Метод интервьюирования в прикладных политических исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 17:32, реферат

Описание

Существует два главных подхода к описанию типов процедуры интервьюирования. Первый подход состоит в определении характеристик отдельного вопроса, которое осуществляется в терминах <открытый - закрытый>, <нейтральный - наводящий> и т.д. Второй подход оперирует категориями описания общего стиля ведения интервью и осуществляется в таких терминах, как <активное> или <пассивное> поведение интервьюера, <управляемое> или <свободное> поведение респондента. Хотя термины, используемые для описания типов вопросов и стилей интервью, различаются, центральным понятием, объединяющим эти типологии, является, по-видимому, характер и степень контроля (направляющего воздействия), осуществляемого исследователем при ведении интервью.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Типы интервью……………………………………………………. 4

Глава 2. Методика и техника интервьюирования……………………… 13

2.1. Подготовка интервью………………………………………………….. 13

2.2. Начало интервью………………………………………………………. 22

2.3. Основная часть интервью…………………………………………….. 26

2.4. Завершение интервью…………………………………………………. 27

Заключение…………………………………………………………………... 28

Список литературы…………………………………………………………. 29

Работа состоит из  1 файл

реферат- Прикладная политология.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

а) список частных вопросов может включать в себя такие вопросы, в которых  респондент не компетентен, над которыми он не думал; практика показывает, однако, что если такой вопрос задан, то респондент чаще всего как-то на него отвечает, фантазируя и импровизируя на ходу;

б) список частных вопросов может не предусматривать  важных и релевантных тем, которые  имеются в сознании респондента, но отсутствуют в сознании интервьюера; задавая частные вопросы и жестко контролируя ответы, интервьюер не получит важной для него информации и останется <при своем>;

в) при  ответе на общие вопросы респонденты  практически всегда расставляют  ранги значимости освещаемых ими  тем; эти ранги значимости искажаются, смещаются либо вовсе исчезают при ответе на частные вопросы.

Общие вопросы обладают для респондента мотивирующим эффектом, облегчая установление и поддержание контакта в ходе интервью. Источник этой мотивирующей силы заключается, по-видимому, в том, что, отвечая на общий вопрос, респондент воспринимает ситуацию как более осмысленную, в большей степени позволяющую ему проявить свой ум, знания, квалификацию.

   Третье преимущество общих вопросов состоит в том, что они могут задаваться в условиях очень низкой информированности исследователя о предмете исследования. Данное свойство особенно важно на первых (разведывательных) этапах исследования.

   Наличие перечисленных выше достоинств общих вопросов не означает, тем не менее, что частные вопросы не имеют своих преимуществ и своей зоны применимости. Если в интервью требуется получить конкретные факты и мнения, а не общие представления респондента о предмете, то частный вопрос является более подходящим. Методические достоинства частных вопросов в целом совпадают с теми аргументами, которые приводят в обоснование целесообразности применения формализованных вопросников.

   Наводящий и нейтральный вопросы. Первый тип вопроса отличается формулировкой, в той или иной степени предопределяющей ответ респондента, т.е. оказывающей на него своего рода психологическое давление. Второй тип вопроса в идеале не должен иметь такого влияния.

Наряду  с формулировками вопросов наводящим  воздействием могут обладать и некоторые  другие действия интервьюера. Например, интервьюер может высказывать постоянные сомнения в правдивости или правильности ответов. Практика интервьюирования показывает, что в этих случаях респондент часто бывает готов сменить свою точку зрения.

   Различают три типа ситуаций: 1) наводящие вопросы помогают получить больше валидной информации; 2) валидная информация может быть получена вопреки наводящим вопросам; 3) наводящий вопрос искажает ответ. Рассмотрим эти ситуации подробнее.

   1. Характерные признаки ситуации первого типа: респондент четко и ясно представляет себе нужную интервьюеру информацию, но склонен утаивать ее, либо потому, что сообщение правильного ответа не соответствует требованиям этикета, либо из-за того, что правильный ответ содержит потенциальную угрозу его <я>. При этих условиях наводящий вопрос полезен, если он направлен против источника со-противления и <уравновешивает> его влияние. При этом очень важно: а) правильно понять источник сопротивления и б) правильно <дозировать> степень оказываемого психологического давления, так как при <передозировке> респондент может признаться в том, чего не было.

   2. Существуют условия, при которых валидная информация может быть получена вопреки наводящим вопросам. Эти условия таковы:

а) респондент ясно представляет себе информацию, воспоминания не стерлись, хронологическая и логическая путаница отсутствует;

б) ни информация, ни отношения между интервьюером и респондентом не содержат угрозы <я>;

в) нет  барьера этикета между респондентом и интервьюером;

Чтобы избежать смещения ответов в результате <безобидного> наводящего вопроса, интервьюер должен помнить, что обычно ему неизвестно заранее, существуют ли необходимые условия для того, чтобы такой вопрос не делался фактором искажения.

   3. Весьма часто, если нет специальных оснований к применению наводящих вопросов, они приносят вред, искажая результаты опроса. Это может происходить по следующим причинам:

а) респондент не очень хорошо представляет себе информацию из-за плохой памяти, хронологической  и логической путаницы, но он очень  чувствителен к намекам интервьюера;

б) требуемая информация не важна для респондента, и его мотивация к точному ее представлению слаба;

в) респондент не чувствует себя свободным сказать <я не знаю>, если требования этикета  таковы, что он должен выказывать почтительное отношение к интервьюеру.

   Мягкий и жесткий стили ведения интервью. В <жестком> стиле ведения интервьюеру разрешается грубо перебивать респондента, ловить его на противоречиях, задавать наводящие вопросы, оказывать психологическое давление и т.д. Этот метод ведения интервью во многом сходен с тактикой следователей, ведущих допрос обвиняемых. <Мягкое> интервью предполагает вежливое и сочувственное слушание высказываний респондента. Уточнение замеченных интервьюером противоречий осуществляется с извинениями и в деликатной форме (<Извините, но мне показалось, что...) <Жесткий> тип интервью применяется для <пробивания> у респондента эмоционально закрытых сфер, связанных с угрозой его <я>.

 Интервью  может вестись:

а) с  позиции респондента (<мягкое>, <сочувствующее>);

б) с  позиции, противоположной позиции респондента (<жесткое>, <недоверчивое>);

в) с  собственной позиции, занимаемой интервьюером (может быть как <мягким>, так и <жестким>).

ГЛАВА 2. Методика и техника  интервьюирования.

2.1. Подготовка интервью.

Подготовку  интервью принято разделять на общую и конкретную. Под общей подготовкой понимается подготовка к интервьюированию вообще, а под конкретной - подготовительная работа к проведению интервью с конкретными респондентами по заранее определенной теме.

Общая подготовка к интервьюированию по сути равносильна подготовке квалифицированных интервьюеров. Профессиональные качества интервьюеров, специализирующихся на проведении глубоких интервью, в ряде аспектов отличаются от профессиональных качеств интервьюеров, проводящих формализованные интервью. Главное отличие заключается в том, что при проведении глубоких интервью интервьюеры должны обладать высокой профессиональной подготовкой, тогда как при проведении формализованных интервью образование и профессия интервьюеров практически не имеют значения.

Профессиональные  качества интервьюеров:

Качества  хорошего интервьюера складываются из: 1) его индивидуальных способностей, 2) владения методикой, 3) социологической  подготовки и 4) подготовки в той  предметной области, которая исследуется  с применением глубоких интервью. Названные группы качеств находятся в определенной зависимости, взаимно дополняя и усиливая друг друга.

Конкретная подготовка интервью включает в себя принятие решений по ряду ключевых вопросов исследования. К числу таких вопросов относятся: выбор респондентов, составление вопросника, определение времени и места интервью, определение способа записи.

Выделяет  три типа респондентов: ключевые информаторы, специальные респонденты и типичные представители.

    Ключевые информаторы. Это тип респондента, который предоставляет информацию, касающуюся стратегических проблем исследования.     Специальные респонденты - это люди, которые предоставляют информацию, непосредственно касающуюся проблемы исследования. Типичные представители - это представители социальных групп или демографических популяций. Типы респондентов могут выделяться также на основе их ролевых позиций и личностных черт.

   Высокое или низкое положение в иерархии определяет сферу компетенции респондентов и систему их представлений. Респонденты, занимающие высокий пост, могут гораздо лучше, чем люди с более низким служебным положением, предоставить сведения об организации в целом и о ее отношениях с другими организациями. Люди, занимающие более низкое положение, обычно плохо осведомлены об этом, но они имеют преимущество в освещении частных вопросов, касающихся их непосредственной деятельности. Существует ряд аспектов, в которых свидетельства людей, занимающих низкое положение, заслуживают большего доверия, чем мнения их начальников. Существует ряд причин недостаточной информированности людей, занимающих высокое положение. К их числу может относиться стремление руководителей не замечать свидетельств неудовлетворительного положения дел, играет роль и эффект сокрытия информации со стороны рядовых работников и т.д.

    Противостоящие или конфликтующие ролевые позиции. Во всех сложных организациях либо системах организаций существуют лица или группы лиц, мнения которых о проблемах организации сильно различаются и порой бывают прямо противоположны друг другу. Такие несовпадения или конфликты могут порождаться либо различными должностными уровнями в вертикальной иерархии, либо различиями функциональных ролей по горизонтали. Подобные различия в мнениях позволяют исследователю корректировать информацию, сообщаемую каждым респондентом в отдельности, и на этой основе создавать объективное (сводное) описание изучаемой проблемы.

   Активный и пассивный типы респондентов. Тот, кто более активен в делах сообщества, обычно и более сведущ. По этой причине активисты являются хорошими информаторами, особенно на первых этапах исследования.. Но следует иметь в виду, что и среди людей внешне пассивных могут находиться очень хорошие наблюдатели, которые по разным причинам редко участвуют в событиях (например, потому, что не разделяют взглядов активистов). Учитывая, что опрос только активистов может породить определенный сдвиг в получаемой информации, поиск хороших информаторов из числа пассивных членов сообщества является важной задачей исследователя.

   Незаурядные люди как особый тип респондентов. Незаурядными людьми в данном случае называются те, кто выделяется из общей массы своим умом и способностями, а также профессиональными достижениями. Незаурядные люди зачастую охотно говорят о сфере приложения своих способностей, что облегчает задачу интервьюера.

Опрос незаурядных людей - это практически  беспроигрышный ход для исследователя, потому что таким способом он с  минимальными затратами может получить обширный и чрезвычайно ценный материал.

    Члены группы и посторонние. Опрос посторонних часто бывает полезен для получения взгляда со стороны. Разумеется, речь идет о таких <посторонних>, которые в достаточной мере осведомлены либо об организации в целом, либо об отдельных аспектах ее деятельности. Посторонние могут быть дружественны, беспристрастны или враждебны. Мнения как первых, так и последних могут нуждаться в проверке или коррекции.

    Кто доступен. Лица, опрос которых важен для исследования, могут быть труднодоступны либо располагать малым количеством времени. В этом случае целесообразно получить по возможности больший объем информации окольным путем, в частности, опрашивая менее информированных, но зато более доступных респондентов.

    Кто хочет предоставить информацию. Даже если такие люди занимают относительно низкое положение или кажутся недостаточно осведомленными, добровольная готовность к сотрудничеству является настолько ценным качеством, что исследователю не следует им пренебрегать.

Обследование  сложных социальных объектов целесообразно проводить в два этапа, первый из которых может быть назван ознакомительным, а второй - систематическим. Ознакомительный этап имеет своей целью получение общих сведений об объектах, их структуре, функциональных проблемах. Для получения таких сведений целесообразно провести ряд интервью с ключевыми информаторами, которыми могут быть люди более доступные, охотно идущие на сотрудничество, легко и свободно говорящие. Целесообразно также провести интервью с лидерами и активистами организации, которые находятся на виду и для их поиска не требуется применения специальных процедур.

На ознакомительном  этапе исследователи обычно имеют  лишь примерный план поиска респондентов и не начинают со строгого предварительного отбора. Часто ценные респонденты  выявляются лишь в ходе исследования, тогда как некоторые, предварительно выбранные, могут оказаться мало интересными или вовсе неподходящими.

После получения информации о структуре  объекта следует переходить к  систематическому этапу обследования. Этот этап начинается с составления списка всех основных ролевых позиций, образующих структуру объекта. Во многих исследованиях в список ролевых позиций следует включать и представителей сторонних организаций, с которыми исследуемая организация находится в регулярном контакте. Всего значимых для обследования ролевых позиций может набраться от нескольких единиц до приблизительно двух десятков. В ходе обследования этот список может пополняться либо уточняться.

Информация о работе Метод интервьюирования в прикладных политических исследованиях