Лекции по "Политологии и социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 17:43, курс лекций

Описание

ЛЕКЦИЯ 1: ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПОЛИТОЛОГИИ
ЛЕКЦИЯ 2: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ЛЕКЦИЯ 3: ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
ЛЕКЦИЯ 4: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
ЛЕКЦИЯ 5: ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
...
ЛЕКЦИЯ 16: ПРОЦЕССЫ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВ

Работа состоит из  1 файл

Лекции по политологии.doc

— 874.50 Кб (Скачать документ)

 

- подданническая культура предполагает  слабое индивидуальное участие в политической жизни, признание особого авторитета власти, почтительное или отрицательное отношение к ней;

 

- активистская культура (культура  участия) отличается от всех  других типов активным участием  граждан в политике вне зависимости от позитивного или негативного отношения к политической системе.

 

В истории преобладают смешанные  политические культуры, представляющие собой разные варианты сочетания  базовых типов: патриархально-подданическая, подданническо-активистская и патриархально-активистская. Алмонд и Верба утверждают, что демократической системе присуща гражданская культура, в которой отдельные патриархальные и подданнические ориентации уравновешивают активность индивида, тем самым обеспечивая стабильность демократии (в качестве примера политологи приводят США и Великобританию). В гражданской культуре будет сочетаться политическая активность и абсентеизм (в западных демократических системах наблюдается снижение электоральной активности избирателей), законопослушность и протест против определенных действий правительства, лояльность к власти и ее критика.

 

Существуют и другие типологии  политических культур. Так, в зависимости  от типа политической системы говорят  о тоталитарной, авторитарной и демократической  культурах. В тоталитарной культуре доминируют следующие признаки:

 

- дихотомичное восприятие мира, которое проявляется в противопоставлении "своих" и "чужих". В  качестве "чужих" выступают  другие классы, нации, расы и  идеологические противники. "Чужие"  воспринимаются как враги;

 

- отсутствие терпимости (толерантности) к другому мнению, образу жизни;

 

- отрицание компромисса и ставка  на силовое разрешение конфликтов;

 

- сакрализация (обожествление) вождей, создание их культов. В массовом  сознании вожди теряют свойства  живых людей и приобретают символические черты, становятся носителями харизмы;

 

- доминирование в общественном  сознании мифов, например, о коммунистическом  или расовом рае;

 

- фанатичное служение идеям,  ощущение единства с властью.

 

Для авторитарной культуры характерно отсутствие активной поддержки власти, последняя теряет сакральность. В основе авторитарной культуры лежат либо патриархальные, либо подданнические ориентации населения.

 

Характерные признаки демократической  политической культуры:

 

- толерантность к инакомыслию, признание за инакомыслящими права отстаивать свою точку зрения;

 

- склонность к поиску компромисса  как главного средства разрешения  конфликтов;

 

- согласие (консенсус) в отношении  базовых либеральных ценностей:  автономность личности, неотчуждаемости  ее прав.

 

Основные понятия: политическая культура, субкультура, социализация; этатизм, патернализм, политический миф, политический символ, толерантность, фрагментарная политическая культура; патриархальная культура, подданническая культура, культура участия, культура гражданственности, тоталитарная культура.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

 

1. Чем определяется значение  политической культуры в функционировании  политической системы общества?

 

2. Как политическая культура  связана с культурой общества?

 

3. Под воздействием каких факторов формируется политическая культура общества?

 

4. Почему политическая культура  изменяется медленно в отличие  от других явлений общественной  жизни?

 

5. Какую роль в функционировании  общества играют традиции?

 

6. Вспомните примеры из истории  России, когда традиция отвергала инновацию, а реформы превращались в контрреформы?

 

7. Чем объясняется наличие политических  субкультур в обществе?

 

8. Объясните основные типологические  модели политической культуры.

 

9. Какие традиционные черты характерны  для политической культуры России?

 

10. Какие факторы оказали существенное  влияние на формирование политической  культуры в России?

 

11. В чем проявляется фрагментарный  характер современной политической  культуры России?

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Введение в политологию: словарь-справочник / Под ред. В.П. Пугачева. М.: Аспект Пресс. 1996.

 

2. Зеркин Д.П. Основы политологии.  Ростов-на-Дону: изд-во Феникс. 1999.

 

3. Легойда В.Р. Гражданская религия  США: некоторые символы и ритуалы  // Полития.1999-2000. № 4.

 

4. Общая и прикладная политология.  Учебное пособие / Под ред. В.И.  Жукова, Б.И. Краснова. М.: МГСУ: изд-во "Союз". 1997.

 

5. Олейников Ю. Природный фактор  исторического бытия России // Свободная  мысль. 1999. № 2.

 

6. Политология: Учебник для вузов  / Под. ред. М.А. Василика. М.: Юрист. 1999.

 

7. Рукавишников В.О. Политическая  культура постсоветской России // Социально-политический журнал. 1999. №1.

 

8. Тавадов Г.Т. Политология: учебное  пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС. 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 14: ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

 

 

1. Понятие политического участия.

 

2. Политическая мысль об участии.

 

3. Политическое участие граждан  России.

 

4. Демократия и участие граждан.

 

1. Понятие политического участия

 

 

Термин "политическое участие" активно используется для обозначения разнообразных форм непрофессиональной политической деятельности, когда политически активные люди, непосредственно не связанные с функционированием государственного или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу. Субъектами политического участия являются индивиды, социальные группы и слои, культурно-профессиональные, этно-национальные, конфессиональные и иные общности. По масштабу оно осуществляется на уровне местной, региональной, общегосударственной или международной политики. Политическое участие может быть прямым (непосредственным) и косвенным (опосредованным), всеобщим и ограниченным, конвенциональным (легальное, регулируемое законом) и неконвенциональным (незаконным), мирным и насильственным, традиционным и новаторским, законным и противоправным.

 

С точки зрения форм выделяется:

 

- участие в деятельности политических  партий и общественно- политических  организаций и движений;

 

- участие в восприятии и передаче  политической информации;

 

- участие в избирательных и иных политических кампаниях;

 

- участие в митингах, шествиях  и демонстрациях;

 

- участие в политических забастовках  и массовых кампаниях гражданского  неповиновения;

 

- в освободительных войнах и  революциях и т.д.

 

Политическое участие выполняет  функции:

 

- политической социализации;

 

- предупреждения и разрешения  конфликтов;

 

- борьбы с бюрократизмом и  устранения отчуждения граждан  от политики и управления;

 

- согласование и реализация  различных интересов, ожиданий  и требований.

 

В любом обществе граждане далеко не одинаково вовлечены в различные сферы политического участия. Фактическое их участие значительно варьируется в зависимости от сферы общественно-государственной жизни и уровня управления. Оно, например, заметно слабее в области обороны и внешней политики, чем во внутренней политике, и в целом имеет тенденцию к обратно пропорциональной зависимости от уровня политико-государственного управления. Наиболее благоприятные условия для участия создают демократия и правовое государство. В этом случае:

 

- гражданское общество и государство,  обладающий всей полнотой прав  и свобод гражданин и чиновник, должны становиться равноправными  партнерами;

 

- члены представительных органов  и ряд должностных лиц демократически  избираются всем взрослым населением  страны;

 

- деятельность органов трех  ветвей власти максимально открыта  для граждан;

 

- независимые средства массовой  информации предоставляют объективную  и полную информацию о делах  общества и государства всем  жителям страны.

 

История свидетельствует о том, все сколько-нибудь крупные социально-политические сдвиги сопровождаются и вызываются стремлением ранее приниженных групп, слоев и общностей получить доступ к политической власти, к участию в делах государства. Возникновение и упадок различных политических образований, политическая стабильность, конфликты и революции становятся понятнее при рассмотрении политического участия, как фактора, существенно влияющего на функционирование политической системы.

 

2. Политическая мысль об участии

 

 

Первые формы и процедуры вовлеченности людей в обсуждение и решение дел общностей возникли в условиях первобытной (родовой) и военной демократии. Качественно новым этапом в развитии теории и практики демократии и политического участия стала древнегреческая цивилизация. Греческие мыслители первыми начинают использовать термин "участие". Правда в рамках древнегреческого мышления политическое участие рассматривалось не с точки зрения интересов личности, а как область вторичного, подчиненного интересам полиса. По мнению Платона, к участию в делах государства нельзя допускать чернь. Платон, Аристотель, Полибий и другие авторы предостерегали против крайней демократии на грани анархии.

 

Платон, с одной стороны, считает  необходимым в определенной степени  вовлекать всех граждан в дела государства, с другой же стороны, думает о том, как обеспечить в государстве иерархическое преобладание "философов", обладающих подлинной добродетелью и мудростью. У Аристотеля "участие" явилось одной из центральных категорий политической науки. Глубина и идейное богатство древнегреческой мысли начали актуализироваться и осознаваться лишь спустя более чем две тысячи лет, с возрождением демократии нового типа.

 

В эпоху Возрождения были сформулированы идеи свободы, равенства и деятельной роли всего населения в политико-государственных структурах. Мыслители периода буржуазных революций, подобно Ш. Монтескье, чаще всего признавали опасность полного отстранения народа от государственных дел, но с другой стороны, высказывали мысль, что непосредственное и широкое участие народа в правлении может привести негативным последствиям. Ж.-Ж. Руссо различал "народ в сущности", являющийся носителем политического разума и "народ в явлении", как главного хранителя политических предрассудков, как слепую толпу, которая сама не знает чего хочет. Поэтому Руссо вводит в противоречие со своей же моделью прямого народовластия фигуру "законодателя" - вождя, воспитателя и наставника народных масс.

 

Т. Джефферсон, развивая республикански-демократическую  идею, "искусственной аристократии" противопоставляет "аристократию естественную", т.е. круг людей по уму и способностям достойных быть во власти. В условиях капиталистического государства собственность становится лучшим мерилом политической способности гражданина. Вплоть до начала XX в. повсеместно (за исключением Новой Зеландии) наряду с неимущими от выборов были полностью отстранены дети и женщины, как неспособные к участию в политике. Критики современной демократии западного образца зачастую указывают на то обстоятельство, что, при ней "гражданами являются все" (преступники, наркоманы, люмпены), тем самым совершенно не соблюдается цензовый принцип, и демократия, по сути дела, выступает как охлократия, т.е. власть толпы.

 

3. Политическое участие граждан  России

 

 

Для В. Ленина всеобщее политическое участие являлось необходимой предпосылкой и сутью социалистической демократии, неотъемлемым принципом управления, средством преодоления различных видов социального неравенства и бюрократизма, условием перехода к коммунистическому будущему. Все это должно было каким-то образом сочетаться с "диктатурой пролетариата" и руководящей ролью революционной партии. В первые годы после октябрьской революции 1917 г., действительно, подавляющее большинство населения включилось в политику (правда приблизительно 3% из них как эксплуататорские элементы согласно Конституции РСФСР 1918 г. были лишены избирательных прав, а рабочие получали преимущество перед крестьянами). Со второй половины 20-х гг. несмотря на усиливающийся поток пропагандистских деклараций о расширении демократии начинается процесс фактического отстранения граждан от выработки и реализации политических решений. Конституция СССР 1936 г. провозгласила новую избирательную систему на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании как раз в период массовых репрессий, и в период, когда граждан лишили права реального выбора - все кандидаты подбирались партийным аппаратом, а в избирательном бюллетене оставался один кандидат. В условиях сталинизма вместо реального политического было манипулируемое участие населения в символических политических действиях.

Информация о работе Лекции по "Политологии и социологии"