Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:28, контрольная работа
Группы, будучи основным субъектом политики, специфическим образом включаются в конкурентные отношения по поводу государственной власти. В целом понятие «группа» фиксирует сходство людей, как по врожденным, так и по приобретаемым в процессе жизни признакам. При этом каждый человек одновременно принадлежит к разным социальным группам. В то же время для человека характерна какая-либо наиболее существенная групповая принадлежность, выражающая его основные интересы и ценности, отношение к жизни.
Введение
Артикуляция интересов и роль социальных групп в этом процессе.
Теория групп А. Бентли.
Классификация «заинтересованных групп».
Классификация «групп давления».
Лобби: история понятия и современное состояние.
Особенности групп интересов в России.
Заключение
Список использованной литературы ............................................... 21
В отличие от США, в Германии лоббизм регулируется несколькими законодательными актами. Среди них важнейшую роль играют «Единое положение о федеральных министерствах», «Регламент деятельности германского бундестага», «Кодекс поведения члена бундестага», закон об обязательной публикации списка официальных лоббистов. Согласно правовому положению, каждый депутат обязан отражать в официальных документах свои прошлые и настоящие контакты с имеющимися объединениями, союзами, фирмами (т.е. открыто заявлять о своих лоббистских связях и функциях).
Организация парламентского
и правительственного лоббизма
Таким образом, лоббизм в современном общественном и индивидуальном сознании воспринимается неоднозначно. Можно выделить три основных позиции.
Во-первых, огромной массой людей на планете лоббизм не воспринимается вообще из-за неразвитости их мышления и сознания, отчужденности от духовно-теоретической жизни мирового сообщества, особенностей образа жизни и некоторых других причин. Но лоббизм как явление, тем не менее, существует, а его основные формы и методы активно проявляются в политической жизни людей, но не осмысливаются как лоббистские отношения.
Во-вторых, значительно меньшая часть людей на планете знакома с понятием «лоббизм», но знакома только с отрицательным ее объяснением и проявлением как негативной деятельностью всевозможных групп интересов, отдающих приоритет удовлетворению, в первую очередь, экономических потребностей своих социальных групп, соответственно преломляющихся в политические, в ущерб потребностям и интересам всего общества. Такая лоббистская деятельность по праву воспринимается критически, она отрицается как ненужная или даже враждебная человеку, социальным общностям, социуму вообще.
В-третьих, существует также позиция, представители которой считают лоббизм естественным проявлением политической жизни общества, необходимым элементом общественного и индивидуального сознания. Никто не подсчитывал сторонников каждой из точек зрения, но третья позиция, как представляется, занимает по числу последователей промежуточное положение между первой и второй. Можно даже предположить некоторую тенденцию, которая отражает возрастание нейтрального отношения к лоббизму и активному познанию его форм и методов.
Особенности групп интересов
в России.
В СССР общественные организации действовали под прямой опекой партийных комитетов, выполняли в политической системе роль проводников решений КПСС, которая по существу определяла их высший руководящий состав.
После краха коммунистического режима наиболее крупные организации, и, прежде всего номенклатурное руководство и верхушка аппарата, поменяв названия или разделившись на несколько организаций, сохранились и перенесли в новые условия прежние привычки и традиции. Это во многом определяет внутреннюю жизнь и общественно-политическую роль групп интересов в современной России. Наиболее массовые из них унаследовали от прошлого свои привилегии, материальную базу, а также зависимость от государства и лояльность к власти (например, Независимые профсоюзы).
Образовавшиеся в последние годы подлинно независимые, добровольные группы интересов из-за крайней ограниченности ресурсов, затрудненности доступа к СМИ, политической пассивности населения не имеют значительного влияния в обществе.
Этого нельзя сказать о финансово-промышленных группах, которые сконцентрировались вокруг крупных банков и приобрели огромное влияние на политическую жизнь страны. В условиях крайней слабости партийной системы финансово-промышленные группы оказывают большее влияние на политику, чем подавляющее большинство партий. Этому способствует тесная связь таких групп с правящей элитой. Помимо огромных денежных ресурсов, они обладают таким первостепенным по своей значимости средством политического воздействия, как СМИ. Так, например, возглавляемая президентом «Мостбанка» В. Гусинским группа «Медиа-Мост» в 1998 г. включала телевизионный канал НТВ, радиостанцию «Эхо Москвы», ежедневную газету «Сегодня», журнал «Итоги», издательство «Семь дней», целый ряд других центральных и региональных СМИ.
СМИ иначе называют «четвёртой властью», подразумевая под другими – законодательную, исполнительную и судебную. Политическая роль СМИ выражается в производстве политической информации, которая имеет общественную значимость и требует внимания со стороны государственных органов, оказывая на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий, политических лидерах, о состоянии дел в различных сферах жизни.
Заключение
В современных демократических странах существует множество различных добровольных объединений людей. Основанием группирования интересов могут быть экономические, социальные, культурные, этнические, религиозные, идеологические потребности. Основное предназначение групп интересов, как и политических партий, состоит в агрегации и артикуляции интересов. В этих группах происходит согласование множества частных требований граждан и социальных групп, оформление этих первоначально расплывчатых взглядов и мнений в конкретные требования, выработка на их основе общепризнанных целей деятельности организаций.
Наряду с агрегированием и артикуляцией интересов важной социальной функцией групп интересов является информирование органов, принимающих политические и административные решения. И это, без сомнения, способствует повышению эффективности деятельности власти, которая, ознакомившись с общественными настроениями, может проводить политический курс, отвечающий реальным потребностям граждан.
Артикулирование, агрегирование и информирование властных структур о многообразных интересах граждан и социальных групп свидетельствует об общности социальной роли групп интересов и партий в политической системе общества. Но, наряду с общими моментами, между этими субъектами политического процесса имеются два существенных отличия. Во-первых, политические партии в качестве важнейшего средства отстаивания интересов считают завоевание власти в государстве. Группы интересов не ставят перед собой такой цели. Они отстаивают интересы своих членов, оказывая влияние на властные структуры. Во-вторых, политические партии, как правило, стремятся к расширению социальной базы и объединяют в своих рядах людей с разнообразными интересами и ориентациями. Специализированные же группы интересов организуются для того, чтобы защитить частные (особенные) интересы своих членов.
Список использованных источников
1 Гаджиев, К. С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2007. – 488 с.
2 Макорта, Г. А. Политология в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 224 с.
3 Мухаев, Р. Т. Политология. Конспект лекций: Учебное пособие / Р. Т. Мухаев. М. : Проспект, 2009. – 224 с.
4 Семененко, И.С. Группы интересов в политическом и социокультурном пространстве. – М.: Юнити-Дана, 2007.
5 Семененко, И.С. Группы интересов на Западе и в России. Концепции и практика. – М.: Инфра-М, 2008.
6 Сорокин, С.Э. Группы интересов и их роль в политической жизни в современной России. – М.: Гардарики, 2006.
Часть 2
Политико-правовая мысль Древнего Китая
Первые достоверные исторические сведения о Китае, как и об Индии, восходят ко II тысячелетию до н.э. В бассейне реки Хуанхэ сложилось крупное объединение племени. Правила династия Инь или Шан. В конце XII века до н.э. вожди племени Чжоу (гуны) во главе коалиции племен вторгаются в иньские земли и устанавливают свою власть. Воцаряется династия Чжоу, правящая до середины III века до н.э. Но уже в конце IX века до н.э. государство ослабело от стремления местных правителей отколоться от центра. Кризис побуждал к размышлению, поиску выхода. Это и привело к расцвету китайской политической мысли в VI – V веках до н.э.
В отличие от Индии в Китае политическая мысль не питалась священными писаниями, она рано выделалась в особый предмет которым занимались мудрецы, философы. Конечно, связь между небом и поднебесной не отрицается, но в центре внимания Китайских мыслителей не вселенная, не начало мира и его суть, а человек и общество, проблемы организации государства. Причем трактуются они рационально и в значительной мере освобождаются от мифологии и религиозности.
Особенно ярко это заметно у Конфуция, самого знаменитого китайского философа, чьи взгляды спустя несколько веков были возведены в ранг официальной идеологии. Конфуций родился в 551 г до н.э. В детстве был не по годам серьезный, отличался прилежанием и удивительной любовью к церемониям. Окончив учение, он получил должность чиновника и дорос до поста министра в княжестве Лу. Последние годы своей жизни посвятил созданию своей школы и собиранию классических книг и обычаев. Умер Конфуций в 479 г до н.э. в возрасте 72 лет.
Его мысли изложены в сборнике «Луньюй» («Беседы и высказывания»), составленные учениками философа в V в до н.э.
Конфуция не слишком
занимал вопрос происхождения и сущности мира, неба, загробной
жизни. Он сосредоточился на этом мире,
на обществе, на наилучшем, разумном устройстве
государства. Основу политического учения
Конфуция составляет принцип добродетели
– ДЭ. Он распространяется на всех людей,
причастных к управлению.
Управляющие верхи должны быть совершенными
людьми. Конфуций называет их Цзюн-цзы
– Благородные. Их жизнь подчинена строгим
нормам ритуала (ЛИ), который они отлично
знают и неукоснительно соблюдают. Их
отличает гуманность, чувство долга и
справедливости, стремление к знаниям.
Благородный чиновник всегда следует
справедливости Дао.
Государство он уподобляет гигантской
семье, царь – отец, старший в роде, а отношения
правящих и подданных – семейными отношениями,
где младшие зависят от старших.
Цель государства и царской власти – общее благо этой семьи, воспитание подданных.
Призвание царя – накормить и обогатить народ, обучить
его, защитить его оружием. В свою очередь
народ обязан проявлять сыновью почтительность
к правителям, беспрекословно им подчиняться.
Прообразом организации государственной
власти для Конфуция служило управление
в семейных кланах. Предполагается типично
патриархальная концепция власти.
Конфуций не зовет
вернуться к социальному и
политическому равенству. Он считает иерархию, деление на
благородных и простолюдинов естественным,
хотя и осуждает крайности бедности и
богатства, которые подрывают мир в государстве.
Конфуций симпатизировал федерально-удельной
аристократии, правда, не отстаивая наследственных
сословных привилегий . Он хотел, чтобы
место аристократии заняли цзюонь - цзы,
люди благородные не по происхождению,
а по нравственным свойствам. Принцип
«исправления имен» предполагал, что социальный
статус каждого человека должен определяться
в соответствии с его качествами и поступками.
Однако одной нравственности чиновников
мало для восстановления пошатнувшихся
устоев и справедливости, поэтому основу
стабильности Конфуций видел в четкой
организации и формализации общественной
деятельности в том, чтобы каждый соблюдал
свои обязанности и находился на отведенном
ему месте. Конфуций стремился восстановить
всю сумму сложившихся веками традиций
и ритуалов, определявших каждый шаг китайцев.
Эти правила назывались «ЛИ», своего рода
естественное право, освященное многовековой
традицией.
Конфуций скептически
относился к попыткам управления
посредством создания новых законов,
подкрепляемых наказаниями. Следование
ритуалу, обычно позволяло, по его мнению,
избежать насилия и конфликтов. Он отводил
ритуалам роль нормативной системы общества.
Конфуцианство занимало господствующее
положение при императоре У-ди (140 - 87 гг.
до н.э.) и до 1949 года конфуцианство оставалось
официальной идеологией Китая.
Основателем легизма считают Шан Яна (390 – 338 гг до н.э.) правителя области Шан. Мысли его изложены в трактате «Книга правителя области Шан».
Шан Ян констатирует, что
народ распустился, стремится к
удовольствиям, забывает свое основное занятие
– земледелие и предается побочным занятиям,
доходы от которых не поступают в казну.
В результате государство клонится к упадку.
Выход только один. Государство должно
ликвидировать распущенность, установить
единообразие в мыслях и действиях. Для
этого нужно вводить жесткие нормы, определяющие
все сферы жизни, обязательные для всех
и обеспеченные наказанием. Эти новые
нормы называются законом – ФА, в отличие
от обычных норм ритуала - ЛИ. Отсюда латинизированное
название школы - "легизм". Унификация
предполагала строгую систему наказаний,
пресечение частнособственнеческих тенденций,
приводящих к накоплению богатства у подданных,
а не в казне, систему доносов и даже круговой
поруки, т.е. коллективной ответственности,
освободить от которой мог только своевременный
донос. В идеологии легизма государство
превращалось в самодавлеющий институт,
в смысл и цель существования общества.
В области управления предполагалось
сосредоточить всю полноту власти в руках
верховного правителя, лишить наместников
властных полномочий. Намечалось упразднить
передачу должности по наследству. На
административные должности Шан Ян предлагал
выдвигать тех, кто доказал преданность
государю на службе в войсках. Высшей целью
деятельности государя Шан Ян считал создание
могущественной державы, способный объединить
Китай.
Легизм содержал наиболее
полную программу централизации
государства и его рекомендации были использованы
при объединении страны под властью императора
Цинь Шихуана. (III век до н.э.)
Вывод
В государствах Древнего Востока общественное сознание оставалось слабо дифференцированным, поэтому в политико-правовой мысли переплетались религиозные взгляды с пережитками первобытных мифов, а также с морально нравственными проблемами.
Информация о работе Группы интересов как субъекты политических отношений