Многопартийность в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:55, реферат

Описание

Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти.
Системы партий не являются юридическими институтами, подобно парламенту, институту президент.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)


1 МНОГОПАРТИЙНОСТЬ В КАЗАХСТАНЕ

 

1.1 Понятие многопартийности

 

Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти.

Системы партий не являются юридическими институтами, подобно парламенту, институту президент. Для их возникновения и существования недостаточно конституционного текста. Выделяют три основных фактора, лежащих в основе появления и существования партийных систем. Это факторы социального, исторического и институционного порядка. Первые два из них коренятся в глубинных структурах политического общества и потому с трудом поддаются изменениям. И только с помощью третьего фактора имеются шансы воздействия на партийную систему.

Партии являются одним из важнейших субъектов политических отношений в либеральной демократии. Именно в них конкретно выражаются основополагающие принципы демократии: политический плюрализм, представительство, выборность должностных лиц.

На тип партийной системы влияет множество факторов: традиции общества, его социальный состав, политический режим, персональный состав элиты. Однако определяющим фактором, изменяя который можно оказывать целенаправленное влияние на изменение партийной системы, является тип избирательной системы. Характер взаимоотношений между партиями в рамках партийной системы называется партийный уклад.

Выделяют конкурентные и неконкурентные партийные системы. К числу конкурентных относят многопартийные и двухпартийные системы. К неконкурентным — однопартийные и беспартийные.

Многопартийные системы характеризуются тем, что в них несколько партий располагают приблизительно равными шансами в борьбе за власть, ни одна из них не может одержать решающую победу, самостоятельно сформировать правительство.

В случае, если ни одна из партий не обладает явным политическим доминированием, действует уклад многопартийной раздробленности. В классической многопартийной системе партии могут объединяться в коалиции. Выделяют конъюнктурные, электоральные, легислатурные коалиции. Если партии в многопартийной системе объединяются в блоки, имеет место блоковый уклад.

Выделяют также многопартийные системы с укладом доминации - в случае, если одна из партий систематически получает значительный, но не решающий перевес на выборах, оказывает определяющее влияние на формирование правительства и на определение политического курса.

Многопартийная система включает в себя широкий спектр партий от крайне правых до крайне левых. Остальные партии занимают промежуточное положение с тенденциями к правым, левым и центристским позициям в политической и социально-экономической жизни. Как правило, ни одна из партий не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают коалиционные, то есть состоящие из представителей двух или нескольких партий. Многопартийность - неотъемлемый компонент гражданского общества, состоящего из различных социальных, национальных и других групп, имеющих свои интересы, ценностные ориентации, политические установки. Но многопартийность не панацея от всех бед. Она не просто сумма партий в обществе. Она оценивается реальным, а не формальным участием всех партий в политической жизни страны, что возможно лишь на основе предоставления каждой из них равных прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Начальный и средний период развития партийной системы

Казахстана

В сложный переходный период создания принципиально новой для республики демократической системы все более заметным становится процесс взаимовлияния, взаимозависимости политического плюра­лизма и демократизации, деятельности политических партий и становле­ния суверенной государственности.

На первом этапе демократизации советского общества повсеместно шло серьезное столкновение мнений, велась борьба по поводу отмены ста­тьи 6 Конституции СССР, законодательно закреплявшей руководящую роль КПСС в государстве.

Юридически многопартийность на территории нынешнего СНГ введена Законом СССР от 14 марта 1990 года "Об утверждении поста Президен­та СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР", которым была утверждена новая редакция статьи в Консти­туции СССР, допускавшая существование наряду с КПСС других полити­ческих партий. Фактически же право на существование альтернативные политические партии получили только 1 января 1991 года, когда вступил в силу Закон СССР "Об общественных объединениях".

Вместе с тем возникшая многопартийность была на самом деле фальшивой, поскольку в силу объективных причин ни одна из вновь созданных политических партий не могла составить реальной конкуренции КПСС, а, следовательно, реально участвовать в политической жизни страны.

Становление многопартийности в Казахстане имеет об­щие закономерности со сходными процессами в других странах СНГ.

Практически везде имел место не просто переход от однопартийной системы к многопартийной, а налицо был взаимосвязанный процесс устра­нения государственно-политической монополии КПСС, создания новой государственности и соответствующей ей партийной системы.

В то же время развитие многопартийности в Казах­стане имеет свои особенности, обусловленные спецификой исторического, демографического, политического характера, этнокультурного своеобразия, предопределяющие специфику партогенеза и функционирования пар­тийной системы в стране. Так, для понимания роли политических партий в формировании правовой государственности и гражданского общества в Казахстане необходимо особо подчеркнуть то, что внутренняя политика высшего руководства Казахстана показывает нацеленность на реализацию национально-государственных интересов страны через лояльное отноше­ние к политическим партиям и движениям и сотрудничество с ними.

Процесс создания многопартийной системы труден и многогранен. Многопартийность - это слаженная, четко функцио­нирующая система, в которой политические партии находятся в равных правовых условиях, честно конкурируют за влияние на основные группы и слои общества, система, в которой обеспечивается принцип ротации пар­тий у власти в зависимости от ясно выраженной воли избирателей.

Ряд исследователей считают, что:

             Во-первых, "классификация полити­ческих партий и движений Казахстана несколько затруднена тем обстоя­тельством, что помимо традиционного деления на "правых", "левых" и "центра" существует целый ряд организаций, в которых приоритетное внимание уделяется этническим проблемам".

             Во-вторых, "наиболее важным фактором, обусловливающим особенно­сти развития и становления многопартийной системы в Казахстане в по­следние годы, было специфическое сознание граждан этой республики, основанное на сложном и причудливом переплетении советского этатист­ского мировоззрения и азиатского патернализма... ".

             В-третьих, менталитету восточного общества, вступившего в полосу модернизации, свойственны "приверженность харизматическим лидерам, иерархичность, личностные ориентации, стремление к консенсусу", накла­дывающие отпечаток на становление демократических институтов.

Чтобы понять характер, содержание и особенности процесса становле­ния многопартийности в республике, ее роль в формирования казахстан­ской государственности, специфику их взаимовлияния, выявить уровни их взаимодействия, представляется важным иметь представление о политиче­ских изменениях за последние 15 лет.

Развивая известную сегодня в Казахстане периодизацию процесса фор­мирования государственно-политической системы, можно условно выде­лить пять этапов:

1.   Конец 1986 г. - начало 1990 г. (образование неформальных объединений);

2.   Начальный период: 1990-1991 гг. (создание партий, движений и организаций);

3.   Средний период: период с конца 1991 г,-1995 г. (образование независимой Республики Казахстан, политическая дифференциация и регистрация партий, общественных объединений);

4.   Поздний этап: 1995-1999 гг. (период образования целого ряда политических партий);

5.   Современный этап: период, который начинается с момента послед­
них выборов президента Республики Казахстан.

Роль политических партий в становлении государственности носила как позитивный, так и негативный характер, причины которого кроются в том, что в современном трансформирующемся Казахстане уровень демо­кратии пока невысок, а политическая социализация включает в себя единовременные и параллельные процессы обучения демократической по­литической культуре с одной стороны и утрачивания оценок, суждений, политических ориентации и ценностей, присущих тоталитарной системе, с другой.

Такая смена механизмов политической социализации в республике осложняется накладыванием не только социально-классовых, но и нацио­нальных противоречий в сочетании с трансформацией политической сис­темы на фоне глубокого системного кризиса. Эта уникальная комбинация факторов серьезно изменила взаимоотношения человека с государством и его институтами, наложила собственную специфику на продвижение об­щества в сторону политического плюрализма.

В первый период развития общественно-политических организаций Казахстана сложились предпосылки для трансформации республики из квазигосударственного состояния в подлинно-суверенное. С этого време­ни в движение пришли многие социальные слои, социально-политические интересы которых стали постепенно структурироваться. С этого же вре­мени изменяется характер политической и партийной систем казахстан­ского общества, которые, в свою очередь, начинают влиять на формиро­вание нового государственного устройства.

Образовавшиеся после декабрьских событий 1986 года общественные объединения клубного типа создали предпосылки для демонтажа существовавшей советской партийно-государственной системы, становления но­вой государственности и адекватной ей политической системы.

В 1988-1990 годах в Казахстане также создаются предпосылки становления политического общества, в котором гражданские и протопартийные институты опосредуют, хотя и относительно слабо, отношения между гражданами и государством.

Следует подчеркнуть, что для большинства общественных структур первого периода была характерна ярко выраженная оппозиционная направленность действующей власти. Хотя наряду с этим возникали и объединения граждан, консолидировавшие свои усилия на поддержке начавшихся в обществе преобразований. Однако независимо от направления и характера своей деятельности общественные объединения в различных регионах республики на данном этапе действовали разобщенно. Многие из них не имели программы действий. К ним с недоверием относилось и население.

Во втором периоде развития многофункциональной структуры гражданского общества имеет место своеобразный всплеск общественной активности, ее высокая динамичность, становление новых организаций, распады, расколы, всевозможные реорганизации в общественных объедине­ниях.

Этому способствовала отмена на II съезде Народных депутатов СССР в 1990 году статьи 6 Конституции СССР, закреплявшей однопартийность политической системы и доминирования КПСС.

Такой шаг устранил имевшие место препятствия на пути институционализации политических структур и провозгласил разрешительную поли­тику государства по отношению к многопартийной системе и плюрали­стическому обществу.

Появление различных по своей направленности социальных инициатив, вызванных включением значительного числа граждан в политиче­скую жизнь, а также многообразие их интересов, предопределило возник­новение историко-просветительных, национально-культурных, миротвор­ческих, антивоенных, экологических и других движений и течений.

Этот период обусловлен недовольством оппозиционных сил положением дел в республике, возросшей активностью масс в связи с выборами в республиканские и местные Советы народных депутатов и желанием об­щественных движений и партий выдвинуть "своих" кандидатов, стремле­нием этнических общностей Казахстана возродить народные обычаи, тра­диции, духовную культуру и развивающимся в связи с этим движением национально-патриотических сил, выступающих за независимость и суверенитет Республики Казахстан.

Процесс возникновения многочисленных добровольных объединений граждан, в свою очередь, стимулировал создание соответствующей зако­нодательной базы. В Декларации о государственном суверенитете Казах­ской ССР, принятой Верховным Советом Казахской ССР 25 октября 1990 года, провозглашалось идеологическое и политическое многообразие в республике, которое создало правовые предпосылки институционализации многопартийности. Принятый в 1991 году Закон "Об общественных объе­динениях в Казахской ССР", признал таковыми "добровольные формиро­вания граждан, объединяющихся на основе общности интересов".

Таким образом, к началу 1991 года можно отметить появление спектра общественно-политических объединений, для которых главной становится борьба за мобилизацию собственных ресурсов, массовую поддержку насе­лением своих идей и действий.

Начало среднего периода развития многопартийности совпадает с обретением независимости государством.

Дальнейшее развитие получают партии и движения, выдвинувшие на первый план этнические ценности, тем самым, способствуя этнополитической дифференциации части казахстанского населения.

Значительное влияние в этот период национально-демократических ор­ганизаций способствовало борьбе за придание государственного статуса казахскому языку.

Вместе с тем в этот период партии практически были "выключены" из процесса передачи политического опыта и обучения навыкам политиче­ских действий для большинства населения страны.

Такая "агрессивная" активность общественных объединений была связана с углублением социально-экономического кризиса, ростом политико-правовых противоречий, нерешительными и непоследовательными, половинчатыми действиями союзного руководства. Тем более, что рост антикоммунистических настроений вел к утверждению в общественно-политических организациях радикально-либеральных, или национально-государственных доктрин.

Информация о работе Многопартийность в Казахстане