Лоббизм, как политического института в России и западных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 11:20, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение лоббизма как политического института в России и западных странах.

Для достижения этой цели необходимо последовательно решить ряд следующих задач:

Дать понятие лоббизма
Рассмотреть формы и технологии лоббизма
Проанализировать лоббизм в политической жизни России и западных стран.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы лоббизма 4
1.1 Понятие и сущность лоббизма 4
1.2 Формы и технологии лоббизма 6
2 Лоббизм в политической жизни в России и в Западных странах 9
2.2 Регламентация лоббизма в России 9
2.2 Лоббизм в западных странах 12
2.2.1 Регламентация лоббизма в Соединенных Штатах Америки 12
2.2.2 Лоббизм в Великобритании 14
2.2.3 Лоббизм в Германии 15
2.2.4 Лоббизм во Франции 16
2.2.5 Регламентация лоббизма в Европейском Союзе 17
Заключение 18
Список использованных источников 19

Работа состоит из  1 файл

политология.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
 
 

     В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей, стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно - в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных на органы власти является лоббирование.

     Лоббирование – оказание влияния на процесс принятия государственных решений в целях отстаивания групповых или индивидуальных интересов1.

     Часто лоббисты выполняют роль посредников в разного рода сделках между группами интересов и политическими деятелями, в том числе законодателями и членами правительства, тем самым, оказывая существенное влияние на формирование политического курса страны. Таким образом, лоббизм занимает важное место в механизме демократии. Таким образом, тема контрольной работы является весьма актуальной и важной.

     Поэтому в работе мы рассмотрим лоббизм в  политической жизни и в России, и в Западных странах.

      Целью данной работы является рассмотрение лоббизма как политического института в России и западных странах.

      Для достижения этой цели необходимо последовательно  решить ряд следующих задач:

  • Дать понятие лоббизма
  • Рассмотреть формы и технологии лоббизма
  • Проанализировать лоббизм в политической жизни России и западных стран.

1 Теоретические основы  лоббизма

    1. Понятие и сущность лоббизма
 
 
 

      Само  слово «лоббизм» имеет сложную  судьбу. В 1553 г. оно употреблялось  для указания на прогулочную площадку в монастыре. Столетие спустя так  же начали называть помещение для прогулок в палате общин Англии. Но политический оттенок данное слово приобрело еще через два столетия, причем в Америке. По некоторым легендам, защитники различных интересов тех или иных политических сил или финансовых групп вышли на авансцену жизни Нового Света вместе с американской нацией, то есть в последней трети XVII столетия. Так это или нет — не доказано. Но, достоверно известно, что традиция лоббизма уходит своими корнями в годы президентства У.С. Гранта (1869—1877), генерала, снискавшего славу во время гражданской войны в Соединенных Штатах 1861—1865 гг. Вечерами 18-й американский президент и его команда после дневных «трудов праведных» имели привычку снимать стресс в одной из гостиниц, точнее, ее вестибюле, который назывался лобби. Там министры, а также сенаторы встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и давали слово выполнить их зачастую небескорыстно, а за звонкую монету.

      Так термин «лоббирование» начал обозначать покупку голосов за деньги. Однако в Англии такая политика долгое время  считалась предосудительной и слово прижилось лишь в XX в., а затем его начали употреблять и в других странах.

      Термин  «лоббизм» имеет множество определений. Приведем лишь некоторые из них.

      Лоббизм (англ. lobbyism, от англ. lobby — кулуары) — давление на парламентария путём личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения законопроекта2.

      Лоббизм – это деятельность юридических и физических лиц в отношении федеральных органов государственной власти с целью оказания влияния на выполнение последними своих полномочий, предусмотренных законодательством3.

      Само  слово «лоббизм» неоднозначно оценивается  общественным сознанием, ибо имеет как «световой», так и «теневой» смысл. Если говорить о последнем, то, как правило, термин «лоббизм» здесь приобретает сугубо отрицательное звучание, в чем-то напоминающее эффект от слов «блат», «протекционизм», «подкуп», «покупка голосов» в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб интересам другим, прежде всего, общественным. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция и др. «Световой» же смысл характеризует лоббизм как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качестве института демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных групповых интересов столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нем этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание властей. Лоббизм в этом позитивном смысле есть форма законного влияния «групп давления» на управленческие решения государственных органов с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур.

      Лоббистская деятельность отличается следующими чертами4:

      Во-первых, лоббизм весьма жестко связан с политической властью. То есть лоббизм — своего рода признак власти. Органы власти и должностные лица выступают объектами воздействия лоббистов.

      Во-вторых, лоббистская деятельность всегда ведется  в чьих-либо интересах (классов, слоев, регионов, партий, общественных организаций, наций, конфессий и т.п.).

      В-третьих, лоббисты выполняют функцию посредничества между влиятельными заинтересованными  группами, финансовыми корпорациями, коммерческими организациями, политическими  партиями, общественными объединениями (блоками), гражданами и государственными структурами.

      В-четвертых, лоббизм допускает возможность  отстаивания интересов не только организаций и объединений, но и  отдельных лиц.

      В-пятых, лоббизм представляет отдельным  гражданам и группам граждан  возможность косвенно участвовать в создании и подготовке правовых и политических решений. Таким образом, через лоббистскую деятельность возможно реализовать различные интересы, которые в ином случае могли бы остаться невостребованными.

    1. Формы и технологии лоббизма
 
 

      Процесс формирования и стадии лоббизма можно описать так5: 1) формирование конкретного интереса; 2) определение лоббистской цели; 3) выявление адресата давления - объект лоббистской деятельности; 4) оформление субъекта, осуществляющего лоббистскую деятельность и определение форм и методов осуществления лоббистской деятельности; 5) организация лоббистского давления; 6) результат лоббистской деятельности - решение, действие (бездействие), отклонение и блокирование чей-либо инициативы; 7) последствия от принятия и исполнения решений или непринятия решения.

      Выделяют  три основных формы лоббизма: 1. прямой 2. косвенный 3. внутренний

      Прямой  лоббизм - целенаправленная работа с представителями соответствующего государственного органа с целью добиться принятия решения, отвечающего конкретным интересам.

      Косвенный лоббизм - организация кампаний с целью оказания давления, которые проходят в основном за пределами государственных органов, в поддержку того или иного решения, но часто без указания конкретного адресата.

      Внутренний  лоббизм - деятельность какой-либо группировки внутри соответствующего органа с целью добиться различными путями принятия определенного решения6.

      К технологиям лоббизма относятся7:

      1. Внедрение агентов влияния в  структуры компаний-конкурентов  и аппарат профильных ведомств.

      2. Навязывание конкурентам заведомо  неэффективных (но внешне перспективные)  объектов лоббистского воздействия. 

      3. Перетягивание субъектов политического  процесса на свою сторону не  только переговорами, но и силой  событий. 

      4. Кризисные тенденции в отрасли необходимо канализировать на своих конкурентов. К примеру, если поступает информация, что Правительство вынуждено увеличить налоговое бремя на часть (не важно вашу или конкурентов) профильного отраслевого сектора, то необходимо направить эти налоговые репрессии в первую очередь против конкурентов.

      5. Необходимо активно сотрудничать  с региональными и общефедеральными  ассоциациями, специализирующимися  на защите различных интересов  в органах государственной власти. В деле приобретения союзников  необходимо продвигать принцип пирамиды: чем шире основание, тем выше верхушка.

      6. Необходимо как минимум знать  политических противников тех  чиновников, которые работают на ваших конкурентов. Вопрос активной работы с такими контрагентами решается в зависимости от конкретной оперативной потребности. Однако соответствующая база данных должна всегда иметься в портфеле лоббиста.

      7. Также в портфель лоббиста  должен входить известный объём информации о личных «слабостях» конкурентов и контрагентов. В единичных ситуациях подобные знания можно употребить весьма эффективно. Ко всему прочему, информированность позволит экономить ресурсы лоббиста, который, подбирая подход к той или иной фигуре, вынужден нести известные материальные и временные затраты.

      8. «Играй против игрока, а не только против расклада». Составление картотеки контактов всех известных лоббисту контрагентов, а также компаний-конкурентов. В нужный момент они будут запущены и все «грязные дела» конкурентов будут предъявлены тем контрагентам, с которыми они попытаются выстроить лоббистскую деятельность.

      9. Участие в исках и судебных  тяжбах. Апеллирование лоббиста  в арбитражном суде является  скорее весьма эффективным способом  торможения процесса принятия  какого-либо решения, переговоров,  либо реализации неугодного проекта.

      10. Игра на противостоянии депутатов  и внепарламентских активистов  их партии. Активисты часто завидуют  депутатам. Депутаты видят в  активистах конкурентов. Лоббист  должен поддерживать эти страхи  и сотрудничать с обеими сторонами. 

      11. Ещё один важный аспект технологического мастерства лоббиста - умение использовать тех чиновников, которые на первый взгляд не имеют отношения к лоббируемой вами сфере.

  1. Лоббизм в политической жизни  в России и в Западных странах

2.2 Регламентация лоббизма в России

 
 

     Лоббизм в России явление не новое. Фактически он существовал и в советский  период истории. Для него было характерно: отсутствие широкой социально-экономической  базы процесса лоббирования интересов  экономических и общественных групп; узкий круг участников процесса лоббирования, в основном в рамках номенклатуры; преимущественно производственно-отраслевой и территориальный характер; высокая идеологизация; скрытый характер; осуществление давления на власть в рамках официальных каналов.

     Идеологизация - процесс насильственного подчинения общественного сознания официальным идеологическим концепциям и установкам властных структур.

     Лоббирование - намеренное установление связей с любым должностным лицом или служащим любого исполнительного ведомства от имени другой стороны с намерением повлиять на принятие выгодных официальных решений8.

     Со  второй половины 70-х гг., в связи  с активным разрастанием сфер теневой  экономики, методы лоббирования стали  приобретать криминальный характер. В современной России лоббизм  значительно расширил сферу и методы своей деятельности, что делает необходимым принятие специального закона. В этом объективно заинтересован как бизнес, так и само общество. Российский лоббизм можно охарактеризовать как спонтанно возникшее и существующее явление, развивающееся по непредсказуемым законам и включающее в себя самые различные силы, торпедирующие и раскалывающие государственную власть.

      В условиях современной России можно  выделить следующие инструменты  лоббистской деятельности: 1. Рекрутирование своих сотрудников во власть; 2. Подкуп должностных лиц; 3. Неформальные контакты (в т.ч. - игра на личных слабостях); 4. Участие в работе политических и общественных организаций; 5. Покровительство чиновников; 6. Судебные процедуры (иски, тяжбы, апелляции, аресты); 7. СМИ (печатная пресса, телевидение, Интернет).

Информация о работе Лоббизм, как политического института в России и западных странах