Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 00:20, реферат
Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Либерализм предусматривает такое устройство общества и властных механизмов, когда свободная конкуренция и рынок ограничивают роль государства в жизни общества.
Либерализм и неолиберализм
Унаследовав ряд идей
древнегреческих мыслителей Лукреция
и Демокрита, либерализм как самостоятельное
идеологическое течение сформировался
на базе политической философии английских
просветителей Д, Локка, Т. Гоббса, А.
Смита в конце XVII—XVIII вв. Связав свободу
личности с уважением основополагающих
прав человека, а также с системой частной
собственности, либерализм положил в основу
своей концепции идеалы свободной конкуренции,
рынка, предпринимательства.
Либерализм – это
идеология, провозглашающая признание
политических и экономических прав индивида
в рамках законов, которые являются обобщением
естественных потребностей и неотчуждаемых
прав людей на жизнь, свободу, имущество,
безопасность, порядок. Либерализм предусматривает
такое устройство общества и властных
механизмов, когда свободная конкуренция
и рынок ограничивают роль государства
в жизни общества.
Главными, системообразующими
принципами либерализма являются следующие:
1) естественное равенство
людей;
2) наличие и гарантия
неотчуждаемости таких прав человека,
как право на жизнь, свободу, собственность;
3) верховенство закона,
его обязательность для всех;
4) договорный характер
отношений государства и
5) демократический политический
режим, предоставляющий всем гражданам
равные права избирать и быть избранными;
6) наличие развитого
гражданского общества и
7) конституционализм,
предусматривающий ограничение
законодательной и исполнительной
власти посредством, прежде всего, системы
разделения властей, механизма сдержек
и противовесов, установления пределов
и «ясных» процедур деятельности законодателей.
Главными проблемами
либеральной идеологии всегда были
определение допустимой степени и характера
государственного вмешательства в частную
жизнь индивида, совмещение демократии
и свободы, верности конкретному Отечеству
и универсальных прав человека.
Попытки решения этих
вопросов привели к возникновению
в либерализме многочисленных внутренних
течений. Так, в XX в. наряду с традиционным
либерализмом сформировались направления,
пытавшиеся соединить его основные ценности
с тотальной опорой на государство, или
с социально ориентированными идеями,
утверждавшими большую ответственность
общества за благосостояние всех людей,
нежели отдельного индивида, либо с представлениями,
отрицавшими социальную направленность
деятельности государства («консервативный
либерализм») и т.д.
Усиление элементов
государственной идеологии и
социальных целей, адаптировавших традиционные
ценности либерализма к экономическим
и политическим реалиям второй половины
XX в., заставило говорить о его исторически
обновленной форме – неолиберализме.
Важнейшим достоинством политической
системы здесь провозглашалась справедливость,
а правительства – ориентация на моральные
принципы и ценности. В основу политической
программы неолибералов легли идеи консенсуса
управляющих и управляемых, необходимости
участия масс в политическом процессе,
демократизации процедуры принятия управленческих
решений.
В отличие от прежней
склонности механически определять
демократичность политической жизни
по большинству, стали отдавать предпочтение
плюралистическим формам организации
и осуществления
В то же время сохранившаяся
в неолиберализме ориентация по преимуществу
на публичные виды человеческой жизнедеятельности
(политическую активность, предприимчивость,
свободу от предрассудков и т.п.), традиционное
отношение к морали как к частному делу
человека (что способствует укреплению
отнюдь не всех связей и отношений в обществе,
а временами несет и опасность атомизации
социума) ограничивают электоральную
базу этих представлений в современных
условиях.
С другой стороны, именно
основные ценности либерализма обусловили
коренное изменение в массовых политических
воззрениях во многих странах мира,
легли в основу многих национальных
идеологий, ориентиров неоконсерватизма
и христианско-демократической идеологии.
На либеральной основе развились многообразные
теории политического участия, демократического
элитизма и т.д.
Либерализм
Либерализм, буржуазное
идеологическое и общественно-политическое
течение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского
строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического
предпринимательства. Л. — система взглядов,
согласно которым социальная гармония
и прогресс человечества достижимы лишь
на базе частной собственности путём обеспечения
достаточной свободы индивида в экономике
и во всех других сферах человеческой
деятельности (ибо общее благо якобы стихийно
складывается в результате осуществления
индивидами их личных целей). По мере развития
капиталистических отношений реальное
содержание Л. претерпевало сложную эволюцию
при крайней пестроте его конкретно-исторических
форм.
Л. зародился в условиях
борьбы молодой прогрессивной
В обстановке обострившегося
в 30-х гг. 19 в. (после Революции 1830 во Франции
и парламентской реформы 1832 в Великобритании)
антагонизма между буржуазией и рабочим
классом буржуазно-либеральной реформы,
в ходе осуществления которых либеральная
буржуазия использовала в своих интересах
результаты борьбы трудящихся масс, заключая
компромиссы с монархическо-клерикальной
реакцией, приобретали всё более антипролетарский
характер; лозунги Л. всё более становились
средством маскировки капиталистической
эксплуатации. Участие либеральной буржуазии
в подавлении чартистского движения (см.
Чартизм), общедемократических и пролетарских
выступлений в ходе Революций 1848—49, поддержка
либералами в союзе с монархическими силами
объединения "сверху" Италии, а также
Германии выявили антидемократическую
направленность Л. В 1-й половине 19 в. Л.
достиг наибольшего расцвета в классической
стране промышленного капитализма — Великобритании,
где его идеологи с самого начала разрабатывали
главным образом экономические аспекты
Л. В форме т. н. утилитаризма — учения,
разработанного И. Бентамом и группой
"философских радикалов" (Ф. Плейс,
Дж. С. Милль и др.), преуспевающие средние
классы получили, наряду с тщательно продуманной
программой буржуазных реформ, рассчитанных
на создание идеальных условий для свободного
предпринимательства, этическое "обоснование"
неограниченной погони за наживой под
видом воспевания "свободы личности".
В 40-х гг. 19 в. манчестерские фабриканты
— депутаты парламента Р. Кобден и Дж.
Брайт в ходе борьбы против хлебных законов
придали Л. классическую форму фритредерства.
После отмены хлебных законов (1846) в условиях
мировой торгово-промышленной монополии
Великобритании Л. превратился в господствующую
форму буржуазной идеологии. Либеральная
партия во главе с Г. Дж. Пальмерстоном,
а затем У. Ю. Гладстоном получила преобладание
в политической жизни Великобритании.
Л. подчинил своему идейному и политическому
влиянию значительную часть мелкой буржуазии
и объединённых в тред-юнионы квалифицированных
рабочих. Упрочив буржуазный парламентаризм
и свободную конкуренцию, Л. исторически
исчерпал себя как господствующее (или
наиболее влиятельное) буржуазное общественно-политическое
течение. Его мировоззрение вступило в
явное противоречие с реальностями капиталистического
общества, ибо при империализме "... некоторые
основные свойства капитализма стали
превращаться в свою противоположность..."
(Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27,
с. 385).
В последней трети
19 — начале 20 вв. старый, "классический"
Л. периода промышленного
Л. на Востоке возник
во 2-й половине 19 — начале 20 вв. (Китай,
Япония, Индия, Турция) и с самого
начала ввиду связи местной буржуазии
с помещичьим землевладением был глубоко
антидемократичен, враждебен движению
масс; требования либералов касались главным
образом внешней модернизации государственного
аппарата, создания современной армии,
флота, средств связи.
После 1-й мировой
войны 1914—18 и особенно Великой Октябрьской
социалистической революции 1917, открывшей
новую эру в истории
Лит.: Ленин В. И., Либерализм
и демократия, Полн. собр. соч., 5 изд.,
т. 21; его же, Две утопии, там же,
т. 22; его же, О либеральном и
марксистском понятии классовой борьбы,
там же, т. 23; Самюэль Г., Либерализм, пер.
с англ., М., 1905; Was ist liberal?, Münch., 1910; Ruggiero G.
de, Storia del liberalismo europeo, [2 ed.], Mil., [1966]; Saunders
J., The age of revolution. The rise and decline of liberalism in Europe
since 1815, N. Y., 1949; The liberal tradition from Fox to Keynes, L.,
1956; Schneider G., Betrug mit der Freiheit. Eine Studie über den Neoliberalismus,
B., 1972. см. также лит. к разделу Либерализм
в России.
И. Н. Неманов.
Либерализм в России,
возник как идеология в период кризиса
феодально-крепостнического строя (конец
18 — 1-я половина 19 в.), сложился в общественно-политическое
течение в годы революционной ситуации
1859—61 и Крестьянской реформы 1861, организовался
в политические партии накануне и в ходе
Революции 1905—07 в России. Играя значительную
роль в общественном движении середины
19 — начала 20 вв., русский Л. никогда не
был решающей силой в политической борьбе.
Находясь в оппозиции к самодержавию и
стремясь к власти, он действовал преимущественно
легальными средствами, постоянно колеблясь
между правительством и революционным
движением. Будучи слабее, нерешительнее,
трусливее западноевропейского Л., он
был умереннее в политических требованиях,
терпимее к абсолютизму и более склонен
к компромиссам с ним. Оппозиционность
русского Л., возрастая в периоды революционного
подъёма в стране, резко падала с получением
от правительства незначительных уступок;
при наступлении реакции дружественный
нейтралитет Л. к революционерам сменялся
попытками оправдать правительственные
репрессии. Относительная прогрессивность
русского Л. постепенно после 1861 убывала,
а с 1905 он стал контрреволюционной силой.
Социальная база русского
Л. была неоднородной; она включала
буржуазию, помещиков, интеллигенцию.
Носителем буржуазно-либеральной идеологии
в России в 19 в. выступало, как правило,
дворянство, сословие наиболее образованное,
имеющее общественную трибуну в дворянских,
а с 1864 — и в земских собраниях. Своеобразие
русского Л. и его место в обществ. движении
определялись социально-экономическими
и политическими условиями развития России:
запоздалой по сравнению со странами Западной
Европы ликвидацией крепостного права;
поздним, но бурным развитием капитализма;
сохранением самодержавно-сословного
строя и пережитков крепостничества; политической
дряблостью русской буржуазии; значительным
влиянием на общество более прогрессивных
революционных идеологий (революционно-демократической,
а затем социал-демократической) и наличием
развитого революционного движения (разночинского
и пролетарского).