Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 13:10, контрольная работа
Различны интерпретации термина «элита», одни полагают, что подлинность элиты обеспечивается знатным происхождением, другие причисляют к этой категории самых богатых, третьи — наиболее одаренных. Считается, что вхождение в элиту — это функция
1. Элиты как общественное явление и их отражение в теории политики. 3
2. Классики элитистской теории: 5
а) В. Парето и теория элит; 5
б) Г. Моска и концепция управляющего класса; 6
в) Р. Михельс и “железный закон олигархии”. 7
3. Научные школы современной элитологии: 7
а) концепции макиавеллистской школы 7
б) ценностные элитарные теории; 9
в) теории демократического элитизма; 11
г) концепции плюрализма элит; 12
д) леволиберальные концепции элит. 15
4. Структура политических элит. 16
5. Современные системы рекрутирования политических элит. 20
6. Основные типологии современных политических элит. 22
7. Современная политическая элита России: особенности формирования и динамика развития. 23
Список использованной литературы 27
2.
Групповая сплоченность и
3.
Глубокое различие между
4.
Рекрутирование элиты
5.
Первейшая функция властвующей
элиты в обществе —
Строение элитарного слоя, осуществляющего в государстве и обществе функции власти и управления, чрезвычайно сложно. Для понимания механизма формирования государственной политики уже недостаточно использовать только категории элиты и контрэлиты. Многие ученые указывают на наличие в правящих кругах общества экономических, административных, военных, интеллектуальных (научных, технических, идеологических), политических сегментов. Каждый из них выстраивает собственные отношения с массами, определяет место и роль в принятии решений, тепень и характер влияния на власть.
Известный
польский политолог В. Милановски предложил
рассматривать структуру
Следующим
элитарным образованием выступают
«потенциальные элиты», представляющие
собой разрозненные элитарные группировки,
еще только стремящиеся к власти
и соответственно проясняющие свои
идеологические приоритеты и позиции,
формирующие в связи с этим
«команды» отдельных лидеров. В
«потенциальных элитах» происходит
относительное закрепление
После выборов судьбы элитарных группировок принципиально расходятся. Те из них, которые проиграли выборы, но при этом остались в поле публичной политики, составляют «самодеятельные элиты». Авторитетные в обществе представители этих кругов могут лишь косвенно влиять на принимаемые в государстве политические решения. В свою очередь, в этом сегменте формируются два основных элитарных образования: оппозиция и сторонники проправительственных [c. 135] сил. Тех и других объединяет стремление укрепить свои позиции во власти, сформировать механизмы постоянного влияния на ее институты, осуществить целенаправленное воздействие на общественное мнение. Однако оппозиция нередко сопровождает свою деятельность попытками поставить под вопрос результаты выборов, посеять сомнения в правомерности проводимого правительством курса, высказать требования смены власти до очередных выборов, призвать население к выражению политического протеста.
Победившая
на выборах элита приобретает
статус «правящей политической элиты»,
которая непосредственно
Тот
факт, что в правящей политической
элите всегда действует несколько
функциональных группировок, позволяет
отдельным теоретикам уточнить характер
ее функционирования. Например, современные
сторонники плюралистической концепции
считают, что в правящей элите
могут складываться строго иерархизированные
отношения, когда одна группа четко
контролирует деятельность других, а
могут взаимодействовать
Особым
структурным элементом
Но пожалуй, самой мощной и одновременно таинственной элитарной группировкой в структуре политической элиты является [c. 136] «связанная группа», которая представляет собой неформальное объединение политиков, оказывающее решающее влияние на принятие решений. Это анонимное сообщество может включать и чиновников, и даже лиц, не обладающих никаким формальным статусом в системе власти. Однако ядро данной группы практически всегда составляют обладатели высших властных полномочий в государстве. Они-то и предопределяют те решения, которые впоследствии могут оформлять коллективные органы (правительство или парламент), изменять политику страны, существенно влиять на международные процессы. Иначе говоря, данная группировка действует в рамках полутеневого и теневого правления, зачастую перехватывая функции официальных органов власти.
Принципиальным
вопросом для обеспечения
Отбор
элитарных кругов и лидеров обычно
проходит в острой конкурентной борьбе
представителей различных сил, стремящихся
завоевать поддержку населения.
Сбои в этом важнейшем для общества
процессе приводят к отбору нерепрезентативных
(неадекватно представляющих интересы
населения) лиц, временщиков, не подготовленных
к осуществлению должных
В
целом политическая теория описывает
два класса способов рекрутирования
(отбора) лидеров и элит. Это –
универсальные способы, а также
применяемые в отдельных
Первый из них, гильдийский, характеризует систему в основном закрытого от общественности способа отбора руководящих кадров, в которой важнейшую роль играют заранее определенные критерии, правила и процедуры отбора. По сути это бюрократическая система селекции кадров, предполагающая множество институтов фильтрации претендентов на руководящие посты, иерархичность, протекционизм, медленный, эволюционный путь движения наверх. Например, в советской системе весь отбор кадров был именно таким. Там были заранее известны необходимые требования для продвижения во власть: социальное происхождение, необходимость опыта хозяйственной работы, партийное образование, работа в провинции и т. д. При этом в качестве потенциального резерва для элитарного отбора рассматривались в основном члены партии, большое внимание уделялось национальности претендентов, наличию родственников за границей и т. д.
Второй метод, антрепренерский, представляет собой по преимуществу способ демократического отбора элит, при котором оценка качеств претендентов зависит от общественного мнения и выполнения известных процедур (выборов). При этом статусные свойства людей не играют здесь особой роли.
Каждый
из названных способов рекрутирования
лидеров и элит имеет свои достоинства
и недостатки. Даже бюрократизм и
[c. 147] закрытость гильдийской модели
обладают рядом преимуществ за счет
своей легальности, прогнозируемости
и формализации. Как подчеркивал
французский социолог П. Бурдье, там,
где критерии профессионального
отбора менее всего формализованы,
там возникают предпосылки
Наряду
с этими методами отбора в каждой
стране могут складываться и национальные,
присущие только ей и соответствующие
особым политическим условиям механизмы
отбора и выдвижения людей в структуры
власти. Например, в конце 80-х –
начале 90-х гг. в России действовал
целый ряд таких механизмов, одни
из которых обеспечивали так называемую
«смену волн» партийно-хозяйственной
номенклатуры у рычагов власти; другие
характеризовали процесс «
В
демократических государствах принципы
и методы рекрутирования элит должны
стараться учитывать как
Многообразие выполняемых политическим лидером задач, условий их осуществления, а также иных внешних и внутренних факторов деятельности находит свое отражение в его типологии. Можно сказать, что типология политического [c. 145] лидерства является одним из самых развитых теоретических компонентов. Так, политических лидеров различают по уровню их контроля за властью (правящие и оппозиционные), масштабу деятельности (общенациональные и региональные), стилю поведения (авторитарные и демократические), характеру руководства (формальные и неформальные), отношению к социальным изменениям и реформам (консерваторы, реформисты, догматики, фундаменталисты), ролевым отношениям к целям политического движения (идеологи, идеалисты, прагматики), отношениям к противникам (соглашатели, фанатики) и т. д.
Информация о работе Элиты как общественное явление и их отражение в теории политики