Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:00, реферат
Одним из существенных признаков создания правового государства является господство права, Конституции и закона. В условиях, когда в стране проводится реформирование российской государственности, наиболее динамично развивается конституционное право. Его нормы закрепляют устои государства и общества, регулируют важнейшие общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти и местного самоуправления.
Конституция РФ сыграла и продолжает играть конструктивную стабилизирующую роль в развитие общества и государства. Вместе с тем признается, что "демократический потенциал Конституции реализуется дозировано, непоследовательно, с отступлениями от ее требований. Конституционной практике по многим позициям пока не удается выйти на уровень нормативных установлений Основного Закона".
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие и социальная сущность Конституции РФ……………………………….4
2. Особенности подготовки и принятие Конституции РФ 1993 года………………5
2.1 Формирование и деятельность конституционной комиссии………………5
2.2 Созыв и работа конституционного совещания……………………………..7
2.3 Референдум 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции РФ……………...9
3. Основные черты и юридические свойства Конституции РФ……………………10
4. Общая характеристика Конституции РФ…………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15
Выдвигая по политическим соображениям идею парламентаризма, но игнорируя отсутствие для него условий в современной России, авторы проекта упорно утверждали ведущую роль парламента в системе высших органов государственной власти. Чтобы подчеркнуть это, глава о Верховном Совете предшествовала главе о Президенте. Явно в нарушении принципа разделения властей Верховный Совет наделялся «контрольными полномочиями», а также правом принимать решения по основным направлениям внутренней и внешней политики России.
Проект ставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его предоставлять ежегодные доклады об осуществлении внутренней и внешней политики, выполнении федеральных программ. Подчинение Президенту Правительства также обязывалось ежегодно предоставлять отчет верховному Совету. Это и ряд других положений существенно ущемляли права президента и исполнительной власти, закладывая своеобразную «мину» под отношения двух властей.
Таким образом, процесс
разработки проекта Конституции
Российской Федерации растянулся на
три года. Бесконечные парламентские
дебаты завели конституционную реформу
в тупик. И хотя формально Президент
Российской Федерации оставался
Председателем Конституционной
Комиссии, именно он выступил с инициативой
созыва 5-16 июня 1993 г. в Москве Конституционного
совещания, которому предложил новый (президентский)
вариант проекта Конституции Российской
Федерации.
2.2
Созыв и работа
конституционного
совещания
12 мая 1993 года Президент
РФ издал Указ № 660 « О
мерах по заверению подготовки новой
Конституции российской Федерации», согласно
которому для завершения подготовки проекта
Конституции 5 июня в Москве созывалось
Конституционное совещание.
В связи с тем,
что хасбулатовский вариант конституции
изначально разрабатывался в плане
учреждения парламентарной формы правления
в России и низведения статуса
президента до номинального главы государства,
Президент Российской Федерации
своим указом от 20 мая 1993 г. "О созыве
Конституционного совещания и завершении
подготовки проекта Конституции Российской
Федерации" учредил Конституционное
совещание, которое призвано было выработать
альтернативный вариант конституции России.
Это было сделано после того как 6 мая 1993 г. Президент РФ направил в Конституционную комиссию свой проект Основном Закона государства, в ответ на который за подписью ответственного секретаря Конституционной комиссии О.Г. Румянцева и эксперта Конституционной комиссии В.И. Лафитского появился документ, в котором давалась негативная политико-правовая оценка президентского варианта конституции. В частности, в нем утверждалось, что в указанном проекте "президент не только выводится за рамки системы трех властей - законодательной, исполнительной и судебной, - но и ставится над ними, что присуща, главным образом, для авторитарных и весьма далеких от демократии форм правления". При этом особо подчеркивалось, что "наличие оснований для роспуска Парламента определяется Президентом бесконтрольно" и что "при подобной конструкции Парламент превращается в безвольный и фактически безвластный орган". Именно этим объясняется, почему в Постановлении Конституционной комиссии "О проекте Конституции (Основного Закона) Российской Федерации, направленном Президентом Российской Федерации в Конституционную комиссию 6 мая 1993 года" от 7 мая 1993 г. фактически отклонялся президентский вариант конституции, ибо, как было сказано в нем, его "отдельные положения... существенно ограничивают экономические, политические и гражданские права человека и гражданина, нарушают принцип разделения властей". Тем самым была устранена почва для достижения компромисса между властями по проекту новой конституции России.
Конституционное совещание
состояло из 250 членов, работавших в
пяти секциях: представителей федеральных
органов власти; представителей органов
власти субъектов Федерации; представителей
местного самоуправления; представителей
партий, общественных организаций, профсоюзов,
религиозных конфессий; представителей
товаропроизводителей и предпринимателей.
Всего для завершения
подготовки проекта были созданы
две : Общественная и Государственная
палаты Конституционного совещания. Общественная
палата Конституционного совещания являлась
организационной формой участия общественных
объединений в конституционном процессе,
взаимодействия этих объединений с федеральными
органами власти. На Общественную палату
Конституционного совещания возлагалась
выработка предложений об изменениях
и дополнениях к проекту Конституции Российской
Федерации, а также рекомендации по политическим,
социальным и социально-экономическим
вопросам.
Государственная палата
Конституционного совещания стала
организованной формой взаимодействия
в конституционном процессе органов
государственной власти российской
Федерации и ее субъектов. Функции этой
палаты были аналогичны функциям Общественной
палаты Конституционного совещания –
выработка предложений об изменениях
и дополнениях к проекту Конституции Российской
Федерации и рекомендаций по политическим
и социально-экономическим вопросам.
Таким образом, Конституционное
совещание было задумано как широкий
форум, сочетающий представительство
всех высших органов государственной
власти, а также общественности.
Он таким фактически и получился,
хотя ряд приглашенных членов Конституционной
комиссии, народных депутатов, а также
политических партий участия в его
работе не приняли. 24 июня 1993 г. Верховный
Совет отказался сотрудничать с Конституционным
совещанием под предлогом причастности
к делам о коррупции некоторых его координаторов
и участников.
Президент вынес
на обсуждение Совещания проект Конституции,
но призвал участников к выработке
компромиссного текста на базе этого
проекта и проекта
Однако в отношении
механизма власти этот проект в целом
выдерживал принцип разделения властей
и устанавливал определенный баланс
законодательной и
В результате длительной
работы Конституционного совещания
– с июня по октябрь 1993 г. был рассмотрен
проект Конституции РФ, внесенный Президентом
Российской Федерации, а также проект
Конституции, подготовленный созданной
Съездом народных депутатов Российской
Федерации Конституционной комиссией.
Всего в адрес Конституционного совещания
поступило более 50 000 замечаний и предложений.
В результате их обсуждения в первоначальный
проект было внесено свыше пятисот поправок,
около четырех десятков принципиально
новых норм – фактически все статьи были
изменены. В разработанный совещанием
проект вошли многие статьи и из проекта
Конституционной комиссии.
2.3
Референдум 12 декабря
1993 г. Принятие Конституции
РФ
После кровавых событий 3 - 4 октября и стабилизации внутриполитической обстановки в стране работа над проектом Основного закона вступает в завершающую стадию.
На Государственную
палату Конституционного совещания
была возложена обязанность по выработке
предложений по изменениям и дополнениям
к проекту Конституции
На совместных заседаниях
Государственной и Общественной
палат, созывавшихся Президентом РФ,
были согласованы окончательные
варианты разделов и глав Конституции
Российской Федерации, уточнены редакции
соответствующих
В соответствии с Указом Президента от 12 декабря 1993 г. было проведено всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации. Голосование проводилось на основе Положения о всенародном голосовании, содержащего принципы, порядок проведения референдума, методику подсчета голосов и определения результатов всенародного голосования.
Во всенародном
голосовании по проекту новой
Конституции приняли участие 58 млн.
187 тыс. 755 зарегистрированных избирателей,
или 54,8 %. За принятие Конституции проголосовало
32 млн. 937 тыс. 630 избирателей или 58,4 %
избирателей, принявших участие
в голосовании. Это означало, что
Конституция принята.
Глава 3
3.
Основные черты
и юридические
свойства Конституции
РФ
Каждая конституция как самостоятельное явление социальной и правовой действительности характеризуется совокупностью основных черт и юридических свойств. Это такие сущностные проявления конституции, которые выражают индивидуальность, качественное своеобразие высшего закона государства. В них раскрывается правовая природа конституции.
Основные черты
и юридические свойства конституции
отражают её особое место в системе
права, специфику механизма
Одним из юридических
свойств конституции является её
верховенство в правовой системе. Верховенство
конституции служит проявлением
доктрины господства права и означает
её приоритетное положение в системе
законодательства. Верховенство Конституции
обеспечивается: 1) особым порядком её
принятия и изменения; 2) приданием
конституционным предписаниям высшей
юридической силы; 3) созданием специального
органа охраны конституционной законности
(конституционным
Верховенство российской Конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.
За соблюдение конституционных
предписаний и обеспечение
Конституции присущ
итоговый характер предписаний. Как
итоговый документ конституция закрепляет
достигнутый уровень развития общественных
отношений, сложившихся к моменту
её принятия. Каждая новая конституция
выступает юридическим
Будущее коренится
в прошлом и настоящем. Закрепляя
итоги пройденного пути, конституция
вместе с тем содержит программные
положения, определяет тенденции, основные
направления и, цели социального
прогресса. Вот почему ей присущ прогностический
характер, такая черта как
Важной чертой является преемственность. Она обусловлена непрерывностью исторического развития государственности. Каждая новая конституция связана с предшествующими. В обществе складываются определенные правовые традиции, которые получают конституционное закрепление. Конституционная преемственность требует сохранять всё ценное, что создано опытом предшествующего развития государства: национальную историко-культурную окраску государственности; идею самоопределения наций и равноправия народов; государственное устройство. Идея преемственности новой конституции содержится в её преамбуле, где выражена воля народа к сохранению исторического сложившегося государственного единства, незыблемости демократического строя, уважение к памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству, веру в добро и справедливость, осознание ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями. Ядро преемственности новой конституции - российский народ, суверенная государственная власть, государственное единство России; уважение к правам народов, соединенных общей судьбою на земле России; признание Российской Федерации полноправным субъектом мирового сообщества.
Информация о работе Конституция РФ - основной закон жизни государства