Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 00:20, реферат
Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Либерализм предусматривает такое устройство общества и властных механизмов, когда свободная конкуренция и рынок ограничивают роль государства в жизни общества.
Идеи Л., распространившиеся
в среде русского дворянства со 2-й
половины 18 в. под влиянием французского
Просвещения, первоначально носили
неопределённый характер свободомыслия
(вольнодумство, вольтерьянство). Назревавшие
задачи буржуазных преобразований выражались
в критике крепостничества и самодержавия
ранними русскими просветителями (С. Е.
Десницкий, Н. И. Новиков, А. П. Куницын и
др.), в конституционных и экономических
проектах конца 18 — начала 19 вв. (Н. И. Панин
и Д. И. Фонвизин, М. М. Сперанский, Н. С. Мордвинов
и др.). В движении декабристов идеи Л. (Н.
И. Тургенев, Н. М. Муравьев, М. Ф. Орлов и
др.) развивались в общем русле дворянской
революционности.
Становление идеологии
русского Л. началось спорами западников
и славянофилов о путях развития страны
на рубеже 1830—40-х гг. В годы общественного
подъёма после поражения царизма в Крымской
войне 1853—56 русский Л. выступил с требованиями
отмены крепостного права и предоставления
некоторых буржуазных свобод (свободы
совести, общественного мнения и печати,
публичности правительственных действий,
гласности судопроизводства, отмены сословных
привилегий, создания представительных
учреждений). В либеральной журналистике
("Морской сборник", "Русский вестник",
"Отечественные записки" и др.) большое
влияние приобрела т. н. "обличительная
литература", подвергавшая критике
должностных лиц и частные недостатки
управления, не затрагивая основ самодержавного
строя. Различные оттенки дворянского
Л. — консервативный (А. И. Кошелев, Ю. Ф.
Самарин и др. славянофилы, Б. Н. Чичерин),
умеренный (К. Д. Кавелин, М. Н. Катков и
др.), радикальный (А. М. Унковский, А. И.
Европеус и др.), расходясь в определении
условий освобождения крестьян, объединялись
в стремлении сохранить помещичье землевладение.
К дворянскому Л. примыкал представитель
крупной торговой буржуазии В. А. Кокорев,
стоявший на позициях фритредерства. Более
радикальную позицию занимали буржуазные
либералы И. В. Вернадский и И. К. Бабст.
В печати и правительственных органах,
в союзе с либеральными бюрократами (Н.
А. Милютин, А. В. Головнин, В. А. Арцимович
и др., группировавшиеся вокруг великого
князя Константина Николаевича), либералы
боролись с откровенными крепостниками.
Однако эта борьба "... была борьбой внутри
господствующих классов, большей частью
внутри помещиков, борьбой исключительно
из-за меры и формы уступок" (Ленин В.
И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 174). В условиях
революционной ситуации 1859—1861 произошёл
разрыв либералов с "Современником"
и "Колоколом". Л. приветствовал Крестьянскую
реформу 1861, не поддержал программы "Великорусса",
призывавшей "образованные классы"
объединиться с народом для совместного
натиска на самодержавие. Консолидация
революционных сил в "Землю и волю"
и Польское восстание 1863—64 закрепили
размежевание Л. с революционными демократами
и способствовали оформлению русского
Л. в самостоятельное течение.
В пореформенный период
русский Л. представлял собой пёстрый
конгломерат разнообразных социальных
групп, течений и взглядов, не объединённых
какой-либо общей программой. Главным
признаком принадлежности к Л. считалась
не программа, а тактика — предпочтение
легальных методов борьбы революционным.
В 1860—70-х гг. (до создания "Народной
воли") под влиянием народничества к
либералам относили также всех сторонников
политической борьбы. Наиболее влиятельными
органами печати Л. были "Вестник Европы",
"Голос", "Русские ведомости"
и др. В области политической основным
стремлением Л. было создание консгитуционной
монархии.
В начале 1860-х гг. "самый
сплоченный, самый образованный и
наиболее привыкший к политической
власти класс — дворянство —
обнаружил с полной определенностью
стремление ограничить самодержавную
власть посредством представительных
учреждений" (там же, т. 5, с. 26). Наиболее
решительным было выступление тверского
дворянства в начале 1862, поддержанное
дворянством некоторых др. губерний. С
созданием земства конституционные стремления
дворянства отразились в земском движении.
В конце 1870-х гг., по словам Ленина, "...
сам по себе земский либерализм сделал
заметный шаг вперед в политическом отношении"
(там же, с. 39). В условиях революционной
ситуации 1879—80 Л. выдвинул требование
созыва представительного органа при
царе с совещательными функциями, расширения
прав земств и либерализации общественной
жизни. Ленин подчёркивал, что они "...
хотели "освободить" Россию "сверху",
не разрушая ни монархии царя, ни землевладения
и власти помещиков, побуждая их только
к "уступкам" духу времени. Либералы
были и остаются идеологами буржуазии,
которая не может мириться с крепостничеством,
но которая боится революции, боится движения
масс, способного свергнуть монархию и
уничтожить власть помещиков. Либералы
ограничиваются поэтому "борьбой за
реформы", "борьбой за права", т.
е. дележом власти между крепостниками
и буржуазией" (там же, т. 20, с. 175).
Основные экономические
программные требования Л. (до 1904) сводились
к поддержке общинного
В обстановке революционного
подъёма начала 20 в. программа и
тактика Л. стали радикальнее. В 1902
начал выходить за границей нелегальный
журнал "Освобождение", в 1903 в России
организовались нелегальные "Союз освобождения"
и "Союз земцев-конституционалистов".
В 1904, стремясь к объединению оппозиционных
сил, либералы участвовали в нелегальном
совещании с представителями революционных
партий в Париже.
В ноябре 1904 общеземский
съезд выдвинул требование законодательного
собрания и всеобщего, прямого, равного
и тайного избирательного права.
Осенью 1904 либералы организовали в
стране банкетную кампанию и приступили
к созданию полулегальных политических
союзов интеллигенции по профессиям (союз
инженеров и техников, союз учителей, союз
адвокатов и др.).
В Революции 1905—07 Л. проявил
значительную политическую активность,
пытался лавировать между царизмом
и революционным народом, перевести
развитие революции на конституционный
путь, выторговать выгодные для буржуазии
реформы. До октября 1905 "... либералы
держали иногда сочувственный нейтралитет
по отношению к революционной борьбе масс..."
(Ленин В. И., там же, т. 16, с. 121). Это проявилось
в обращении к народу июльского земско-городского
съезда, в одобрении Октябрьской Всероссийской
политической стачки 1905. поддержке требования
созыва Учредительного собрания и др.
Наиболее левой и деятельной организацией
Л. был "Союз союзов", объединявший
проф. организации интеллигенции. Однако
революция "... замечательно быстро разоблачила
либерализм и показала на деле его контрреволюционную
природу" (там же, с. 122). Удовлетворившись
"свободами", обещанными Манифестом
17 октября 1905, Л. прекратил борьбу. В октябре
1905 "Союз освобождения" и "Союз
земцев-конституционалистов" объединились
в конституционно-демократическую партию
(кадеты), в ноябре правое её крыло отделилось
в "Союз 17 октября" (октябристы), в
июле 1906 из крайних фракций обеих партий
образовалась партия мирного обновления
(мирнообновленцы), занявшая промежуточное
положение между ними. В 1906—07 кратковременно
существовали также мелкие партии Л., колебавшиеся
между октябристами и кадетами (партия
демократических реформ, партия трудового
порядка, прогрессивно-экономическая
партия и др.), и примыкавшие к кадетам
слева группа "беззаглавцев" (см.
"Без заглавия"), партия свободомыслящих,
радикальная партия и др. Осудив Декабрьские
вооружённые восстания, Л. противопоставил
революционным методам борьбы парламентские
мирные методы "органической работы"
в Государственной думе.
В период между революциями
(1907—1917) Л. был оппозиционной силой
в Государственной думе, облегчая
своей пропагандой
После февральской
революции 1917 лидеры русского Л. вошли
в состав Временного правительства. Победа
Великой Октябрьской социалистической
революции 1917 отбросила буржуазию в лагерь
контрреволюции, по окончании Гражданской
войны 1918—20 вожди Л. оказались за пределами
России (см. Эмиграция белая).
Основные черты
русского Л. были свойственны и Л.
в национальных районах России, где
размах и зрелость Л. зависели в большей
степени от уровня их социально-экономического
развития. В конце 19 — начале 20 вв.
сформировались либерально-националистические
партии и течения местной буржуазии: национально-демократическая
партия в Польше, украинская демократическая
партия, джадидизм, "мусават" и др.
Национальная буржуазия пыталась добиться
уступок от царизма и националистической
демагогией отвлечь трудящихся от социально-политической
борьбы, внося раскол в их союз с русским
пролетариатом. После Октябрьской революции
либерально-национальные партии включились
в общий фронт контрреволюции.
Борьба против Л. была
одной из основных задач большевистской
партии. Различная оценка роли русского
Л. послужила одной из причин раскола РСДРП
на большевиков и меньшевиков. В. И. Ленин
дал научный анализ Л., эволюции его идеологии,
программы и тактики и пришёл к выводу
о невозможности гегемонии либеральной
буржуазии в буржуазной демократической
революции в России. Борьбу с либералами
большевики рассматривали как необходимое
условие революционного и демократического
воспитания масс.
Неолиберализм
Неолиберализм (англ.
neoliberalism) – экономическая и политическая
доктрина, во многом повлиявшая на ход
истории в конце XX – начале XXI века. Нынешний
глобальный экономический кризис, как
признают ведущие эксперты, стал порождением
именно неолиберальной политики. Определения
данной доктрины могут отличаться, но
в любом случае можно сказать, что неолиберализм
– это теория, согласно которой система
капиталистических рыночных отношений
и рыночного обмена применима к любым
сферам человеческой деятельности и является
основой этических норм, достаточной для
регулирования поведения человека в любых
обстоятельствах.
В соответствии с этой
доктриной вмешательство
При этом неолиберализм
отличается от ряда других, схожих по названию
доктрин. Так, от классического либерализма
его отличает более терпимое отношение
к авторитарным режимам. От социального
либерализма – отрицание
Одной из первых
групп, заложивших основы
Постепенно у неолиберальных
теоретиков нашлись влиятельные
покровители – представители
крупного бизнеса, которых пугало усиление
роли государства в экономике
в развитых странах и рост корпоративных
налогов. Кроме того, настороженность
у них вызывал постепенный рост левых
настроений среди молодежи. Со временем
влияние неолибералов росло и в академических
кругах – например, в Чикагском университете,
откуда и пошло популярное, в том числе
в России 90-х, обозначение неолиберальных
реформаторов как «чикагских мальчиков».
Возможность влиять на
реальную политику у неолибералов появилась
в 1970-е годы, когда в мае 1979 года
премьер-министром
На периферии