Гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 09:16, курсовая работа

Описание

В сущности, гражданское общество – общество рыночных, частнокапиталистических отношений, основой которых является юридически свободная личность.

Содержание

I. Вступление……………………………………………….……………3
II. Основная часть
1. Гражданское общество как понятие………………………………7
2. Различные концепции гражданского общества............................11
3. Гражданское общество и факторы, влияющие на него…........…15
3.1 Частная собственность.……………………..………….17
3.2 Развитие демократии в обществе…………...…………20
3.3 Гражданские права………………………..……………24
3.4 Принцип разделения властей………………...……….. 27
4. Соотношение гражданского общества и государства…………..31
5. Гражданское общество в современной России………...………..35
III. Заключение………………………………………………….………...37
IV. Список литературы……………………………………………….......39
V. Приложение………………………………………………...…………41

Работа состоит из  1 файл

Гражданское общество 2010 г.+.doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)

      Интерес - вот главное, что соединяет друг с другом членов гражданского общества в его современном понимании. Интерес личный, который не может реализоваться в отрыве от общественного интереса. С одной стороны, тесная взаимосвязь и взаимозависимость индивидов, а с другой - противоречия между интересами личности и общества. В этом проявляется вся сложность и диалектичность современных представлений о гражданском обществе.

     Авторы  «Манифеста Коммунистической партии»  провозгласили своей целью уничтожение  частной собственности. Но время  показало, что собственность бывает разная. Именно поэтому в большинстве стран сложилось реальное многообразие форм собственности. Постепенно вопрос о гражданском обществе превратился в вопрос о наиболее целесообразном, разумном устройстве человеческого бытия. При всех различиях мнений, большинство обществоведов стало сходиться в том, что государство не должно претендовать на роль единственного собственника, организатора и координатора. Оно не должно держать в своих руках все общественные взаимосвязи. Возобладало признание того, что отчуждение от собственности неприемлемо для личности, так как отрывает человека от его жизненных корней. Гражданское общество - это не то общество, которое просто состоит из граждан. Это - то общество, которое создаёт необходимые условия для граждан. В нищей, голодной, неразвитой стране не может появиться гражданское общество.6

     Поэтому необходимым условием возникновения гражданского общества является появление у всех граждан общества экономической самостоятельности на базе частной собственности. Гражданское общество — это общество цивилизованных рыночных отношений. В развитом гражданском обществе подавляющая часть населения - частные собственники. При этом наиболее развитым и многочисленным должен являться средний класс. Для подавляющего большинства этих собственников средством получения доходов, средством к жизни их семей является частная собственность. Из всего сказанного вытекает, что гражданское общество есть та среда, в которой современный человек законным путем удовлетворяет свои потребности, развивает свою индивидуальность. 
 
 
 
 
 
 

2. Различные концепции гражданского общества

     Существует  множество различных точек зрения на гражданское общество. В этой работе рассмотрены некоторые из них.

     В рамках либерального мировоззрения право ассоциируется с личной свободой, с автономной (самостоятельной и ни от кого не зависящей) и юридически равной с другими личностью, с незыблемостью ее священного права на частную собственность и частную жизнь.

      Такое общество, в котором каждый может беспрепятственно реализовывать свои прирожденные права и свободы, называется гражданским обществом. Последнее пришло на смену обществу феодальному, т.е. сословному, негражданскому обществу подданных. Гражданское общество естественной формой своего существования предполагает демократию, предоставляющую всем равные юридические возможности участия в политической жизни государства. Гражданское общество, демократия и правовое государство оказываются синонимами индивидуалистического общества, организованного на правовых началах. При этом, однако, идеологически гражданское общество противопоставляется государству. Своего главного врага теоретики либерализма видят не в отдельных представителях самого гражданского общества и не в возможной внешней угрозе, а в публичной власти собственного государства, которое, обладая монополией на организованное принуждение, может потенциально посягать на ценностно-приоритетные индивидуальные права и свободы граждан. Поэтому либеральная концепция правового государства предполагает такую организацию государственной власти, которая подчинена праву, понятому как осуществление верховенства прав и свобод человека и гражданина. Из этих предпосылок вытекают и основные признаки правового государства.

      Иную, не индивидуалистическую, а религиозно-персоналистическую трактовку прав человека и соборно-коммуникативное обоснование гражданского общества можно найти в русской философии права. Например, Н.А. Бердяев, называвший либерализм «поверхностным движением» за отсутствие в нем духовного, онтогологического обоснования духовной свободы человеческой личности, полагал, что «неотъемлемые и священные свободы и права человека обоснованы в Церкви Христовой, признающей бесконечную природу человеческого духа и защищающей его от неограниченных посягательств внешнего государства и общества». Н.А. Бердяев, вслед за многими другими мыслителями, подчеркивает антиисторический характер либеральной доктрины естественного права, которое, считаясь совершенным, противопоставляется несовершенному исторически существующему праву. По мнению философа, концепция неотъемлемых и священных прав человека как естественных, прирожденных, основана на идеализации «естественного человека», «естественного состояния», которого никогда не было в истории. Неотъемлемые и священные права, подчеркивает Н.А.Бердяев, человек имеет не как «естественное» существо, а как существо духовное, обладающее возрожденной божественной благодатью природой. Следовательно, глубокого, онтологического, а не поверхностно-либерального обоснования прав человека следует искать не в «естестве» человека, а в церкви: Бесконечное право человеческой души есть не «естественное», а «историческое» право христианского мира».

      Казалось  бы, противоположная либеральной  социалистическая концепция общества на самом деле также исходит из индивидуалистического, атомистического, представления о природе гражданского общества, требуя, однако, абсолютного «обобществления», коллективизации жизни, т.е. устранения гражданского общества. Она требует его устранения именно потому, что не усматривает в нем подлинного общественного единства, а видит лишь механический агрегат единичных, своекорыстных, взаимно антагонистических сил, искажающих подлинную цель общества.

     В политико-правовом учении С.Л. Франка гражданское  общество представляет как самоорганизующееся общество, как коммуникативная структура. Гражданское общество – это «общественное единство, спонтанно слагающееся из вольного сотрудничества, из свободного соглашения воль отдельных членов общества».

      С.Л.Франк  видит ложность характерной для  либерализма индивидуалистической, или «атомистической», теории общества в том, что общество понимается в ней как простая совокупность онтологически обособленных друг от друга индивидов, для которых сотрудничество есть средство удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.

      Таким образом, в теоретических построениях С.Л.Франка ( и это характерно вообще для русской политико-правовой мысли) гражданское общество мыслится как общество, основанное прежде всего на духовной коммуникации. Именно приверженность одним и тем же духовным ценностям дает возможность членам такого общества не просто существовать в качестве обособленных социальных атомов, озабоченных исключительно собственной выгодой реализации принадлежащих им прав, но выступать ответственными субъектами публичных отношений по поводу общих целей и задач. Такое коммуникативное сообщество в указанном смысле противостоит организованному на формально-правовых началах «классическому» гражданскому обществу.7

     Неверно рассматривать гражданское общество как нечто по сути своей «мягкое», а государство и предпринимательство – как нечто «жесткое». В развитых странах дух гражданского общества пронизывает и «жесткие» сегменты жизни. Элементом гражданского общества может служить сильная местная автономия, за которой стоят высокая степень собираемости налогов и законно избранная местная власть. Таким же элементом может быть высокоразвитый и гибкий мелкий бизнес. Иначе говоря, водораздел проходит не между «жесткими» и «мягкими» сегментами общественной жизни, а между централизованными и децентрализованными, федеральными и местными структурами.

      Концепция правового государства, является в  западных странах не просто теоретической конструкцией, но и реальным итогом развития западного общества, воплощенным в политических и правовых институтах, процессах и процедурах, характеризующих определенный тип правовой культуры. В этом смысле правовое государство как данность определяет и присущие ему отличительные признаки. Но в теории права представлены различные взгляды на идею правового государства, отражающие в той или иной степени особенности правовой идеологии и правовой психологии каждого общества.

      Например, российское правосознание последнего десятилетия XX в. характеризуется завышенными требованиями к правовому государству, имеет место мифологизация его образа. В силу специфики российского правового менталитета сама концепция новой модели государственности может получить социальное признание лишь при условии придания такому государству универсальных социальных качеств и сакрального значения. Правовое государство воспринимается при этом как социальный идеал, отыскание которого разом решит все социальные проблемы и придаст смысл жизни общественному целому. В западном обществе, наоборот, тенденция к идеализации правового государства сходит на нет, поэтому и в теории оно все чаще понимается прагматически т.е. в инструментальном и формально-юридическом смысле.8 
 
 
 

3. Гражданское общество и факторы влияющие на него

     На  степень развития в государстве гражданского общества оказывает влияние множество факторов. Особое влияние оказывает:

  1. Развитие демократии в обществе.
  2. Соблюдение гражданских прав человека.
  3. Развитый институт частной собственности.
  4. Соблюдение принципа разделения властей.

Далее в работе эти факторы рассмотрены более подробно.

     На  гражданское общество влияют также  и другие факторы. Например, по мнению многих исследователей на развитие в стране гражданского общества большое влияние оказывает степень свободы прессы, поскольку с помощью нее общество может публично освещать противозаконные действия государственных чиновников. Свобода печати – одно из слабых мест гражданского общества; чтобы не погибнуть, она должна воспользоваться защитой со стороны государства. Конкурентный и плюралистичный рынок средств массовой информации и книг является краеугольным камнем современных гражданских обществ.

     Также большое значение имеет степень  реализации в государстве принципа разделения властей. Реализация этого принципа важна для уменьшения опасности посягательства на права и свободы человека и гражданина путем ее чрезмерной концентрации в руках одного человека или группы людей.

     При этом происходит не просто отделение  законодательной, исполнительной и  судебной власти друг от друга, но создаются  такие условия, чтобы они, действуя самостоятельно, могли взаимно контролировать друг друга на основе системы взаимных «сдержек и противовесов». Благодаря этому принципу гражданскому обществу легче влиять на деятельность государственного аппарата. Представители каждой ветви власти контролируют деятельность представителей другой ветви исходя из стремлений сделать карьеру или исходя из своих идеологических взглядов. А гражданское общество, попеременно опираясь на разные ветви власти, влияет на государственный аппарат, и таким образом реализует в государстве свои интересы.9

     Также важным для гражданского общества является проведение честных выборов, отражающих мнение общества, верховенство закона и другие факторы. Однако исследование всех этих факторов в данной работе не представляется возможным, в силу внушительного объема этой темы. В данной работе исследуются некоторые из них. Далее рассмотрим эти факторы подробнее.10  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.1 Частная собственность

     Условием  возникновения гражданского общества является появление у всех граждан  общества экономической самостоятельности  на базе частной собственности. Гражданское общество — это общество цивилизованных рыночных отношений. Развитие частной собственности оказывает большое влияние на развитость гражданского общества в государстве. Собственность в реальной жизни представляет собой многогранное явление. Наиболее важными его гранями или проявлениями выступают экономическая и правовая грани. Собственность как экономическая категория проявляется в виде отношений между людьми по поводу различных средств, а также продуктов производства; по поводу материальных благ – их беспрепятственного пользования, владения и распоряжения. Содержание этих отношений выражается в свободном владении, пользовании и распоряжении материальными благами, отдельной вещью или вещами.

Важно отметить, что собственность как  экономическая категория – это не сами по себе средства производства или продукты, это также не отношение отдельного человека или группы людей к средствам производства и их продуктам, а это отношение между людьми по поводу средств производства и производимых ими материальных благ.11

Информация о работе Гражданское общество