Элиты как общественное явление и их отражение в теории политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 13:10, контрольная работа

Описание

Различны интерпретации термина «элита», одни полагают, что подлинность элиты обеспечивается знатным происхождением, другие причисляют к этой категории самых богатых, третьи — наиболее одаренных. Считается, что вхождение в элиту — это функция

Содержание

1. Элиты как общественное явление и их отражение в теории политики. 3
2. Классики элитистской теории: 5
а) В. Парето и теория элит; 5
б) Г. Моска и концепция управляющего класса; 6
в) Р. Михельс и “железный закон олигархии”. 7
3. Научные школы современной элитологии: 7
а) концепции макиавеллистской школы 7
б) ценностные элитарные теории; 9
в) теории демократического элитизма; 11
г) концепции плюрализма элит; 12
д) леволиберальные концепции элит. 15
4. Структура политических элит. 16
5. Современные системы рекрутирования политических элит. 20
6. Основные типологии современных политических элит. 22
7. Современная политическая элита России: особенности формирования и динамика развития. 23
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 51.47 Кб (Скачать документ)

Оглавление

1. Элиты как общественное явление и их отражение в теории политики. 3

2. Классики элитистской теории: 5

а) В. Парето и теория элит; 5

б) Г. Моска и концепция управляющего класса; 6

в) Р. Михельс и “железный закон олигархии”. 7

3. Научные школы современной элитологии: 7

а) концепции макиавеллистской школы 7

б) ценностные элитарные теории; 9

в) теории демократического элитизма; 11

г) концепции плюрализма элит; 12

д) леволиберальные концепции элит. 15

4. Структура политических элит. 16

5. Современные системы рекрутирования политических элит. 20

6. Основные типологии современных политических элит. 22

7. Современная политическая элита России: особенности формирования и динамика развития. 23

Список использованной литературы 27 
 

 

     1. Элиты как общественное явление и их отражение в теории политики.

 

     Различны  интерпретации термина «элита», одни полагают, что подлинность элиты  обеспечивается знатным происхождением, другие причисляют к этой категории  самых богатых, третьи — наиболее одаренных. Считается, что вхождение  в элиту — это функция личных заслуг и достоинств, в то время  как Г. Моска и В. Парето считают, что для включения в элиту  прежде всего важны социальная среда, из которой вышел человек, а только потом личная симпатия или антипатия  лидера.

     Платон  сравнивал политическое неравенство  с качеством души, присущим тем  или иным группам населения: «…разумной части души, добродетель которой  заключается в мудрости, соответствует  сословие правителей-философов (это  и есть элита); яростной части, добродетель  которой проявляется в мужестве, — сословие воинов; низменной, вожделеющей  части души, погрязшей в утехах и наслаждениях, соответствует сословие ремесленников и земледельцев..». Платон разработал систему формирования правящей элиты: отбор в элиту, воспитание и образование потенциальных  лидеров элит.[4,c.67]

     А вот Конфуций делил общество на «благородных мужей» (правящую элиту) и «низких  людей» (простолюдинов) на основании  их отношения к моральным заповедям. Образ правящей элиты он раскрывал  через социальные качества; первые, по его мнению, следуют долгу и  действуют в соответствии с законом, они требовательны прежде всего  к себе самим в отличие от вторых, которые заботятся только о личной выгоде. В соответствии с его теорией  соблюдение моральных норм давало право  управлять.

     Все обоснования этого деления первоначально  строились на различного рода религиозных, моральных и нравственных воззрениях, а первыми, кто построил концепцию  элит на опыте наблюдения за реальными  политическими событиями были представители итальянской школы политической социологии: Н. Макиавелли, Г. Моска, В. Парето, Ж. Сорель, Р. Михельс, Э. Дженнинг. Эту школу иначе называют макиавеллистской, поскольку именно Макиавелли выделил политику в качестве самостоятельной сферы общества. Он одним из первых развил понятие гражданского общества, впервые применил слово «государство» для обозначения политической организации общества, в его трудах можно найти идеи разделения властей, предпосылки к парламентаризму. Идеи Н. Макиавелли дали жизнь современной социологической теории элит

        Человеческое общество неоднородно,  в нем существуют естественные  и социальные различия между  людьми. Эти различия обусловливают  их неодинаковые способности  к политическому участию в  жизни общества, влияние на политические  и социальные процессы, управление  ими. Носителем наиболее ярко  выраженных политико-управленческих  качеств является политическая  элита. 

         В советском обществоведении  теория элит на протяжении  многих лет рассматривалась как  псевдонаучная, антидемократическая  и буржуазно-тенденциозная. Сам  термин "элита" заменялось произвольными  и аморфными синонимами: "власть  имущие", "влиятельные слои  общества", "сливки нации"  и др. [4,c.67]

         Что же такое "политическая  элита"?

         "Элита" в переводе с французского  означает лучшее, отборное, избранное. 

         Философы Древней Греции считали,  что править обществом должны  лучшие, специально предназначенные  для этого люди. Платон и Аристотель  выступали против допущения народа  к правлению государством, считая  демократию наихудшей формой  правления. 

         Править обществом, по их мнению, должны философы, у которых наиболее  развита разумная часть души. Аристотель написав: "…Тремя качествами  должен обладать тот, кто намерен  занимать высшие должности: во-первых, сочувствовать существующему государственному строю, затем, иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью; в-третьих, отличаться добродетелью и справедливостью", тем самым дал наиобщую характеристику правящей элиты.

         Политическая элита - это относительно  небольшая социальная группа, концентрирующая  в своих руках значительный  объем политической власти, обеспечивающая  интеграцию, субординацию и отражение  в политических установках интересов  различных слоев общества и  создающая механизм воплощения  политических замыслов.

2. Классики элитистской теории:

      а) В. Парето и теория элит;

     Вильфредо Парето (1848—1923) говорит о круговороте  элит, об их постоянной смене. В. Парето называет историю кладбищем элит, то есть привилегированных меньшинств, которые борются, приходят к власти, пользуются этой властью, приходят в  упадок и заменяются другими меньшинствами. Элиты имеют тенденцию к упадку, а «неэлиты» в свою очередь  способны создать достойных приемников элитарным элементам. Ведь зачастую дети элиты могут не обладать всеми  выдающимися качествами родителей. Необходимость постоянной замены и  циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, которая помогла им когда-то завоевать  место под солнцем.

     Обоснованием  роли элиты он считал стремление общества к социальному равновесию, а это  состояние обеспечивается взаимодействием  множества сил, названных В. Парето элементами. Он выделял четыре главных  элемента: политические, экономические, социальные и интеллектуальные. Особое внимание Парето уделял мотивации человеческих поступков, поэтому для него политика в значительной мере функция психологии. Таким образом, используя психологический  подход в анализе общества и политики, В. Парето объяснял многообразие социальных институтов психологическим неравенством индивидов. «Человеческое общество неоднородно, — писал Парето, — и индивиды различаются интеллектуально, физически и морально». Можно сделать вывод, что В. Парето определял элиту по её врожденным психологическим свойствам, а главная идея термина «элита» — превосходство. Он даже разработал балловую систему оценок, характеризующую способности индивида в той или иной сфере деятельности. [6,c.67]

     Элита разделяется на две части: «правящую» и «неправящую», первая непосредственно  участвует в управлении, а вторая — далека от непосредственного принятия властных решений. Это малочисленный  класс удерживается у власти частично силой, а частично благодаря поддержке  подчиненного класса. «Ресурс согласия»  основывается на умении правящего класса убедить массы в собственной  правоте. Вероятность согласия зависит  от способности элиты манипулировать чувствами и эмоциями толпы. В. Парето писал: «…политика правительства тем  эффективнее, чем успешнее она использует эмоции…». Но не всегда умение убеждать помогает удерживаться у власти, поэтому  элита должна быть готова к применению силы.

б) Г. Моска и концепция  управляющего класса;

     Гаэтано Моска (1854—1941). анализировал политическое господство на основе организационного подхода. «…согласованно и единообразно действующие люди победят тысячу человек, между которыми нет согласия…». Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Например, в первобытном обществе ценилась военная доблесть и отвага, позже деньги и богатства. Но самым  важным критерием для отбора в  элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа, его национального характера. Г. Моска приводил три способа обновления элиты: наследование, выборы или кооптация (пополнение состава какого-либо органа недостающими работниками без проведения новых выборов, волевое введение новых членов).

     Он  отмечал две тенденции в развитии правящего класса: стремление представителей данного класса сделать свои функции  и привилегии наследственными, а  с другой стороны — стремление новых сил сменить старые. Если преобладает первая тенденция (аристократическая), то правящий класс становится закрытым и происходит стагнация общества. В зависимости от принципа передачи политической власти, Г. Моска выделял  автократический и либеральный  тип управления. При первом власть передается сверху вниз, а при втором — делегируется снизу вверх.

в) Р. Михельс и “железный  закон олигархии”.

     Причины невозможности демократии он объяснял тремя следующими тенденциями, они  заложены в сущности человека, особенностях политической борьбы и в специфике  развития организации. Перерастание демократии в олигархию частично объясняется  психологией массы. Понятие массы  у Михельса интерпретируется как  «…совокупность психических свойств  массового обывателя: политическая индифферентность, некомпетентность, потребность в руководстве, чувство  благодарности вождям, создания культа личности вождей..». Эти массы не могут сами управлять делами общества, поэтому необходима организация, которая  неизбежно поделит любую группу на властвующих и подвластных. Позже  Михельс стал одним из сторонников  фашизма, сначала в Италии, а затем  и в Германии. И воплощением  волевого класса, пришедшего на смену  кризисному парламентаризму, стал фашизм во главе с Б. Муссолини.

3. Научные школы современной элитологии:

     а) концепции макиавеллистской школы;

     Концепции элит Моски, Парето и Михельса дали толчок широким теоретическим, а  впоследствии (преимущественно после  второй мировой войны) и эмпирическим исследованиям групп, руководящих  государством или претендующих на это. Современные теории элит разнообразны. Исторически первой группой теорий, не утративших современной значимости, являются концепции макиавеллистской школы (Моска, Парето Михельс и др.). Их объединяют следующие идеи:

     1. Особые качества элиты, связанные  с природными дарованиями и  воспитанием и проявляющиеся  в ее способности к управлению  или хотя бы к борьбе за  власть. [4,c.67]

     2. Групповая сплоченность элиты.  Это сплоченность группы, объединяемой  не только общностью профессионального  статуса, социального положения  и интересов, но и элитарным самосознанием, восприятием себя особым слоем, призванным руководить обществом.

     3. Признание элитарности любого  общества, его неизбежного разделения  на привилегированное властвующее  творческое меньшинство и пассивное,  нетворческое большинство. Такое  разделение закономерно вытекает  из естественной природы человека  и общества. Хотя персональный  состав элиты изменяется, ее господствующие  отношения к массам в своей  основе неизменны. Так, например, в ходе истории сменялись вожди  племен, монархи, бояре и дворяне,  народные комиссары и партийные  секретари, министры и президенты, но отношения господства и  подчинения между ними и простым  людом сохранялись всегда.

     4. Формирование и смена элит  в ходе борьбы за власть. Господствующее  привилегированное положение стремятся  занять многие люди, обладающие  высокими психологическими и  социальными качествами. Однако  никто не хочет добровольно  уступать им свои посты и  положение. Поэтому скрытая или  явная борьба за место под  солнцем неизбежна.

     5. В общем конструктивная, руководящая  и господствующая роль элиты  в обществе. Она выполняет необходимую  для социальной системы функцию  управления, хотя и не всегда  эффективно. Стремясь сохранить  и передать по наследству свое  привилегированное положение, элита  имеет тенденцию к вырождению, утрате своих выдающихся качеств.

Информация о работе Элиты как общественное явление и их отражение в теории политики