунального хозяйства и общественному транспорту) в консолидированном бюджете с учетом социальных внебюджетных фондов. 

Увеличение государственных  расходов осуществлялось в первую очередь  за счет региональных бюджетов и средств  государственных внебюджетных фондов. Суммарная величина обязательных страховых  взносов в государственные социальные внебюджетные фонды возросла с 27% от фонда оплаты труда в 1991 г. до 39,5% в 2000 г. Дальнейшее наращивание стало  невозможным ввиду естественных экономических ограничителей -- потребностей выхода из кризиса и необходимости ресурсов для экономического роста. 

Завершением первого  этапа стало признание обществом  необходимости социальных реформ, вызванных  серьезными ресурсными ограничениями, но не только ими. Новый этап потребовал современных социальных технологий разрешения проблем, усиления социальной ответственности не только государства, но и частного сектора, а также  каждою человека за свое социальное благополучие, ответственности, подкрепляемой финансовыми  ресурсами. 

Второй этап -- 1995-98 гг. -- период поиска эффективных форм и методов реализации социальной политики, пытающихся сохранить опыт и достижения советского периода, параллельно с частичным внедрением рыночных механизмов в социальное обеспечение. Этот период уместнее назвать временем выживания социально-культурных отраслей, попыток недопущения тотального разрушения социальной инфраструктуры, поскольку сопровождался кризисным развитием экономики, существенным сокращением выделяемых бюджетных ресурсов и повсеместным ростом платности большинства общественных услуг при сокращении реальных доходов населения. Тактические цели скромны стабилизация падения уровня жизни населения, борьба с бедностью, существенной дифференциацией доходов, обеспечение минимальных стандартов потребления социальных услуг. Стратегические цели, направленные на развитие, улучшение качества жизни населения, наталкиваются на необходимость реализации институциональных реформ рыночною характера практически во всех основных отраслях социальной сферы, но таких реформ, которые приняло бы население. 

Третий этап - 1999-2010 гг. связан с принятием рамок  практически всех институциональных  социальных реформ согласно «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 г.» фонда «Центр стратегических разработок», мер по ее реализации в  «Основных направлениях социально-экономической  политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», приоритетных задач и плана первоочередных мер Правительства РФ на 2000-2001 годы по их реализации. 

К этому времени  совокупные государственные расходы  на социальную сферу достигли 18% ВВП. Соотношение доходов государственных  социальных внебюджетных фондов к консолидированному бюджету РФ составило 36,4%. образуя, по сути, второй социальный бюджет страны. 
 

Эффективность проводимых социальных реформ во многом зависит от того. насколько быстро социальная сфера может адаптироваться к действию законов рыночной экономики, какие объективные и субъективные обстоятельства необходимо учитывать при их проведении. 

В настоящее  время основные черты адаптации  пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, жилищно-коммунальной сферы  к рыночным отношениям в России проглядываются с достаточной очевидностью. 

Основные черты  такой модели с финансовой точки  зрения: 

· провозглашение субсидиарноси в качестве базового принципа социальной политики в России: 

· относительное  сокращение бюджетных и рост внебюджетных финансовых источников, усиление роли социального страхования, поддержание  сети социального обслуживания населения. Социальное страхование из второстепенных методов переходит в разряд основных, наиболее адекватных рыночным условиям: 

- усиливается  его роль в социальном обеспечении;  появились и развиваются новые,  не существовавшие ранее его  виды (медицинское страхование, страхование  от безработицы), претерпевают изменения  традиционные его виды (в пенсионном  обеспечении идет внедрение накопительных  финансовых инструментов). 

* законодательное  закрепление минимального набора  государственных социальных гарантий  в наиболее важных сферах жизнедеятельности  человека (образовании и культуре, здравоохранении, социальной защите). 

Ввиду невозможности  продолжения экстенсивного наращивания  государственных социальных расходов и наличия серьезных бюджетных  ограничений идет активный поиск  эффективного соотношения затрат и  результатов, а также усиливается  роль различных альтернативных источников. Имеется в виду: 

расширение сфер использования рыночных инструментов социальной защиты (обязательного и  добровольного страхования, накопительных  страховых систем, удовлетворения дифференцированною спроса на различные социальные услуги и т.д.) через механизм деятельности государственных и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных институтов медицинского страхования и т.д.;

нетрадиционные  формы привлечения средств фирм и домашних хозяйств (расширение муниципальных  займов) к финансированию строительства  жилья, социальной инфраструктуры и  т.д.;

существенное  расширение сферы платности социальных услуг дифференцированного качества;

привлечение ресурсного потенциала некоммерческого сектора  к решению социально-значимых задач, особенно на региональном уровне;

участие ряда регионов в международных проектах и программах, финансируемых из международных  источников и др.

Финансовые ресурсы  общества, потенциал которых используется при финансировании социальных программ и проектов подразделяются на:

* государственные  и муниципальные финансы:

федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные  бюджеты, бюджеты государственных  внебюджетных социальных фондов.

* негосударственные  финансовые ресурсы:

кредитные ресурсы; привлечение средств фирм и домашних хозяйств; потенциал некоммерческого  сектора в целом, в том числе  различных фондов.

Соотношение бюджетных  и внебюджетных, государственных  и частных финансовых потоков  в каждой отдельной взятой отрасли, да и в каждом регионе складывается по-разному. По оценке экспертов, около 70% финансовых ресурсов социальной зашиты населения формируется за счет внебюджетных социально-страховых фондов. В целом  на социальную политику в России в 1998-94 гг. расходовалось около 18% ВВП, свыше 9% -- из консолидированного бюджета  РФ и около 8,5% ВВП из государственных  социальных внебюджетных фондов. Доля финансовых ресурсов, направляемых населением на оплату различных общественных услуг, включая услуги жилищно-коммунального  хозяйства, городского транспорта и  услуг социальной сферы, сопоставима  с расходами федерального бюджета  на социальную политику. 

Заключение

Существующие  проблемы в социальной политике государства  требуют незамедлительного решения. Именно от социальной благоустроенности  зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства  о своих гражданах требует  больших финансовых вложений. На первый взгляд невидимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить об уровне жизни наименее обеспеченных слоев  общества и то, какую часть занимает эта группа населения в общем  населении страны. Поэтому эффективная  социальная политика государства является одной из первоочередных задач перехода к рыночным отношениям и выхода Российской экономики из кризиса.

Для наиболее плодотворной деятельности в формировании, реализации и контроле исполнения социальной политики должны участвовать в качестве субъектов  все ветви и органы государственной  власти в РФ, органы местного самоуправления, общественные организации и общество в целом, работодатели и бизнес-сообщество. В свою очередь, объектами социальной политики должны стать все категории  и слои населения, общественные и  территориальные организации и  группы, а также отрасли социальной сферы.

Информация о работе Государство как субъект управления обществом