Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 21:47, доклад
Политические явления и процессы познаются с помощью раз личных методов (греч. methodos - путь исследования). Методы - это средства анализа, способы проверки и оценки теории. Основные типы методов и уровни методологии политических исследований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли.
1. Методы и функции политологии.
Политические явления
и процессы познаются с помощью
раз личных методов (греч. methodos - путь исследования).
Методы - это средства анализа, способы
проверки и оценки теории. Основные типы методов и уровни методологии политически
1) классический период (до
XIX в.), связанный преимущественно
с дедуктивным, логико-
2) институциональный период ( XIX - начало
XX в.) - на ведущие позиции выходят историко-сравнительный
и нормативно-институциональный м
3) бихевиористский (англ, behaviour поведение)
период (20--70-е гг. XX в.), когда стали активно
внедряться количественные методы;
4) в последней трети XX в. наступил новый,
постбихевиористский этап, характеризующийся
сочетанием “традиционных” и “новых” методов.
Предназначение политологии в обществе выражается в ее функциях. Выделяют следующие функции политологии.
1. Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, анализ природы властных отношений, государства, формирование комплекса знаний о политических событиях и процессах, наиболее эффективных формах развития общества.
2. Методологическая – использование знаний, накопленных наукой в целях дальнейшего исследования политической жизни, применение знаний о политике в качестве теоретической основы прикладных политических наук.
3. Рационализаторская –
усовершенствование
4. Диагностическая – определение соответствия политических программ, курсов тенденциям современного общества и его реальному развитию.
5. Социализирующая –
Метод – это способ получения нового знания. В политологии методы – это способы изучения политики.
2. Социальные группы как субъекты политики.
Субъекты политики – это
люди, их организации, движения, институты,
отдельные личности, которые принимают
участие в политической жизни общества
и государства, практическая деятельность
которых направлена на преобразование
политической и других сфер жизнедеятельности
людей как соответствующих объектов политики.
Субъекты политики способны сформулировать
и реализовать собственные цели, имеют
определенные интересы и потребности,
целенаправленную активность, то есть
субъекты политики являются главным регулятором
взаимодействия с объектом, управление
им.
Наиболее важными субъектами в политической
жизни являются этносы, нации, классы и
социальные группы.
Марксистский социально-классовый анализ,
в котором класс рассматривается как основной
субъект политической деятельности и
отношений в начале 20 века был подвергнут
критике. Американский политолог А. Бентли
в работе «Процесс управления» (1908 г.) указал,
что понятие «класс» - это слишком большая
и стабильная общность, которая обладает
множеством интересов и поэтому не пригодно
для изучения быстро меняющейся политической
реальности. Вместо классов в качестве
различных субъектов политики А. Бентли
предложил социальную группу, которую
он назвал «группа интересов». Группа
интересов, по определению А. Бентли –
это объединения людей на основе общности
интересов и действий в каждой конкретной
политической ситуации. В отличие от общесоциологического
подхода к социальным группам, в котором
они выступают как элементы социальной
структуры, политология использует понятие
группы в более узком значении, трактуя
ее как носителя властных свойств и устремлений,
как субъекта силы, влияния, способного
воздействовать на принятие политических
решений в свою пользу.
Политическая жизнь в соответствии с этой
теорией приобретает характер борьбы
групп интересов. В борьбе за власть одна
из групп интересов становится группой
победительницей, устанавливая свой контроль
над государством, и формирует правительство.
Правительство трактуется А. Бентли как «официальная
группа интересов», группа интересов особого
рода, обладающая властью, стабильной
структурой и конституционно-правовым
статусом.
Группы, будучи основным субъектом политики,
специфическим образом включаются в конкурентные
отношения по поводу государственной
власти. В целом понятие «группа» фиксирует
сходство людей, как по врожденным, так
и по приобретаемым в процессе жизни признакам.
При этом, обладая одинаковыми чертами
и качествами с другими людьми, каждый
человек одновременно принадлежит к разным
социальным группам. В то же время для
человека характерна какая-либо наиболее
существенная групповая принадлежность,
выражающая его основные интересы и ценности,
отношение к жизни.
Люди, живя и воспринимая действительность
в соответствии с этими групповыми нормами
и стандартами, вступают в определенные
конфликтные отношения с представителями
других общностей, групп, имеющих иные
потребности, взгляды на жизнь, возможности
и ресурсы. Эти межгрупповые отношения,
выражая различия между людьми по тем
или иным признакам, фиксируют тот уровень
общественной дифференциации, которая
сложилась в каждом конкретном обществе.
Как показывает опыт, именно переплетение
интересов групп, их различные связи и
взаимоотношения оказывают существенное
воздействие на содержание политических
процессов.
Однако не все конфликтные отношения между
группами могут проявляться в политической
сфере и оказывать влияние на институты
власти. Далеко не каждая группа стремится
использовать политические средства для
решения своих проблем, предпочитая строить
свои отношения с оппонентами на идеях
сотрудничества, взаимопонимания или
заключения различного рода договоров
и сделок. В ряде случаев стремление включиться
в политику для защиты своих интересов
сочетается у некоторых групп с неспособностью
использовать институты государственной
власти для укрепления своей целостности,
завоевания новых ресурсов или достижения
более высокого общественного положения.
А в отдельных, например тоталитарных,
системах группы и вовсе лишены возможности
претендовать на политическое участие
и, как правило, являются объектами, а не
субъектами власти.
Таким образом, социальная группа с политической
точки зрения — это только потенциальный
субъект отношений в сфере государственной
власти. Становление ее реальным, действующим
субъектом политических отношений, практически
использующим свои ресурсы в целях изменения
характера функционирования государственной
власти и управления, представляет собой
длительный и сложный процесс, который
зависит от многих внутренних и внешних
для группы причин.
3. Функции политической системы.
Сущность политической системы наиболее полно проявляется в ее функциях. Выделяются следующие функции политической системы:
■ обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (полити-ческой системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные);
■ управление различными сферами
жизнедеятельности людей в
■ мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);
■ выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений;
■ удовлетворение интересов
различных субъектов
■ интеграция общества, создание
необходимых условий для
■ политическая социализация
(посредством которой
■ легитимация политической власти (т.е. достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).
4. Правовые основы деятельности политических партий и общественно-политических движений.
Политическая деятельность
граждан осуществляется главным образом
через участие в политических партиях
и общественно-политических движениях.
Политическая деятельность – это деятельность,
связанная с борьбой за интересы (прежде
всего интересы материальные, экономические)
больших социальных групп – классов, наций,
народов, других социальных общностей.
Поэтому и политика как сфера социальной
деятельности, и политические партии появляются
в связи с дифференциацией, расслоением
общества на большие группы людей, имеющие
свои, особые интересы. Через политические
партии люди объединяются для борьбы за
власть с тем, чтобы обеспечить общие интересы
своей социальной или национальной группы,
целого класса или народа.
В конституциях разных стран, в том числе
и российской, нет юридического определения
политической партии. В этих конституциях
определяются только цели и задачи партий:
политические партии «содействуют выражению
мнений голосованием» (стр. 4 Конституции
Франции); партии способствует «выражению
народной воли и организации политической
власти» (стр. 47 Конституции Португалии).
Более точно функция политической партии
определена в Конституции Италии: партии
создаются для того, чтобы «демократическим
путем содействовать определению национальной
политики» (стр. 49). Аналогичное содержание
имеет и стр. 29 Конституции Греции: «Партии
должны служить свободному функционированию
демократического режима».
В конституциях этих государств закреплены
принципы свободного образования партий,
многопартийность, политический плюрализм.
Идея политического плюрализма состоит
в том, что в обществе существуют разнообразные
интересы и, следовательно, их выражают
различные партии, которые конкурируют
в борьбе за власть, за голоса избирателей.
В политологической литературе политическая
партия определяется как наиболее активная
и организованная часть общественного
слоя или класса, формулирующая и выражающая
его интересы. Или, более полно, как «специализированная
организационно-упорядоченная группа,
объединяющая наиболее активных приверженцев
тех или иных целей (идеологий, лидеров)
и служащая для борьбы за завоевание и
использование политической власти в
обществе».
Первые политические партии появились
еще в Древней Греции. Для современных
политических партий характерно, в частности,
то, что они:
-представляют собой политические организации;
-представляют собой организации общественные
(негосударственные);
-являются устойчивыми и достаточно широкими
политическими объединениями, имеющими
свои органы, региональные отделения,
рядовых членов;
-имеют свою программу и устав;
-построены на определенных организационных
принципах, имеют фиксированное членство;
-опираются на определенный социальный
слой, массовую базу в лице голосующих
за представителей партии на выборах.
Общественно-политические движения отличаются
от партий тем, что они создаются для сравнительно
узких, «адресных» целей: борьба за мир,
защита окружающей среды (движение «зеленых»)
и т.п. Они не ставят перед собой задачу
борьбы за власть, а лишь выдвигают перед
властями определенные требования.
В демократических государствах запрещаются
партии, которые используют подрывные,
насильственные методы борьбы за власть,
парии фашистского, милитаристского, тоталитарного
типа с программой, направленной на свержение
власти, упразднение конституции, и с дисциплиной
военного и полувоенного типа.
Ко всем партиям предъявляется требование
строго соблюдать конституцию и демократический
режим внутрипартийной жизни. Партии являются
организациями гражданского общества
и не могут присваивать себе функции государственной
власти.
В настоящее время в Конституции России
правовое положение политических партий
5. Лоббизм как явление политической жизни.
Лоббизм – слово со сложной судьбой. В 1553 году оно употреблялось для
указания на прогулочную площадку в монастыре. Столетием позже так началиназывать помещение для прогулок в палате общин в Англии. Но политический оттенок это понятие приобрело только 2 века спустя в Америке. Возможно,лоббизм вышел на авансцену жизни Нового Света вместе с американской нацией, т.е. в последней трети XVII столетия. Так это или нет, не доказано, нодостоверно известно, что традиция лоббизма уходит корнями в годы президентства У.С.Гранта (1869-1877), генерала, снискавшего славу в гражданскую войну. Вечерами 18-й американский президент и его команда после дневных трудов отдыхали в вестибюле одной из гостиниц (англ. - lobby –вестибюль, прихожая, кулуары). Там министры, сенаторы встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и давали слово - зачастую небескорыстно, а за звонкую монету – выполнить обещание.
Так термин «лоббирование»
Однако в Англии подобная политика долгое время считалась предосудительной.
Слово вошло в лексический фонд лишь в XX веке, впоследствии его
заимствовали и другие страны.
Само слово «лоббизм» неоднозначно оценивается общественным
сознанием, ибо имеет как легальный, так и теневой смысл. Если говорить о
втором содержании, то, как правило, он приобретает здесь сугубо
отрицательное значение, нередко синонимично понятиям протекционизм, подкуп, покупка голосов в чьих-либо корыстных или узко партийных интересах.
Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать
незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция.
Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно вследствие подобной практики «влияния» на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона, показывающая не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые «места» власти.
В позитивном смысле лоббизм
характеризуется как
необходимое явление, выступающее в качестве института демократического
процесса. Ведь лоббизм как система разнообразных групповых интересов –
столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нем этих
разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание властей. Лоббизм в этом смысле есть форма законного влияния «групп давления» на управленческие решения государственных органов в целях удовлетворения интересов определенных социальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоев граждан).
Лоббизм весьма жестко связан с политической властью. Можно вывести
закономерность: его больше там, где власть более реальна; это своего
рода признак власти. Поэтому, считать, что лоббизм – давление на власть, на
людей, принимающих решения, со стороны разного рода группировок или так называемых групп давления, – значит, не понимать механизма и самой сути властвования. Наиболее мощные «группы давления» и есть фактическая власть не просто оказывающая влияние, но контролирующая финансы, кадры, прессу, процесс принятия решений . В этом отличие от власти формальной
политических институтов и policy makers в их традиционном понимании – как
лиц, принимающих решения, лишь представляющих и озвучивающих (в лучшем случае - олицетворяющих) власть, совершающих формальные акты обсуждения, согласования и визирования уже принятых решений, обеспечения юридического закрепления, легитимации решений фактической власти.
Даже президенты, формально зависящие от избирателей, а не от кланов,
нередко мало что могут предпринять без согласования своих намерений с
лидерами группировок, ставленниками которых они, по сути являются. Лишь в «переходных» обществах, где традиционные группы давления уничтожены или ослаблены, а новые еще не сложились, относительно независима роль отдельной «самодостаточной» личности: (вождя, диктатора), и ощутимо влияние его харизмы.
Лоббизм, таким образом, не просто артикуляция (представление)
интересов тех или иных групп (социальных, политических, экономических) в
структурах власти, а процесс приведения формальной власти в соответствие с
властью фактической.
Конечно, лоббированием своих интересов занято и множество мелких либо
маловлиятельных групп. Однако давление разного рода общественных
организаций и объединенных граждан на власть, – к сожалению – «периферия» лоббизма, а стержнем же его является обеспечение принятия решений в интересах ведущих групп давления как структур реальной власти, сформировавшихся на базе крупнейших корпораций.