Либерализм: его истоки, развитие, современное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 23:00, контрольная работа

Описание

Изначально либерализм исходил из того, что все права должны быть в руках у физических и юридических лиц, а государство должно существовать исключительно для защиты этих прав (классический либерализм). Современный либерализм значительно расширил рамки классической трактовки и включает в себя множество течений, между которыми имеются глубокие противоречия и порой возникают конфликты.

Содержание

Введени 3
1. Либерализм: его истоки, развитие, современное состояние. 4
1.1 Истоки и развитие либерализма. 4
1.2 Современное состояние 7
2. Либерализм в идеологическом процессе современной Беларуси. 10
Литература.

Работа состоит из  1 файл

ideolog.doc

— 56.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введени 3
1. Либерализм: его истоки, развитие, современное  состояние. 4
1.1 Истоки  и развитие либерализма. 4
1.2 Современное  состояние 7
2. Либерализм  в идеологическом процессе современной  Беларуси. 10
Литература. 12
 

Введение

Либерали́зм (фр. libéralisme) — философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.

Изначально либерализм исходил из того, что все права  должны быть в руках у физических и юридических лиц, а государство должно существовать исключительно для защиты этих прав (классический либерализм). Современный либерализм значительно расширил рамки классической трактовки и включает в себя множество течений, между которыми имеются глубокие противоречия и порой возникают конфликты. Эти течения отражены, в частности, в таком ключевом документе, как «Всеобщая декларация прав человека». Для определённости с терминологией, в данной статье «политический либерализм» означает движение за либеральную демократию и против абсолютизма или авторитаризма; «экономический либерализм»— за частную собственность и против государственного регулирования; «культурный либерализм»— за личную свободу и против ограничений на неё из соображений патриотизма или религии; «социальный либерализм»— за равенство возможностей и против экономической эксплуатации. Современный либерализм в большинстве развитых стран представляет собой смесь всех этих форм. В странах третьего мира на первый план часто выходит «либерализм третьего поколения»— движение за здоровую среду обитания и против колониализма.

1. Либерализм: его  истоки, развитие, современное состояние.

1.1 Истоки либерализма.             

 Стремление к личной свободе было свойственно представителям всех народов во все века. Яркими примерами являются города-полисы от Древней Греции до европейских с принципом— «воздух города делает свободным», политическая система которых включала многие элементы правового государства и демократии в сочетании со свободой частного предпринимательства.

Либерализм упирается  своими корнями в гуманизм, который  в период Ренессанса бросил вызов  власти католической церкви (следствием чего стали революции: Нидерландская  буржуазная революция), английскую Славную  революцию (1688г.), во время которой Виги утвердили своё право выбирать короля, и др. Последнее стало предтечей воззрения, что верховная власть должна принадлежать народу. Полноценные либеральные движения возникли в эпоху Просвещения во Франции, Англии и колониальной Америке. Их противниками были абсолютная монархия, меркантилизм, ортодоксальные религии и клерикализм. Эти либеральные движения также первыми сформулировали концепцию прав личности на основе конституционализма и самоуправления посредством свободно выбранных представителей.

В политической истории Запада возникновение либерализма  связано с развитием

капиталистического  общества и совпадает по времени  с периодом буржуазных

революций ХVIII-ХIХ  вв. Теоретики классического либерализма 

Дж.Локк (1632-1704 гг.), Адам Смит (1723-1790 гг.), Ш.Л.Монтескье   (1689-1755 гг.)   выражали   интересы третьего сословия, ведущего борьбу с феодальной реакцией. Их идеи легли в основу концепции либеральной демократии.                            

Центральное место  среди идей либерализма занимает идея индивидуальной

свободы. Либерализм отстаивал самоценность человеческой личности и ее право

на самостоятельное  преследование личного интереса. Индивидуализм в понимании эпохи  Просвещения - это способность утвердить  себя как носителя разума, способность преобразовать реальность в согласии с требованиями разума, сделать ее достойной природы человека.

Либеральная доктрина естественных прав человека на жизнь, свободу,

собственность требовала от общества предоставления личности максимальной

свободы для самореализации. Естественным и единственным ограничением такой свободы являлась свобода другого индивида.

Либеральная теория "общественного договора" обосновывала суверенность народа как источника  власти формирование государства как  договора между народом и правительством. Охрана личной безопасности и прав собственности была первопричиной для социального договора, согласно которому об

ъединение людей в содружество и подчинение правительству и есть защита их

безопасности  и собственности. Правительство - лишь опекун общественных прав.

Если правительство  не сумело защитить права граждан, значит, не оправдало их

доверия и, следовательно, не может больше претендовать на подчинение со

стороны граждан.

Идея сопротивления  деспотической власти занимала важнейшее  место в идеологии и политической борьбе ХVII-ХVIII веков. Мнения либералов в основном расходились в вопросе о способах сопротивления власти,

превышающей свои полномочия. В целом же либерализм признавал право на

революционное сопротивление деспотизму и оправдывал не только революции в

Англии и Франции, но и американскую войну за независимость.

Кроме принципа управления с согласия граждан, либерализм обосновывал и принцип управления на основе закона. Целью государства  является обеспечение торжества  права, требованиям которого оно само должно подчиняться. Классический либерализм решительно выступал за равенство граждан перед зак

оном, защищал  правовые основы демократии и парламентаризма. Равенство в

свободе по всеобщему  закону - таков либеральный императив  права.

В экономической  области либералы защищали принцип  свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, конкуренции, осуждали протекционизм, политическое вмешательство в экономику. Основную функцию государства либералы того времени видели в охране частной собственности, установлении общих рамок свободной конкуренции, охране порядка и контроле за законопослушанием граждан, а также в защите внешнеполитического суверенитета страны. Государство - это всего лишь "ночной сторож". Лозунг "Анархия плюс констебль" хорошо отражал суть этой точки зрения. Наиболее последовательную концепцию либеральной демократии и конституционализма

сформулировал один из ведущих идеологов американской буржуазной революции Т.Пейн. Пейн считал государство необходимым злом: чем оно меньше, тем лучше для общества. Наделенные неотъемлемыми правами, свободные и равные от природы индивиды предшествуют государству как в прошлом, так и в настоящем и будущем. Государство считается законным и цивилизованным лишь в том случае, если оно образовано на основе активного согласия граждан, конституционно оформлено и зафиксировано с помощью парламентских представительных механизмов. Такое представительство и такое правительство не имеют каких-либо особых прав, они имеют только обязанности перед своими гражданами.

В демократическом  представительном правлении либералы видели достаточно

эффективный механизм защиты интересов личности и общества. Теоретики

либерализма, в  частности, Дж.Локк и особенно последователи Ш.-Л.Монтескье, обосновали принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Система

сдержек и противовесов рассматривалась  как препятствие к узурпации  власти

кем бы тони было, будь то личность, партия, ветвь власти или большинство. Демократическое большинство, не ограниченное ничем, тоже может стать деспотом, считали либералы. Поэтому в демократии должен существовать центр сопротивления демократии, т.е. выборному деспотизму большинства. Права меньшинства должны быть гарантированы. По сути дела, либералы отстаивали право на политическую оппозицию.

В духовной сфере  либерализм склонялся к терпимости и компромиссу. Свобода

мнения и слова  для либерала важнейший принцип  жизнедеятельности.

Либерализм сыграл огромную роль в разрушении страх идеологических ценностей традиционного общества. Он утвердил новый демократический символ веры:

- индивидуализм,  который видит основную задачу  общества и государства в

обеспечении каждому  индивиду возможностей для развития его способностей;

- свобода, которая  должна обеспечиваться в рамках  закона в максимально

возможных пределах для каждого индивида;

- равенство, как утверждение того, что все люди равны от природы и имею равные права и возможности;

- братство, понимаемое  как сотрудничество людей в создании благополучного общества и отказ от использования своей свободы во зло другим.

1.2 Современное  состояние.

На сегодняшний  день либерализм является одной из ведущих идеологий в мире. Концепции  личной свободы, чувства собственного достоинства, свободы слова, всеобщих прав человека, религиозной терпимости, неприкосновенности личной жизни, частной собственности, свободного рынка, равенства, правового государства, прозрачности правительства, ограничений на государственную власть, верховной власти народа, самоопределения нации, просвещённой и разумной государственной политики получили самое широкое распространение. К либерально-демократическим политическим системам относят такие разные по культуре и уровню экономического благополучия страны, как Финляндия, Испания, Эстония, Словения, Кипр, Канада, Уругвай или Тайвань. Во всех этих странах либеральные ценности играют ключевую роль в формировании новых целей общества, даже несмотря на разрыв между идеалами и реальностью.

Приведённый ниже перечень современных политических направлений в рамках либерализма ни в коей мере не является исчерпывающим. Важнейшие принципы, которые наиболее часто упоминаются в партийных документах (например, в «Либеральном манифесте» 1947 г.), были перечислены выше.

В силу того, что в Западной Европе и Северной Америке большинство политических течений выражают солидарность с идеалами политического либерализма, возникла необходимость более узкой классификации. Правые либералы делают акцент на классическом либерализме, но при этом возражают против ряда положений социального либерализма. К ним примыкают консерваторы, которые разделяют ставшими традиционными в этих странах политические либеральные ценности, однако часто осуждают отдельные проявления культурного либерализма как противоречащие нормам морали. Следует отметить, что исторически консерватизм являлся идеологическим антагонистом либерализма, однако после окончания Второй мировой войны и дискредитации авторитаризма ведущую роль в западном консерватизме стали играть умеренные течения (либеральный консерватизм, христианская демократия). Во второй половине XX века консерваторы были наиболее активными защитниками частной собственности и сторонниками приватизации.

Собственно «либералами» в США называют социалистов и  вообще левых, в то время как в Западной Европе этот термин относится к либертарианцам, а левых либералов называют социал-либералами.

Либертарианцы полагают, что государство не должно вмешиваться в личную жизнь или  предпринимательскую деятельность, кроме как для защиты свободы и собственности одних от посягательств других. Они поддерживают экономический и культурный либерализм и выступают против социального либерализма. Часть либертарианцев полагает, что для реализации верховенства закона государство должно обладать достаточной силой, другие утверждают, что обеспечение законности должно осуществляться общественными и частными организациями. Во внешней политике либертарианцы, как правило, являются противниками любых военных агрессий.

 В рамках экономического либерализма обособилось идеологическое течение неолиберализма. Это течение часто рассматривается как чисто экономическая теория, вне контекста политического либерализма. Неолибералы стремятся к невмешательству государства в экономику страны и к свободному рынку. Государству отводится функция умеренного монетарного регулирования и инструмента для получения доступа к внешним рынкам в тех случаях, когда другие страны чинят препятствия для свободной торговли. Одним из определяющих проявлений неолиберальной экономической политики является приватизация, ярким примером которой были реформы, проведённые в Великобритании кабинетом Маргарет Тэтчер.

Информация о работе Либерализм: его истоки, развитие, современное состояние