Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:00, реферат
Одним из существенных признаков создания правового государства является господство права, Конституции и закона. В условиях, когда в стране проводится реформирование российской государственности, наиболее динамично развивается конституционное право. Его нормы закрепляют устои государства и общества, регулируют важнейшие общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти и местного самоуправления.
Конституция РФ сыграла и продолжает играть конструктивную стабилизирующую роль в развитие общества и государства. Вместе с тем признается, что "демократический потенциал Конституции реализуется дозировано, непоследовательно, с отступлениями от ее требований. Конституционной практике по многим позициям пока не удается выйти на уровень нормативных установлений Основного Закона".
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие и социальная сущность Конституции РФ……………………………….4
2. Особенности подготовки и принятие Конституции РФ 1993 года………………5
2.1 Формирование и деятельность конституционной комиссии………………5
2.2 Созыв и работа конституционного совещания……………………………..7
2.3 Референдум 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции РФ……………...9
3. Основные черты и юридические свойства Конституции РФ……………………10
4. Общая характеристика Конституции РФ…………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15
Важной чертой конституции
правового государства является
её реальность, Главным критерием
для оценки реальности конституции
служит её соответствие действительности.
Если конституция и действительность
находятся в единстве, если обеспечивается
соответствие конституционных предписаний
социально-экономическим
Реальность конституции во многом зависит от политической, экономической социальной стабильности, упрочения режима законности и правопорядка. Легитимность конституции проявляется в том, что она принимается либо законно избранным государственной власти, либо учредительным собранием, созданным специально для принятия конституции, либо непосредственно самим народом путем референдума. Легитимность конституции связана с её учредительным характером. Легитимный характер Конституции РФ 1993 года проявляется в том, что она принята референдумом, который проводился впервые в России. Гражданам предстояло оценить проект, представленный Президентом и одобренный Конституционным совещанием.
Конституция - акт долговременного действия. Стабильная конституция - важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством. Но в нашей практике сложилась совсем иная ситуация. Уровень стабильности конституционных норм во многом зависит от того, на сколько оптимально определен их предмет. Нормы не должны регулировать динамичные отношения, не отражающие устойчивые тенденции и закономерности общественного развития. С этих позиций можно сделать вывод о том, что Конституция РФ 1993 года, будучи принятой в "переходный период, отличающийся политической и экономической нестабильностью, в условиях навязываемых сверху реформ, резкого расслоения общества, обострения политического противоборства, социальных и национальных конфликтов, выражающая волю не большинства российских граждан ... не сможет длительное время оставаться неизменной".
Конституция является фундаментом системы права. Выступая ядром, фундаментом системы права, Конституция действует не изолированно, а в рамках этой системы. Конституция - органическая составная часть и центральное звено, главный структурообразующий элемент системы права, её основной юридический источник. Значение конституции проявляется и в том, что она устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и одновременно входит в систему каждой отрасли права и законодательства как базовый источник.
Системное развитие всех отраслей права на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка.
Таким образом, можно
сделать вывод; юридическая природа
конституции проявляется в её
чертах и юридических свойствах,
которые отражают специфику её нормативно-правового
содержания. Каждая черта Конституции
характеризует определенный аспект
её содержания как сложного, многопланового
правового феномена. Только взятые
вместе эти черты и свойства дают
исчерпывающее представление о
конституции в целом.
Глава 4
4. Общая характеристика Конституции РФ
Конституция Российской Федерации - основной закон российского государства, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. Закрепляет основы конституционного строя Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.
Одно из центральных мест в Конституции Российской Федерации занимают основные права и свободы человека и гражданина (статья 2, глава 2). В Конституции Российской Федерации перечислены не только "негативные права и свободы", которые признаются как естественные и неотъемлемые права человека, но и "позитивные права и свободы", к которым относятся политические и социальные права, их обеспечение возложено на государство. Также в Конституции обозначены права "третьего поколения": право на благоприятную окружающую среду, на неприкосновенность частной жизни, на добровольное согласие подвергаться медицинским, научным или иным опытам, право на ознакомление с материалами и документами, непосредственно затрагивающими права и свободы и т.д.
Права и свободы человек реализует в обществе. Поэтому далеко не все права могут быть абсолютными: неизбежно их ограничение, прежде всего в тех случаях, когда реализация свободы одних сводит на нет реализацию свободы других. Именно в Конституции должны быть сформированы пределы ограничения прав человека и гражданина.
В Конституции Российской
Федерации (статья 55) предусматривается,
что основаниями ограничения
прав человека и гражданина может
служить защита прав и законных интересов
других лиц (а не интересов других
граждан). Таким образом, права и
интересы государства (как правило,
государственных юридических
Впервые в Конституции
в сжатой форме раскрывается полновластие
народа, который "осуществляет свою
власть непосредственно, а также
через органы государственной власти
и органы местного самоуправления"
(статья 3).Очень важные положения закреплены
в статье 4 Основного Закона, которая призвана
предотвратить распад Российской Федерации.В
Конституции наше государство провозглашено
социальным, чему посвящена достаточно
объемная статья 7, которая гласит, что
государство берет на себя обязательство
создать необходимые условия для всестороннего
удовлетворения потребностей личности
во всех социально значимых сферах.
Действующая Конституция
Российской Федерации исходит из
ведущего положения Президента в
системе государственных
Конституция не представляет собой всеобъемлющего акта, так как регулирует в общих чертах лишь наиболее важные сферы общественных отношений. В любой Конституции возможны явные и скрытые пробелы, действительные и мнимые противоречия. Их преодоление, конкретизация осуществляется правовыми способами, которые должны быть адекватны духу и букве основного закона.
Этим обусловлена значимость толкования Конституции Российской Федерации, которое ею отнесено к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. Толкование Конституции и ее норм включает в свое содержание как уяснение так и разъяснение смысла интерпретируемых норм.Все решения Конституционного Суда являются источниками права, и им присуща материально-правовая сила закона. Прецеденты, создаваемые Судом, как и акты, собственно толкования, имеют нормативно-регулирующее значение; они также являются высшими по своей юридической силе правовыми нормами, распространяющимися на неопределенный круг случаев и субъектов конституционно-правовых отношений.
Таким образом, толкование
Конституции Российской Федерации
состоит в преодолении
С момента провозглашения
постановления Суда по делу о толковании
ранее обнаружившаяся неопределенность
в понимании положений
Конституция любой
страны со временем подвергается изменениям
- их требует сама жизнь. Конституция
Российской Федерации одна из самых
сложных в мире по процедуре внесения
в нее изменений и дополнений.
Для принятия поправок требуется
не менее двух третей субъектов федерации.
Не во все главы Конституции
В части 1 статьи 135 сказано,
что положения глав 1,2 и 9 не могут
быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Это согласно части 2 статьи 135 относится
к компетенции Конституционного
Собрания. Если Конституционное Собрание
не подтверждает неизменность Конституции,
то двумя третями голосов его
членов принимается проект новой
Конституции. Новая Конституция
считается принятой, если за нее
проголосовало более половины избирателей,
при условии, что в голосовании
приняло участие более половины
избирателей. Также порядок внесения
и принятия предложений о пересмотре
положений глав 1,2,9 Конституции устанавливаются
в соответствии с федеральным
конституционным законом о
Таким образом, парламент
с участием субъектов федерации
может вносить поправки лишь к
главам 3-8 Конституции Российской Федерации.
Поправки к этим главам Конституции
принимаются в соответствии со статьей
136 Конституции и Федеральным
законом от 4 марта 1998 г. "О порядке
принятия и вступления в силу поправок
к Конституции Российской Федерации".
Порядок внесения изменений
в статью 65 Конституции устанавливается
в соответствии со статьей 137 Конституции
и Федеральным законом от 6 февраля
1998 г. "О порядке принятия и вступления
в силу поправок к Конституции Российской
Федерации".
Заключение
Проводимые в стране
реформы требуют внесения поправок
в Конституцию Российской Федерации,
а может быть и полного ее пересмотра.
Конституция должна быть выдержана
логически, грамматически, юридически,
политически, содержательно и научно.
Конституцию Российской Федерации
следует совершенствовать во имя
интересов страны, народа, каждого
человека.
Итак, завершая свою
работу, хотел бы выделить некоторые
условия, осуществление которых
будет способствовать построению свободного,
демократического и правового государства:
1. Необходимо обеспечить
верховенство права, без которого невозможны
ни конституционность, ни правовое государство,
ни высокий уровень правовой культуры.
2. Следует привести
Конституцию Российской Федерации в соответствие
с правом; она должна отличаться совершенством,
исключать пробелы и редакционные погрешности.
3. Перечень прав
и свобод человека и гражданина должен
быть наполнен адекватным содержанием.
4. Принцип разделения
властей должен трансформироваться из
декларативной нормы в неукоснительно
соблюдаемую реальность.
5. Необходимо ввести
институт конституционной ответственности,
так как это является важнейшим элементом
в механизме реализации Конституции.
По моему мнению,
эти условия являются наиболее важной
составляющей успеха в стабилизации общественной
жизни и укреплении государственности
в нашей стране.
Но объективно оценивая
сложившуюся на сегодняшний день
ситуацию, я могу сказать, что для
эффективного реформирования любой
сферы, в настоящее время, необходимо
качественное изменение всей системы
государственного аппарата, и особенно
составляющих ее элементов, то есть чиновников,
которые проводят любое реформирование.
Список
литературы
1. Конституция РФ. М., ИНФРА-М, 2003.
2. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997.
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997.
4. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1999.
5. Лучин В. О. Конституция РФ. Проблемы реализации. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
6. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. М., 1994
Информация о работе Конституция РФ - основной закон жизни государства