Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:48, контрольная работа
Конституционное развитие современной России (в том числе и в организации государственной власти) сочетает традиции российского дореволюционного конституционализма, наследие Советской власти, конституционные заимствования у зарубежных государств, а также современные отечественные нововведения. Чтобы понять, как работает принцип разделения властей в современном российском государстве, необходимо рассмотреть систему государственных органов с точки зрения разделения властей. Исследование разделения властей предполагает рассмотрение "основных ветвей власти" - законодательной, исполнительной, судебной, механизмов их взаимодействия и форм влияния друг на друга. Однако этим данное исследование не ограничивается.
Введение………………………………………………………………………………………………стр. 3
Сущность принципа разделение властей………………………………………………………. стр.4
Происхождение принципа разделения властей ………………………………………………...стр.5
Варианты разделения властей в мировой истории……………………………………………..стр.6
Разделение властей между главой государства, парламентом и правительством………………………………………………..................................................стр.6
Смешанная форма правления ………………………………………………………………..стр.6
Советская и суперпрезидентская республика…………………………………………….....стр.7
Основные тенденции развития разделения властей …..…………………………………...стр.7
Разделение властей в РФ………………………………………………………………………...стр. 8
Принцип разделения властей в Конституции РФ 1993г. ..………………………………...стр.8
Проблемы разделения властей в Российском государстве………………………………...стр.8
Президент РФ – глава государства ,органы при нем….……………..………………………...стр10
Место Президента в системе разделения властей ...……………………………………...стр.10
Система органов при Президенте………………………………...………………………...стр.11
Законодательная власть ……………………………………………………………………......стр.12
Федеральное Собрание ………………………………………………..…………………....стр.12
Законодательная власть на региональном уровне………………………………………...стр.12
Конституционное Собрание ………………………………………………………………..стр.13
«Избирательная власть» ……………………………………………….......................................стр.14
Формы демократии……………………………………………….........................................стр.14
«Избирательная власть» в системе разделения властей ………………….……………...стр.14
Избирательные комиссии в системе государственных органов………….……………...стр.15
Исполнительная власть и ее органы …………………………………………………………...стр.16
Исполнительная власть в системе разделения властей…………………………………...стр.16
Правительство РФ …………………………………………………………………………..стр.16
Федеральные органы исполнительной власти………..…………………………………...стр.17
Региональные органы исполнительной власти……………………….…………………...стр.17
Центральный Банк РФ………………………………………………………………………стр.17
9. Судебная власть и ее органы………………………………………………................................стр.19
Судебная власть и судебная система………………………………………………............стр.19
Органы конституционного правосудия………………………………………………........стр.19
Суды общей юрисдикции и суды специальной юрисдикции……………….…………...стр.19
Формирование судебной власти …………………………………………………………..стр.20
Государственные органы при судебной власти - органы судейского сообщества, квалификационные коллегии судей, обеспечивающие органы………………………………………………………………………………………..стр.21
Контрольно-надзорная власть……………………………………………….............................стр.22
Концепция контрольно-надзорной власти………………………………………………......стр.22
Прокуратура РФ……………………………………………….................................................стр.22
Парламентские органы финансового контроля……………………………………………...стр.24
Уполномоченные по правам человека (омбудсманы) ……………………………………...стр.25
Местное самоуправление в системе публичной власти ……………………………………...стр.27
Заключение ………………………………………………............................................................стр.28
Список используемой литературы ………………………
Исполнительная
власть
Исполнительная
власть в системе
разделения властей
Часть 2 статьи 77 Конституции РФ предусматривает образование единой системы исполнительной власти в РФ "в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения".
В то же время некоторые исследователи, утверждают о дуализме исполнительной власти в Российском государстве, поскольку параллельно функционируют органы исполнительной власти во главе с Правительством РФ и органы при Президенте РФ. Что касается системы органов при Президенте РФ, то на мой взгляд они не относятся к исполнительной "ветви власти" (7.2), а дуализм исполнительной власти действительно имеет место и выражается в том, что согласно Федеральному конституционному закону "О Правительстве РФ" Президент РФ руководит деятельностью некоторых федеральных органов исполнительной власти (7.1), а Правительство РФ лишь координирует их деятельность.
Государственное управление (регулирование), исполнительно-распорядительная деятельность, формы осуществления исполнительной власти во всём их многообразии составляют предмет административного права и в настоящей работе не рассматриваются. В 1998 году В.Рыжков привёл оценку, согласно которой 85 процентов власти в России принадлежит исполнительной "ветви власти" (а Президенту, Парламенту, судам, прокуратуре, другим органам в совокупности - порядка 15 процентов)16. Подавляющее большинство государственных органов РФ являются исполнительными органами.
Правительство РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве РФ" является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Решающее влияние на формирование Правительства оказывает Президент РФ. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы (однако Президент может настаивать на согласовании кандидатуры Председателя под угрозой роспуска), другие члены Правительства - Президентом по предложениям Председателя. Правительство несёт политическую ответственность одновременно перед Президентом и перед Государственной Думой, но преимущественно перед Президентом, он вправе в любое время объявить об отставке Правительства. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству либо отказать в доверии по запросу Председателя Правительства, однако решать судьбу Правительства и в этом случае будет Президент (если в это время нет обстоятельств, исключающих роспуск Государственной Думы). Одной из особенностей российского Правительства является его беспартийный характер, оно формируется не по партийно-коалиционному, а по профессиональному принципу. Правительство является органом общей компетенции, и его деятельность охватывает самые различные общественные отношения. Полномочия Правительства РФ установлены статьёй 114 Конституции РФ и раскрыты в главе 3 Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ", по сферам регулирования они подразделяются на десять групп. Правительство организует исполнение на территории РФ Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением.
На федеральном уровне действуют также федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции - федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные агентства, другие федеральные ведомства. Правительство РФ руководит работой федеральных органов исполнительной власти (за исключением органов, подведомственных Президенту). Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается указом Президента РФ. В настоящее время действуют 24 федеральных министерства, 6 государственных комитетов, 2 федеральных комиссии, 13 федеральных служб, 8 федеральных агентств, 2 федеральных надзора, 3 иных федеральных органа исполнительной власти17.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Эти территориальные органы могут формироваться на федерально-окружном уровне, на уровне субъекта РФ, на уровнях ниже субъекта РФ или в соответствии с особенностями соответствующей отрасли иметь особую территориальную организацию (например, Минобороны России, МПС России, ГТК России). Эти территориальные органы почти всегда являются органами специальной компетенции, территориальные органы общей компетенции образуются лишь в исключительных случаях (например, Полномочное представительство Правительства РФ в Чеченской Республике, действовавшее в 1999 - 2000 годах). Деятельность этих территориальных органов на федерально-окружном уровне координируется полномочными представителями Президента РФ.
Система
органов исполнительной власти субъекта
РФ устанавливается субъектом РФ самостоятельно
в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным
законом "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) органов
государственной власти субъектов РФ".
В соответствии с этим Федеральным законом
система органов исполнительной власти
субъекта РФ возглавляется высшим исполнительным
органом, который, в свою очередь, формирует
и возглавляет высшее должностное лицо
(или руководитель высшего исполнительного
органа) субъекта РФ, который по общему
правилу избирается гражданами РФ, проживающими
на территории субъекта РФ. Высший исполнительный
орган субъекта РФ разрабатывает и осуществляет
меры по обеспечению комплексного социально-экономического
развития субъекта РФ, осуществляет полномочия,
установленные законодательством, а также
формирует другие органы исполнительной
власти. Некоторые органы исполнительной
власти субъектов РФ находятся одновременно
в федеральном и региональном подчинении
и выполняют функции территориальных
органов федеральных органов исполнительной
власти. В административно-
Центральный
Банк РФ
В
соответствии с частью 2 статьи 75 Конституции
РФ и Федеральным законом "О
Центральном банке РФ (Банке России)"
Центральный Банк РФ независимо от других
органов государственной власти осуществляет
свою основную функцию - защиту и обеспечение
устойчивости рубля, монопольно осуществляет
денежную эмиссию. Банк России имеет двойную
юридическую природу, являясь одновременно
и государственным органом и банком, осуществляя
и государственные функции и полномочия,
и банковские операции. Функции и полномочия
Банка России (проведение денежно-кредитной
политики, государственная регистрация
и лицензирование кредитных организаций,
контроль за их деятельностью, валютное
регулирование и валютный контроль), сходны
с функциями и полномочиями органов исполнительной
власти, а нормативные правовые акты Банка
России по своим свойствам сходны с подзаконными
актами федеральных органов исполнительной
власти. Однако Банк России не входит в
единую систему органов исполнительной
власти во главе с Правительством РФ. М.В.Баглай
относит Банк России к числу "органов
государственной власти с особым статусом".
Банк России подотчётен Государственной
Думе, однако при осуществлении своих
функций и полномочий Банк России независим
от других государственных органов. Председатель
Банка России назначается Государственной
Думой по представлению Президента РФ.
Высший орган управления Банком России
- Совет директоров состоит из 12 человек,
его члены назначаются Государственной
Думой по представлению Банка России.
Судебная власть
В соответствии со статьей 118 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ" судебная власть, правосудие осуществляются только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Принципы осуществления судебной власти (единство судебной системы, самостоятельность судов, независимость судей, подчинение судов и судей только Конституции РФ и федеральному закону, обязательность судебных постановлений и другие принципы) установлены Конституцией РФ, вышеупомянутым Федеральным конституционным законом, другими федеральными законами. В случае установления несоответствия акта государственного или иного органа закону либо правовой коллизии суд принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. Правовые акты (вплоть до федерального конституционного закона), действия и решения всех государственных органов (с единичными исключениями) могут быть обжалованы в суд либо рассмотрены в судебном порядке по иным процессуальным основаниям (протест, запрос и т.п.).
Судебная
система установлена
Конституционный Суд РФ действует с 1991 года. В соответствии со статьёй 1 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" Конституционный Суд РФ - конституционный орган судебного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. По запросам, жалобам и ходатайствам Конституционный Суд РФ проверяет конституционность законов, нормативных правовых актов органов государственной власти, договоров между ними, разрешает споры о компетенции, даёт официальное толкование Конституции РФ, осуществляет некоторые иные полномочия. Неконституционные правовые положения утрачивают силу, а аналогичные положения других нормативных правовых актов не подлежат применению. На практике Конституционный Суд РФ зачастую проверяет законы и подзаконные акты не только по соответствию "букве" Конституции, но и по соответствию Конституции во взаимосвязи с законами большей юридической силы. Конституционные и уставные суды образованы в некоторых субъектах РФ для рассмотрения вопросов о соответствии законов и подзаконных нормативных правовых актов субъектов РФ, актов органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Конституционный Суд РФ не наделён надзорными функциями в отношениях этих судов, и, несмотря на функциональное сходство, строго говоря, они не образуют единую подсистему.
Суды общей юрисдикции рассматривают в установленном порядке гражданские, административные, уголовные и иные дела. Систему федеральных судов общей юрисдикции составляют Верховный Суд РФ, суды среднего звена (верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, автономной области, автономных округов), районные суды, а также военные суды. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по делам, подсудным судам общей юрисдикции, и вышестоящей судебной инстанцией по отношению к другим судам общей юрисдикции. В установленных законом процессуальных формах он осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, рассматривает дела в пределах своей компетенции, а также даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный Суд РФ действует в составе Пленума, Президиума, Кассационной коллегии, Военной коллегии, Судебных коллегий по гражданским и по уголовным делам. Особую подсистему составляют военные суды, создаваемые по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов, осуществляющих судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба, в том числе и за пределами РФ. В настоящее время Государственная Дума обсуждает вопрос о создании подсистемы административных судов в составе системы федеральных судов общей юрисдикции18. Мировые судьи субъектов РФ являются судьями общей юрисдикции и рассматривают некоторые дела. Институт мировых судей находится в стадии становления, в 2000 году они назначены и приступили к исполнению своих полномочий в некоторых субъектах РФ. С точки зрения разделения властей особо актуальным является вопрос о полномочиях судов общей юрисдикции по рассмотрению некоторых подзаконных актов органов государственной власти на предмет соответствия закону, а также по устранению юридических коллизий между законами различной юридической силы. В законодательном порядке этот вопрос не получил окончательного решения. Вопросы о соответствии нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, а также законов субъектов РФ федеральному закону зачастую рассматриваются Конституционным Судом во взаимосвязи с Конституцией. Дела о проверке законности ненормативных актов Президента, Правительства, палат Федерального Собрания подсудны Верховному Суду РФ. В 2000 году Конституционный Суд РФ подтвердил конституционность рассмотрения судами общей юрисдикции законов субъектов РФ на предмет соответствия федеральным законом по обращению прокурора19.
Арбитражные суды рассматривают экономические споры и некоторые иные дела (например, дела о банкротстве), отнесённые к их подведомственности законом. Систему федеральных арбитражных судов составляют Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные округа, образованные в 1995 году, не совпадают с федеральными округами), арбитражные суды субъектов РФ (несмотря на название, они являются федеральными судами). Высший Арбитражный Суд является высшим судебным органом по разрешению дел, подведомственных арбитражным судам, и высшей судебной инстанцией по отношению к арбитражным судам.
Судьи
Конституционного Суда РФ, Верховного
Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда
РФ назначаются Советом Федерации
по представлению Президента РФ, а
судьи других федеральных судов
- Президентом РФ в установленном
порядке. В процессе наделения полномочиями
судей активно участвуют квалификационные
коллегии судей, законодательные (представительные)
органы субъектов РФ, председатели Верховного
Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
Судьи субъектов РФ, как правило, назначаются
законодательными (представительными)
органами. Судьи несменяемы, их полномочия
могут быть прекращены или приостановлены
по решению соответствующей квалификационной
коллегии судей по установленным законом
основаниям.
Государственные органы при судебной власти - органы судейского сообщества, квалификационные коллегии судей, обеспечивающие органы.
При
судебной власти действуют также
органы судейского сообщества, квалификационные
коллегии судей и обеспечивающие
органы. В судебную систему они
не входят, судами либо их структурными
подразделениями не являются (за исключением
аппаратов судов), судебную власть не осуществляют,
скорее обеспечивают её деятельность.
Органы судейского сообщества формируются
для выражения интересов судей как носителей
судебной власти. Высшим органом судейского
сообщества является Всероссийский съезд
судей, который формирует Совет судей
РФ. В системе органов судейского сообщества
действуют также собрания судей Верховного
Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ,
съезды (конференции) судей субъектов
РФ, военных округов и флотов, арбитражных
судов, а также избираемые ими советы судей.
Органы судейского сообщества обладают
некоторыми признаками как государственных
органов, так и общественных организаций,
законодательство не даёт однозначного
ответа на этот вопрос (на мой взгляд, они
скорее являются государственными органами).
Квалификационные коллегии судей формируются
органами судейского сообщества из состава
судей для рассмотрения вопросов отбора
кандидатов на должности судей, приостановления
и прекращения полномочий судей (а также
прекращения отставки), обеспечения неприкосновенности
судей, проведения аттестации судей и
присвоения им квалификации20. Иначе
говоря, они обладают государственно-властными
полномочиями по формированию судебной
власти. Высшая квалификационная коллегия
судей формируется Всероссийским съездом
судей РФ в составе трёх секций. Обеспечение
деятельности Конституционного суда РФ,
Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного
Суда РФ осуществляется аппаратами этих
судов, обеспечение деятельности других
судов общей юрисдикции - Судебным департаментом
при Верховном Суде РФ, обеспечение деятельности
других арбитражных судов - Высшим Арбитражным
Судом РФ. Судебный департамент при Верховном
Суде РФ и входящие в его систему органы
(управления и отделы в субъектах РФ) организационно
обеспечивают деятельность судов общей
юрисдикции и органов судейского сообщества,
предоставляют в их распоряжение необходимые
ресурсы. Судебный департамент является
федеральным государственным органом,
однако он не обладает значительными государственно-властными
полномочиями.
Информация о работе Местное самоуправление в системе публичной власти