Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:59, курсовая работа
Цель исследования: всесторонне изучить конституционно-правовой статус политических партий.
Задачи исследования:
- определить порядок создания, ликвидации и внутреннего устройства политических партий;
- изучить права и обязанности политических партий, их участие в выборах и референдумах;
- рассмотреть проблемы функционирования политических партий на современном этапе.
Введение
1. Политический плюрализм и становление многопартийности в России
2. Создание, ликвидация и внутреннее устройство политических партий
3. Права и обязанности политических партий, их участие в выборах и референдумах
4. Проблемы функционирования политических партий на современном этапе
Библиографический список
Содержание
Введение
1.
Политический плюрализм и
2. Создание, ликвидация и внутреннее устройство политических партий
3.
Права и обязанности
4.
Проблемы функционирования
Библиографический список
Введение
Одним
из важнейших субъектов
Актуальность данной курсовой работы определяется тем, что в поиске путей эффективного функционирования политической системы Российского государства важное значение имеют проблемы становления и развития политических партий как законных представителей разнообразных интересов общества и призванных представлять эти интересы в системе власти. Однако, несмотря на глубину происходящих в России политических и социально-экономических преобразований и складывающейся многопартийной системы, процесс их функционирования протекает сложно и противоречиво.
Цель исследования: всесторонне изучить конституционно-правовой статус политических партий.
Задачи исследования:
- определить порядок создания, ликвидации и внутреннего устройства политических партий;
- изучить права и обязанности политических партий, их участие в выборах и референдумах;
- рассмотреть проблемы функционирования политических партий на современном этапе.
При
написании работы автор использовал
Конституцию РФ, юридическую учебную
литературу, периодическую литературу,
другие источники и нормативно-
1. Политический плюрализм и становление многопартийности в России
Политический плюрализм как основа демократии предполагает многообразие политических взглядов и организаций, свободное участие граждан в политической жизни, конкуренцию между различными политическими силами в борьбе за доступ к власти.
Отечественный опыт показал, что длительная монополизация властных функций одной партией крайне отрицательно сказывается на обществе: сковывается демократия, народ отчуждается от власти, а власть — от народа, устраняется возможность соревновательности в политической жизни и т.д. Монополия на власть создает простор для произвола, часто развращает носителей властных полномочий и в конечном итоге разрушает гражданское общество. Однако не следует идеализировать многопартийную систему. В ней тоже есть свои слабости и недостатки, и это отмечают зарубежные политологи, изучавшие ее в течение многих лет изнутри. И все-таки надежды и перспективы демократизации общества сегодня во многом связываются именно с многопартийностью.
Процесс формирования многопартийности в обществе, которое не знакомо с опытом демократического развития и не имеет развитых демократических традиций, не может быть простым и безболезненным. Несостоятельными оказались надежды на то, что многопартийность можно внедрить сразу, скажем, после публикации Закона СССР «Об общественных объединениях». Этот закон лишь создал необходимую правовую основу для выхода на политическую арену уже существовавших организаций партийного типа и создания новых.
Генезис многопартийности в России проходит несколько этапов. Первый этап нередко условно называют «неформальной волной» (1986 - весна 1988 г.). Окончание этого этапа характеризуется становлением массовых политических движений. В то время КПСС сохраняла всю полноту политической и государственной власти.
Первоначально
будущая многопартийность зарождалась
в недрах массовых политических движений
и лишь со второй половины 1990 года многопартийный
режим политической системы обретает
самостоятельный облик. Сложившаяся
в это время политическая культура
неформального общественно-
Скачок
в развитии оформившегося самодеятельного
политического движения населения,
так называемых «общественных инициатив»,
явился следствием изменения внутри
- и внешнеполитического климата
страны, связанного с попыткой части
руководства КПСС осуществить новый
поворот в реформах, ориентированный
на большую либерализацию
Волна «народофронтовского» движения в России сложилась в ходе массовых акций социального протеста весны-лета 1988 года и достигла своего апогея в 1989 году. В это время впервые удачно и широкомасштабно "неформалами" была использована официальная кампания - подготовка наказов XIX Всесоюзной партконференции. В Москве, в городах Поволжья, в Южно-Сахалинске прокатились многотысячные митинги по вопросам социальной справедливости, звучала мощная критика в адрес местных руководителей как «оплота антиперестроечных сил», предлагались альтернативные варианты по дальнейшей демократизации страны.
Показателем
успешного использования в
К
этому периоду относится
1988-1990-е
годы явились своеобразным
В
конце 1990 - первой половине 1991 года сложились
первые партии: Социал-демократическая
партия РФ (СДПР), Республиканская партия
РФ (РПРФ), Партия свободного труда (ПСТ),
Либерально-демократическая
Принятие в октябре 1990 года Закона СССР «Об общественных объединениях» стимулировало следующий этап формирования партий. Этот этап начался в августе 1991 года.
Важно
отметить, что до конца 1993 года выборы
и формирование органов власти происходили
не на многопартийной основе. Их анализ
даже в первом приближении выявляет
множество элементарных промахов как
со стороны организаторов
После выборов в Государственную думу и принятия Конституции Российской Федерации, статья 13 которой признает политическое многообразие, многопартийность, партии получили реальную возможность влиять на государственную жизнь через своих представителей.
Согласно Конституции, «в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность». Это означает, что в России на определенных законом основаниях могут создаваться, регистрироваться и осуществлять свою деятельность различные общественные политические объединения.
В
Конституции Российской Федерации
указано, что «общественные объединения
равны перед законом». Равенство
общественных объединений перед
законом проявляется в
Закрепленный в Конституции России принцип многопартийности предполагает, что каждая партия как разновидность общественного объединения, выражая политическую волю своих членов, стремится к участию в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Каждая партия обладает правом принимать программные документы, публикуемые затем для всеобщего сведения, выдвигать кандидатов в депутаты и на другие выборные должности. Но участвуя в выборах, партия не может получать финансовую поддержку от иностранных государств, организаций и граждан.
Партийные полномочия должны осуществляться в соответствии с российским законодательством и уставом партии, который подлежит обязательной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Конституция
Российской Федерации предусматривает
запрет на «создание и деятельность
общественных объединений, цели или
действия которых направлены на насильственное
изменение основ
Принцип политического плюрализма обладает рядом бесспорных преимуществ (хотя бы потому, что он противостоит политическому единообразию), но эти преимущества могут быть реализованы исключительно в рамках конституционности. Кроме того, конкретная реализация принципа политического плюрализма предполагает наличие особого типа правовой культуры, толерантной и компромиссной.
В России существует множество политических партий, общественно-политических организаций и движений. Люди, социальные общности имеют возможность свободно выбирать политические организации, соответствующие их ценностям, взглядам, ориентациям, отвечающие их интересам.
Политический плюрализм неразрывно связан с идеологическим. Политический плюрализм в идеологической «упаковке» отражает многообразие идей и мнений в политике, что дает возможность в споре, диалоге сопоставлять различные точки зрения и находить оптимальные пути решения политических проблем.
При
этом в Конституции Российской Федерации
подчеркивается, что «никакая идеология
не может устанавливаться в
2. Создание, ликвидация и внутреннее устройство политических партий
Согласно
Федеральному закону от 11 июля 2001 г. (в
ред. 2005 г.) «О политических партиях» политическая
партия – это общественное объединение,
созданное в целях участия
граждан Российской Федерации в
политической жизни общества посредством
формирования и выражения их политической
воли, участия в общественных и
политических акциях, в выборах и
референдумах, а также в целях
представления интересов
Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:
- обязательно
иметь региональные отделения
более чем в половине
- в
политической партии должно
Информация о работе Конститционно-правовой статус политических партий