Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2011 в 22:59, контрольная работа
Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.
Особое значение имеют универсальные методы: анализ и синтез.
Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) – процедура мыленного расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения).
Синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) – соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое, (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. Процедуры анализа входят органической, составной частью во всякое научное исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств, признаков.
Цель анализа – познание частей как элементов сложного целого. Одной из форм анализа служит классификация предметов и явлений. Так, анализ политического процесса позволяет выделить в нем различные этапы и противоречивые тенденции развития, изучить состав и позиции участников. Синтез дополняет анализ, и находится с ним в неразрывном единстве. Синтез позволяет обобщить различные явления, сформировать синтетические суждения, которые соединяют в единое целое эмпирическую информацию. Для современной науки характерны не только процессы синтеза внутри отдельных научных дисциплин, но и между разными дисциплинами – междисциплинарный синтез. Так, например, многие явления в политике изучаются рядом наук: политологией, правом, экономикой, психологией и др. Это дает возможность всестороннего познания политики.
Анализ в политике – аналитическое рассмотрение и изучение политической деятельности и поведения людей, политических явлений и процессов на основе различных политологических теорий, концепций и подходов.
Социологический подход предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политику экономических отношений, социальной структуры, различных общественных групп.
Психологический подход нацеливает исследователей на изучение зависимости политического поведения и деятельности людей от их индивидуальных качеств. Этот метод ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, бессознательных психических процессов, а также типичных механизмов психологических мотиваций.
Бихевиористский («поведенческий») подход предполагает изучение политики посредством конкретных исследований политического поведения в различных общественных и профессиональных группах, его типизации и моделирования.
Функциональный подход требует изучения зависимости между различными политическими явлениями и окружающей средой. Например, между уровнем социально-экономического развития и степенью демократизации общества, между экономическим и политическим плюрализмом, между культурой, традициями и политической активностью населения.
Структурно-функциональный анализ предполагает рассмотрение политики как некоей целостности, системы, обладающей структурными элементами, подчиняющимися определенным закономерностям развития и функционирования.
Системный подход к политике состоит в изучении ее как сложной, саморегулирующейся системы, у которой есть «вход» и «выход» в «общество», функции деятельности, периоды «активности» и «спада», перехода (преобразования) в политические системы иного типа. Например, от тоталитарной и авторитарной и затем к демократической политической системе.
Институциональный подход ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий, общественно-политических организаций, права и др.
Сравнительный подход предполагает сопоставление однотипных политических явлений и процессов, выявление в них общего, особенного, единичного.
Исторический подход требует изучения политики прошлого и выявления ее связей с настоящим, предполагает исследование политической истории для моделирования политического будущего.
Цивилизационно-
Широко распространены также методы эмпирических исследований: социологические опросы, анализ статистических данных, лабораторные эксперименты, «теории игр» и др. Для анализа и прогнозирования политики используются кибернетика и некоторые другие точные науки.
Политическая
наука призвана и «должна предлагать»
с научной точки зрения решение
важнейших общественно-
Политология - это наука о законах функционирования и изменения политических отношений общества. Она имеет свой объект и предмет познания.
Политология тесно связана с жизнью общества. Как и всякая другая наука, политология появилась вследствие определенных общественных потребностей, и поэтому все ее развитие, разработка той или иной проблематики направлены на удовлетворение этой потребности. Общественное предназначение политологии определяется теми функциями, которые она выполняет для индивида и общества.
Одной из важнейших функций политологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Политология во всех своих структурных отраслях, на всех уровнях исследования обеспечивает, прежде всего, прирост знания о различных областях политической жизни, раскрывает закономерности и перспективы политических процессов. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания политических явлений, так и непосредственные эмпирические исследования, поставляющие этой науке конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.
С познавательной функцией тесно связана функция рационализации общественной жизни. Политическая наука дает объяснение и истолкование сложных политических процессов, раскрывает рациональный механизм этих процессов как взаимодействие человеческих целей, интересов, амбиций и т.д. Благодаря этому политические действия приобретают ясный и доступный созданию индивида характер.
Политология
выполняет также функцию
Прогностическая
функция. Политология способна дать:
1) долговременный прогноз о диапазоне
возможностей политического развития
той или иной страны на данном историческом
этапе; 2) представить альтернативный
сценарий будущих процессов, связанных
с каждым из выбираемых вариантов
крупномасштабного
Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или регионе, перспективах и возможностях тех или иных лидеров, партии и т.д.
Разумеется, между этими функциями имеется тесная взаимосвязь.
В рамках этих функций совершается движение научного политического знания от эмпирического материала к его обобщению в теорию и гипотезу развития (предложение).
Политология
как наука дает оценку политическому
строю, ведет поиск наиболее эффективных
политических институтов, методов управления,
способов разрешения социальных конфликтов.
3. Структура и основные категории политологии.
Любая
наука оперирует основными
Ключевыми,
исходными категориями
Системообразующей категорией политической науки является политическая власть, под которой понимается способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью авторитета, права или насилия. При анализе политической власти важно представлять, кто и каким образом ее осуществляет. С этой категорией теснейшим образом связано понятие политического режима (демократического, авторитарного, тоталитарного), характеризующее реальное распределение политической власти и влияния в обществе и государстве.
В этом ряду выделяют и понятие политический строй – единство организации (устройства) субъекта и объекта политики. Осуществление власти предполагает не только организацию субъекта политики, но и размещение его структур по территории страны. Для этого объект политики делится по уровням организации с соответствующими органами власти и управления. Так, выделяется унитарное, федеративное и конфедеративное устройство государства. Важными категориями политологии и права являются также ведущие социальные и политические формы организации общества и правления – монархия, республика (парламентская или президентская).
К
числу базовых категорий
Интеграцию политических субъектов в обществе обеспечивает его политическая система. Она представляет собой целостную, интегрированную совокупность политических субъектов, структур и отношений между ними, выражающих интересы широкого спектра социальных общностей и политических сил. Политическую систему общества, как сложное и составное понятие, образует своя группа категорий: политические институты (государство–центральный элемент политической системы, а также политические партии и общественные организации); политические нормы – регламентированные (общепринятые и обязательные) правила политических отношений, деятельности и поведения в обществе; политические отношения – характер взаимоотношений субъектов политики; политическая культура – система ценностей и ориентации людей в политике; политическое сознание – отражение идей, представлений и восприятий людьми политики; политическая коммуникация – содержание и формы распространения политической информации в обществе. В правовых науках политическую систему общества сводят к политической организации общества, имея в виду ее «организующую» роль.