Группы интересов как субъекты политических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:28, контрольная работа

Описание

Группы, будучи основным субъектом политики, специфическим образом включаются в конкурентные отношения по поводу государственной власти. В целом понятие «группа» фиксирует сходство людей, как по врожденным, так и по приобретаемым в процессе жизни признакам. При этом каждый человек одновременно принадлежит к разным социальным группам. В то же время для человека характерна какая-либо наиболее существенная групповая принадлежность, выражающая его основные интересы и ценности, отношение к жизни.

Содержание

Введение
Артикуляция интересов и роль социальных групп в этом процессе.
Теория групп А. Бентли.
Классификация «заинтересованных групп».
Классификация «групп давления».
Лобби: история понятия и современное состояние.
Особенности групп интересов в России.
Заключение
Список использованной литературы ............................................... 21

Работа состоит из  1 файл

политология кр.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЫБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АВИАЦИОННЫЙ 

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П. А. Соловьева

 

 

 

 

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

по дисциплине "ПОЛИТОЛОГИЯ"

ВАРИАНТ № 11

 

 

 

 

 

 

 

Группа: ЗТЭП1-10

Студент: Рыбаков А. Н.

__________________________

 

Преподаватель: Тарасова Г. Н.

Оценка____________________

___________________________

 

 

 

 

 

 

Рыбинск, 2012

Содержание

 

Часть 1. Группы интересов как субъекты политических отношений ...... 3

План .......................................................................................................3

Введение ............................................................................................... 3

Артикуляция интересов и роль социальных групп в этом              

процессе................................................................................................. 4

Теория групп А. Бентли ...................................................................... 8

Классификация «заинтересованных групп».................................... 10

Классификация «Групп давления»................................................... 11

Лобби: история понятия  и современное состояние. ...................... 14

Особенности групп интересов в России.......................................... 18

Заключение ........................................................................................ 19

Список использованной литературы ............................................... 21

Часть 2. Политико-правовая мысль Древнего Китая .............................. 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 1

Группы интересов как  субъекты политических отношений

 

План

Введение

Артикуляция интересов и роль социальных групп в этом процессе.

Теория групп А. Бентли.

Классификация «заинтересованных групп».

Классификация «групп давления».

Лобби: история понятия  и современное состояние.

Особенности групп интересов  в России.

Заключение

 

Введение

Группы, будучи основным субъектом политики, специфическим образом включаются в конкурентные отношения по поводу государственной власти. В целом понятие «группа» фиксирует сходство людей, как по врожденным, так и по приобретаемым в процессе жизни признакам. При этом каждый человек одновременно принадлежит к разным социальным группам. В то же время для человека характерна какая-либо наиболее существенная групповая принадлежность, выражающая его основные интересы и ценности, отношение к жизни.

Люди, живя и воспринимая  действительность в соответствии с  этими групповыми нормами и стандартами, вступают в определенные конфликтные отношения с представителями других общностей, групп, имеющих иные потребности, взгляды на жизнь, возможности и ресурсы. Как показывает опыт, именно переплетение интересов групп, их различные связи и взаимоотношения оказывают существенное воздействие на содержание политических процессов.

Однако далеко не каждая группа стремится использовать политические средства для решения своих проблем, предпочитая строить свои отношения с оппонентами на идеях сотрудничества, взаимопонимания или заключения различного рода договоров и сделок. В ряде случаев стремление включиться в политику для защиты своих интересов сочетается у некоторых групп с неспособностью использовать институты государственной власти для укрепления своей целостности, завоевания новых ресурсов или достижения более высокого общественного положения. А в отдельных, например тоталитарных, системах группы и вовсе лишены возможности претендовать на политическое участие и, как правило, являются объектами, а не субъектами власти.

Таким образом, социальная группа с политической точки зрения — это только потенциальный субъект отношений в сфере государственной власти. Становление ее реальным, действующим субъектом политических отношений, практически использующим свои ресурсы в целях изменения характера функционирования государственной власти и управления, представляет собой длительный и сложный процесс, который зависит от многих внутренних и внешних для группы причин.

 

Артикуляция интересов и роль социальных групп в этом процессе

АРТИКУЛЯЦИЯ ИНТЕРЕСОВ (лат. articulo — расчленяю) — функция политической системы, состоящая в выявлении группами интересов, общественными организациями и политическими партиями требований индивидов и социальных групп, предъявляемых к политической системе. Термин введен в научный оборот классиком теории политических систем Г. Алмондом. К основным формам артикуляции интересов Алмонд относит голосование на выборах (массовые решения относительно политических лидеров и их программ), деятельность неформальных групп, общественных движений (коллективное действие, направленное на достижение общего интереса), непосредственный контакт (частные проблемы граждан), а также протестную деятельность (активно выраженная поддержка особых интересов). «Процесс артикуляции интересов — это процесс выражения гражданами своих нужд и требований к правительству». Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. «Сравнительная политология сегодня»

Действие причин, побуждающих  политическое участие группы, влечет за собой создание необходимых механизмов и институтов, обеспечивающих ее реальное вступление в политическое пространство. Основными составляющими этого сложного и многогранного процесса являются процедуры и технологии артикуляции и агрегирования интересов, а также формирование представительных структур.

Процесс артикуляции  представляет собой преобразование исходящих от принадлежащих группе граждан социальных эмоций и ожиданий в четкие и определенные политические цели и требования. При этом, как считают Г. Алмонд и А. Пауэлл, артикуляции подвергаются не только явные, но и латентные (внешне не выраженные) интересы. Поэтому артикулированы могут быть и рационально понятая солидарность с властями, выражающая, к примеру, удовлетворенность граждан своим уровнем жизни, и смутно ощущаемый людьми социальный дискомфорт, чувства социального одиночества, жизненной неустроенности и т.д.

Артикуляция направлена на то, чтобы донести до принимающих  государственные решения лиц пожелания различных частей населения и тем самым включить последних в политический процесс как равноправных носителей властных прав, утвердив их в качестве субъектов политики. За счет артикулирования групповые интересы начинают «снизу» встраиваться в систему сложившихся в стране политических взаимоотношений. В целом, способствуя выдвижению перед правительством массы разнородных, не скоординированных между собой запросов различных групп, процесс артикуляции усложняет и одновременно оптимизирует принятие государственных решений. Это связано с тем, что правящие структуры получают возможность видеть наиболее тревожащие общество проблемы, определять соответствующие приоритеты в разрешении социальных конфликтов, координировать свой курс в соответствии с изменяющейся ситуацией и оценками общественного мнения.

Способностью к артикуляции  обладают практически все социальные группы, независимо от уровня их самоорганизации. В качестве субъектов групповой артикуляции могут выступать и представители данного слоя населения, и даже отдельные лица, действующие вне рамок посреднических структур. В литературе обычно выделяют следующих субъектов артикуляции: все население (макросоциальная группа); корпус граждан (особая часть населения); компетентная группа (посредническая структура) и лидер. Каждый из них обладает собственными возможностями в деле политической трансформации групповых потребностей, придания этим интересам той субъективной формы, которая наиболее точно выражает чаяния и замыслы людей.

В основе субъективного  оформления групповых требований лежит задача вычленения подлинной проблемы, которая является источником либо политического протеста, либо поддержки властей. Например, в качестве причины падения своего уровня жизни, заставляющего людей обращаться к государству, могут быть признаны следующие факторы: неэффективное управление экономикой со стороны центральных властей, ошибки местного руководства, внешнеполитические причины, предполагающие необходимость несения дополнительных расходов в связи с ведением военных действий за рубежом, и т.д. Понятно, что в зависимости от признания той или иной причины ухудшения своего положения люди будут выдвигать и различные требования к власти, т.е. по-разному трактовать вызвавшую их недовольство проблему.

Политические требования, как правило, связаны с наличием у группы многих нерешенных вопросов, поэтому артикуляция предполагает селекцию ее властно значимых потребностей, которая заканчивается выстраиванием определенных проблемных иерархий и отбором наиболее важных и значимых запросов к власти.

Политически оформленные интересы могут иметь и самые разнообразные формы выражения. Они могут быть представлены не только в виде конкретно выраженных просьб, требований, лозунгов или ясно сформулированных программных целей той или иной партии, но и в виде неопределенных деклараций.

Принципиальным требованием  к артикуляции интересов является приведение выдвигаемых к власти требований в соответствие с наиболее общими, принятыми в конкретном обществе «правилами игры». В большинстве случаев такое соответствие предполагает, что требования солидарности или протеста со стороны групп будут иметь конвенциональный характер и не выходить за рамки правового пространства. Однако потребность в соответствии политических требований принятым в данном государстве нормам имеет несколько более широкий характер, поскольку поставленные цели могут исходить от партий, пытающихся осуществить полномасштабный пересмотр конституции и потому не считающих для себя возможным придерживаться установлений прежней правовой системы. В таком же положении могут оказаться и партии, находящиеся на нелегальном положении.

Таким образом, требование соответствия выдвигаемых группой  требований правилам политической игры предусматривает поиск и нахождение ею такого способа оформления своих политических претензий, который заставил бы власть реально реагировать на них, а, следовательно, признать группу в качестве партнера, оппонента, политического противника и даже врага. Это предполагает установление довольно широких, но вместе с тем весьма определенных критериев оценки групповых требований. С одной стороны, они должны быть достаточно «громко» заявлены, чтобы обратить на себя внимание властей, заставить государственные органы реагировать на выдвигаемые требования. С другой стороны, они не должны переходить границы превращения даже самого радикального протеста в такие формы социального поведения (например, в террористические), которые заставили бы государство обратиться уже не к политическим, а к административно-силовым формам ведения диалога с этой группой.

 

Теория групп  А. Бентли.

Американский политолог  Бентли в работе «Процесс управления»  (1908 г.) впервые предложил новую социальную группу, которую он назвал «группа интересов».

Группа интересов –  это объединения людей на основе общности интересов и действий в каждой конкретной политической ситуации.

Главным объектом воздействия  групп интересов являются государственные институты: правительство и парламент, а также местные органы власти и управления.

Группы интересов отличаются от партий тем, что они не стремятся к власти, взятию на себя политической ответственности и формированию правительства, не выставляют собственных кандидатов на выборах в государственные органы. Однако они влияют на парламент и правительство и принимаемые ими решения. Группы интересов могут поддерживать те или иные партии или же не иметь устойчивой партийной ориентации.

Типы групп интересов:

1.       Аномические группы – возникают неожиданно, в форме стихийной реакции на ту или иную ситуацию. Их отличает слабая и неустойчивая структурная оформленность, отсутствие постоянных организованных коллективных действий и кратковременность существования. Сюда относятся стихийные митинги, бунты, манифестации.

2.        Институциональные группы – возникают на базе формальных политических институтов выполняющих определенные функции в политической системе и обществе. Наряду с формально зафиксированными целями, такие группы имеют и свои специфические интересы. Влияние институциональных групп не всегда заметно. Эти групп возникают на базе министерств, ведомств, армии, партийного аппарата, церкви.

3.       Лоббистские организации – оказывают давление на законодателей с целью принятия законов и решений в интересах отдельных партий. Они стремятся реализовывать свои интересы через влияние на депутатов, членов правительства с помощью их информирования, рекомендаций, убеждения, экспертных оценок, предложения собственных законопроектов или участия в их разработке, оказания различного рода услуг.

4.       Ассоциативные группы – специализирующиеся на защите определенных интересов организации, имеющие четкую структуру и правовой статус. К ним принадлежат профсоюзы, объединения предпринимателей, молодежные, женские, профессиональные, этнические, религиозные ассоциации.

Группы интересов различаются  не только по целям, особенностям внутренней организации и характера активности, но и по сферам их деятельности. В связи с этим выделяются группы интересов, действующие в экономической, социальной, религиозной, культурной, спортивной сферах.

Функции групп интересов:

1.       Артикуляция интересов – формулирование требований, соответствующих интересам групп.

2.       Агрегация интересов – выявление сходных интересов граждан с целью объединения в политический интерес.

3.       Интеграция группы – объединение вокруг общих целей.

Информация о работе Группы интересов как субъекты политических отношений