Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:55, реферат
Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти.
Системы партий не являются юридическими институтами, подобно парламенту, институту президент.
Не уверен, что принятие нового закона о политических партиях будет способствовать быстрой эволюции партийной системы в Казахстане. С точки зрения создания основ для партийного строительства не было смысла искусственно ограничивать количество партий в рамках нового закона, где были приняты чрезвычайно суровые положения об увеличении количества членов партий (с 3 тысяч до 50 тысяч членов). Как показал опыт многих государств, существует естественный фильтр для партий-однодневок в виде избирательного порога, что вполне достаточно для регулирования процесса социального представительства в Парламенте.
Что касается существующей партийной системы в Казахстане, то такой системы в классическом смысле этого слова у нас пока нет. Хотя с точки зрения правового пространства в стране действуют около 19 официально зарегистрированных политических партий. Но это количество пока еще не перешло в качество по причине отсутствия дееспособного механизма широкого политического представительства. К другим причинам такого положения можно отнести ограниченные полномочия Парламента, неразвитое избирательное законодательство, недоверие основой массы населения к активной политической жизни и ограниченный доступ к борьбе за власть.
В конечном счете, вместо полноценных партий мы имеем либо искусственно созданные политические образования, многие из которых являются «диванными партиями», либо зачаточные партийные образования, перспективы которых зависят от благоприятной среды, либо это группы давления. В этом утверждении нет ничего парадоксального, так как опыт других стран показал, что при слабой партийной системе действуют достаточно мощные и активные лоббистские группы, и наоборот. Поэтому не удивительно, что группы давления в Казахстане часто имеют гораздо больше влияния на процесс принятия политических решений, чем наши партии. Это значит, что параллельно с развитием партийной системы в Казахстане должен формироваться всеми признанный институт лоббизма, который позволит расширить возможности неправительственным организациям и социальным группам продвигать свои социальные интересы».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, включая во внимание всё вышесказанное можно констатировать, что в республике:
отсутствует яркое доминирование какой-либо политической партии или движения. Причины этого лежат в несформированности социальной стратификации казахстанского общества. Кроме того, все еще сохраняется недоверие значительной части населения к деятельности партий, отсутствуют ясные и научно-обоснованные программы действий;
политические перспективы партий зависят от способности выразить политические интересы различных слоев казахстанского общества. Тенденция начавшейся артикуляции и агрегации интересов различных социальных слоев имеет определяющее значение для изменения роли партий и движений в политической жизни Казахстана;
на фоне роста значимости проблем социально-экономического характера постепенно определяется тенденция "аутсайдерства" ряда партий;
нерешенность социальных проблем приводит к росту стихийных выступлений населения. В свою очередь это способствовало политизации акций протеста, активизации деятельности оппозиционных партий и движений в политической жизни страны;
оппозиционные политические организации не имеют широкой общественной поддержки и вследствие этого постоянно перегруппировывают свои силы, вступая в кратковременные союзы и блоки с тем, чтобы более точно выразить специфические интересы электората. Когда это не удается, предпринимаются попытки создания новой политической организации;
в обществе растет социальная база последователей неокоммунистических и социалистических ценностных ориентации;
оппозиция не имееет ни интеллектуальной, ни организационной мощи для проведения эффективного противодействия формированию и осуществлению государственного курса, хотя наличествуют внутренние ресурсы, которые могут сказаться в локальных масштабах;
четко обозначивается тенденция создания политическими партиями собственных коммерческих структур, активное привлечение спонсоров, использование помощи от различных зарубежных организаций;
политические партии стремятся использовать в своих интересах интеллектуальную элиту республики. Наблюдается стремление партийной элиты усилить свое влияние в интеллектуальных кругах.
Анализ динамики развития многопартийности позволяет отметить, что на всех этапах количество партий, политических движений и иных общественных объединений было велико. Однако в их развитии можно выделить следующие основные тенденции:
Население Казахстана в большей степени ориентируется на национально-культурные объединения и различные культурологические общественные движения, чем на партии, что объясняется
неверием масс в способность партий повлиять на ход общественных процессов, нечеткости и неконкретности программ существующих партий, которые к тому же мало информируют массы о
ее содержании.
Наибольшей популярностью пользуются организации, возглавляемые известными лидерами. Особенностью восприятия партий
населением республики является персонификация их руководства, когда программные установки той или иной партии отступают на второй план. Только с ростом политической культуры
общества подобная персонификация будет отходить на второй
план, хотя личность лидера всегда будет играть большую роль.
Тем самым будут созданы предпосылки процесса переориентации
человеческого сознания к плюрализму воззрений.
Прослеживается тенденция деления ряда партий и политических
движений по национальному признаку, что таит в себе потенциальную способность к дисбалансу общественно-политической ситуации на этнической почве.
Властным структурам, как правило, удавалось найти консенсус с
большинством партий и политических движений, общественных
объединений, что способствует сохранению гражданского мира и
стабильности в Республике Казахстан.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дьяченко С.А. "Партогенез в Казахстане: состояние, проблемы и песпективы". Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, 1997;
2. Абдыгалиев Б. Особенности многопартийной системы в Казахстане // "РАМСЖАМА". Ноябрь 1995. №45;
3. Куртов А.А. Партии Казахстана и особенности развития политического процесса в республике // Казахстан: реалии и перспективы независимого образования. М., 1995;
4. Телебаев Г.Т., Коновалов С.А. "Партийное строительство в Казахстане:от идеологического диктата одной партии к многопартийной системе" //"Саясат", сентябрь 2001, №9;
5. Карпов Д. Известен окончательный список прошедших регистрацию партий // РАМОЯАМА. 11 апреля 2003. № 14;
6. Карамзина Л., Дьяченко С. "Многопартийность: проблемы и перспективы" // "Мысль", январь 1997, №1;
7. И. Куанышев "Институализация пляралистской системы в бикультурном обществе Казахстана" // "Евразия" ноябрь 2002;
8. Закон Республики Казахстан "О политических партиях" // Юридическая газета - 24 июля 2002.
5