Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 07:32, контрольная работа

Описание

1. Чиновничество в России — служащие государственного и муниципального аппарата царской России (1722—1917).
Чиновниками называли служащих, занятых в структурах власти и управления, особенно в высшем эшелоне, и имевших определённый чин. С ликвидацией Табели о рангах класс чиновников был ликвидирован; лица, занятые в сфере госуправления, стали называться государственными служащими.
2. Идейно-политическая жизнь не сводится к функционированию и взаимодеятельности основных идеологий. В обществе существуют и более «мелкие» явления: различные традиционные течения внутри или на стыке идеологий, новоявленные теоретические веяния не похожие ни на одну из классических идеологий.
Рассмотрим некоторые более влиятельные из них.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Российское чиновничество в прошлом и настоящем. 3
2 Основные политические идеологии на рубеже XX-XXI вв…..……………4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ЛИТЕРАТУРА 25

Работа состоит из  1 файл

Моя готовая контрольная работа по политологии.docx

— 63.83 Кб (Скачать документ)

 

Легальные доходы.

 

Основным  легальным источником доходов чиновников является заработная плата, выплачиваемая государством.

Кроме государственной заработной платы  по основному месту работы, чиновники  могут получать доход за счёт инвестиций, доходов от депозитов в банках, от сдачи в аренду недвижимости, от преподавательской деятельности.

Чиновникам  среднего и высшего звена законодательно запрещено заниматься предпринимательской  деятельностью. Многие из них обходят  этот запрет, оформляя бизнес на родственников  и доверенных лиц

 

Нелегальные доходы.

Нелегальные доходы, прекрасно типизованные Н. В. Гоголем в «Ревизоре», черпаются чиновниками в виде взяток и других нелегальных «услуг». Взятки происходят из-за того, что чиновники контролируют важные решения и источники доходов, за которые борются предприниматели и другие лица, сами оставаясь бесконтрольными. Распространённость нелегальных доходов анализировать непросто, так как проверенную информацию получить сложно. Косвенные сведения о нелегальных доходах можно получить, сравнивая уровень жизни чиновников с их официальными доходами. По данным организации Transparency International, Россия в сентябре 2006 года находилась на 126-м месте в мире по уровню взяточничества. В 2007 году Россия занимала 143-е место из 180, а в 2009 опустилась на 146 из 180. Многие мелкие предприниматели отмечают, что самый простой способ начать собственное дело или уже вести бизнес — дать взятку. По результатам исследования «Коррупция в России: динамика и перспективы», проведенного фондом ИНДЕМ, с 2001 по 2005 год объём коррупции в деловой сфере России вырос примерно с 33 до 316 млрд. $ в год.

 

Рента.

 

Экономическая рента — это цена, уплачиваемая за использование природных ресурсов, количество которых строго ограничено. Иными словами, это сверхприбыли, которые возникают вследствие монополии на те или иные ресурсы. Как известно, государство является монополистом некоторых видов ресурсов, и в связи с этим чиновники получают возможность извлекать ренту. Примером может служить нефтяной кризис в конце70-х — начале 80-х годов XX века, когда страна не смогла грамотно инвестировать деньги, вместо этого «проев» их и потратив на укрепление ВПК. Примеры извлечения ренты есть и сегодня, и вопреки предсказаниям идеологов Перестройки от извлечения чиновниками ренты избавиться не удалось.

Ленинский принцип и отход от него.

Для того чтобы служащие не превращались в бюрократов, Ленин считал необходимым  соблюдать три условия: 1) сменяемость  и выборность в любое время; 2) зарплата, равная средней зарплате рабочего; 3) контроль всех над всеми  таким образом, чтобы все временно могли становиться служащими  и никто не мог превратиться в  бюрократа. Да ещё замены парламентарных учреждений «работающими, т. е. издающими законы и проводящими их в жизнь». Ленин полагал, что госслужащий не должен получать больше простого рабочего. Всем высшим служащим Совнаркома была установлена зарплата в 500 рублей в месяц (средняя зарплата квалифицированного рабочего в 1917 г. была около 450 руб.). Однако уже весной 1918 г. зарплата высших чиновников была повышена и были введены различные льготы.

Следует отметить, что подобные принципы были известны задолго до Ленина, в частности, их придерживалась Парижская коммуна.

 

Современные доходы чиновников

В современной России крупные чиновники — небедные люди. Так, самый богатый чиновник, министр транспорта Игорь Левитин, в 2004 году заработал 4,85 млн. $. Самым бедный, по официальным сведениям, из крупных чиновников, глава Минрегиона Владимир Анатольевич Яковлев декларировал доходы в 1689 $ в месяц. Причем, более значительные доходы не афишируются.

Одним из известнейших чиновников, большая  часть состояния семьи которого (более 1 млрд. $) записана на жену, является мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков. Его жена занимается строительным бизнесом на территории, которой управляет муж. Оппоненты Лужкова неоднократно обвиняли его в ангажированности теми или иными коммерческими структурами, но Лужков постоянно выигрывает судебные процессы о защите чести и достоинства, в результате которых ему приносятся извинения и выплачиваются компенсации за принесённый моральный вред.

Наблюдается увеличение доходов чиновников, занятых  в органах власти. В 2005 году их доходы выросли на 44,1 %. Это значительно превосходит рост доходов населения, который составил 21,3 %.

 

2. Основные политические идеологии на рубеже XX-XXI вв

 

Идейно-политическая жизнь не сводится к функционированию и взаимодеятельности основных идеологий. В обществе существуют и более «мелкие» явления: различные традиционные течения внутри или на стыке идеологий, новоявленные теоретические веяния не похожие ни на одну из классических идеологий.

Рассмотрим некоторые более  влиятельные из них.                                              Спектр современных левых социально-политических течений не ограничивается коммунистическим движением и социал-демократией. В него входят троцкизм, движение «новых левых», движение «экосоциализма», сторонники идей социализма национального типа в развивающихся странах. Традиционно к левым относят также анархистов. Разумеется, этот перечень не исчерпывает все оттенки современных политических течений левой ориентации.

Одновременно во всех этих разновидностях социалистических концепций национального  типа прослеживается сходство с социал-демократической  концепцией «демократического социализма». Их объединяет и терпимое отношение  к различным формам собственности, и приверженность идее плюралистической демократии, и стремление к социальной справедливости. Не случайно, поэтому  в рядах Социнтерна находятся  многие политические партии Азии, Африки, Латинской Америки.

Концепции социализма национального  типа широкое распространение получили в афро-азиатских странах. Их общей  особенностью является поиск «третьего пути» к социализму, лежащего между капитализмом и большевизмом, который бы больше соответствовал национальным традициям развивающихся стран. Вследствие этого в концепциях национального социализма переплетаются элементы других политических теорий, религиозных источников, родоплеменных порядков и нравов. Таковы «индийский социализм», «африканский социализм». «автохтонный социализм» в Латинской Америке и др.

Движение «новых левых» родилось в  период бурных студенческих выступлений  в западных странах в 60-е годы нашего столетия. Ныне это разнородные  по своей политической ориентации группы, главным образом среди интеллигенции  и студенчества, претендующие на роль наиболее радикальных противников  современного капитализма. Они отвергают  ценности буржуазного общества, выступают  против бюрократии, современных властных структур.

Экосоциализм – это левое течение движения «зеленых». Его идеологи считают, что альтернативное по отношению к капитализму «экосоциалистическое общество» должно характеризоваться широкой децентрализацией власти, новыми связями с природой и господством новых социальных и этических ценностей. Основной целью политики в этом обществе станет сохранение и улучшение природной и социальной среды, субъектами же политической жизни будут не традиционные партии, а альтернативные движения. Отношения собственности теоретики экосоциализма не считают главными. По их мнению, в экосоциалистическом обществе должно быть рациональное распоряжение природными ресурсами, поэтому в программах экологических движений ставится вопрос не о национализации, а о широкой децентрализации и строгом соблюдении каждым предприятием экологического законодательства.

Анархизм сформировался в России как общественно-политическое течение  в середине XIX в., поставившего задачу создания истинно свободного общества и представляло одно из направлений утопического социализма. Решение этой проблемы анархисты связывали с ликвидацией такой формы организации общества, как государство.

В обыденном сознании слова «анархизм», «анархия» прочно ассоциируются  с хаосом, произволом, разрушением. Привычными для слуха стали сочетания  «разнузданный анархизм», «примитивный анархизм».

Анархия как течение общественной мысли объединяет весьма разнородные  концепции по единственному, и в конечном счете формальному критерию: отрицанию власти. Архия – власть. Ан-архия – безвластие. Поэтому так называемые анархические элементы можно найти во многих, особенно социалистических теориях. Однако анархизм и социализм в истории общественной мысли оказались противоположными и враждующими течениями.

Источник негативного отношения  к анархизму следует искать в  долголетней традиции борьбы – и  не только теоретической, но в первую очередь политической – между  марксистским, социал-демократическим  течением социализма, которое анархисты  называют «государственным», «авторитарным», социализмом с одной стороны, и, с другой, течением анархическим.

Анархизм как направление –  это общественно-политическое течение, проповедавшее освобождение личности от всех разновидностей политической, экономической и духовной власти.

Анархизм – идейно-теоретическое  течение, выражавшее интересы и воззрения  определенных слоев буржуазного  общества. Спектр этих взглядов широк  – от крайнего индивидуализма до коллективизма, от религиозного мистицизма, самосозерцания и стремления к самоусовершенствованию до крайней революционности.

Из всей истории анархизма можно  выделить два основных направления:

– анархо-индивидуализм, отвергает любые формы коллективизма;

– анархо-синдикализм и анархо-коммунизм, отличительные черты которых – революционность и допущение некоторых форм капитализма в общественной жизни, признание рабочих синдикатов (профсоюзов) высшей формой классовой организации пролетариата.

Безгосударственный общественный идеал – это исходный пункт и конечная цель всех теоретических рассуждений анархизма. На выработку коренного положения анархизма – отмену государства – повлияли такие обстоятельства:

– идеи утопического социализма по вопросам о будущем устройстве общества или  «казарменный коммунизм», или возврат  назад в «золотой век», первобытнообщинный строй;

– опыт Парижской Коммуны и революции 1848 г.;

– взгляды на государство, его функции  и исторические перспективы, разработанные  К. Марксом и Ф. Энгельсом;

– исторические особенности социально-экономического и политического развития России в XIX в.: самодержавие (ненавистное), с  одной стороны и крестьянская община с другой (в ней сторонники видели задаток будущего общества).

Главными идеологами учения анархистов в России являются М.А.Бакунин (1814 – 1876) и П.А.Кропоткин (1842 – 1921).

В теоретических взглядах Бакунина переплетаются традиции антирелигиозного просветительства и мелкобуржуазной  революционности с идеями крестьянского  социализма, которые уже широко были распространены в России в то время.

Социализм по Бакунину – это общество социальной справедливости, воплощающее  народный идеал: все земли принадлежат  народу, право пользования средствами производства принадлежит общине, абсолютная автономия. Общинное самоуправление враждебное отношение к государству. Воплощение этого народного идеала в жизни  требует искоренения четырех  общинных пороков:

– патриархальности;

– поглощения свободы личности общиной;

– веры в царя;

– религиозности.

Бакунин указал два возможных средства достижения народного идеала:

1) Кооперативный социализм как  средство преобразования социально-экономического  быта крестьян и рабочих.

2) Революционный – непосредственная организация всенародного бунта.

Сам Бакунин отдал предпочтение второму средству. Он считал, что  революция никогда не делается личностями или политическими подпольными  организациями. А происходит сами по себе. Исходя из этого, он считал индивидуальный террор эффективным средством политической борьбы.

Второй фигурой в идеологии  анархизма является П.А. Кропоткин. У него идея будущего общества выглядела  как вольный союз самоуправляющих  общин; обязательный всеобщий труд; коллективная собственность на орудие и средства производства, предметы быта; отказ  от высшего образования, приводящего  к умственному неравенству. Царскую  монархию в России Кропоткин считал государственным строем ему буржуазном обществе общественные организации, коллективы, которые должны были подготовить  почву для исчезновения государства.

Необходимо отметить, что марксизм обосновал необходимость государства  для защиты революции и проведения социально-экономических реформ.

Анархизм доказывал несовместимость  государства и революции, так  как государство согласно анархизму  – консервативная сила, таящая в  себе угрозу возникновения личной диктатуры.

В период первой русской революции  возросло число анархистских групп, например: Анархисты-коммунисты – требовали  немедленной организации безвластного общества, основанного на общественной собственности на средства производства и предметы потребления.

Анархисты-террористы – проповедовали  саботаж в области экономики. Они первыми в истории ввели  в практику немотивированный террор как средство дезорганизации государства.

Анархисты-синдикалисты – выступали  за уничтожение политической власти, захват предприятий, призванной организовывать производство и распределение.

Пан анархисты – выступали за отказ от любого вида деятельности, ведущей к укреплению государства, в том числе и от труда.

Мистические анархисты – концентрировали  свое внимание только на личной жизни.

В годы первой мировой войны представители  анархо-синдикализма и анархо-коммунизма выступали с лозунгами: «война до победного конца», надеясь, что она спровоцирует мировую революцию. Направление анархистов на мировую революцию как средство, приближающее ликвидацию европейских государств, определили и их тактику в февральской буржуазной революции.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"