Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 02:23, контрольная работа
Политическая и экономическая раздробленность, феодальная междоусобица. Вызрела необходимость концентрации политического господства в руках сильной власти. На политической арене две силы: церковь и европейские короли. Каждая из сил несет в себе частицу романского наследия с одной стороны и германского с другой. И как две частицы одного целого они интегрируются; но, являясь и самостоятельными величинами стремящимися к завоеванию, к сосредоточению, каждый в своих руках власти и противостоят друг другу.
Политическая мысль Средневековья. Политические взгляды Фомы Аквинского, Марсилия Падуанского, Аврелия Августина.
Введение
Аврелий Августин
Политическое учение Фомы Аквинского
Политические взгляды Марсилия Падуанского.
Суть, структура и функции политической системы. Типологии политических систем.
Суть политической системы.
Структура политической системы
Функции полит. систем
Типы политических систем
Владимир Винниченко о государственной организации и возрождении украинской нации.
Обобщая опыт функционирования политических институтов, существовавших во многих современных ему итальянских республиках, Марсилий Падуанский важное место отводил выборности как принципу конституирования учреждений и подбора должностных лиц государства всех рангов. Даже в условиях монархии, которая казалась ему наилучшим государственным устройством, должен был действовать этот принцип. Избираемый монарх, полагал Марсилий Падуанский, как правило, наиболее подходящий правитель, а потому избирательная Монархия гораздо предпочтительнее монархии наследственной.
В истории
политико-правовых учений “Защитник
мира” -- яркое явление. Марсилий Падуанский
без обиняков и доказательно отстаивал
самостоятельность государства (его независимость
от церкви) в вопросах, связанных с отправлением
публичной власти. Его мысли о народе-суверене,
о соотношении законодательной и исполнительной
властей, об обязательности закона
для всех лиц в государстве (в том числе
и для правителей) и т. п. благотворно повлияли
на формирование в эпоху Возрождения
и в новое время представлений о демократическом
политическом строе общества.
Суть,
структура и функции
Суть политической системы.
Политической
системе свойственны общие
Политическая
система, будучи обусловленной социально-
Как часть
общества, функционируя в социальной
среде, политическая система подвергается
влиянию тех воздействий, которые
исходят извне, от общества, а также
импульсов изнутри —
Структура политической системы
Структура
политической системы означает, из
каких элементов она состоит,
как они между собой
Структура — важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение ее элементов.
Современным политическим системам присуща структурная дифференциация — относительно высокая степень расслоения между структурами по функциональному признаку, т.е. имеются и законодательные собрания, и административные и исполнительные органы, и судебные институты, и политические партии, и группы интересов, и органы информации, при чем каждая структура должна выполнять какую-то функции. Однако для примитивных, или традиционных, структур характерно отсутствие такой дифференциации: специализированные структуры там выполняют и политические функции; многие функции выполняются одними и теми же органами.
Сильная структурная дифференциация необходима политической системе, чтобы своевременно реагировать на новые требования, обращенные к ней извне или изнутри, а так же чтобы удовлетворять новые потребности. Рассмотрим структуру политической системы —атрибут всех реально существующих объектов и систем. Под структурой понимается строение и внутренняя организация системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Однако структура не является неизменным, инвариантным аспектом системы. И еще одна аксиома. При объединении элементов в целостную систему ее свойства оказываются отличными от алгебраической суммы свойств ее компонентов, т. е. свойства, например, политической системы неаддитивны (несводимы к свойствам частей). Вместе с тем структурные изменения в системе вызывают изменения свойств самих элементов, которые подчиняются общим законам развития системы как целого.
Функции политической системы
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Отсюда характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения. Выделяют следующие функции политической системы:
1) обеспечение политической власти для определенной социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);
2) управление
различными сферами
3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);
4) выявление
и представительство интересов
различных субъектов
5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);
6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);
7) политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности);
8) легитимация политической власти (т.е. достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).
Габриэль Алмонд выделил ряд функций для сохранения системы: Политическая социализация — приобретение человеком полит знаний, ценностей, следование стандартам полит поведения в обществе и т д. Адаптация к внешней и внутренней среде. Осуществляется с помощью подготовки и отбора субъектов власти. Реагирование на сигналы, идущие извне и изнутри системы. Экстракционная функция — черпаются ресурсы из внутренней и внешней среды. Дистрибутивная функция — согласование интересов различных групп внутри общества. Регулирующая функция — управленческие действия.
Типы политических систем
Основное различие между политическими системами заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то отдельный человек (“диктатор”), законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как конституционная или демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, система классифицируется как автократическая.
Еще Аристотель в своей “Политике” предложил три критерия дифференциации политических систем: число граждан, участвующих в принятии решений; наличие или отсутствие правовых ограничений; преобладающая черта правящего класса. На этой основе он выделил “нормальную” и “коррумпированную” системы—монархию, аристократию и демократию условиях правопорядка (государства); тиранию, олигархию и мажоритарную демократию (без ограничений).
В отечественной философской и политической литературе длительное время считалось, что критерием, в соответствии, с которым следует классифицировать типы политических систем, является общественно-экономическая формация, экономический базис общества. Соответственно с этим критерием выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы.
Алмонд и Пауалл предлагают классифицировать политические системы по трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности. Это: примитивные, традиционные и современные системы.
Примитивные системы обладают минимумом структурной дифференциации, национальное целое для них остается без внимания; преобладает “приходская культура”.
Традиционные системы имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в плане политических позиций характеризуются “культурой подчинения”. Люди знают, что существуют политические институты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях. Традиционные структуры подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические (империя инков Англия при Тюдорах, Эфиопия и др.) и феодальные политические системы. Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном, и в культурном плане. Они обладают и политическими структурами (развитыми) и политическими инфраструктурами (партии, движения, группы давления, средства массовой коммуникации). При такой системе функционирует уже не “культура подчинения”, а “культура участия”. Граждане из “подданных” становятся “участниками”. Раньше они были жертвами решений, поступавших на “выход” системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс артикуляции, агрегирования требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направить и поправлять содействия.
Современные системы подразделяются на секуляризованные города-государства (ограниченная дифференциация) и на мобилизационные системы (высока степень дифференциации и секуляризации). Сюда относятся: 1) демократические системы (где автономные подсистемы и “культура участия”); 2) авторитарные системы: управление подсистемами и культура “подчинения —участия” (радикально-тоталитарная система, консервативно-тоталитарная система, консервативно-авторитарная, авторитарно модернизирующаяся система).
Французский политолог Ж. Блондэль различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов: 1. либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии государственных решений; 2.коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения; 3.традиционные политические системы, управляемые олигархиями с весьма неравномерным распределением социальных и экономических благ; 4. становящиеся политические системы в развивающихся странах с авторитарными средствами управления; 5.авторитарно-консервативные системы, цель которых — сохранение социального и экономического неравенства, но более действенными средствами.