Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 07:32, контрольная работа
1. Чиновничество в России — служащие государственного и муниципального аппарата царской России (1722—1917).
Чиновниками называли служащих, занятых в структурах власти и управления, особенно в высшем эшелоне, и имевших определённый чин. С ликвидацией Табели о рангах класс чиновников был ликвидирован; лица, занятые в сфере госуправления, стали называться государственными служащими.
2. Идейно-политическая жизнь не сводится к функционированию и взаимодеятельности основных идеологий. В обществе существуют и более «мелкие» явления: различные традиционные течения внутри или на стыке идеологий, новоявленные теоретические веяния не похожие ни на одну из классических идеологий.
Рассмотрим некоторые более влиятельные из них.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Российское чиновничество в прошлом и настоящем. 3
2 Основные политические идеологии на рубеже XX-XXI вв…..……………4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ЛИТЕРАТУРА 25
Идейная и организационная
С 1918 г. часть анархистов начала сотрудничать с Советской властью, признавая, что политика большевиков соответствует требованиям народных масс. Но как только Советская власть начала устанавливать революционный порядок, дисциплину, требовать выполнения издаваемых ею декретов, большая часть анархистов выступила против политики Советского государства. В ряде городов группа анархистов создали вооруженные отряды, и, сомкнувшись с уголовными элементами, стали осуществлять разбой, ограбления, убийства. Они занимались экспроприацией банков и касс предприятий. Провоцировали рабочих на забастовки и мятежи.
Задачей анархистов была организация нового безвластного общества; стереть с лица земли строй комиссародержавия и чрезвычайной охраны; организация массового движения.
Родоначальником анархистов по праву считается англичанин Вильям Годвин (1756 – 1836). С выхода в свет в 1793 г. его «Исследования о справедливости в области политики и ее влияние на добродетель и благополучие» и начинается история анархизма. Годвин исследовал противоречие между обществом и государством, в котором общество представляло хорошую сторону, а государство – дурную. С последним необходимо было бороться. Обоснование «высшего социального принципа» – справедливости – приводит Годвина к идее о необходимости уничтожения частной собственности.
Имя анархизму дал Пьер-Жозеф Прудон. Вышедшая в 1840 г. его книга «Что такое собственность» наделала много шума. В ней он подвергает критике исследуемые формы общества: «собственность» и «общность» (коммунизм). Причем последний возможен лишь в государственной, уравнительной форме.
Истинным основоположником индивидуалистического анархизма признан Макс Штирнер. Его работа «Единственный и его собственность» была опубликована в 1845 г. Теория Штирнера – пример доведенного до конца индивидуализма – отрицания внешней власти, не признающего ничего кроме личного «я».
Следует отметить, что позиция всех анархистов – уничтожение государства. А равно и политической организации общества как таковой – предполагает осуществление определенных преобразований в неполитических сферах общества. Так как нельзя решить проблему свободы личности исключительно упразднением государства.
Политическая реакция кануна XX века в России не давала возможости существовавшим анархическим идеям образовываться в учение, способное дать жизнь новому течению в революционном движении. Анархизм был крайне радикален. Он требовал не просто преобразования государства, но его уничтожения. Поэтому-то анархизм как крайнее «левацкое» течение виделся царизму как одна из опасностей.
Анархизм являет собой довольно пестрое собрание различных концепций. Вследствие этой разности социальная база анархизма представляет собой нечто аморфное, ее невозможно четко очертить.
Многие считают, что анархизм неизбежно ведет к коммунизму. А коммунизм – к анархизму. Причем и тот и другой представляют собой не что иное, как выражение одного и того же стремления преобладающего в современных обществах, – стремление к равенству.
Анархистов чаще всего упрекают в том, что они не признают организации. Основан, однако, этот упрек на совершенно ложном представлении о том, что такое анархизм и что такое организация. Дело представляется так, что анархизм – это хаос, беспорядок, вражда каждого против всех, тогда как организация – это гармония, поддерживаемая строгой дисциплиной, подчиняющей волю массы воле немногих избранных. В итоге, особенно у нас в обществе, создалась масса предрассудков.
Анархизм делает последний шаг по пути к освобождению личности: он добивается уничтожения власти во всех ее видах, уничтожения государства, хотя бы в виде демократии. Его идеал не жандарм, охраняющий рабочего, а полное уничтожение самого института жандармерии, уничтожение всех организаций насилия, превращение буржуазного государства не в социальную республику, а в рабочее общество, в свободный союз свободных рабочих ассоциаций.
Важную часть политических идеологий
современности составляют идеологии,
развивающиеся в русле
В настоящее время сложилось двойственное восприятие фашизма. Одни понимают под ним конкретную форму политической идеологии, сформировавшуюся в Германии, Италии, Испании в 20-е годы XX в. и сложившие средством выхода этих стран из послевоенного кризиса. Другие считают, что фашизм – это идеология, не имеющая определенного содержания и возникающая там, где политические силы ставят цель подавления демократии, захвата и использования власти.
Политическая основа фашизма везде выражала интересы кругов общества, оказывавших финансовую и политическую поддержку и стремившихся подавить демократию.
Исторической родиной фашизма
считается Италия и Германия, а
родоначальником фашизма
В центре фашистской идеологии находятся
идеи военной экспансии
Классической формой фашизма являлся
национал-социализм А. Гитлера. Немецкая
версия фашизма отличалась особым реакционным
иррационализмом, высоким уровнем
тоталитарной организации власти и
крайним расизмом. В концепции
германского фашизма основным являлось
сохранение чистоты крови и расы.
Теоретики германского
Фашизм сыграл решающую роль в развязывании Второй мировой войны, но потерпел военное и моральное поражение. Однако вскоре он возродился в форме неофашизма. Неофашистские силы применяют т.н. «стратегию напряженности», организуя террористические и другие акции, чтобы создать у политически неустойчивой части населения мнение о неспособности действующего правительства обеспечить общественный порядок, таким образом, толкая группы избирателей в «объятия» неофашистов. Действия «неофашистских» групп и движений ставили под угрозу демократические институты в различных странах, служили и служат возбудителем политических кризисов и напряженности.
Таким образом, наиболее предпочтительной идейной основой фашизма (правого радикализма) явились доктрины, содержащие признание превосходства тех или иных расовых, социальных, классовых, этнических групп общества. Поэтому от фашистского перерождения не застрахованы ни национальные, ни коммунистическая, ни социалистическая идеология, основанные на принципе социального переустройства общества, сохраняя привилегированное положение для какой-либо социальной группы, слоя и предлагающие радикальные методы и средства для обеспечения этим группам соответствующего социального статуса.
Вместе с вышеуказанными идеологиями
в мире большую роль играют национальные
идеологии, особенно в странах, где
идет процесс становления
В целом, идеологии этого типа выражают политические требования граждан, чьи интересы в повышении своего социального статуса связаны с национальной принадлежностью. В соответствии с внешними условиями и уровнем национального самосознания населения политические силы могут выдвигать требования защиты культурной самобытности, увеличения геополитического пространства или защиты собственных территорий суверенитета от внешних посягательств.
В постсоветских республиках в настоящее время национализм часто трактуется как принцип, требующий, чтобы совпадали политические и этнические единицы, а также, чтобы управляющие и управляемые силы внутри этих политических единиц принадлежали к одному этносу. При таком подходе национализм может выступать как поле творческого раскрытия нации, средство ее очищения и саморазвития. В этом качестве национализм выступает не только на постсоветских территориях, но и в Беларуси.
Национальная идеология –
Сила и притягательность национальной идеологии состоит в том, что она:
– обращается к глубинным, природным началам человека, его стремлению разделить мир на «своих» и «чужих»;
– имеет выраженный комплексный чувственно-рациональный характер, выступает и духовным, и культурным, и эмоциональным феноменом;
– тесно связана с религиозными чувствами и идеологией.
Национальное сознание возникает в недрах этнического, когда в обществе преодолеваются сословные, кастовые, племенные барьеры. В Европе это время приходится на XVII – XVIII в. Национальная идеология начинает формироваться с переходом от Божьей милости к воле народа, от династического к народному суверенитету. Причем идея народного суверенитета лежит в основе двух истолкований понятия «нации»» «вертикального» и «горизонтального». В первом случае третье сословие предстает в качестве «отдельной нации», противостоящей господствующему меньшинству (первому и второму сословиям). Отсюда идет гражданская составляющая национального самосознания. Во втором случае народные массы как бы провозглашают: мы – отдельная, особая нация, народ среди других народов и государств. Здесь – корни государственного определения национальности.
Национальные идеологии, опираясь на свою значительную мобилизующую силу, играют большую роль в современной общественно-политической жизни многих стран, причем эта роль достаточно часто бывает и отрицательной, питающей агрессивный национализм и сепаратизм.
Привлекательность национально-патриотических
идей в последнее время заметно
усилилась. На них устойчиво ориентируется
значительная часть населения. Вместе
с тем патриотические ценности не
стали и вряд ли будут исключительной
монополией национал-патриотической идеологии.
Они нашли отражение в идейно-
На рубеже XX – XXI вв. активно и
крупномасштабно начала развиваться
и интенсивно функционировать еще
одна идеологическая доктрина всемирного
масштаба – идеология глобализма.
Объективные предпосылки и
Мощными двигателями и ускорителями
развертывания глобализации стали:
а) создание и стремительное усиление
экономической и политической мощи
транснациональных корпораций (ТНК),
осуществляющих более 1/5 общемирового
промышленного и
В таких условиях сильнейшим ускорителем
общемировых трансформаций
Большинство западных социологов и
политологов трактуют процесс глобализации
однозначно позитивно и оптимистически,
полагая, что этот процесс приведет
к консолидации мира и преодолению
конфликтов, подъему уровня жизни
народов, социальной стабильности, всеобщему
равноправию. Однако социальная реальность
оказывается гораздо более