Метод интервьюирования в прикладных политических исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 17:32, реферат

Описание

Существует два главных подхода к описанию типов процедуры интервьюирования. Первый подход состоит в определении характеристик отдельного вопроса, которое осуществляется в терминах <открытый - закрытый>, <нейтральный - наводящий> и т.д. Второй подход оперирует категориями описания общего стиля ведения интервью и осуществляется в таких терминах, как <активное> или <пассивное> поведение интервьюера, <управляемое> или <свободное> поведение респондента. Хотя термины, используемые для описания типов вопросов и стилей интервью, различаются, центральным понятием, объединяющим эти типологии, является, по-видимому, характер и степень контроля (направляющего воздействия), осуществляемого исследователем при ведении интервью.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Типы интервью……………………………………………………. 4

Глава 2. Методика и техника интервьюирования……………………… 13

2.1. Подготовка интервью………………………………………………….. 13

2.2. Начало интервью………………………………………………………. 22

2.3. Основная часть интервью…………………………………………….. 26

2.4. Завершение интервью…………………………………………………. 27

Заключение…………………………………………………………………... 28

Список литературы…………………………………………………………. 29

Работа состоит из  1 файл

реферат- Прикладная политология.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

Тактика проведения исследования вопреки запрету  высшего руководства бывает особенно эффективной в тех случаях, когда  среди рядового персонала удается найти неформальных лидеров, поддержка которых подобно <волшебному ключику> открывает возможность побеседовать практически с любым респондентом в пределах зоны влияния этого лидера. Зоны влияния неформальных лидеров порой бывают весьма широки и дополняются контактами таких лидеров друг с другом, благодаря чему лидеры могут по цепочке <передавать> исследователя друг другу. При проникновении в организацию <сверху>, т.е. через руководство, для реализации всей программы исследования целесообразно попросить назначить человека из числа помощников высших руководителей, который содействовал бы выполнению работы, и к которому интервьюеры могли бы обращаться в случае возникновения у них трудностей. Опыт показывает, что если руководители назначают такого человека, он чаще всего вполне удовлетворяет необходимым требованиям.

   2.3. Основная часть интервью.

     Основная часть интервью начинается  с того момента, когда респондент  дал свое согласие на интервью, иначе говоря - с момента установления  контакта. В основной части все функции разговора с респондентом интервьюер подчиняет одной - информативной. В итоге интервью он должен получить полную и глубокую информацию по проблеме исследования. Все поведение интервьюера определяется этой целью.

Внешне процесс интервьюирования похож на непринужденную беседу двух людей, увлеченных разговором. Вместе с тем интервью - это не просто беседа. По крайней мере для одной из сторон - для интервьюера - это исполнение служебной обязанности. За внешней непринужденностью действий хорошего интервьюера всегда скрывается строгая внутренняя дисциплина.

Многие  исследователи, осваивающие для  своих профессиональных нужд методику глубокого интервью, признают, что  интервьюирование оказывается более  трудным делом, чем они первоначально предполагали. Их можно понять. Работа интервьюера требует постоянной концентрации внимания и быстрой реакции. Интервьюер должен правильно понимать респондента, следить непрерывно за ходом его мысли и одновременно фокусировать беседу на проблеме исследования. Все это требует мастерства, навыков и соблюдения методических принципов интервьюирования.

2.4. Завершение интервью.

     Как и начало интервью, завершение  выделяется в особый методический  этап в связи с его специфическими  функциями.. Интервью должно завершиться, когда все вопросы рассмотрены, - не раньше и не позже.

При приближении  к финалу задача интервьюера заключается  в том, чтобы сохранить хороший <климат> общения. Завершение должно быть обоюдно приятным. Если интервью прервано, то такой финал необходим для успешного установления контакта при новой встрече. Если же интервью полностью закончено, требование сохранения хорошего <климата> из методического превращается в этическое. Респондент не должен почувствовать, что его <отжали> и выбросили, как ненужную вещь. Атмосфера доверия и дружбы, достигнутая в основной части интервью, должна проявиться в его финале.

По финалу интервью можно судить о степени  его успеха. Методические пособия  рекомендуют интервьюеру начать думать о завершении интервью за 5-10 минут до его окончания. Это особенно важно в тех случаях, когда время окончания интервью жестко зафиксировано. Хорошей формой завершения интервью является финальное резюме, которое, в частности, нередко позволяет получить какую-то дополнительную информацию или сделать обобщения. Резюме может быть высказано либо респондентом по просьбе интервьюера, либо самим интервьюером с просьбой к респонденту его прокомментировать, ответив на вопросы, правильно ли оно, верно ли в нем расставлены акценты, не упущено ли что-либо существенное и т.п.

После обработки текст интервью целесообразно  давать респондентам для уточнения. Это желательно как с этической  точки зрения, так и с точки  зрения уточнения полученной информации. Практика показывает, что иногда уточнения и дополнения респондентов бывают весьма существенными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На сегодняшний  день стало очевидным, что социологические  методы, долгое время в нашей стране использовавшиеся в исследованиях  по достаточно узкой, специфической  проблематике, находят применение во многих сферах общественной, экономической и политической жизни. В этом мы воспроизводим опыт развитых стран, где социологические исследования давно стали значимым фактором экономической и политической жизни.

К настоящему времени опубликовано много книг и учебных пособий, посвященных социологическим исследованиям в широком смысле, тем не менее, ощущается явный недостаток более специализированных изданий, детально разрабатывающих методологические принципы конкретных форм социологического инструментария.

Метод интервьюирования в отличие от формализованных  опросов или фокус-групп, позволяет  проводить исследования самых сложных  и <закрытых> областей общественной жизни: теневой экономики, взаимоотношений  политических элит и т.д.

В реферате рассмотрен исторический аспект проблемы (генезис и развитие метода), определена сущность метода в его взаимоотношениях с иными формами социологических методик, а также даются  рекомендации по подготовке и проведению глубоких индивидуальных интервью в политических исследованиях. 
 
 

ЛИТЕРАТУРА 

.1. Алексеев  А.Н. Познание через действие. Фрагменты экспериментальной социологии, книги 1-111. М.: ИС РАН. 1993.

2. Белановский  С.А. Глубокое интерьвью. Библиотека  социологического факультета МГУ  им. М.В.Ломоносова.

3. Белановский  С.А. Сравнительный анализ свободного и формализованного интервью в социально-экономических исследованиях// Сравнительный анализ и методики социологических исследований. М.: ИС АН СССР, 1989.

4. Жабский М.И. Методология прикладного социологического исследования. М., 1976.

5. Журавлева И.В. Об использовании основных типов интервью в практике социологических исследований// Вопросы методики и техники социологических исследований. М., 1975, с.92-103.

6. Как провести социологическое исследование. М.: Политиздат, 1990.

.7. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980.

8Маршалл А. Принципы политической экономии. Пер. с англ. Т. 1-3, М.: Прогресс, 1983.

9. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Книга 1. М.: Наука, 1990.

10. Ядов В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных// Социология, №1. М., 1991.  

Информация о работе Метод интервьюирования в прикладных политических исследованиях