Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:51, доклад
Обращаясь к истории, мы можем проследить основные этапы становления и развития самоуправления в Республике Казахстан для учета и дальнейшего использования исторического опыта при определении и уточнении целей и задач, которые должны быть решены государством и обществом, так как когда-то Казахстан был единым целым с Россией.
1. МЕСТНОЕ самоуправление
в Республике Казахстан:
1.1 Исторический опыт становления и развития самоуправления
Обращаясь к истории, мы можем
проследить основные этапы становления
и развития самоуправления в Республике
Казахстан для учета и
«Земская реформа Ивана
IV, призванная уничтожить опустошавшую
страну систему кормлений, предоставила
широкие полномочия «земским» и
«губным» старостам, избираемым населением.
В задачу земских и губных властей
входило преимущественно
С 1719 г. Петр предпринял новую
реформу, которая привела к еще
большей бюрократизации страны и
централизации административной системы.
Губернии разделены на провинции, провинции
на дистрикты. Во главе провинций
и дистриктов поставлены коронные чиновники,
назначаемые из центра и подчиненные
только центру. Таким образом, Петром
был осуществлен тип
Новая коренная реформа в области земского и городского управления последовала затем в конце ХVIII века при Екатерине II; эта реформа оставила гораздо более глубокие следы, чем попытки Петра I, как в российском законодательстве, так и в последующей практической деятельности городских и земских учреждений.
Обратить внимание
на эту сторону русской
«В начале 1786 г. новые
учреждения были введены в
Москве и Петербурге, а затем
- и в остальных городах Империи.
Но, несмотря на это, именно законодательство Екатерины II можно считать первой попыткой формирования российской системы местного самоуправления». [3,С.21]
«Сразу же после отмены крепостного права, крестьянское общественное устройство в сельской местности (по Положению 1861 г.) представляло из себя сословные волости. Волостное управление составляли волостной сход, волостной старшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд. Должности крестьянского общественного управления замещались по выбору на три года. Сельский сход и сельский староста составляли сельское общественное управление. Сход выбирал сельских должностных лиц, решал дела о пользовании общинной землей, вопросы общественных нужд, благоустройства, призрения, обучения грамоте членов сельского общества, осуществлял раскладку казенных податей, земских и мирских денежных сборов и т.п. Сельский староста наделялся обширными полномочиями как по делам общественным, в пределах компетенции сельского общественного управления, так и административно-полицейским (охрана общественного порядка, безопасность лиц и имуществ, паспортный контроль). В отсутствие сельского старосты решения сельского схода считались незаконными».[4, С.17]
Александр II учредил
Положение о земских
Несколько лучшая судьба сложилась у наиболее прогрессивной реформы городского самоуправления, объявленной с утверждением Александром II 16 июня 1870 г. Городового Положения.
«Городовым Положением
1870 г. избирательное право, как
активное, так и пассивное,
Лучшей стороной реформы
1870 г. было предоставление
Но при всех своих недостатках
Положение 1870 г. все же являлось крупным
шагом вперед как по сравнению
с предшествующим периодом, так и
с той ситуацией, в которой
оказалось городское
Оно позволило говорить
о реальных предпосылках
Неожиданный для властей
общественный подъем 1904-1905 гг. поставил
вопрос о преобразовании всего государственного
строя на конституционных началах.
6 августа 1905 г. было издано положение
о законосовещательной
Последняя в дореволюционное время попытка повысить роль самоуправления в государстве, реформировать систему земского и городского самоуправления, расширив прав их учреждений, была предпринята Временным Правительством.
3 марта 1917 г. Временное
Правительство приняло
После Октября 1917 года земское самоуправление просуществовало недолго. Несмотря на то, что одни из первых декретов Временного Рабочего и Крестьянского Правительства говорили о расширении прав местного самоуправления. В ноябре 1917 г. состоялся земский съезд, который пытался наметить пути преодоления кризиса, но уже 19 декабря 1917 г. за подписью председателя Совета Народных Комиссаров В.И.Ленина был опубликован декрет «Об учреждении комиссариата по местному самоуправлению», образовываемого для благой цели «объединения деятельности всех городских и земских учреждений».[8, С.31-32]
Вновь созданному ведомству
из Комиссариата внутренних
Однако, уже в процессе подготовки первой Конституции РСФСР 1918 года, при работе над разделом 3 «Конструкция Советской власти» (часть Б «Организация Советской власти на местах»), большинство предлагавшихся проектов организации местной власти строились на системе и опыте деятельности земского и городского самоуправления, были пронизаны их идеологией. Естественно, все эти проекты были отклонены комиссией ВЦИК или просто не рассматривались ею. В 1919 году началась работа по поиску форм децентрализации управления, ведущаяся под лозунгами «борьбы с главкизмом» и «собирания коммун». Под «борьбой с главкизмом» подразумевалось формирование в структуре исполкомов местных Советов специальных отделов, задачей которых была организация коммунального хозяйства на местах («откоммунхозы»). Декретами СНК им передавались функции главков ВСНХ и частично отраслевых наркоматов. «Борьба с главкизмом» завершилась Постановлением СНК, утвердившим «Положение о городских Советах» (1925 г.) и «Положение о местных финансах» (1926 г.), сформировавших достаточно независимую хозяйственно-организационную власть на местах. [6, С.216]
В апреле 1927 г. ХV партконференция ВКП(б) объявила курс на централизацию власти и управления. С 1928 года закрыты «откоммунхозы» и ГУКХ, идут «чистки» аппаратов местных Советов и центрального аппарата, научных кадров. Принимается новый закон о финансах местных Советов, который вводит остаточный принцип финансирования (после затрат на индустриализацию) местных хозяйств. Муниципальная наука пропадает, муниципальные ученые исчезают бесследно...
Начиная с провозглашенного
центральной властью процесса
перестройки, демократизации
В апреле 1990 г. принимается
Закон СССР «Об общих началах
местного самоуправления и местного
хозяйства в СССР», который, несмотря
на еще «советское» понимание
его авторами самой сути самоуправления,
был серьезным шагом вперед. Права,
полномочия, ответственность, финансовая
и материальная основа самоуправления
были гарантированы законодательно.
Это позволило начать на местах работу
по становлению системы
В качестве механизма
реализации самоуправления в
Законе выступают местные
За короткий период союзным законодателем было проведено достаточно последовательное изменение всего союзного законодательства и нормативной правовой базы: 14 июля 1990 г. Совет Министров СССР принял постановление «Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства СССР в связи с принятием Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», 5 марта 1991 г. Верховным Советом СССР принят Закон «Об изменении и признании, утратившими силу, законодательных актов СССР в связи с принятием Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Принимаемое союзным парламентом новое законодательство о собственности, земле, аренде, кооперации изменяло характер отношений местных органов власти с государственными предприятиями, кооперативами, гражданами.
«Процесс формирования
законодательной базы местного
самоуправления в 1990-1991 годах
пошел и на уровне союзных
республик, особенно
Однако ситуация с
разработкой нового
Информация о работе Местное самоуправление в Республике Казахстан: вопросы теории и практики