Лекции по "Политологии и социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 17:43, курс лекций

Описание

ЛЕКЦИЯ 1: ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПОЛИТОЛОГИИ
ЛЕКЦИЯ 2: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ЛЕКЦИЯ 3: ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
ЛЕКЦИЯ 4: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
ЛЕКЦИЯ 5: ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
...
ЛЕКЦИЯ 16: ПРОЦЕССЫ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВ

Работа состоит из  1 файл

Лекции по политологии.doc

— 874.50 Кб (Скачать документ)

 

В последние годы среди политологов стали популярны теории "транзитологии" (от лат. глагола transire - переходить). Ученые пытаются смоделировать процессы переходного (транзитивного) периода от недемократических режимов к демократическим и выявить набор факторов, способствующих или затрудняющих эти переходы. В рамках этого направления выделяется несколько направлений.

 

Процедурный подход трактует переход  к демократии в большей степени  зависимым от выбора тактики применения конкретных процедур и технологий в  начатых преобразованиях, нежели от социально-экономических и культурных факторов. Например, есть мнение, что расширение политического пространства демократии основано на властном волении правящих элит [7, с.71]. В рамках этого направления можно выделить теорию рационального выбора, согласно которой все политические процессы детерминированы деятельностью людей, принимающих решения для получения ожидаемой выгоды. Соответственно переходный период рассматривается как борьба между сторонниками и противниками изменений, исход которой зависит от того, сумеют ли эти группы договориться между собой и заключить "пакт" о наборе новых демократических правил.

 

Структурный подход анализирует целый  набор экономических, социальных, политических и культурных предпосылок. В отличие  от ранних теорий модернизации значение этих факторов не абсолютизируется. Как утверждает С. Хантингтон, демократизация в разных странах содержит в своем основании разную комбинацию факторов, что ведет к установлению демократических устройств, отличающихся от страны к стране [8, с.215]. Существуют схемы, сочетающие процедурный и структурный подходы [4].

 

2. Необходимые предпосылки утверждения  демократии. Этапы демократического  процесса

 

 

Опыт авторитарных и посттоталитарных стран, в т.ч. и России, показывает, что становление демократии процесс длительный и не всегда непосредственно успешный. Успех преобразований определяется степенью готовности общества к восприятию демократических ценностей и процедур. Политологи выделяют ряд факторов, выступающих необходимыми предпосылки демократии:

 

- экономические: развитая рыночная  экономика, высокие темпы экономического  роста, позволяющие повысить уровень  материального благосостояния населения  (без относительно высокого уровня  благосостояния трудно достичь  необходимого для демократии  общественного согласия);

 

- социально-классовые: отсутствие  резкого имущественного расслоения  и преобладание в социальной  структуре среднего класса (в  теориях демократии среднему  классу отводится функция поддержания  социальной стабильности т.к.  именно он находится между полярными имущественными классами - богатыми и бедными);

 

- культурные: повышение уровня  грамотности и образованности  населения, распространение гражданской  политической культуры, в которой  ориентация на активное участие  в политике сочетается с  ориентацией на подчинение законам, дисциплиной и ответственностью, с уважением прав и свобод других людей, с готовностью к компромиссам;

 

- политические: наличие эффективной  многопартийной системы и других  институциональных возможностей  для выражения и представительства интересов различных социальных групп; развитое гражданское общество; наличие у населения чувства гражданской идентичности, т.е. чувства принадлежности к единому государству;

 

- внешнеполитические: фактор влияния  внешней среды, который выступает в форме экономического и информационного давления; в форме поддержки демократических сил в стране; через влияние силой примера демократических стран ("демонстрационное" воздействие более высоким уровнем жизни).

 

Наконец, возможность процесса демократизации в обществе определяется ответственностью, волей и идеологическими ориентациями политического руководства страны. Эти факторы определяют выбор политическими элитами той или иной стратегии демократических преобразований.

 

Демократический транзит (переход) к демократии осуществляется в три этапа:

 

Этап либерализации характеризуется  кризисом авторитаризма, из которого власть пытается выйти через предоставление гражданам ограниченных свобод. Политическая элита пытается расширить базу своей  легитимации и тем самым удержаться у власти. На этом этапе происходят изменения во взаимоотношениях государства и гражданского общества. Трансформируется и сама элита: она распадается на сторонников продолжения реформ и сторонников сохранения старого режима. Победа новой элиты позволяет сохранить тенденцию на реформирование общества.

 

Этап демократизации начинается с  проведения первых альтернативных выборов  и принятием новых конституций, которые закрепляют разрушение старой политической системы. Происходят изменения  во взаимоотношениях государства с другими политическими субъектами (оппозицией, партиями и др.), а также в отношениях между основными ветвями государственной власти. На этом этапе должна сформироваться конкурентная партийная система и сильное гражданское общество.

 

Этап консолидации (утверждения) демократии. Переход к консолидированным  демократиям бывает длительным, он может растягиваться на десятилетия. Консолидированные демократии предполагают следующие компоненты:

 

- ценностный консенсус - согласие  в отношении базовых демократических ценностей;

 

- процедурный консенсус - все  политические авторы соблюдают  правила игры, установленные в  конституции;

 

- институциональный консенсус  - создание властных структур, вбирающих  в себя конкурирующие интересы  различных политических сил.

 

Исследуя демократический транзит  в современной России, политологи указывают на ряд трудностей в  его осуществлении, связанных с  отсутствием достаточных предпосылок  для его успешного осуществления, среди которых - слабость гражданского общества, отсутствие реальной многопартийности, политическая апатия населения, резкая имущественная поляризация населения, сочетающаяся с небольшой количественной представленностью среднего класса в социальной структуре общества. Негативное влияние на политическую трансформацию оказывают такие явления, как продолжающийся экономический кризис, межэтнические конфликты и региональный сепаратизм. Среди других причин неустойчивости демократического транзита в России отметим поверхностное освоение ценностных и процедурных аспектов демократии всеми субъектами, участвующими в демократическом процессе (обществом, государством, политическими элитами, партиями).

 

Основные понятия: "третья волна  демократизации", "вестернизация", фрагментарная модернизация, транзитология, теория рационального выбора, либерализация, демократизация, консолидация демократии.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

 

1. Охарактеризуйте каждый этап  в развитии теории политической  модернизации.

 

2. В чем кроются причины неудач  реализации однолинейных теорий  политической модернизации?

 

3. От каких факторов зависит  демократическая трансформация  политической системы?

 

4. Охарактеризуйте три основных  этапа демократической трансформации.  На каком этапе, по вашему  мнению, находится современная Россия?

 

5. В чем заключаются трудности демократического транзита в России?

 

6. Существует ли прямая связь  между экономическом ростом, развитием  рыночной экономики и политической  демократией?

 

7. Какое современное практическое  значение имеет высказывание  Аристотеля о том, что государство, состоящее из средних людей, имеет наилучший государственный строй?

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Даймон Л. Прошла ли "третья  волна" демократизации? // Полис. 1999. № 1.

 

2. Купряшин Г.Л. Политическое  развитие // Кентавр. 1994. № 2.

 

<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" text-decoration:


Информация о работе Лекции по "Политологии и социологии"