Либерализм и неолиберализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 00:20, реферат

Описание

Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Либерализм предусматривает такое устройство общества и властных механизмов, когда свободная конкуренция и рынок ограничивают роль государства в жизни общества.

Работа состоит из  1 файл

Либерализм и неолиберализм.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)

Идеи Л., распространившиеся в среде русского дворянства со 2-й  половины 18 в. под влиянием французского Просвещения, первоначально носили неопределённый характер свободомыслия (вольнодумство, вольтерьянство). Назревавшие  задачи буржуазных преобразований выражались в критике крепостничества и самодержавия ранними русскими просветителями (С. Е. Десницкий, Н. И. Новиков, А. П. Куницын и др.), в конституционных и экономических проектах конца 18 — начала 19 вв. (Н. И. Панин и Д. И. Фонвизин, М. М. Сперанский, Н. С. Мордвинов и др.). В движении декабристов идеи Л. (Н. И. Тургенев, Н. М. Муравьев, М. Ф. Орлов и др.) развивались в общем русле дворянской революционности. 

Становление идеологии  русского Л. началось спорами западников и славянофилов о путях развития страны на рубеже 1830—40-х гг. В годы общественного подъёма после поражения царизма в Крымской войне 1853—56 русский Л. выступил с требованиями отмены крепостного права и предоставления некоторых буржуазных свобод (свободы совести, общественного мнения и печати, публичности правительственных действий, гласности судопроизводства, отмены сословных привилегий, создания представительных учреждений). В либеральной журналистике ("Морской сборник", "Русский вестник", "Отечественные записки" и др.) большое влияние приобрела т. н. "обличительная литература", подвергавшая критике должностных лиц и частные недостатки управления, не затрагивая основ самодержавного строя. Различные оттенки дворянского Л. — консервативный (А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин и др. славянофилы, Б. Н. Чичерин), умеренный (К. Д. Кавелин, М. Н. Катков и др.), радикальный (А. М. Унковский, А. И. Европеус и др.), расходясь в определении условий освобождения крестьян, объединялись в стремлении сохранить помещичье землевладение. К дворянскому Л. примыкал представитель крупной торговой буржуазии В. А. Кокорев, стоявший на позициях фритредерства. Более радикальную позицию занимали буржуазные либералы И. В. Вернадский и И. К. Бабст. В печати и правительственных органах, в союзе с либеральными бюрократами (Н. А. Милютин, А. В. Головнин, В. А. Арцимович и др., группировавшиеся вокруг великого князя Константина Николаевича), либералы боролись с откровенными крепостниками. Однако эта борьба "... была борьбой внутри господствующих классов, большей частью внутри помещиков, борьбой исключительно из-за меры и формы уступок" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 174). В условиях революционной ситуации 1859—1861 произошёл разрыв либералов с "Современником" и "Колоколом". Л. приветствовал Крестьянскую реформу 1861, не поддержал программы "Великорусса", призывавшей "образованные классы" объединиться с народом для совместного натиска на самодержавие. Консолидация революционных сил в "Землю и волю" и Польское восстание 1863—64 закрепили размежевание Л. с революционными демократами и способствовали оформлению русского Л. в самостоятельное течение. 

В пореформенный период русский Л. представлял собой пёстрый конгломерат разнообразных социальных групп, течений и взглядов, не объединённых какой-либо общей программой. Главным признаком принадлежности к Л. считалась не программа, а тактика — предпочтение легальных методов борьбы революционным. В 1860—70-х гг. (до создания "Народной воли") под влиянием народничества к либералам относили также всех сторонников политической борьбы. Наиболее влиятельными органами печати Л. были "Вестник Европы", "Голос", "Русские ведомости" и др. В области политической основным стремлением Л. было создание консгитуционной монархии. 

В начале 1860-х гг. "самый  сплоченный, самый образованный и  наиболее привыкший к политической власти класс — дворянство —  обнаружил с полной определенностью  стремление ограничить самодержавную власть посредством представительных учреждений" (там же, т. 5, с. 26). Наиболее решительным было выступление тверского дворянства в начале 1862, поддержанное дворянством некоторых др. губерний. С созданием земства конституционные стремления дворянства отразились в земском движении. В конце 1870-х гг., по словам Ленина, "... сам по себе земский либерализм сделал заметный шаг вперед в политическом отношении" (там же, с. 39). В условиях революционной ситуации 1879—80 Л. выдвинул требование созыва представительного органа при царе с совещательными функциями, расширения прав земств и либерализации общественной жизни. Ленин подчёркивал, что они "... хотели "освободить" Россию "сверху", не разрушая ни монархии царя, ни землевладения и власти помещиков, побуждая их только к "уступкам" духу времени. Либералы были и остаются идеологами буржуазии, которая не может мириться с крепостничеством, но которая боится революции, боится движения масс, способного свергнуть монархию и уничтожить власть помещиков. Либералы ограничиваются поэтому "борьбой за реформы", "борьбой за права", т. е. дележом власти между крепостниками и буржуазией" (там же, т. 20, с. 175). 

Основные экономические  программные требования Л. (до 1904) сводились  к поддержке общинного землевладения, борьбе с малоземельем крестьян, главным образом путём переселений и мелкого земельного кредита, понижению выкупных платежей, введению подоходного налога, протестам против покровительства правительством крупной промышленности и торговли. Вопросы о наделении крестьян землёй (в т. ч. путём принудительного выкупа части помещичьих земель) и 8-часовом рабочем дне поставлены были лишь в начале 1905. 

В обстановке революционного подъёма начала 20 в. программа и  тактика Л. стали радикальнее. В 1902 начал выходить за границей нелегальный журнал "Освобождение", в 1903 в России организовались нелегальные "Союз освобождения" и "Союз земцев-конституционалистов". В 1904, стремясь к объединению оппозиционных сил, либералы участвовали в нелегальном совещании с представителями революционных партий в Париже. 

В ноябре 1904 общеземский  съезд выдвинул требование законодательного собрания и всеобщего, прямого, равного  и тайного избирательного права. Осенью 1904 либералы организовали в  стране банкетную кампанию и приступили к созданию полулегальных политических союзов интеллигенции по профессиям (союз инженеров и техников, союз учителей, союз адвокатов и др.). 

В Революции 1905—07 Л. проявил  значительную политическую активность, пытался лавировать между царизмом и революционным народом, перевести развитие революции на конституционный путь, выторговать выгодные для буржуазии реформы. До октября 1905 "... либералы держали иногда сочувственный нейтралитет по отношению к революционной борьбе масс..." (Ленин В. И., там же, т. 16, с. 121). Это проявилось в обращении к народу июльского земско-городского съезда, в одобрении Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905. поддержке требования созыва Учредительного собрания и др. Наиболее левой и деятельной организацией Л. был "Союз союзов", объединявший проф. организации интеллигенции. Однако революция "... замечательно быстро разоблачила либерализм и показала на деле его контрреволюционную природу" (там же, с. 122). Удовлетворившись "свободами", обещанными Манифестом 17 октября 1905, Л. прекратил борьбу. В октябре 1905 "Союз освобождения" и "Союз земцев-конституционалистов" объединились в конституционно-демократическую партию (кадеты), в ноябре правое её крыло отделилось в "Союз 17 октября" (октябристы), в июле 1906 из крайних фракций обеих партий образовалась партия мирного обновления (мирнообновленцы), занявшая промежуточное положение между ними. В 1906—07 кратковременно существовали также мелкие партии Л., колебавшиеся между октябристами и кадетами (партия демократических реформ, партия трудового порядка, прогрессивно-экономическая партия и др.), и примыкавшие к кадетам слева группа "беззаглавцев" (см. "Без заглавия"), партия свободомыслящих, радикальная партия и др. Осудив Декабрьские вооружённые восстания, Л. противопоставил революционным методам борьбы парламентские мирные методы "органической работы" в Государственной думе. 

В период между революциями (1907—1917) Л. был оппозиционной силой  в Государственной думе, облегчая своей пропагандой конституционных  иллюзий проведение столыпинской бонапартистской политики. Из среды Л. вышел сборник "Вехи", представлявший, по словам Ленина, "энциклопедию либерального ренегатства". В этот период Л. переходит на позиции национализма, идеологически обосновывая империалистические планы русской буржуазии, стремившейся на путях создания "Великой России" добиться компромисса с самодержавием. В 1912 создаётся партия "прогрессистов", национально-либеральная партия крупной русской буржуазии. В условиях нового революционного подъёма (1912—14) несколько усилилась оппозиционность Л., что выразилось в попытке лидера "прогрессистов" А. И. Коновалова установить контакты с левыми партиями, в том числе с большевиками. Начавшаяся 1-я мировая война 1914—18 привела к заключению Л. "гражданского мира" с царизмом, для помощи правительству в организации тыла были созданы Всероссийский земский союз помощи больным и раненым и Всероссийский союз городов (см. Земский и городской союзы). Военное поражение 1915 и приближение революционного взрыва вызвали новую активизацию либеральной оппозиционности. Буржуазия пыталась взять снабжение армии в свои руки через Военно-промышленные комитеты, в августе 1915 в 4-й Государственной думе был создан т. н. "прогрессивный блок", объединивший всех либералов. 

После февральской  революции 1917 лидеры русского Л. вошли в состав Временного правительства. Победа Великой Октябрьской социалистической революции 1917 отбросила буржуазию в лагерь контрреволюции, по окончании Гражданской войны 1918—20 вожди Л. оказались за пределами России (см. Эмиграция белая). 

Основные черты  русского Л. были свойственны и Л. в национальных районах России, где  размах и зрелость Л. зависели в большей  степени от уровня их социально-экономического развития. В конце 19 — начале 20 вв. сформировались либерально-националистические партии и течения местной буржуазии: национально-демократическая партия в Польше, украинская демократическая партия, джадидизм, "мусават" и др. Национальная буржуазия пыталась добиться уступок от царизма и националистической демагогией отвлечь трудящихся от социально-политической борьбы, внося раскол в их союз с русским пролетариатом. После Октябрьской революции либерально-национальные партии включились в общий фронт контрреволюции. 

Борьба против Л. была одной из основных задач большевистской партии. Различная оценка роли русского Л. послужила одной из причин раскола РСДРП на большевиков и меньшевиков. В. И. Ленин дал научный анализ Л., эволюции его идеологии, программы и тактики и пришёл к выводу о невозможности гегемонии либеральной буржуазии в буржуазной демократической революции в России. Борьбу с либералами большевики рассматривали как необходимое условие революционного и демократического воспитания масс. 
 

Неолиберализм 

Неолиберализм (англ. neoliberalism) – экономическая и политическая доктрина, во многом повлиявшая на ход истории в конце XX – начале XXI века. Нынешний глобальный экономический кризис, как признают ведущие эксперты, стал порождением именно неолиберальной политики. Определения данной доктрины могут отличаться, но в любом случае можно сказать, что неолиберализм – это теория, согласно которой система капиталистических рыночных отношений и рыночного обмена применима к любым сферам человеческой деятельности и является основой этических норм, достаточной для регулирования поведения человека в любых обстоятельствах.  

В соответствии с этой доктриной вмешательство государства  в экономику и сферу социальных отношений должно быть минимальным. Капитал должен быть свободен от любых  ограничений. Государство должно отказаться от большинства социальных программ и минимизировать налоги на прибыль корпораций, отменить прогрессивную шкалу налогов на доходы, провести масштабную приватизацию. Максимальная прибыль и свобода частной экономической инициативы являются приоритетными в любых сферах, если же экологические или социальные нормы этому препятствуют, они должны быть отменены. Апологеты неолиберализма являются сторонниками ограничения прав профсоюзов. Неолибералы обычно придерживаются доктрины свободы частной жизни, но подчас довольно лояльно относятся к ограничению политических прав граждан (вплоть до установления диктатуры) в тех случаях, когда это происходит в интересах крупных корпораций. Часто отмечают, что неолибералы являются сторонниками краткосрочных контрактов во всех сферах – от трудовых до семейных отношений.  

При этом неолиберализм  отличается от ряда других, схожих по названию доктрин. Так, от классического либерализма  его отличает более терпимое отношение  к авторитарным режимам. От социального  либерализма – отрицание заметной роли государства в экономике и социальных гарантий. Кроме того, стоит помнить, что в американской публицистике либералами (без приставки «нео») часто называют как раз представителей социал-либеральных течений, а иногда в статьях авторов из США можно встретить утверждение, что социалистическая и коммунистическая идеология – также формы либерализма. В России же, напротив, говоря о либералах, чаще имеют в виду именно сторонников неолиберальной доктрины.  

 Одной из первых  групп, заложивших основы неолиберальной  теории, стало Общество Мон-Перелин (по названию курорта в Швейцарии), объединившееся в 1947 году вокруг австрийского философа Фридриха фон Хайека. Среди других его известных участников оказались философ Карл Поппер, критик социализма Людвиг фон Мизес и экономист Милтон Фридман.  

Постепенно у неолиберальных теоретиков нашлись влиятельные  покровители – представители  крупного бизнеса, которых пугало усиление роли государства в экономике  в развитых странах и рост корпоративных  налогов. Кроме того, настороженность у них вызывал постепенный рост левых настроений среди молодежи. Со временем влияние неолибералов росло и в академических кругах – например, в Чикагском университете, откуда и пошло популярное, в том числе в России 90-х, обозначение неолиберальных реформаторов как «чикагских мальчиков».  

Возможность влиять на реальную политику у неолибералов появилась  в 1970-е годы, когда в мае 1979 года премьер-министром Великобритании стала Маргарет Тэтчер. В октябре  того же года председателем Федерального резервного банка США стал Пол Уолкер, а хозяином Белого дома в январе 1981 года – Рональд Рейган. В качестве рецепта борьбы с серьезными экономическими трудностями, переживаемыми их странами, эти политики объявили снижение налогов и резкое сокращение системы социальных гарантий – что привело к конфронтации с профсоюзами и массовым акциям протеста.  

На периферии капиталистического мира неолибералы впервые смогли реализовать свои экономические  теории в Чили. Пришедший к власти в этой стране в 1974 году генерал Аугусто  Пиночет привлек «чикагских мальчиков» в качестве экономических консультантов своего правительства. С тех пор чилийский руководитель стал героем для многих неолибералов, мечтающих о «просвещенном диктаторе», который станет прикрытием для реформ, проводимых «просвещенными экономистами».  

Информация о работе Либерализм и неолиберализм