Методы и функции политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 21:47, доклад

Описание

Политические явления и процессы познаются с помощью раз личных методов (греч. methodos - путь исследования). Методы - это средства анализа, способы проверки и оценки теории. Основные типы методов и уровни методологии политических исследований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли.

Работа состоит из  1 файл

Политология.docx

— 85.88 Кб (Скачать документ)

1. Методы и функции политологии.

Политические явления  и процессы познаются с помощью  раз личных методов (греч. methodos - путь исследования). Методы - это средства анализа, способы проверки и оценки теории. Основные типы методов и уровни методологии политических исследований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли. Периодизация развития методологии политической науки может быть представлена следующим образом: 

1) классический период (до XIX в.), связанный преимущественно  с дедуктивным, логико-философским  и морально-аксеологическим подходами;  
2) институциональный период ( XIX - начало XX в.) - на ведущие позиции выходят историко-сравнительный и нормативно-институциональный методы;  
3) бихевиористский (англ, behaviour поведение) период (20--70-е гг. XX в.), когда стали активно внедряться количественные методы;  
4) в последней трети XX в. наступил новый, постбихевиористский этап, характеризующийся сочетанием “традиционных” и “новых” методов. 

Предназначение политологии  в обществе выражается в ее функциях. Выделяют следующие функции политологии.

1. Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, анализ природы властных отношений, государства, формирование комплекса знаний о политических событиях и процессах, наиболее эффективных формах развития общества.

2. Методологическая – использование знаний, накопленных наукой в целях дальнейшего исследования политической жизни, применение знаний о политике в качестве теоретической основы прикладных политических наук.

3. Рационализаторская –  усовершенствование политической  жизни, политических институтов, отношений, политико-управленческих  решений и т. д., необходимость  создания или ликвидации тех  или иных политических институтов, актуальность политических реформ  и реорганизаций, разработка оптимальных моделей управления государством и эффективных технологий разрешения социально-политических конфликтов.

4. Диагностическая – определение соответствия политических программ, курсов тенденциям современного общества и его реальному развитию.

5. Социализирующая – приобретение  навыков анализа политической  жизни, оценки власти и властвующих,  формирование современной политической  культуры, выработка норм позитивных  отношений в рамках политического  плюрализма (множественности позиций  и взглядов), умение понимать свои  права, декларировать свою гражданскую  позицию.

Метод – это способ получения  нового знания. В политологии методы – это способы изучения политики.

2. Социальные группы как субъекты политики.

Субъекты политики – это  люди, их организации, движения, институты, отдельные личности, которые принимают участие в политической жизни общества и государства, практическая деятельность которых направлена на преобразование политической и других сфер жизнедеятельности людей как соответствующих объектов политики. Субъекты политики способны сформулировать и реализовать собственные цели, имеют определенные интересы и потребности, целенаправленную активность, то есть субъекты политики являются главным регулятором взаимодействия с объектом, управление им. 
Наиболее важными субъектами в политической жизни являются этносы, нации, классы и социальные группы. 
Марксистский социально-классовый анализ, в котором класс рассматривается как основной субъект политической деятельности и отношений в начале 20 века был подвергнут критике. Американский политолог А. Бентли в работе «Процесс управления» (1908 г.) указал, что понятие «класс» - это слишком большая и стабильная общность, которая обладает множеством интересов и поэтому не пригодно для изучения быстро меняющейся политической реальности. Вместо классов в качестве различных субъектов политики А. Бентли предложил социальную группу, которую он назвал «группа интересов». Группа интересов, по определению А. Бентли – это объединения людей на основе общности интересов и действий в каждой конкретной политической ситуации. В отличие от общесоциологического подхода к социальным группам, в котором они выступают как элементы социальной структуры, политология использует понятие группы в более узком значении, трактуя ее как носителя властных свойств и устремлений, как субъекта силы, влияния, способного воздействовать на принятие политических решений в свою пользу. 
Политическая жизнь в соответствии с этой теорией приобретает характер борьбы групп интересов. В борьбе за власть одна из групп интересов становится группой победительницей, устанавливая свой контроль над государством, и формирует правительство. Правительство трактуется    А. Бентли как «официальная группа интересов», группа интересов особого рода, обладающая властью, стабильной структурой и конституционно-правовым статусом. 
Группы, будучи основным субъектом политики, специфическим образом включаются в конкурентные отношения по поводу государственной власти. В целом понятие «группа» фиксирует сходство людей, как по врожденным, так и по приобретаемым в процессе жизни признакам. При этом, обладая одинаковыми чертами и качествами с другими людьми, каждый человек одновременно принадлежит к разным социальным группам. В то же время для человека характерна какая-либо наиболее существенная групповая принадлежность, выражающая его основные интересы и ценности, отношение к жизни. 
Люди, живя и воспринимая действительность в соответствии с этими групповыми нормами и стандартами, вступают в определенные конфликтные отношения с представителями других общностей, групп, имеющих иные потребности, взгляды на жизнь, возможности и ресурсы. Эти межгрупповые отношения, выражая различия между людьми по тем или иным признакам, фиксируют тот уровень общественной дифференциации, которая сложилась в каждом конкретном обществе. Как показывает опыт, именно переплетение интересов групп, их различные связи и взаимоотношения оказывают существенное воздействие на содержание политических процессов. 
Однако не все конфликтные отношения между группами могут проявляться в политической сфере и оказывать влияние на институты власти. Далеко не каждая группа стремится использовать политические средства для решения своих проблем, предпочитая строить свои отношения с оппонентами на идеях сотрудничества, взаимопонимания или заключения различного рода договоров и сделок. В ряде случаев стремление включиться в политику для защиты своих интересов сочетается у некоторых групп с неспособностью использовать институты государственной власти для укрепления своей целостности, завоевания новых ресурсов или достижения более высокого общественного положения. А в отдельных, например тоталитарных, системах группы и вовсе лишены возможности претендовать на политическое участие и, как правило, являются объектами, а не субъектами власти.  
Таким образом, социальная группа с политической точки зрения — это только потенциальный субъект отношений в сфере государственной власти. Становление ее реальным, действующим субъектом политических отношений, практически использующим свои ресурсы в целях изменения характера функционирования государственной власти и управления, представляет собой длительный и сложный процесс, который зависит от многих внутренних и внешних для группы причин.

3. Функции политической системы.

Сущность политической системы  наиболее полно проявляется в  ее функциях. Выделяются следующие функции политической системы:

■ обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного  общества (полити-ческой системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные);

■ управление различными сферами  жизнедеятельности людей в интересах  отдельных социальных групп или  большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

■ мобилизация средств  и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

■ выявление и представительство  интересов различных субъектов  политических отношений;

■ удовлетворение интересов  различных субъектов политических отношений посредством распределения  материальных и духовных ценностей  в соответствии с теми или иными  идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей  людей);

■ интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя различные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие  в обществе противоречия, преодолевать конфликты);

■ политическая социализация (посредством которой формируется  политическое сознание индивида и он "включается" в работу конкретных политических механизмов, благодаря  чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых  членов общества и приобщения их к  политическому участию и деятельности);

■ легитимация политической власти (т.е. достижение определенной степени  соответствия реальной политической жизни  официальным политическим и правовым нормам).

 

 

 

4. Правовые основы деятельности политических партий и общественно-политических движений.

 Политическая деятельность граждан осуществляется главным образом через участие в политических партиях и общественно-политических движениях. 
Политическая деятельность – это деятельность, связанная с борьбой за интересы (прежде всего интересы материальные, экономические) больших социальных групп – классов, наций, народов, других социальных общностей. Поэтому и политика как сфера социальной деятельности, и политические партии появляются в связи с дифференциацией, расслоением общества на большие группы людей, имеющие свои, особые интересы. Через политические партии люди объединяются для борьбы за власть с тем, чтобы обеспечить общие интересы своей социальной или национальной группы, целого класса или народа. 
В конституциях разных стран, в том числе и российской, нет юридического определения политической партии. В этих конституциях определяются только цели и задачи партий: политические партии «содействуют выражению мнений голосованием» (стр. 4 Конституции Франции); партии способствует «выражению народной воли и организации политической власти» (стр. 47 Конституции Португалии). Более точно функция политической партии определена в Конституции Италии: партии создаются для того, чтобы «демократическим путем содействовать определению национальной политики» (стр. 49). Аналогичное содержание имеет и стр. 29 Конституции Греции: «Партии должны служить свободному функционированию демократического режима».  
В конституциях этих государств закреплены принципы свободного образования партий, многопартийность, политический плюрализм. Идея политического плюрализма состоит в том, что в обществе существуют разнообразные интересы и, следовательно, их выражают различные партии, которые конкурируют в борьбе за власть, за голоса избирателей. 
В политологической литературе политическая партия определяется как наиболее активная и организованная часть общественного слоя или класса, формулирующая и выражающая его интересы. Или, более полно, как «специализированная организационно-упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти в обществе». 
Первые политические партии появились еще в Древней Греции. Для современных политических партий характерно, в частности, то, что они: 
-представляют собой политические организации; 
-представляют собой организации общественные (негосударственные); 
-являются устойчивыми и достаточно широкими политическими объединениями, имеющими свои органы, региональные отделения, рядовых членов; 
-имеют свою программу и устав; 
-построены на определенных организационных принципах, имеют фиксированное членство; 
-опираются на определенный социальный слой, массовую базу в лице голосующих за представителей партии на выборах.  
Общественно-политические движения отличаются от партий тем, что они создаются для сравнительно узких, «адресных» целей: борьба за мир, защита окружающей среды (движение «зеленых») и т.п. Они не ставят перед собой задачу борьбы за власть, а лишь выдвигают перед властями определенные требования. 
В демократических государствах запрещаются партии, которые используют подрывные, насильственные методы борьбы за власть, парии фашистского, милитаристского, тоталитарного типа с программой, направленной на свержение власти, упразднение конституции, и с дисциплиной военного и полувоенного типа. 
Ко всем партиям предъявляется требование строго соблюдать конституцию и демократический режим внутрипартийной жизни. Партии являются организациями гражданского общества и не могут присваивать себе функции государственной власти. 
В настоящее время в Конституции России правовое положение политических партий 

5. Лоббизм как явление политической жизни.

Лоббизм – слово  со сложной судьбой. В 1553 году оно  употреблялось для

указания на прогулочную  площадку в монастыре. Столетием позже так   началиназывать помещение для прогулок в палате общин  в  Англии.  Но  политический оттенок это понятие приобрело только 2 века спустя в  Америке.  Возможно,лоббизм вышел на авансцену жизни Нового Света вместе с американской  нацией, т.е. в последней трети XVII столетия. Так  это  или  нет,  не  доказано,  нодостоверно  известно,  что традиция  лоббизма   уходит  корнями   в   годы президентства  У.С.Гранта  (1869-1877),  генерала,   снискавшего   славу   в гражданскую войну. Вечерами 18-й американский президент и его команда после дневных трудов отдыхали в вестибюле одной  из  гостиниц  (англ.  -  lobby  –вестибюль, прихожая, кулуары). Там министры, сенаторы встречались с  разными людьми, выслушивали их просьбы и давали слово -  зачастую  небескорыстно,  а за звонкую монету – выполнить обещание.

       Так термин «лоббирование» стал  обозначать покупку голосов за  деньги.

Однако в Англии подобная политика долгое  время  считалась  предосудительной.

Слово  вошло  в  лексический  фонд  лишь  в  XX   веке,   впоследствии   его

заимствовали и  другие страны.

       Само   слово   «лоббизм»    неоднозначно   оценивается   общественным

сознанием, ибо имеет  как легальный, так и теневой  смысл.  Если  говорить  о

втором  содержании,  то,  как   правило,   он   приобретает   здесь   сугубо

отрицательное значение, нередко синонимично понятиям протекционизм,  подкуп, покупка голосов в чьих-либо корыстных или узко партийных  интересах.

       Крайним   выражением   негативного   лоббирования   могут   выступать

незаконное давление на  представителей  власти,  взяточничество,  коррупция.

Отрицательное отношение  к лоббизму формируется  именно  вследствие  подобной практики «влияния» на управленческие  решения.  Разумеется,  это лишь  одна сторона, показывающая не только  силу  и  возможности  различных  социальных структур, но и уязвимые, слабые «места» власти.

       В позитивном смысле лоббизм  характеризуется  как  здоровое,  жизненно

необходимое  явление,  выступающее  в  качестве  института  демократического

процесса. Ведь лоббизм  как  система  разнообразных  групповых  интересов  –

столь  же  неотъемлемый  элемент  общества,  как  и  наличие  в   нем   этих

разнообразных групповых  интересов, каждый из которых настойчиво  стремится привлечь  к  себе  внимание  властей.  Лоббизм  в  этом  смысле  есть  форма законного   влияния   «групп    давления»    на    управленческие    решения государственных  органов  в  целях  удовлетворения  интересов   определенных социальных структур (организаций,  ассоциаций, территориальных  образований, слоев граждан).

       Лоббизм весьма жестко связан  с политической  властью.  Можно   вывести

закономерность: его больше там,  где власть  более реальна;  это своего

рода признак  власти. Поэтому, считать, что лоббизм  – давление на власть,  на

людей, принимающих  решения, со стороны  разного  рода  группировок  или  так называемых групп давления, – значит, не  понимать  механизма  и  самой  сути властвования. Наиболее мощные «группы давления» и  есть  фактическая  власть не просто оказывающая влияние, но  контролирующая  финансы,  кадры,  прессу, процесс принятия  решений .  В этом  отличие  от  власти  формальной 

политических институтов и policy makers  в их традиционном понимании – как

лиц, принимающих  решения,  лишь  представляющих  и  озвучивающих  (в  лучшем случае - олицетворяющих) власть,  совершающих  формальные  акты  обсуждения, согласования и визирования уже принятых  решений,  обеспечения  юридического закрепления, легитимации решений фактической власти.

       Даже президенты, формально зависящие  от избирателей, а не от  кланов,

нередко мало что  могут  предпринять  без  согласования  своих  намерений  с

лидерами группировок, ставленниками которых они, по сути  являются.  Лишь  в «переходных» обществах, где  традиционные  группы  давления  уничтожены  или ослаблены, а новые еще не сложились, относительно независима роль  отдельной «самодостаточной»  личности:  (вождя,  диктатора),  и  ощутимо  влияние  его харизмы.

       Лоббизм,  таким  образом,  не  просто   артикуляция   (представление)

интересов тех или  иных групп  (социальных,  политических,  экономических)  в

структурах власти, а процесс приведения формальной власти в  соответствие  с

властью фактической.

       Конечно, лоббированием своих  интересов занято и множество  мелких либо

маловлиятельных   групп.   Однако   давление   разного   рода   общественных

организаций и объединенных граждан на власть, – к сожалению – «периферия» лоббизма,  а  стержнем  же  его  является  обеспечение  принятия  решений  в интересах   ведущих   групп   давления   как   структур   реальной   власти, сформировавшихся на базе крупнейших корпораций.

Информация о работе Методы и функции политологии