Группы интересов как субъекты политических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:28, контрольная работа

Описание

Группы, будучи основным субъектом политики, специфическим образом включаются в конкурентные отношения по поводу государственной власти. В целом понятие «группа» фиксирует сходство людей, как по врожденным, так и по приобретаемым в процессе жизни признакам. При этом каждый человек одновременно принадлежит к разным социальным группам. В то же время для человека характерна какая-либо наиболее существенная групповая принадлежность, выражающая его основные интересы и ценности, отношение к жизни.

Содержание

Введение
Артикуляция интересов и роль социальных групп в этом процессе.
Теория групп А. Бентли.
Классификация «заинтересованных групп».
Классификация «групп давления».
Лобби: история понятия и современное состояние.
Особенности групп интересов в России.
Заключение
Список использованной литературы ............................................... 21

Работа состоит из  1 файл

политология кр.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

В отличие от США, в  Германии лоббизм регулируется несколькими законодательными актами. Среди них важнейшую роль играют «Единое положение о федеральных министерствах», «Регламент деятельности германского бундестага», «Кодекс поведения члена бундестага», закон об обязательной публикации списка официальных лоббистов. Согласно правовому положению, каждый депутат обязан отражать в официальных документах свои прошлые и настоящие контакты с имеющимися объединениями, союзами, фирмами (т.е. открыто заявлять о своих лоббистских связях и функциях). 

Организация парламентского и правительственного лоббизма в Германии во многих чертах сходна с описанным выше механизмом лоббирования в США. Значительную роль играют различные комитеты, комиссии, совещательные советы, созданные при правительственных органах власти. Специфической чертой немецкого лоббизма является его тесная связь с партиями. Различного рода ассоциации оказывают «практическую помощь» партиям в разработке экономических разделов их программ, таким образом, влияя на формирование экономической политики и принятие благоприятных для себя решений. 

Таким образом, лоббизм в современном общественном и индивидуальном сознании воспринимается неоднозначно. Можно выделить три основных позиции.

Во-первых, огромной массой людей на планете лоббизм не воспринимается вообще из-за неразвитости их мышления и сознания, отчужденности от духовно-теоретической жизни мирового сообщества, особенностей образа жизни и некоторых других причин. Но лоббизм как явление, тем не менее, существует, а его основные формы и методы активно проявляются в политической жизни людей, но не осмысливаются как лоббистские отношения.

Во-вторых, значительно  меньшая часть людей на планете  знакома с понятием «лоббизм», но знакома только с отрицательным ее объяснением и проявлением как негативной деятельностью всевозможных групп интересов, отдающих приоритет удовлетворению, в первую очередь, экономических потребностей своих социальных групп, соответственно преломляющихся в политические, в ущерб потребностям и интересам всего общества. Такая лоббистская деятельность по праву воспринимается критически, она отрицается как ненужная или даже враждебная человеку, социальным общностям, социуму вообще.

В-третьих, существует также позиция, представители которой считают лоббизм естественным проявлением политической жизни общества, необходимым элементом общественного и индивидуального сознания. Никто не подсчитывал сторонников каждой из точек зрения, но третья позиция, как представляется, занимает по числу последователей промежуточное положение между первой и второй. Можно даже предположить некоторую тенденцию, которая отражает возрастание нейтрального отношения к лоббизму и активному познанию его форм и методов.

 
Особенности групп интересов  в России.

В СССР общественные организации  действовали под прямой опекой  партийных комитетов, выполняли в политической системе роль проводников решений КПСС, которая по существу определяла их высший руководящий состав.

После краха коммунистического режима наиболее крупные организации, и, прежде всего номенклатурное руководство и верхушка аппарата, поменяв названия или разделившись на несколько организаций, сохранились и перенесли в новые условия прежние привычки и традиции. Это во многом определяет внутреннюю жизнь и общественно-политическую роль групп интересов в современной России. Наиболее массовые из них унаследовали от прошлого свои привилегии, материальную базу, а также зависимость от государства и лояльность к власти (например, Независимые профсоюзы). 

Образовавшиеся в последние  годы подлинно независимые, добровольные группы интересов из-за крайней ограниченности ресурсов, затрудненности доступа к СМИ, политической пассивности населения не имеют значительного влияния в обществе.

Этого нельзя сказать  о финансово-промышленных группах, которые сконцентрировались вокруг крупных банков и приобрели огромное влияние на политическую жизнь страны. В условиях крайней слабости партийной  системы финансово-промышленные группы оказывают большее влияние на политику, чем подавляющее большинство партий. Этому способствует тесная связь таких групп с правящей элитой. Помимо огромных денежных ресурсов, они обладают таким первостепенным по своей значимости средством политического воздействия, как СМИ. Так, например, возглавляемая президентом «Мостбанка» В. Гусинским группа «Медиа-Мост» в 1998 г. включала телевизионный канал НТВ, радиостанцию «Эхо Москвы», ежедневную газету «Сегодня», журнал «Итоги», издательство «Семь дней», целый ряд других центральных и региональных СМИ.

СМИ иначе называют «четвёртой властью», подразумевая под другими  – законодательную, исполнительную и судебную. Политическая роль СМИ  выражается в производстве политической информации, которая имеет общественную значимость и требует внимания со стороны государственных органов, оказывая на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий, политических лидерах, о состоянии дел в различных сферах жизни.

 

 

 

 

Заключение

В современных демократических  странах существует множество различных добровольных объединений людей. Основанием группирования интересов могут быть экономические, социальные, культурные, этнические, религиозные, идеологические потребности. Основное предназначение групп интересов, как и политических партий, состоит в агрегации и артикуляции интересов. В этих группах происходит согласование множества частных требований граждан и социальных групп, оформление этих первоначально расплывчатых взглядов и мнений в конкретные требования, выработка на их основе общепризнанных целей деятельности организаций.

Наряду с агрегированием и артикуляцией интересов важной социальной функцией групп интересов  является информирование органов, принимающих политические и административные решения. И это, без сомнения, способствует повышению эффективности деятельности власти, которая, ознакомившись с общественными настроениями, может проводить политический курс, отвечающий реальным потребностям граждан.

Артикулирование, агрегирование и информирование властных структур о многообразных интересах граждан и социальных групп свидетельствует об общности социальной роли групп интересов и партий в политической системе общества. Но, наряду с общими моментами, между этими субъектами политического процесса имеются два существенных отличия. Во-первых, политические партии в качестве важнейшего средства отстаивания интересов считают завоевание власти в государстве. Группы интересов не ставят перед собой такой цели. Они отстаивают интересы своих членов, оказывая влияние на властные структуры. Во-вторых, политические партии, как правило, стремятся к расширению социальной базы и объединяют в своих рядах людей с разнообразными интересами и ориентациями. Специализированные же группы интересов организуются для того, чтобы защитить частные (особенные) интересы своих членов.

 

Список использованных источников

1 Гаджиев, К. С. Политология:  Учебник для высших учебных  заведений. – М.: Логос, 2007. – 488 с.

2 Макорта, Г. А. Политология  в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 224 с.

3 Мухаев, Р. Т. Политология.  Конспект лекций: Учебное пособие  / Р. Т. Мухаев. М. : Проспект, 2009. –  224 с.

4 Семененко, И.С. Группы интересов в политическом и социокультурном пространстве. – М.: Юнити-Дана, 2007.

5 Семененко, И.С. Группы интересов на Западе и в России. Концепции и практика. – М.: Инфра-М, 2008.

6 Сорокин, С.Э. Группы интересов и их роль в политической жизни в современной России. – М.: Гардарики, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2

Политико-правовая мысль  Древнего Китая

 

Первые достоверные  исторические сведения о Китае, как  и об Индии, восходят ко II тысячелетию  до н.э. В бассейне реки Хуанхэ сложилось  крупное объединение племени. Правила династия Инь или Шан. В конце XII века до н.э. вожди племени Чжоу (гуны) во главе коалиции племен вторгаются в иньские земли и устанавливают свою власть. Воцаряется династия Чжоу, правящая до середины III века до н.э. Но уже в конце IX века до н.э. государство ослабело от стремления местных правителей отколоться от центра. Кризис побуждал к размышлению, поиску выхода. Это и привело к расцвету китайской политической мысли в VI – V веках до н.э.

В отличие от Индии  в Китае политическая мысль не питалась священными писаниями, она рано выделалась в особый предмет которым занимались мудрецы, философы. Конечно, связь между небом и поднебесной не отрицается, но в центре внимания Китайских мыслителей не вселенная, не начало мира и его суть, а человек и общество, проблемы организации государства. Причем трактуются они рационально и в значительной мере освобождаются от мифологии и религиозности.

Особенно ярко это  заметно у Конфуция, самого знаменитого  китайского философа, чьи взгляды  спустя несколько веков были возведены  в ранг официальной идеологии. Конфуций родился в 551 г до н.э. В детстве был не по годам серьезный, отличался прилежанием и удивительной любовью к церемониям. Окончив учение, он получил должность чиновника и дорос до поста министра в княжестве Лу. Последние годы своей жизни посвятил созданию своей школы и собиранию классических книг и обычаев. Умер Конфуций в 479 г до н.э. в возрасте 72 лет.

Его мысли изложены в  сборнике «Луньюй» («Беседы и высказывания»), составленные учениками философа в V в до н.э.

Конфуция не слишком  занимал вопрос происхождения и сущности мира, неба, загробной жизни. Он сосредоточился на этом мире, на обществе, на наилучшем, разумном устройстве государства. Основу политического учения Конфуция составляет принцип добродетели – ДЭ. Он распространяется на всех людей, причастных к управлению. 
Управляющие верхи должны быть совершенными людьми. Конфуций называет их Цзюн-цзы – Благородные. Их жизнь подчинена строгим нормам ритуала (ЛИ), который они отлично знают и неукоснительно соблюдают. Их отличает гуманность, чувство долга и справедливости, стремление к знаниям. Благородный чиновник всегда следует справедливости Дао. 
Государство он уподобляет гигантской семье, царь – отец, старший в роде, а отношения правящих и подданных – семейными отношениями, где младшие зависят от старших.

Цель государства и  царской власти – общее благо этой семьи, воспитание подданных.

Призвание царя – накормить и обогатить народ, обучить его, защитить его оружием. В свою очередь народ обязан проявлять сыновью почтительность к правителям, беспрекословно им подчиняться. 
Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах. Предполагается типично патриархальная концепция власти.

Конфуций не зовет  вернуться к социальному и  политическому равенству. Он считает иерархию, деление на благородных и простолюдинов естественным, хотя и осуждает крайности бедности и богатства, которые подрывают мир в государстве. Конфуций симпатизировал федерально-удельной аристократии, правда, не отстаивая наследственных сословных привилегий . Он хотел, чтобы место аристократии заняли цзюонь - цзы, люди благородные не по происхождению, а по нравственным свойствам. Принцип «исправления имен» предполагал, что социальный статус каждого человека должен определяться в соответствии с его качествами и поступками. 
Однако одной нравственности чиновников мало для восстановления пошатнувшихся устоев и справедливости, поэтому основу стабильности Конфуций видел в четкой организации и формализации общественной деятельности в том, чтобы каждый соблюдал свои обязанности и находился на отведенном ему месте. Конфуций стремился восстановить всю сумму сложившихся веками традиций и ритуалов, определявших каждый шаг китайцев. Эти правила назывались «ЛИ», своего рода естественное право, освященное многовековой традицией.

Конфуций скептически  относился к попыткам управления посредством создания новых законов, подкрепляемых наказаниями. Следование ритуалу, обычно позволяло, по его мнению, избежать насилия и конфликтов. Он отводил ритуалам роль нормативной системы общества. 
Конфуцианство занимало господствующее положение при императоре У-ди (140 - 87 гг. до н.э.) и до 1949 года конфуцианство оставалось официальной идеологией Китая.

Основателем легизма  считают Шан Яна (390 – 338 гг до н.э.) правителя области Шан. Мысли его изложены в трактате «Книга правителя области Шан».

Шан Ян констатирует, что  народ распустился, стремится к  удовольствиям, забывает свое основное занятие – земледелие и предается побочным занятиям, доходы от которых не поступают в казну. В результате государство клонится к упадку. Выход только один. Государство должно ликвидировать распущенность, установить единообразие в мыслях и действиях. Для этого нужно вводить жесткие нормы, определяющие все сферы жизни, обязательные для всех и обеспеченные наказанием. Эти новые нормы называются законом – ФА, в отличие от обычных норм ритуала - ЛИ. Отсюда латинизированное название школы - "легизм". Унификация предполагала строгую систему наказаний, пресечение частнособственнеческих тенденций, приводящих к накоплению богатства у подданных, а не в казне, систему доносов и даже круговой поруки, т.е. коллективной ответственности, освободить от которой мог только своевременный донос. В идеологии легизма государство превращалось в самодавлеющий институт, в смысл и цель существования общества. 
В области управления предполагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий. Намечалось упразднить передачу должности по наследству. На административные должности Шан Ян предлагал выдвигать тех, кто доказал преданность государю на службе в войсках. Высшей целью деятельности государя Шан Ян считал создание могущественной державы, способный объединить Китай.

Легизм содержал наиболее полную программу централизации  государства и его рекомендации были использованы при объединении страны под властью императора Цинь Шихуана. (III век до н.э.) 

Вывод

В государствах Древнего Востока общественное сознание оставалось слабо дифференцированным, поэтому в политико-правовой мысли переплетались религиозные взгляды с пережитками первобытных мифов, а также с морально нравственными проблемами.




Информация о работе Группы интересов как субъекты политических отношений