Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:49, дипломная работа
Настоящая дипломная работа преследует цель осветить круг вопросов, связанных с понятием и юридической природой, уголовно-правовой характеристикой такого вида экономического преступления как экономическая контрабанда, раскрытие ее предмета, особенностей квалификации по предмету преступления.
Реализация поставленной цели требует решения таких задач, как:
изучение нормативной базы, регулирующей вопросы, связанные с контрабандой (УК РК, ТК РК и иные законы, акты таможенной службы и иные источники);
изучение монографий и научных статей исследователей данной проблемы;
анализ проблем, связанных с квалификацией контрабанды;
рассмотрение путей их разрешения.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНТРАБАНДЫ
1.1 Контрабанда как правонарушение в историческом аспекте
1.2 Понятие контрабанды
1.3 Классификация признаков экономической контрабанды
1.4 Практика применения законодательства об уголовной ответственности за контрабанду
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНТРАБАНДЫ
2.1 Объективные признаки экономической контрабанды
2.2 Субъективные признаки контрабанды
2.3 Квалифицированные виды экономической контрабанды
2.4 Отличие экономической контрабанды от преступления, предусмотренного статьей 250 УК РК
3 ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНТРАБАНДЫ
3.1 Начальный этап расследования экономической контрабанды
3.2 Следственные версии и планирование расследования
3.3 Особенности тактики первоначальных следственных действий
3.3.1 Осмотр места происшествия, предметов контрабанды и таможенных документов
3.3.2 Задержание и личный обыск подозреваемого, его допрос и освидетельствование
3.3.3 Допросы свидетелей
3.4 Тактика расследования на последующих этапах
3.5 Назначение экспертиз
3.6 Следственный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Осознание общественно
опасного характера своего действия
или бездействия и предвидение
общественно опасных
Осознание общественно опасного характера своего действия или бездействия составляет необходимый элемент умысла, отсутствие его исключает умышленную вину.
Осознание общественно
опасного характера своего действия
или бездействия предполагает, что
виновный осознает не только фактическую
его сторону, но и их социальное значение,
т. е. тот вред, который причиняет
или может причинить
Субъективная сторона состава преступления не ограничивается вопросами, связанными с виновностью совершившего преступление лица. До, во время и после совершения преступления в психике виновного происходит сложный внутренний процесс, который не сводится только к формам вины.
В связи с этим для уяснения механизма формирования, а также самого содержания психического отношения субъекта к совершаемому им преступлению и его последствиям необходимо установить характер мотива и цель совершения им преступления.
Мотив преступления – это те внутренние побуждения, которыми руководствовался субъект при совершении преступления. Мотив всегда предшествует умыслу, который возникает и укрепляется под влиянием одного или нескольких мотивов. Установление его важно не только для оценки психического состояния лица в момент совершения преступления, но и для характеристики виновного и моральной оценки его личности.
Мотив преступления также характеризует степень вредности совершенного деяния. Он имеет важное значения для квалификации преступления в тех случаях, когда является необходимым признаком состава преступления, учитывается судом при назначении наказания в качестве смягчающего или отягчающего обстоятельства.
Цель преступления – это то, к чему стремится, чего добивается субъект, совершая вредоносное деяние.
Цель преступления так же, как и мотив, характеризует субъективный процесс в сознании лица в связи с совершением им преступления. Следовательно, цель показывает меру общественной опасности преступника, что обязательно должно влиять на наказание.
На основе приведенного
выше анализа понятий субъекта и
субъективной стороны преступления
становиться возможным
Субъектом контрабанды могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста.
Не привлекаются к уголовной ответственности за контрабанду по УК РК дипломатические представители и члены их семей, если они проживают вместе с указанными представителями и не являются казахстанскими гражданами, а также иные граждане, которые согласно действующим законам и международным договорам неподсудны по уголовным делам судам Республики Казахстан. Вопросы уголовной ответственности этих лиц за контрабанду решаются дипломатическим путем.
Контрабанда предполагает наличие вины в форме прямого умысла, т.е. субъективная сторона - прямой умысел.
Представляется
очевидным, что субъективная сторона
в ст. 209 УК РК характеризуется виной
лишь в форме прямого умысла по
отношению к перемещению
Мотивами преступления
могут быть различные побуждения,
которые для состава
2.3 Квалифицированные виды экономической контрабанды
В уголовном праве Республики Казахстан рассматривается особый вид экономической контрабанды, это так называемые квалифицированные виды контрабанды.
Регулированием данного вопроса занимается ч.2 ст. 209 Уголовного кодекса Республики Казахстан.
Квалифицирующими признаками контрабанды (ч.2 ст. 209 УК РК) являются:
Необходимо отметить, что контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения представляет повышенную общественную опасность.
Должностным лицом,
совершающим экономическую
Ими могут быть должностные
лица, которые по долгу службы имеют
возможность пересекать таможенную
границу или осуществлять контроль,
надзор за перемещением грузов, а также
должностные лица, освобожденные
в силу ст. 330 Таможенного кодекса
от определенных форм таможенного контроля
и пользующиеся этим для контрабандного
перемещения товаров через
Согласно ст. 330 ТК РК таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РК и следующих вместе с ним членов его семьи. Освобождаются от таможенного досмотра личный багаж членов Правительства РК, если эти лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением своих служебных обязанностей.
Для привлечения
к ответственности по п. "б"
ч. 2 ст. 209 УК РК необходимо, чтобы контрабанда
была совершена лицом с
В данном случае понятия
"должностное лицо" и "служебные
полномочия" должны находиться в
прямой зависимости друг от друга. Например,
при осуществлении
Должностное лицо - представитель таможенных органов, оказавшее содействие другому лицу в незаконном перемещении через таможенную границу РК предметов контрабанды, подлежит ответственности за соучастие в этом преступлении (ст. ст. 27, 209 УК РК) и за превышение должностных полномочий (ст. 307 УК РК).
В случае, если должностное лицо совершит указанное преступление при условии применения к нему насилия, его уголовная ответственность исключается.
Под применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, следует понимать любое физическое или психическое насилие независимо от того, повлекло оно причинение вреда здоровью потерпевшего или нет.
Насилие к лицу, осуществляющему таможенный контроль, может выражаться в причинении потерпевшему легкого вреда здоровью, вреда средней тяжести, простого и квалифицированного тяжкого вреда здоровью (ст. ст.103, 104, 105 УК).
Однако убийство и причинение тяжкого вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах составом данного преступления не охватываются и образуют совокупность преступлений, предусмотренных ст. 96 (ч. 2 ст. 96) и ч. 3 ст. 209 УК РК.
Особо квалифицирующей признается контрабанда, совершенная организованной группой (ч.3 ст. 209 УК) - устойчивой сплоченной группой лиц, специально организовавшихся для занятия контрабандой.
Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (часть 3 ст. 31 УК РК). В соответствии с ч. 3 ст. 209 УК РК такая контрабанда наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом.
Распределение ролей
среди участников группы и ее устойчивость
- основные признаки организованной группы.
При этом ответственность по ч. 3
ст. 209 несут не только те лица, которые
непосредственно перемещали товар
или иной предмет контрабанды
через таможенную границу, но и все
другие участники организованной группы
(которые, например, приобретали его
с целью доставления за пределы
таможенной территории страны или получали
его после ввоза на нее, содействовали
незаконному перемещению в
Как мы уже отметили
ранее, ст. 209 УК РК содержит квалифицированные
и особо квалифицированные виды
контрабанды, где предусмотрена
повышенная уголовная ответственность
для должностных лиц и
Но следует в
статью 209 УК РК следовало бы добавить
и такой квалифицирующий
2.4 Отличие экономической контрабанды от преступления, предусмотренного статьей 250 УК РК
В процессе разработки
нового Уголовного кодекса Республики
Казахстан ранее существовавшая
статья Уголовного кодекса КазССР 1959
года была разделена на две самостоятельных
статьи «Экономическая контрабанда» (ст.209
УК РК) и «Контрабанда изъятых из
обращения предметов или
Необходимость разграничения данных статей в самостоятельные назрела ввиду общественной опасности преступления предусмотренного статьей 250 Уголовного кодекса Республики Казахстан.
Экономическая контрабанда
наносит государству
Также необходимость проведенного разграничения можно обозначить в силу предметов перевозимых через государственную границу.
Так при экономической
контрабанде через границу
Рассмотрим предметы
перевоз которых через границу
Казахстана без разрешительных документов
будет квалифицировано как «
а) наркотические средства - вещества растительного или синтетического происхождения и лекарственные препараты, содержащие наркотические вещества, которые оказывают специфическое (стимулирующее, возбуждающее, угнетающее, галлюциногенное) воздействие на центральную нервную систему, включенные Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения РК в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан (далее - Перечень наркотических средств), опиум, моРКий, героин, кокаин и др. в соответствии с законодательством Республики Казахстан, международными договорами Республики Казахстан, в том числе с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.;