Конститционно-правовой статус политических партий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:59, курсовая работа

Описание

Цель исследования: всесторонне изучить конституционно-правовой статус политических партий.
Задачи исследования:
- определить порядок создания, ликвидации и внутреннего устройства политических партий;
- изучить права и обязанности политических партий, их участие в выборах и референдумах;
- рассмотреть проблемы функционирования политических партий на современном этапе.

Содержание

Введение
1. Политический плюрализм и становление многопартийности в России
2. Создание, ликвидация и внутреннее устройство политических партий
3. Права и обязанности политических партий, их участие в выборах и референдумах
4. Проблемы функционирования политических партий на современном этапе
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 47.91 Кб (Скачать документ)

  Политическая  партия может быть ликвидирована  по решению ее высшего руководящего органа — съезда либо по решению  Верховного Суда РФ. Партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда РФ в случаях (п. 3 ст. 41):

  а) невыполнения требований соответственно ч.5 ст. 13 Конституции РФ и п. 1 ст. 9 Федерального закона о политических партиях (осуществление экстремистской деятельности), п. 4 и 5 того же Закона (нарушение  правил о создании структурных подразделений  партии только по территориальному признаку, о запрете на деятельность в государственных  и иных органах и учреждениях);

  б) неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности партии;

  в) неучастия партии в выборах в  формах, которые были указаны выше;

  ю) отсутствия региональных отделений  партии численностью не менее 500 членов партии более чем в половине субъектов  РФ;

  л) отсутствия необходимого числа членов партии.

  Заявление о ликвидации партии вносится в Верховный  Суд РФ Федеральной регистрационной  службой.

  Политическая  партия, федеральный список которой  на выборах депутатов Государственной  Думы допущен к распределению  депутатских мандатов, не может быть ликвидирована по основаниям, предусмотренным  приведенными выше пунктами «г» и  «д» (т.е. отсутствие региональных отделений  и достаточного числа членов партии), в течение четырех лет со дня  голосования на указанных выборах.

  Не  допускается ликвидация партии по решению  Верховного Суда РФ со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной  Думы, выборов Президента РФ до дня  официального опубликования результатов  указанных выборов, за исключением  случаев, когда речь идет об экстремистской деятельности партии.

  Региональное  отделение в иное структурное  подразделение партии могут быть ликвидированы по решению органа партии, уполномоченного ее уставом, по решению суда, а также в случае ликвидации партии. Основания для  ликвидации по решению суда аналогичны перечисленным выше; заявление подается в суд общей юрисдикции субъекта РФ Федеральной регистрационной  службой или ее территориальным  органом.

  Отметим также, что в связи с принятием  Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности»  Закон о партиях 2001 г. был приведен в соответствие с указанным Законом. Вместе с тем Закон о партиях  дополнен (п. 7 ст. 41) указанием на то, что партию можно ликвидировать  в порядке и по основаниям, предусмотренным  Законом об экстремистской деятельности.

  А в указанном Законе названы более  широкие основания ликвидации общественных объединений — мы их называли ранее. Это означает, что при необходимости  можно ставить вопрос о ликвидации политической партии также и по тем  признакам, которые перечислены  в Законе о противодействии экстремистской деятельности

  В случае ликвидации политической партии ее имущество после завершения расчетов по ее обязательствам передается а) на цели, предусмотренные уставом и  программой партий, если ликвидация осуществлена по решению съезда партии; б) в доход  Российской Федерации, если партии ликвидирована  по решению суда.  

  3. Права и обязанности  политических партий, их участие в  выборах и референдумах

  В целом эти права и обязанности  сходны с правами и обязанностями  иных общественных объединений. Хотелось бы отметить такие права партий: распространять информацию о своей  деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи; в выработке  решений органов государственной  власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных  Законом о партиях и иными  законами; участвовать в выборах  и референдумах в соответствии с  законодательством Российской Федерации; создавать объединения и союзы  с другими политическими партиями и иными общественными объединениями  без образования юридического лица.

  Закон разрешает политическим партиям  осуществлять предпринимательскую  деятельность в соответствии с законодательством  и уставом партии; получаемые при  этом доходы идут на цели партии и не распределяются между членами партии.

  Политическая  партия является единственным видом  общественного объединения, которое  обладает правом самостоятельно выдвигать  кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в  органах государственной власти.

  Партия, а если это предусмотрено партийным  уставом, то и ее региональные отделения, иные структурные подразделения  вправе принимать участие лишь в  тех выборах и референдумах, официальное  опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после  представления политической партией  в федеральный регистрирующий орган  документов, подтверждающих государственную  регистрацию ее региональных отделений  более чем в половине субъектов  Федерации. Первоначально закон говорил, что политическая партия вправе участвовать в выборах и референдумах самостоятельно, а также вступать в избирательные блоки с другими политическими партиями, иными избирательными объединениями в порядке, установленном избирательным законодательством. Однако в 2005 г. избирательные блоки отменены, предусматривается только самостоятельное участие партий в выборах. При выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления политическая партия обязана опубликовать свою программу в порядке и сроки, установленные избирательным законодательством.

  Политическая  партия считается участвующей в  выборах, если ею выдвинуты и зарегистрированы: федеральный список кандидатов в  депутаты Государственной Думы; кандидат на должность Президента РФ; кандидаты (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов  РФ не менее чем в 20% субъектов  РФ; кандидаты (списки кандидатов) на выборах  в органы местного самоуправления более  чем в половине субъектов РФ.

  Не  принимавшая в течение пяти лет  подряд участия в выборах в  каких-либо из перечисленных вариантов  политическая партия подлежит ликвидации.

  Политическая  партия имеет и обязанности, в  том числе: соблюдать в своей  деятельности Конституцию РФ, федеральные  конституционные законы, федеральные  законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также  устав партии; ежегодно представлять в уполномоченные регистрирующие органы информацию численности членов партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, а также копии представляемых в налоговые органы Российской Федерации сводного финансового отчета политической партии и финансовых (бухгалтерских) отчетов ее региональных отделений и иных структурных подразделений с правами юридического лица; допускать представителей регистрирующих органов на свои открытые мероприятия; извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия. Политическая партия и ее региональные отделения ежегодно представляют в регистрирующие органы сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

 

  4. Проблемы функционирования  политических партий  на современном  этапе

  Рассматривая  вопрос о роли политических партий в России необходимо обратить внимание на следующие проблемы их функционирования:

  1.  проблема «устаревания» политических партий

  2.  проблема искусственной дифференциации политических партий

  3.  проблема выборов политических партий

  4.  проблема «частичности» политических партий

  5.  проблема выражения воли народа

  6.  проблема безответственности партийных лидеров и отрешенности политических партий от реальной жизни общества

  7.  проблема структуры политических партий

  8.  проблема менталитета населения России

  Проблема  «устаревания» партий сегодня актуальна. Сущность проблемы заключается в  том, что первые политические партии создавались около двух веков  назад в определенных социально-политических условиях того времени и были нацелены на решение проблем общества того периода. Например, имелась необходимость законодательного закрепления прав и свобод определенных категорий людей: рабочих, ремесленников, крестьян и т.п. С этой целью создавались первые политического толка образования – первые партии, выражавшие политические интересы определенных групп людей, которые возникали вследствие требований справедливости и равных условий существования всех людей на Земле. Движительной силой при реализации требований народа, которые «продвигали» политические партии того времени, выступала «идея справедливости», воспринятая от философов-просветителей. Все люди на Земле имеют равные права данные им Богом, поэтому никто не должен притеснять других, иметь больший объем прав, санкционированный государством, нежели другой. В такой ситуации государство – гарант прав определенных «привилегированных» групп, становится оплотом несправедливости, что ведет к дестабилизации его собственного существования. Необходимость закрепления правового равенства всех членов общества на законодательном уровне была, таким образом, объективно, продиктована условиями развития государства и общества того времени. Политические партии, как группы людей, акцентирующие внимание государства на его собственных проблемах, которые возникали вследствие несправедливости, сыграли немаловажную роль в процессе становления и последующего развития демократии во многих государствах. Не следует, однако, преувеличивать роль политических партий в этом процессе, их влияние на развитие демократии сочеталось со всеобщим пониманием необходимости указанных изменений. Необходимо подчеркнуть, что социально-политические и экономические условия жизни общества и государства того времени способствовали возникновению политических партий и делали их деятельность актуальной. В современных социально-политических и экономических условиях деятельность партий носит иной характер. В Конституции РФ закреплено равенство всех людей, приоритет прав и свобод человека, права человека являются высшей ценностью государства, определяют смысл законов, деятельность всех ветвей власти и т.д. На фоне этого определение роли политических партий становится затруднительным делом. Ранее, как выше отмечено, движительной силой политических партий являлась идея справедливости, что сейчас движет партиями – непонятно. Исходя из общепринятого определения политических партий, партия – это добровольный союз людей, имеющий цель – получение власти, с помощью которой происходит реализация партийных интересов. Вопрос о движительной силе сегодня отходит на задний план, презюмируется, что интересы политических групп возникают как раз в результате «несправедливости общественных отношений». С таким неопределенным подходом, интересы партий могут быть любыми, в том числе и несправедливыми (см. деструктивные партии). Далее анализируем цель партий - получение власти. Партии добиваются получения власти. Учитывая неопределенность партийных интересов, размытость партийных программ, зададим вопрос – зачем нужна власть? При неясности цели, к чему обладать средствами. Очень много ответов напрашивается на данный вопрос, но только не ответ, который указал бы на позитивную цель стремления партий к власти. Стремление к власти определенных индивидов или их групп продиктованное собственными амбициями, жаждой наживы и другими низменными желаниями, частое явление во многих странах мира, не только в России.

  Тесно связана с проблемой определения  партийных интересов проблема размежевания общественных интересов и дифференциации политических партий. Дело в том, что  в теории партии отражают политические интересы общества. Широта спектра  политических интересов населения  государства определяет, таким образом, количество партий. В России при  переходе к демократическому строю  возникло несколько тысяч различных  политических партий. Что это? Небывалый  всплеск политических настроений, политической активности населения или нечто  иное? Обратим внимание на следующий  момент: партии создаются группами людей с определенным интересом, требованиями к публичной власти. Сколько же требований возможно предъявлять к власти в условиях правового равенства всех граждан государства и какого рода эти требования? Как правило, требования людей направлены на защиту или реализацию социальных и экономических прав. Правовых требований либо вовсе нет, либо они преследуют узконаправленные интересы и опять же в меркантильных интересах. Экономико-социальная обусловленность требований населения определяет два основных интереса населения России: богатым – жить стабильнее и спокойнее, бедным – жить лучше. Каждая политическая партия может объять эти интересы в своей политической программе, и тогда отпадет необходимость существования других, похожих по программным установкам партий. Не исключено вообще существование одной партии «всеобщего благополучия», которая бы преследовала цель – сделать жизнь всех людей счастливой. Однако подобная ситуация по представлению многих ученых, ориентированных на опыт СССР и др. стран тоталитарного толка, считается опасной, так как не будет конкуренции, что приведет к доминированию одной партии во всех сферах политической жизни. Следует подчеркнуть, что угрожающая ситуация с одной партией в государстве возможна при условии такой организации политической системы, при которой у данной партии будет возможность получения неограниченной государственной власти. Возникновение большого количества политических партий, с неопределенными интересами, их существование, деятельность во властных структурах, тесно связаны с проблемой отграничения партийных установок, программных курсов и т.д. Поскольку, в общем, все партии выражают приблизительно одинаковые интересы населения, возникает вопрос о том, как происходит процесс дифференциации партий и проведения между ними границ. Представляется, что процесс разграничения партий по интересам населения – искусственное явление, которое происходит ни «снизу», от населения, а «сверху», от партийных идеологов. Это ставит под сомнение понимание партий, как союза людей выражающих интересы населения. Процесс деления партийных интересов может иметь следующую логику: раз «те» выражают и защищают интересы крестьян, то мы будем защищать интересы рабочих, кто-то другой будет защищать интересы преподавателей и т.д. Такой подход может породить абсурдную ситуацию дробления партийных интересов по не имеющим вообще никакого значения критериям. Закон в РФ о политических партиях регулирование этого вопроса не предусматривает. С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что партийные интересы не равны интересам народа и не являются их продолжением, партийные интересы возникают без участия населения, не идут от народа, а являются результатом мыслительной деятельности отдельных людей, партийных идеологов. Процесс возникновения определенных партийных интересов – процесс искусственный потому, что основан более на профессиональном анализе проблем выполнения государством своих обязанностей, нежели действительных потребностей населения данного государства. Разумеется, существует определенная связь между ними, однако, следует иметь в виду, что партии выражают интересы населения, и на это должна быть направлена их деятельность. Синтезирование интересов населения из невыполнения государством своих обязанностей связано с субъективным подходом и видением человека производящего синтез. Подлинные интересы населения при такой политике партий останутся незамеченными, и откроется простор для фантазирования и придумывания интересов народа, в том числе и тех интересов, о которых народ и не подозревает.

Информация о работе Конститционно-правовой статус политических партий