Конститционно-правовой статус политических партий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:59, курсовая работа

Описание

Цель исследования: всесторонне изучить конституционно-правовой статус политических партий.
Задачи исследования:
- определить порядок создания, ликвидации и внутреннего устройства политических партий;
- изучить права и обязанности политических партий, их участие в выборах и референдумах;
- рассмотреть проблемы функционирования политических партий на современном этапе.

Содержание

Введение
1. Политический плюрализм и становление многопартийности в России
2. Создание, ликвидация и внутреннее устройство политических партий
3. Права и обязанности политических партий, их участие в выборах и референдумах
4. Проблемы функционирования политических партий на современном этапе
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 47.91 Кб (Скачать документ)

  - руководящие  и иные органы политической  партии, ее региональные отделения  и иные структурные подразделения  должны находиться на территории  Российской Федерации.

  Одно  из ключевых положений Закона: в  России не могут создаваться межрегиональные, региональные и местные политические партии. Партии могут быть только федеральными организациями, осуществляющими свою деятельность на всей территории Российской Федерации.

  Под региональным отделением политической партии Закон понимает ее структурное подразделение, созданное по решению уполномоченного руководящего органа партии и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта РФ. В субъекте РФ, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение партии. Следовательно, в иных случаях Закон запрещает создание подразделений партии, охватывающих два и более субъекта РФ. Партия может иметь в качестве структурных подразделений местные и первичные отделения, создаваемые в случаях и порядке, предусмотренных уставом.

  Закон говорит о том, что цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе (одновременно можно  сказать, что эти документы обязательны  для каждой партии). Однако тем не менее основные цели партии названы в самом Законе: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов на всех видах выборов органов государственной власти, выборных должностных лиц местного самоуправления, представительных органов муниципальных образований, участие в выборах, а также в работе соответствующих органов и должностных лиц.

  Для политических партий существуют те же ограничения на создание и деятельность, что и для общественных объединений  в целом. К этому добавляются  и некоторые специальные ограничения: не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной  принадлежности (под такими признаками в Законе понимается указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных  целей в наименовании политической партии); политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии.

  Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускаются  создание структурных подразделений  политических партий и любая деятельность политических партий и их структурных  подразделений в органах государственной  власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных  организациях.

  Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных  учреждений.

  Не  допускаются создание и деятельность на территории Российской Федерации  политических партий иностранных государств и их структурных подразделений.

  Закон о партиях повторяет положения  о недопустимости взаимного вмешательства  органов государственной власти, их должностных лиц и политических партий в деятельность друг друга. Возможны их сотрудничество и согласованная  деятельность по вопросам, затрагивающим  интересы партий. Но не допускается  использование должностными лицами преимуществ своего должностного или служебного положения на государственных или муниципальных должностях в интересах политической партии. Причем такие лица, за исключением депутатов любых уровней, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей. Закон не требует, чтобы указанные выше лица выходили из партий или приостанавливали в них членство. Специально и в мягкой форме Закон говорит о Президенте РФ: он вправе приостанавливать свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий. Правда для депутата Государственной Думы в 2005 г. было установлено: подача им заявления о выходе из партийной фракции влечет за собой прекращение депутатских полномочий.

  Политическая  партия создается без разрешения органов государственной власти и должностных лиц. Она может  быть создана на учредительном съезде либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации  или общероссийского общественного  движения на их съезде.

  Партия  считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений: о создании политической партии; об образовании ее региональных отделений  более чем в половине субъектов  Федерации; о принятии устава; о принятии программы; о формировании руководящих  и контрольно-ревизионных органов. Учредительный съезд партии считается  правомочным в случае, если в его  работе приняли участие делегаты, представляющие более чем половину субъектов РФ и преимущественно  проживающие в этих субъектах.

  Со  дня создания партия осуществляет организационную  и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием  региональных отделений партии и  получением ею свидетельства о государственной  регистрации.

  Политическая  партия и ее региональные отделения  подлежат государственной регистрации  и осуществляют свою деятельность в  полном объеме, в том числе как  юридические лица, с момента регистрации. Государственная регистрация осуществляется Федеральной регистрационной службой, региональные отделения партий регистрируются органами указанной службы в соответствующих  субъектах РФ.

  Документы на регистрацию партии представляются не позднее через шесть месяцев  со дня проведения учредительного съезда партии. А регистрация региональных отделений не менее чем в половине субъектов РФ должна быть осуществлена не позднее чем через шесть  месяцев со дня регистрации партии.

  В соответствии с Федеральным законом 2001 г. о государственной регистрации  юридических лиц (ст. 8) она «осуществляется  в срок не более чем пять рабочих  дней со дня представления документов в регистрирующий орган».

  Свое  решение о регистрации партии или ее отделения регистрирующий орган вместе с соответствующими документами направляет в орган, ведущий единый государственный  реестр юридических лиц – Министерство РФ по налогам и сборам и его  органы на местах. Эти органы не позднее  пяти рабочих дней вносят в реестр запись о партии или ее региональном отделении и не позднее дня, следующего за этим сроком, сообщают о внесении записи в регистрирующий орган. Этот орган не позднее трех дней со дня  получения информации выдает уполномоченному  лицу партии или ее регионального  отделения документ, подтверждающий факт внесения записи о партии или  ее региональном отделении в государственный  реестр юридических лиц. Причем Федеральный  закон о политических партиях  специально определяет, что в случае, если не принято решение об отказе в государственной регистрации  политической партии или ее регионального  отделения, указанный документ должен быть выдан не позднее чем через  месяц со дня подачи соответствующего заявления о государственной  регистрации (п. 5 ст. 15). Отказ в регистрации  партии или ее регионального отделения  может быть обжалован в суд.

  Закон оговаривает, что информация о членах политической партии, представляемая для сведения в регистрирующие органы, относится к информации с ограниченным доступом. Ее разглашение без согласия соответствующих членов партии влечет за собой ответственность, установленную  законодательством.

  Закон довольно подробно регулирует ряд вопросов, касающихся внутренней организации  и деятельности партий. Он не только обязывает любую партию иметь  устав, но и указывает основные позиции, которые надо в нем отразить. Закон  также говорит, что партия должна иметь программу, определяющую принципы ее деятельности, ее цели и задачи, а  также методы реализации целей и  решения задач.

  Кроме того, членство в партии является не только добровольным, но и индивидуальным. Членами партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане РФ, признанные судом недееспособными.

  Закон определяет, что у членов партии есть равные возможности участвовать  в ее организации и деятельности. Вместе с тем он предусматривает, что гражданин РФ может быть членом лишь одной политической партии, состоять только в одном региональном отделении  данной партии – по месту постоянного  или преимущественного проживания.

  Запрещается требовать от граждан РФ, чтобы  они при представлении официальных  сведений о себе указывали членство в политической партии или отсутствие такового. Членство в партии или  отсутствие такового не может служить  основанием для ограничения прав и свобод гражданина, а также быть условием предоставления ему каких  либо преимуществ. Члены партии не связаны  ее решениями при исполнении своих  должностных или служебных обязанностей, за исключением лиц, работающих в  руководящих и контрольно-ревизионных  органах партии, ее региональных отделениях или иных структурных подразделениях.

  Закон 2001 г. регулирует вопросы контроля в  отношении партий, приостановления  деятельности и ликвидации политических партий.

  Контроль  осуществляют Федеральная регистрационная  служба и ее территориальные органы. Хотя ст. 38 Закона называется «Контроль за деятельностью политических партий» из ее содержания видно, что речь идет о контроле за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами партий. Иначе говоря, непосредственно в деятельность политических партий названные выше органы не вмешиваются.

  В рамках контроля эти органы вправе: не чаще одного раза в год знакомиться  с документами политических партий в их региональных отделений, подтверждающими  наличие региональных отделений  и число членов партии; направлять своих представителей для участия в проводимых партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями открытых мероприятиях по принятию устава и программы партии, внесению в них изменений и дополнений, выборам руководящих и контрольно-ревизионных органов, выдвижению кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений.

  Выполняя  контрольные функции, регистрирующие органы имеют право выносить соответственно политической партии, ее региональному  отделению или иному зарегистрированному  структурному подразделению письменное предупреждение (с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения) в случае осуществления ими деятельности, противоречащей положениям, целям и  задачам, предусмотренным уставом  партии. Указанное предупреждение может  быть обжаловано партией, ее региональным отделением или иным за регистрированным структурным подразделением в суд. В случае вынесения предупреждения региональному отделению или  иному зарегистрированному структурному подразделению политической партии территориальный орган обязан незамедлительно  сообщить об этом в федеральную регистрационную  палату и в руководящий орган  партии.

  Особая  ситуация возникает в случае нарушения  партией Конституции РФ, федеральных  конституционных законов, Закона о  партиях и иных федеральных законов. В этом случае на основании ст. 39 Закона федеральный регистрирующий орган выносит партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее  двух месяцев. Если в установленный  срок эти нарушения не были устранены в предупреждение не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда РФ на основании заявления Федеральной регистрационной службы.

  Региональному отделению или иному структурному подразделению политической партий предупреждение выносит территориальный  орган службы в соответствующем  субъекте РФ, устанавливая срок для  устранения выявленных нарушений, составляющий не менее одного месяца. Возможно приостановление  деятельности этих структур на срок до шести месяцев решением суда общей  юрисдикции субъекта РФ на основании  территориального органа.

  Закон не допускает приостановления деятельности политической партий со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы, выборов Президента РФ до дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, за исключением случаев, когда это связано с экстремистской деятельностью партии, а также если партия нарушает территориальный признак деятельности или правило о невмешательстве в деятельность государственных и иных органов и учреждений (т.е. пункты 1, 4, 5 ст. 9 Закона 2001 г.). При тех же условиях не допускается приостановление деятельности регионального отделения политической партии со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта РФ до дня официального опубликования результатов указанных выборов.

  Если  партия добилась успеха на выборах  в Государственную Думу, и ее федеральный  список был допущен к распределению  депутатских мандатов, деятельность партии не может быть приостановлена по основаниям, связанным с отсутствием  региональных отделений партии численностью не менее 500 членов партии более чем  в половине субъектов РФ или отсутствием  необходимого числа членов партии, в течение четырех лет со дня  голосования на указанных выборах.

  Федеральный закон предусматривает и такую  меру конституционно-правовой ответственности, как ликвидация политической партии. В случае, если партия, ее региональное отделение или иное структурное подразделение не устраняют нарушения, послужившие основанием для приостановления их деятельности, Федеральная регистрационная служба или ее территориальный орган, внесший в суд заявление о приостановлении деятельности соответственно партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, вносит в соответствующий суд заявление о ликвидации данной политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.

Информация о работе Конститционно-правовой статус политических партий