Группы интересов как субъекты политических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:28, контрольная работа

Описание

Группы, будучи основным субъектом политики, специфическим образом включаются в конкурентные отношения по поводу государственной власти. В целом понятие «группа» фиксирует сходство людей, как по врожденным, так и по приобретаемым в процессе жизни признакам. При этом каждый человек одновременно принадлежит к разным социальным группам. В то же время для человека характерна какая-либо наиболее существенная групповая принадлежность, выражающая его основные интересы и ценности, отношение к жизни.

Содержание

Введение
Артикуляция интересов и роль социальных групп в этом процессе.
Теория групп А. Бентли.
Классификация «заинтересованных групп».
Классификация «групп давления».
Лобби: история понятия и современное состояние.
Особенности групп интересов в России.
Заключение
Список использованной литературы ............................................... 21

Работа состоит из  1 файл

политология кр.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

4.       Рекрутирование (формирование) политических элит  - подготовка политических лидеров.

Группы интересов обладают разнообразными средствами воздействия  на общественность, органы власти и  управления. Важнейшими среди них  являются численность и активность их членов, а также материальные, информационные и некоторые другие ресурсы.

 

Классификация заинтересованных групп

Заинтересованные группы – это группы лиц, стремящихся воздействовать на процесс принятия решений по тем или иным отдельным вопросам, но не пытающихся установить полный политический контроль над государством. В этом состоит их отличие от политических партий, для которых захват и удержание власти всегда является главной задачей. Иными словами, заинтересованные группы добиваются влияния на людей власти, но не поставляют людей власти, по крайней мере официально. Чем более зрелым и сложным является общество, тем шире круг вопросов, попадающих в поле зрения заинтересованных групп. Не удивительно, что в развитых индустриальных странах эти группы чрезвычайно разнообразны. Поэтому они нуждаются в классификации, которая позволила бы упорядочить огромный эмпирический материал. Несколько подходов к классификации заинтересованных групп были предложены французским политологом Морисом Дюверже.

Он различает организации, действующие исключительно в политической области (например, парламентские лобби), и организации, для которых оказание политического давления составляет лишь часть их активности (профсоюзы, церковь и т. д.). С точки зрения внутренней структуры, Дюверже подразделяет заинтересованные группы на массовые (те же профсоюзы, молодежное движение и т.д.) и кадровые (например, организации патроната). К третьему типу при таком подходе относятся научно-исследовательские центры, рекламные агентства.

Другая классификация была разработана Жаном Блонделем. Блондель начинает с довольно обычной познавательной операции: он выделяет два «чистых типа» заинтересованных групп —  «общинные» и «ассоциативные».

Это различение соотносится с веберовским противопоставлением «традиционного» и «современного». Члены «общинной группы» связаны между собой прежде всего принадлежностью к некоему сообществу, а уж затем — своими мыслями и стремлениями. Можно сказать, что человек рождается, будучи уже членом группы. Его отношения к «общине» весьма разветвленные и всеохватывающие. Если эти отношения достаточно прочны, то они предопределяют индивидуальные роли в обществе, как это происходит в индийских кастах. К «общинному» типу близки также семья, племя, этническая группа.«Ассоциативные группы» создаются людьми вполне сознательно для реализации определенных интересов, которые носят достаточно ограниченный характер. Например, участники антивоенного движения могут различаться между собой абсолютно во всем, кроме стремления предотвратить термоядерный конфликт. Разумеется, примеры условны. Реальные заинтересованные группы Блондель размещает как раз в промежутке между двумя «чистыми» крайностями, по мере удаления от одной и приближения к другой. 

 

Классификация групп давления

Группы давления  – это добровольные общественные объединения людей, формирующиеся с целью выражения и отстаивания своих интересов с помощью целенаправленного воздействия на институты публичной власти.

В политической жизни  участвуют самые разнообразные  группы давления. Поэтому для целей политического анализа делаются попытки дать их типологизацию. Возможны различные критерии типологизации. Немецкий социолог У. фон Алеман предложил типологию на основе различия в общественных сферах деятельности. Он выделил пять типов групп давления:

1) организованные группы  в экономической сфере и в  сфере трудовых отношений (предпринимательские  ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы);

2) организованные группы  в социальной сфере (объединения  ветеранов, общества инвалидов, благотворительные союзы); 

3) организованные группы в сфере  досуга и отдыха (спортивные союзы, союзы филателистов и т. д.);

4) организованные группы  в сфере религии, науки и  культуры (секты, церкви, научные  ассоциации, союзы художников, писателей,  артистов и т. д.);

5) организованные группы в политической сфере (экологические движения, движения за мир, за права женщин, национальных меньшинств и т. д.).

Предложенные в классификации  группы имеют разный общественный вес, а значит, и различие их сил влияния  на политические процессы. В какой-то мере конкретизировать критерии попытался французский политолог Ф. Брод. Он выдвинул в качестве критерия социальное пространство деятельности организации. На основе этого критерия он различал «группы широкого призвания» и «группы специализированного призвания».

«Группы широкого призвания» выражают общие интересы существующих социальных категорий. Чаще всего в эти группы входят люди на почве общности профессиональных интересов: профсоюзы наемных рабочих, союзы предпринимателей, аграриев, ассоциации собственников, потребителей, свободных профессий и т. д. Однако к этому типу относятся и группы социокультурных интересов, представленных различными объединениями: организации феминистов, студентов, ветеранов и т. д.

«Группы специализированного  призвания» объединяют в своих рядах социально разнородных индивидов на основе общего мнения по какой-либо идее или причине. Сюда входят различные

движения против расизма  или антисемитизма, ассоциации по увековечиванию памяти каких-либо крупных деятелей или крупных событий и т. д.

Согласно Ф. Броду, тип  представлений оказывает воздействие  на форму функционирования. Группы давления, «группы широкого призвания» фильтруют требования, иерархизируют приоритеты, соизмеряют средства действия. «Группы специализированного призвания» менее организованы и упорядочены в своих действиях и более охотно используют экстремистские средства воздействия.

Другой французский политолог  – Ж. Мейнод различает группы давления в зависимости от целей деятельности. По этому критерию различаются группы, заинтересованные в приобретении материальных благ и «группы идей, ориентированные на обретение духовных благ». Иначе говоря, первая категория действует по материальным соображениям, вторая  – по моральным. В первую категорию входят профессиональные, предпринимательские и иные организации. Во вторую категорию включают идеологические и конфессиональные объединения: церкви, секты, движения за права человека, против расизма, охрану окружающей среды и т. д. Этот критерий имеет определенный практический смысл, поскольку позволяет более конкретно представить направление деятельности различных групп давления. Однако этот критерий не дает возможности четкого разграничения типов групп, поскольку в реальной деятельности многие группы руководствуются в своих действиях как материальными, так и моральными соображениями, а некоторые из них сознательно скрывают вполне конкретные материальные цели за моральной аргументацией.

Р. Ж. Шварценберг провел классификацию  групп давления по структуре групп. Он разграничивал массовые группы и кадровые группы.

Массовые группы в значительной мере эквивалентны массовым партиям. Они, чтобы создать влиятельную сеть, ориентированы на вербовку большого массива приверженцев, предрасположены к созданию сильно иерархивированной организации, управление которой осуществляется через постоянные и активные структуры.

Примером таких групп  могут выступать профсоюзы рабочих, массовые экологические объединения, патриотические организации и т. д.

Кадровые группы воспроизводят специфические характеристики кадровых партий. Они представляют собой элитарные образования и в первую очередь стремятся представить социально малочисленные и привилегированные слои населения, в организационном плане они слабо структурированы и культивируют гибкие и федеративные формы организации. Ярким примером таких групп давления выступают ассоциации служащих высшего управленческого звена, патрональные организации.

 

Лобби: история  понятия и современное состояние.

Целенаправленное воздействие групп интересов на орган власти с целью реализации специфических интересов получили на звание лоббизма. 

Слово “лобби” (англ. lobby - кулуары) первоначально применялось  для обозначения проходов или  крытых галерей в монастырях, а  в 40-х гг. XVII в. так назывался вестибюль  и два коридора в здании палаты общин британского парламента, куда депутаты уходили голосовать и где они могли встретиться с заинтересованными лицами, которые не допускались на пленарные заседания.

Существование лоббизма как политического явления тесно связано с функционированием групп интересов и возможностями их влияния на органы власти. Его развитие зависит от таких факторов, как уровень развития плюрализма, степень институционализации политического участия, характер политических партий. На последнее обстоятельство обращают внимание американские политологи. По их мнению, чем сильнее политические партии и эффективнее их деятельность, тем меньше возможностей у групп интересов оказывать влияние на выработку политических решений и, наоборот, чек слабее партии и чем ниже их эффективность, тем больший размах приобретает лоббистская деятельность. 

В практике лоббистской  деятельности используются самые разнообразные способы влияния на органы власти. К ним относятся:  
1) выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;  
2) разработка законопроектов и привлечение к выработке нормативных документов экспертов; 

3) личные встречи, контакты, переговоры; 

4) использование методов  «public relations» для формирования общественного мнения; 

5) организация кампании “давления с мест” (многочисленные письма и программы от избирателей, поступающие в адрес депутатов);  
6) подготовка и широкое распространение результатов научных (прежде всего социологических) исследований; 

7) организация целенаправленных  действий “своих людей” внутри органов власти;  
8) финансирование избирательных кампаний; 

9) прямой подкуп должностных  лиц.

Как видно из вышеприведенного списка, лоббизм можно подразнить на легальный и нелегальный. Легальный лоббизм не нарушает существующих в обществе законов, нелегальный – означает прямое вознаграждение должностных лиц за принятие необходимых и наиболее благоприятных решений. Довольно часто в сознании людей лоббизм отождествляется с коррупцией, поэтому отношение к нему во многих странах различное. Во Франции лоббистская деятельность считается незаконной, в Индии - приравнена к коррупции, в США и Канаде она регулируется законом о лоббизме, в ФРГ – несколькими законодательными актами, в России разработан соответствующий законопроект.

Очевидно, что существует два подхода к лоббизму. Сторонники первого – запретительного – приравнивают лоббизм к криминальной деятельности и на этом основании стремятся к его ликвидации. Сторонники второго подхода – регулятивно-правового – разделяют легальные и нелегальные методы лоббизма, стремятся ограничить лоббистскую деятельность правовыми рамками, исключить из политической практики коррупцию. В отличие от первого, второй подход более продуктивен, так как сохраняет «каналы» связи между обществом и властью, ставит в цивилизованные рамки систему функционального представительства интересов.

В соответствии с целями, преследуемыми группами интересов, лоббизм может подразделяться на экономический, социальный, социокультурный. Исходя из сфер деятельности, различают отраслевой и региональный лоббизм. В зависимости от объектов лоббирования (на кого направлено лоббистское воздействие) выделяют агентский, президентский, правительственный лоббизм. По отношению к политической системе классифицируют лоббизм на внешний (давление оказывается на органы власти со стороны) и внутренний (когда представители заинтересованных групп – депутаты парламента, члены правительства, окружение президента, президент – «вписаны» в политические институты). 

Наибольший интерес представляет знакомство с опытом лоббистской деятельности в США и ФРГ. 

В 1946 г. в США был принят «Федеральный закон о регулировании лоббизма». Основная идея этого законодательного акта стояла в том, чтобы поставить лоббистскую деятельность под контроль и исключить коррупцию. Согласно основным положениям данного закона, каждая организация, собирающаяся вести лоббистскую деятельность, обязана зарегистрировать в палате представителей и в сенате своего лоббиста, указав при этом цели предполагаемые расходы. По некоторым данным, в Конгрессе зарегистрировано около 15 тыс. лоббистов. 

Парламентский лоббизм нацелен на принятие законов, удовлетворяющих определенные групповые интересы. Поэтому основными методами лоббирования здесь выступают работа в комитетах по разработке законопроектов, а также дебаты и слушания в парламенте. Главными лоббистами являются депутаты и служащие Конгресса, а также эксперты, привлекаемые к разработке проектов законов. Между заинтересованной группой и депутатом-лоббистом устанавливаются прочные связи, основанные на взаимном интересе. Группа ожидает от депутата эффективного представительства своих интересов в парламенте. В свою очередь депутат, лоббирующий интересы определенной группы, рассчитывает на ее финансовую и организационную поддержку в период выборов.

Значение правительственного лоббизма определяется прежде всего тем, что в органах исполнительной власти разрабатывают различные законопроекты и решения, поступающие затем на утверждение в Конгресс. Кроме того, правительственный лоббизм – это широкие возможности в толковании законов институтом исполнительной власти. Между лоббистами - членами правительств заинтересованными группами складываются отношения взаимного интереса. Лоббируя интересы той или иной корпорации, высокопоставленный чиновник питает надежду на то, что после ухода в отставку он сможет занять в ней один из ведущих постов. 

Информация о работе Группы интересов как субъекты политических отношений