Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 09:16, курсовая работа
В сущности, гражданское общество – общество рыночных, частнокапиталистических отношений, основой которых является юридически свободная личность.
I. Вступление……………………………………………….……………3
II. Основная часть
1. Гражданское общество как понятие………………………………7
2. Различные концепции гражданского общества............................11
3. Гражданское общество и факторы, влияющие на него…........…15
3.1 Частная собственность.……………………..………….17
3.2 Развитие демократии в обществе…………...…………20
3.3 Гражданские права………………………..……………24
3.4 Принцип разделения властей………………...……….. 27
4. Соотношение гражданского общества и государства…………..31
5. Гражданское общество в современной России………...………..35
III. Заключение………………………………………………….………...37
IV. Список литературы……………………………………………….......39
V. Приложение………………………………………………...…………41
В связи с этим среди гражданских прав немало таких, которые именуют негативными («свобода от…»). Например, право на частную жизнь - недопустимость вторжения в сферу личной жизни. Но существуют и позитивные права («право на…»). К ним принадлежат такие права, как право на свободу выбора местожительства, свобода совести и вероисповедания и т.д.
Одно из определений прав человека заключается в том, что они выступают в качестве пределов осуществления государственной власти. Вместе с тем в процессе реализации индивидуальной свободы интересы личности могут стать объектом противоправных действий отдельных граждан или должностных лиц. Характеризуя свободу, Ш,Л, Монтескье подчеркивал, что «в государстве, т.е. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего не должно хотеть…».Уменьшение гражданский прав возможно, когда это продиктовано, во-первых, особыми причинами высокой публичной или частной значимости и, во-вторых, устанавливаемые ограничительные меры не являющиеся чрезмерными и адекватнее требующим их ограничения обстоятельствам.
Правомерные ограничения гражданских прав человека могут заключаться в законных задержаниях, арестах, заключениях под стражу, лишениях свободы, подписке о невыезде, обысках, выемках, приостановлении деятельности религиозных организаций, их ликвидации и т.д. Условия правомерного ограничения гражданских прав и свобод закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
Человек как биологический вид обладает определенными генетическими способностями поведения, специфическими реакциями на акты насилия, причем эти человеческие свойства существуют в разных цивилизациях и не могут быть объяснены только культурно-историческими факторами и связями. Существуют генетические предпосылки прав человека, которые коренятся в природном стремлении человеческого рода к выживанию. Но существенно и то, что эти предпосылки могут стать неотъемлемыми свойствами личности лишь при определенных исторических обстоятельствах, а значит лишь к моменту достижения обществом определенного уровня развития.
Основные
гражданские права окончательно
сформировались лишь в середине XX в.
Человечество не сразу пришло к идее французской
Декларации прав человека и гражданина
1789 г. о равных и неотъемлемых правах. Британская
Великая хартия вольностей (1213 г.) или Жалованная
грамота дворянству Екатерины II ( 1785 г.)
предоставила права ( а точнее, привилегии
) только одной социальной группе: «свободным
людям», или дворянам.. Таким образом, естественный
характер прав человека может быть реализован,
когда сформировались объективные политические,
социально-экономические и культурные
условия. Отсюда следует, что только к
моменту наступления этих условий гражданское
общество в государстве может существовать.19
3.4 Принцип разделения властей
Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.
С помощью разделения властей
правовое государство
Принцип разделения властей на законодательную ветвь, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.
В Конституции РФ предусмотрен принцип разделения властей в России. Так, в ст. 10: "Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."
К органами законодательной власти в Российской Федерации относятся:
- Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации;
-
органы власти других
К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся:
- Президент Российской
- Высшие должностные лица
республик, избираемые
- Правительство республик;
К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:
- Конституционный Суд
- Верховный Суд Российской Федерации;
- Высший Арбитражный Суд
- районные народные суды; суды специальной юрисдикции.
Для демократического общества
принцип разделения властей
4. Соотношение гражданского общества и государства
Много споров ведется в современной литературе о роли государства в современном гражданском обществе. В традициях политического либерализма рассматривать государство как неизбежное зло. Государство, дескать, ограничивает свободу, якобы плодит агрессию, бедность, социальные пороки, а гражданское общество выступает за свободу и против агрессии, оно заботится о бедных и обиженных судьбой. С их точки зрения, гражданское общество противостоит государству как добро противостоит злу. Распространено мнение, что государственное регулирование должно сводиться к минимуму. Это - охрана внешних границ, борьба с нарушениями правопорядка и с преступностью, создание условий для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников. Государство должно помогать вести общие дела и при этом не мешать «естественному» ходу экономической жизни. Обязанности граждан такое представление сводит лишь к исполнению законов и уплате налогов. В такой общественной системе нет места «вертикали власти», её заменяет «горизонталь». В юридическом аспекте для такого гражданского общества характерны принцип презумпции невиновности и правило «разрешено всё, что не запрещено законом».
Сторонники такой концепции
Активная политика начала 90-х годов на «разгосударствление», «дерегулирование», дезинтеграцию, демонополизацию многому научила общество. Осмысливая пагубные последствия полного устранения государства от управления экономикой и бросания всего и вся на самотёк, стали признавать роль государственного регулирования и сохранения государственной монополии на важнейшие отрасли. При этом считается, что государственное регулирование экономики возможно только экономическими методами: через общие приоритеты и ориентиры, через налоги, кредиты, тарифы, пошлины, через создание рабочих мест и сохранение макроэкономической стабильности. Признаются недопустимыми приказные, волевые и другие «нерыночные» меры.
Немецкая классическая философия, в трудах представителей которых начинает осознаваться необходимость четкого различия между государством и гражданским обществом (как сферой, охватывающей все многообразие социальных связей, лежащей между индивидом и государством), отдавали приоритет во взаимодействии государства и гражданского общества государству (особенно Гегель). В философии и социологии марксизма, а также в большинстве современных политологических и социологических теорий, напротив, утверждается приоритет гражданского общества над государством, а в его расширении и укреплении усматривается одно из важнейших условий социального прогресса.
Согласно устоявшемуся мнению государственное регулирование общественных отношений воспринимается как одно из проявлений (функций) государственного управления. Основной смысл и содержание его заключается в установлении и обеспечении государством общих правил поведения ( деятельности ) субъектов общественных отношений и корректировке их в зависимости от изменяющихся условий. 22
Однако этим не исчерпывается данная функция государственного управления. Она включает в себя также всесторонний контроль за выполнением требований, содержащихся в нормах права, регулирующих те или иные общественные отношения; координацию и установление общего направления деятельности участников соответствующих отношений, всестороннюю защиту их законных интересов и прав; определение и нормативное закрепление приоритетов в проводимой в сфере экономики государственной политике; установление порядка заключения государственных контрактов ( договоров ), порядка регистрации, лицензирования и т.п.
Касательно уровня экономического развития, как фактора влияющего на степень развития гражданского общества, в качестве субъектов государственного регулирования экономики традиционно выступают органы государственной власти и управления. В странах общего права (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.), где судебный прецедент рассматривается в качестве источника права, субъектами государственного регулирования экономики могут выступать также и суды.
Общепризнанными
правовыми формами
Законы всегда имеют приоритетное значение. Россия в этом плане не является исключением, однако с двумя оговорками. Первая. Зачастую не законы, а указы президента, согласно сложившейся практике, имеют приоритетное значение в ряде сфер жизни общества и экономики, включая процессы акционирования, приватизации и др. Весьма важным является то, чтобы эта практика всегда строго согласовывалась со ст. 90 ч. 3 Конституции РФ, гласящей, что «указы Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам» и что президент только в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». ( с промежутком в абзац там же)
Во всех странах действенными, хотя и весьма традиционными инструментами государственного регулирования экономических и других сфер жизни общества являются налоги, пошлины, стандарты, госзаказы, всевозможные тарифы и пр., которые в обязательном порядке трансформируются в те или иные нормативно-правовые акты, в различные правовые формы. При этом, государственно регулирование экономики должно рассматриваться в теории и на практике в неразрывной связи с социальным, а точнее, социально-экономическим регулированием. Последнее должно предприниматься исключительно в целях обеспечения безопасности граждан, их здоровья, трудовой занятости и решения других социальных задач.