Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:28, контрольная работа
Группы, будучи основным субъектом политики, специфическим образом включаются в конкурентные отношения по поводу государственной власти. В целом понятие «группа» фиксирует сходство людей, как по врожденным, так и по приобретаемым в процессе жизни признакам. При этом каждый человек одновременно принадлежит к разным социальным группам. В то же время для человека характерна какая-либо наиболее существенная групповая принадлежность, выражающая его основные интересы и ценности, отношение к жизни.
Введение
Артикуляция интересов и роль социальных групп в этом процессе.
Теория групп А. Бентли.
Классификация «заинтересованных групп».
Классификация «групп давления».
Лобби: история понятия и современное состояние.
Особенности групп интересов в России.
Заключение
Список использованной литературы ............................................... 21
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЫБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П. А. Соловьева
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
по дисциплине "ПОЛИТОЛОГИЯ"
ВАРИАНТ № 11
Группа: ЗТЭП1-10
Студент: Рыбаков А. Н.
__________________________
Преподаватель: Тарасова Г. Н.
Оценка____________________
___________________________
Рыбинск, 2012
Содержание
Часть 1. Группы интересов как субъекты политических отношений ...... 3
План ..............................
Введение ..............................
Артикуляция интересов и роль социальных групп в этом
процессе......................
Теория групп А. Бентли ..............................
Классификация «заинтересованных групп»........................
Классификация «Групп давления».....................
Лобби: история понятия и современное состояние. ...................... 14
Особенности групп интересов в России........................
Заключение ..............................
Список использованной
литературы ..............................
Часть 2. Политико-правовая мысль Древнего Китая .............................. 22
Часть 1
Группы интересов как субъекты политических отношений
План
Введение
Артикуляция интересов и роль социальных групп в этом процессе.
Теория групп А. Бентли.
Классификация «заинтересованных групп».
Классификация «групп давления».
Лобби: история понятия и современное состояние.
Особенности групп интересов в России.
Заключение
Введение
Группы, будучи основным субъектом политики, специфическим образом включаются в конкурентные отношения по поводу государственной власти. В целом понятие «группа» фиксирует сходство людей, как по врожденным, так и по приобретаемым в процессе жизни признакам. При этом каждый человек одновременно принадлежит к разным социальным группам. В то же время для человека характерна какая-либо наиболее существенная групповая принадлежность, выражающая его основные интересы и ценности, отношение к жизни.
Люди, живя и воспринимая действительность в соответствии с этими групповыми нормами и стандартами, вступают в определенные конфликтные отношения с представителями других общностей, групп, имеющих иные потребности, взгляды на жизнь, возможности и ресурсы. Как показывает опыт, именно переплетение интересов групп, их различные связи и взаимоотношения оказывают существенное воздействие на содержание политических процессов.
Однако далеко не каждая группа стремится использовать политические средства для решения своих проблем, предпочитая строить свои отношения с оппонентами на идеях сотрудничества, взаимопонимания или заключения различного рода договоров и сделок. В ряде случаев стремление включиться в политику для защиты своих интересов сочетается у некоторых групп с неспособностью использовать институты государственной власти для укрепления своей целостности, завоевания новых ресурсов или достижения более высокого общественного положения. А в отдельных, например тоталитарных, системах группы и вовсе лишены возможности претендовать на политическое участие и, как правило, являются объектами, а не субъектами власти.
Таким образом, социальная группа с политической точки зрения — это только потенциальный субъект отношений в сфере государственной власти. Становление ее реальным, действующим субъектом политических отношений, практически использующим свои ресурсы в целях изменения характера функционирования государственной власти и управления, представляет собой длительный и сложный процесс, который зависит от многих внутренних и внешних для группы причин.
Артикуляция интересов и роль социальных групп в этом процессе
АРТИКУЛЯЦИЯ ИНТЕРЕСОВ (лат. articulo — расчленяю) — функция политической системы, состоящая в выявлении группами интересов, общественными организациями и политическими партиями требований индивидов и социальных групп, предъявляемых к политической системе. Термин введен в научный оборот классиком теории политических систем Г. Алмондом. К основным формам артикуляции интересов Алмонд относит голосование на выборах (массовые решения относительно политических лидеров и их программ), деятельность неформальных групп, общественных движений (коллективное действие, направленное на достижение общего интереса), непосредственный контакт (частные проблемы граждан), а также протестную деятельность (активно выраженная поддержка особых интересов). «Процесс артикуляции интересов — это процесс выражения гражданами своих нужд и требований к правительству». Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. «Сравнительная политология сегодня»
Действие причин, побуждающих политическое участие группы, влечет за собой создание необходимых механизмов и институтов, обеспечивающих ее реальное вступление в политическое пространство. Основными составляющими этого сложного и многогранного процесса являются процедуры и технологии артикуляции и агрегирования интересов, а также формирование представительных структур.
Процесс артикуляции представляет собой преобразование исходящих от принадлежащих группе граждан социальных эмоций и ожиданий в четкие и определенные политические цели и требования. При этом, как считают Г. Алмонд и А. Пауэлл, артикуляции подвергаются не только явные, но и латентные (внешне не выраженные) интересы. Поэтому артикулированы могут быть и рационально понятая солидарность с властями, выражающая, к примеру, удовлетворенность граждан своим уровнем жизни, и смутно ощущаемый людьми социальный дискомфорт, чувства социального одиночества, жизненной неустроенности и т.д.
Артикуляция направлена на то, чтобы донести до принимающих государственные решения лиц пожелания различных частей населения и тем самым включить последних в политический процесс как равноправных носителей властных прав, утвердив их в качестве субъектов политики. За счет артикулирования групповые интересы начинают «снизу» встраиваться в систему сложившихся в стране политических взаимоотношений. В целом, способствуя выдвижению перед правительством массы разнородных, не скоординированных между собой запросов различных групп, процесс артикуляции усложняет и одновременно оптимизирует принятие государственных решений. Это связано с тем, что правящие структуры получают возможность видеть наиболее тревожащие общество проблемы, определять соответствующие приоритеты в разрешении социальных конфликтов, координировать свой курс в соответствии с изменяющейся ситуацией и оценками общественного мнения.
Способностью к артикуляции обладают практически все социальные группы, независимо от уровня их самоорганизации. В качестве субъектов групповой артикуляции могут выступать и представители данного слоя населения, и даже отдельные лица, действующие вне рамок посреднических структур. В литературе обычно выделяют следующих субъектов артикуляции: все население (макросоциальная группа); корпус граждан (особая часть населения); компетентная группа (посредническая структура) и лидер. Каждый из них обладает собственными возможностями в деле политической трансформации групповых потребностей, придания этим интересам той субъективной формы, которая наиболее точно выражает чаяния и замыслы людей.
В основе субъективного оформления групповых требований лежит задача вычленения подлинной проблемы, которая является источником либо политического протеста, либо поддержки властей. Например, в качестве причины падения своего уровня жизни, заставляющего людей обращаться к государству, могут быть признаны следующие факторы: неэффективное управление экономикой со стороны центральных властей, ошибки местного руководства, внешнеполитические причины, предполагающие необходимость несения дополнительных расходов в связи с ведением военных действий за рубежом, и т.д. Понятно, что в зависимости от признания той или иной причины ухудшения своего положения люди будут выдвигать и различные требования к власти, т.е. по-разному трактовать вызвавшую их недовольство проблему.
Политические требования, как правило, связаны с наличием у группы многих нерешенных вопросов, поэтому артикуляция предполагает селекцию ее властно значимых потребностей, которая заканчивается выстраиванием определенных проблемных иерархий и отбором наиболее важных и значимых запросов к власти.
Политически оформленные интересы могут иметь и самые разнообразные формы выражения. Они могут быть представлены не только в виде конкретно выраженных просьб, требований, лозунгов или ясно сформулированных программных целей той или иной партии, но и в виде неопределенных деклараций.
Принципиальным требованием
к артикуляции интересов
Таким образом, требование соответствия выдвигаемых группой требований правилам политической игры предусматривает поиск и нахождение ею такого способа оформления своих политических претензий, который заставил бы власть реально реагировать на них, а, следовательно, признать группу в качестве партнера, оппонента, политического противника и даже врага. Это предполагает установление довольно широких, но вместе с тем весьма определенных критериев оценки групповых требований. С одной стороны, они должны быть достаточно «громко» заявлены, чтобы обратить на себя внимание властей, заставить государственные органы реагировать на выдвигаемые требования. С другой стороны, они не должны переходить границы превращения даже самого радикального протеста в такие формы социального поведения (например, в террористические), которые заставили бы государство обратиться уже не к политическим, а к административно-силовым формам ведения диалога с этой группой.
Теория групп А. Бентли.
Американский политолог Бентли в работе «Процесс управления» (1908 г.) впервые предложил новую социальную группу, которую он назвал «группа интересов».
Группа интересов – это объединения людей на основе общности интересов и действий в каждой конкретной политической ситуации.
Главным объектом воздействия групп интересов являются государственные институты: правительство и парламент, а также местные органы власти и управления.
Группы интересов отличаются от партий тем, что они не стремятся к власти, взятию на себя политической ответственности и формированию правительства, не выставляют собственных кандидатов на выборах в государственные органы. Однако они влияют на парламент и правительство и принимаемые ими решения. Группы интересов могут поддерживать те или иные партии или же не иметь устойчивой партийной ориентации.
Типы групп интересов:
1. Аномические группы – возникают неожиданно, в форме стихийной реакции на ту или иную ситуацию. Их отличает слабая и неустойчивая структурная оформленность, отсутствие постоянных организованных коллективных действий и кратковременность существования. Сюда относятся стихийные митинги, бунты, манифестации.
2. Институциональные группы – возникают на базе формальных политических институтов выполняющих определенные функции в политической системе и обществе. Наряду с формально зафиксированными целями, такие группы имеют и свои специфические интересы. Влияние институциональных групп не всегда заметно. Эти групп возникают на базе министерств, ведомств, армии, партийного аппарата, церкви.
3. Лоббистские организации – оказывают давление на законодателей с целью принятия законов и решений в интересах отдельных партий. Они стремятся реализовывать свои интересы через влияние на депутатов, членов правительства с помощью их информирования, рекомендаций, убеждения, экспертных оценок, предложения собственных законопроектов или участия в их разработке, оказания различного рода услуг.
4. Ассоциативные группы – специализирующиеся на защите определенных интересов организации, имеющие четкую структуру и правовой статус. К ним принадлежат профсоюзы, объединения предпринимателей, молодежные, женские, профессиональные, этнические, религиозные ассоциации.
Группы интересов различаются не только по целям, особенностям внутренней организации и характера активности, но и по сферам их деятельности. В связи с этим выделяются группы интересов, действующие в экономической, социальной, религиозной, культурной, спортивной сферах.
Функции групп интересов:
1. Артикуляция интересов – формулирование требований, соответствующих интересам групп.
2. Агрегация интересов – выявление сходных интересов граждан с целью объединения в политический интерес.
3. Интеграция группы – объединение вокруг общих целей.
Информация о работе Группы интересов как субъекты политических отношений