Институт выборов в Китае и Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:51, контрольная работа

Описание

Во-первых, выборы наряду с референдумом являются в соответствии с Конституцией Россий¬ской Федерации (ст. 3) высшим непосредственным выражением власти народа, формой осуществления народовластия в стране, при которой народ выражает свою политическую волю непосредственно.
Во-вторых, выборы являются механизмом реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления (ст. 32 Конституции России).

Содержание

1. Понятие выборов, их политический смысл. Виды, функции выборов. 3
2. Основные принципы избирательного права во Франции и КНР 9
2.1. Основные принципы избирательного права во Франции 9
2.2. Основные принципы избирательного права в КНР 10
3. Избирательные права граждан в Китае и Франции. 13
3.1. Избирательные права граждан в Китае 13
3.2. Избирательные права граждан во Франции 16
4. Основные стадии избирательного процесса во Франции и КНР 17
4.1. Основные стадии избирательного процесса во Франции 17
4.2. Основные стадии избирательного процесса в КНР 21
Список используемой литературы 25

Работа состоит из  1 файл

конс пр заруб контрольная.docx

— 53.48 Кб (Скачать документ)

Равенство  трактуется как  равные  права  и  возможности  всех  граждан  при пользовании активным и  пассивным  избирательным  правом  при  условии,  что гражданин удовлетворяет всем требованиям избирательного закона.  Применяемый во Франции  избирательный  кодекс  предусматривает  возможность  ограничения избирательных прав  некоторых  категорий  граждан.  К  их  числу  относятся: недееспособные,  лица  отбывающие  наказание  по  приговору  суда,  злостные банкроты и некоторые другие. При этом любое ограничение  избирательных  прав может быть обжаловано в судебном порядке.

Закон   устанавливает   также    различные    правила    неизбираемости    и несовместимости. Не подлежат избранию прежде  всего  лица,  от  деятельности которых  зависит организация выборов, проведение  голосования,  осуществление избирательных  операций. Правило несовместимости  предполагает  недопустимость совмещения  выборного  мандата  с  тем  или  иным   видом   профессиональной деятельности или занятием  каких  либо  должностей  на  государственной  или частной  службе.  Наиболее  существенное  значение  имеет   закрепленная   в Конституции  несовместимость мандата  парламентария  с  вхождением  в  состав Правительства. Голосование всегда  является  тайным.  Избирательные  операции  должны  быть организованы  таким   образом,   чтобы   обеспечить   реальную   возможность свободного   волеизъявления   избирателя.   Всякая   попытка   контроля   за голосованием  избирателя  представляет   собой   серьезное   правонарушение, которое влечет за собой ответственность  по закону. Наиболее распространенной является мажоритарная система выборов  в два тура.

    1. Основные принципы избирательного права в КНР

По способу распределения мандантов  избирательная система КНР является мажоритарной. Избирательная система  складывается из принципов и избирательного процесса.

Принципами, на которых действует  избирательная система КНР, являются:

1. Принцип всеобщности закреплен  в статье 34 Конституции КНР –  все граждане КНР, достигшие  18 лет, независимо от национальной, расовой принадлежности, пола, рода  занятий, социального происхождения,  вероисповедания, образования, имущественного  положения и оседлости имеют  право избирать и быть избранными.

Однако законодательство КНР предусматривает  серьезные изъятия из принципа всеобщности  избирательного права, поскольку закрепляет возможность лишения избирательных  права, как части политических прав в следующих случаях: 1) по приговору  суда (ст. 50 УК КНР); 2) в качестве дополнительной меры наказания для контрреволюционных элементов – лиц, совершивших  деяния с целью свержения диктатуры  пролетариата, подрыва социальной системы  или нанесения вреда Китайской  Народной республике (ст. 52 УК КНР); 3) избирательных  прав лишаются приговоренные к смертной казни, а также к пожизненному лишению свободы; 4) душевнобольные, которые не в состоянии осуществить  избирательные права.

Имеются такие статистические данные - в конце 1993 г. в 2897 уездах (городах, не имеющих районного деления, и  районах городского подчинения) и 48 172 волостях, национальных волостях и  поселках в соответствии с законом  проводились выборы. Согласно статистическим данным, из 99,97 процента всех жителей  страны в возрасте 18 лет, имеющих  право избирать и быть избранными, 99,3 процента жителей в возрасте старше 18 лет зарегистрировались для участия  в выборах. Общее количество участвующих  в выборах достигает 93,58 процента.

2. Принцип равного избирательного  права – каждый избиратель  имеет один голос.

Однако в КНР этот принцип  тоже имеет свою специфику – устанавливается  преимущество для национальных меньшинств и особое представительство Народно-освободительной  армии Китая при формировании СНП всех уровней, имеет место  неравное представительство городского и сельского населения.

Постоянный Комитет ВСНП распределяет нормы представительства в ВСНП в крупных административно-территориальных  единицах с учетом численности национальных меньшинств, их расселения, уровня развития и других обстоятельств, устанавливая при этом льготы. Каждая малочисленная  национальность должна быть представлена по крайней мере хотя бы одним представителем.

При формировании СНП автономных округов, уездов, автономных уездов нормы представительства  от городского и сельского населения  соотносятся как 1:4 в пользу городского населения. Нормы представительства  в СНП провинций, автономных районов  и городов центрального подчинения различаются соответственно в пять раз (1:5). При формировании ВСНП один депутат от сельской местности представляет в восемь раз больше избирателей, чем депутат от городского населения (1:8).

Вопросы представительства вооруженных  сил в СНП регулируются отдельным  специальным нормативным актом - Постановлением о порядке проведения выборов депутатов от Народно-освободительной  армии Китая в ВСНП и местные  СНП различных ступеней. Связано  это особое представительство с  большой ролью армии в политической истории Китая и современном  механизме власти.

В соответствии с Постановлением, достигшие 18-летнего возврата военнослужащие, штатные и внештатные рабочие  и служащие в армии, члены смей военнослужащих независимо от национальной, расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образования, имущественного положения и времени проживания в данной местности имеют право  избирать и быть избранными от армии. Исключение составляют лица, лишенные политических прав в соответствии с  законом, и душевнобольные.

Выборы от НОАК в ВСНП трехступенчатые, в местные СНП – двухступенчатые. Роты и низовые единицы на собраниях  военнослужащих избирают делегатов  в вышестоящие собрания представителей военнослужащих (полков, подокругов, дивизионных  гарнизонов и т.п.). Собрания представителей военнослужащих полков и соответствующих  единиц выбирают делегатов в вышестоящие  собрания представителей и депутатов  в СНП различных уровней. Представители  военнослужащих главных штабов, больших  военных округов, родов войск, Государственного управления оборонной промышленности, военных академий избирают депутатов  ВСНП. Постановление (ст. 4) устанавливает  нормы представительства от различных  воинских единиц (рот, полков, подокругов и округов и т.д.).

3. Принцип тайного голосования  тоже не везде действует. Иногда  встречаются проведения голосований  путем поднятия руки в местностях, в которых уровень малограмотного  населения очень высок.

4. Принцип личного голосования.  Однако если избиратель неграмотен  или по причине физического  недостатка не может заполнить  избирательный бюллетень сам,  то он может уполномочить другое  лицо заполнить бюллетень и  проголосовать вместо него. В  случае отсутствия избирателя  в день выборов он может  с согласия избирательной комиссии  уполномочить в письменной форме  другого избирателя проголосовать  вместо него, однако одно лицо  может иметь поручения не более  чем от трех избирателей.

3.  Избирательные права граждан  в Китае и Франции.

3.1. Избирательные права граждан в Китае

В КНР избирательное право —  всеобщее. Конституция устанавливает: "Все граждане Китайской Народной Республики, достигшие 18 лет, независимо от национальной и расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образования, имущественного положения и оседлости, имеют  право избирать и избираться; исключение составляют лица, лишенные политических прав по закону" (ст. 34).

Эти нормы детализированы Законом  КНР о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и  местные собрания народных представителей различных ступеней 1982 г. в редакции 1995 г. и Постановлением Постоянного  комитета ВСНП о порядке проведения выборов депутатов от Народно-освободительной  армии Китая во Всекитайское собрание народных представителей и в местные  собрания народных представителей различных  ступеней 1981 г. в редакции 1996 г. Значительное единообразие в регулировании выборов  в представительные органы разных уровней  вытекает из социалистического принципа единства власти.

Таким образом, возрастной ценз при  выборах в ВСНП и местные собрания народных представителей одинаков для  активного и пассивного избирательного права. Лишь для кандидатов на должности  Председателя республики и его заместителя  он повышен до 45 лет.

В выборах собраний уездного и нижестоящих  уровней могут участвовать граждане КНР, проживающие за границей, если в день выборов находятся в  Китае. Они голосуют по месту рождения или по месту жительства до выезда за рубеж.

В списки избирателей не включаются душевнобольные, которые не в состоянии  осуществлять свои избирательные права. Удостоверение данного факта  и решение вопроса о невключении  в списки по причине душевной болезни  возложено на избирательную комиссию.

Лица, лишенные политических прав, также  не вносятся в списки избирателей. Лишение  политических прав охватывает лишение  свободы слова, печати, собраний, союзов, уличных шествий и демонстраций, права занимать должности в государственном  аппарате, права занимать руководящие  должности на предприятиях, в учреждениях  и организациях, но в первую очередь  ст. 50 УК КНР, предусматривающая лишение  политических прав, упоминает лишение  права избирать и избираться. В  соответствии со ст. 52 УК КНР в обязательном порядке лишаются политических прав "контрреволюционные элементы".

Речь идет о лицах, совершивших  так называемые контрреволюционные преступления. Согласно ст. 90 УК КНР  это — "деяние, совершенное с  целью свержения политической власти диктатуры пролетариата и подрыва  социалистической системы либо нанесения  вреда КНР". Политических прав лишаются также осужденные к смертной казни  и бессрочному лишению свободы; эта мера наказания может быть применена также "к преступным элементам, серьезно нарушающим общественный порядок".

Невключение в список избирателей  может быть обжаловано в избирательную  комиссию, которая выносит решение  в трехдневный срок с момента  подачи жалобы. Если заявитель не удовлетворен решением избирательной комиссии, он может обратиться в суд, решение  которого окончательно.

Каждый избиратель имеет один голос. Это не означает, однако, что в  КНР установлено равное избирательное  право, так как законодательство предусматривает преимущества для  городского населения перед сельским. Цель этих мер — обеспечение диктатуры  пролетариата и руководящей роли рабочего класса.

Нормы представительства устанавливаются  с таким расчетом, чтобы при  выборах в ВСНП и в собрания народных представителей провинций, автономных районов и городов центрального подчинения, автономных округов, уездов и автономных уездов депутат от сельской местности представлял в пять раз больше избирателей, чем депутат  от города или поселка; при выборах  нижестоящих собраний народных представителей это соотношение колеблется от 4: 1 до 1: 1.

Законодательство уделяет особое внимание обеспечению представительства  национальных меньшинств, проживающих  как компактно, так и рассредоточенно. Особенно малочисленные национальности направляют по меньшей мере по одному депутату.

В местных собраниях народных представителей каждое компактно проживающее национальное меньшинство должно иметь представительство, а если его доля в населении  превышает 30%, то для него действует  общая норма представительства. Если же его доля менее 15%, то его  представительство может быть увеличено, но не более чем наполовину, хотя в некоторых случаях даже более. Представительство рассредоточенно  проживающих национальных меньшинств также может быть увеличено по сравнению с его долей в  населении.

Закон о выборах предусматривает, что в составе депутатов ВСНП и местных собраний народных представителей женщины должны иметь надлежащее количество мест и коэффициент их представительства должен постепенно повышаться. Правда, каков этот коэффициент, закон не говорит, оставляя решение  вопроса на усмотрение политических сил. Надлежащее количество мест должно выделяться и репатриантам как в  ВСНП, так и в местных собраниях  регионов, где проживает сравнительно много репатриантов.

Таким образом, неравный характер избирательного права выражается в сочетании  уменьшенного представительства для  сельского населения по сравнению  с городским и увеличенного —  для национальных меньшинств (которые  также могут относиться к сельскому  населению), что придает избирательному праву КНР значительное своеобразие.

Для КНР характерно сочетание прямых и многостепенных выборов. Прямые выборы применяются для формирования собраний народных представителей городов без  районного деления, городских районов, уездов, автономных уездов, волостей, национальных волостей и поселков. Представительные органы провинциального уровня и  ВСНП формируются путем многостепенных выборов, причем депутаты нижестоящих  собраний народных представителей избирают депутатов вышестоящих собраний народных представителей.

Особенностью избирательной системы  КНР являются выборы от армии. Члены  семей военнослужащих, как правило, участвуют в местных выборах, но живущие в отдаленных гарнизонах с разрешения избирательной комиссии или комитета военнослужащих могут  принимать участие в выборах  от армии.

Участвуют в этих выборах также  рабочие и служащие, работающие или  размещенные в войсках. Депутаты от армии в местные собрания народных представителей (уездного и провинициального уровня) избираются, как правило, на основе двухстепенных выборов, а  выборы в ВСНП — трехстепенные.

Информация о работе Институт выборов в Китае и Франции