Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:13, курсовая работа
Цель исследования. Всестороннее изучение ситуации, порождающей данную проблему с помощью представленной методологии. Деятели культуры, да и не только в современном мире, почти никогда не могут оставаться вне политики в широком смысле этого слова. Совершенно очевидно, что уход в искусство «ради искусства» не может удовлетворить деятелей культуры, так как им всегда жизненно необходима активная деятельность, в которой реализуется их творческая энергия.
ВВЕДЕНИЕ
1. МОТИВЫ И МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУРЫ И ПОЛИТИКИ
1.1. Место деятелей массовой культуры в политической системе
1.2. Политика - вершина шоу-бизнеса.
1.3. Телевидение – окно в «большую» политику.
2. КЕЙС - СТАДИ МЕТОД (Ф.БОНДАРЧУК)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Именно "сумасшедшие деньги" были тогда главным стимулом участия в кампании "Голосуй или проиграешь!" даже для самых "неангажированных" звезд: "Отказываться не было смысла, и в итоге мы отлично провели время и срубили весьма солидную сумму практически ни за что. Поехали бы мы или нет, все равно было ясно, чем кончится эта кампания. Мы были просто оберточной бумагой от конфеты, которую всем уже втюхали", - так оценивает свое участие в проекте "Голосуй или проиграешь!" известный музыкант Андрей Лысиков (Дельфин) в интервью российскому изданию "Playboy" летом 2002 года.
Повторение подобного "звездного марафона" в условиях нынешней политической обстановки вряд ли имеет смысл - в этом сходятся и все политтехнологи, и все те, кто называют себя "политтехнологами шоу-бизнеса": "Такое возможно лишь в контексте лизоблюдства, но В.В.Путин не нуждается в этом. Он настолько авторитетный человек и, с моей точки зрения, настолько грамотно себя ведет, что шоу-бизнес ему нужен только как уважение со стороны артистов, но не более того", - считает Иосиф Пригожин, музыкальный продюсер и автор книги "Политика как вершина шоу-бизнеса".
В то же время Пригожин уверен, что использование эстрадных звезд в политической кампании всегда работает на кандидата: "Артистические фигуры - более культовые, чем сами политики. У них есть фанаты, у них есть политический электорат, и они являются более влиятельными фигурами, чем политики, к ним больше доверия, благодаря их творчеству".
1.3. Телевидение - окно в «большую политику».
Наличие взаимосвязи между средствами коммуникации и политикой - взаимосвязи тесной и постоянной - очевидно и общепризнано в отношении практически всех стран мира, и Россия не является исключением из этого правила. Нетрудно заметить, что в классической русской формуле октябрьского захвата власти начала прошлого века: "банк, мосты, почта, телеграф, телефон" - четыре из пяти составляющих относятся к средствам коммуникации, причем три из них - к средствам коммуникации информационной. Более того, уже в этой формуле, относящейся ко вполне еще индустриальной эпохе, критичность такого средства пространственной коммуникации, как мосты, можно объяснить лишь особенностями географии Петрограда, между тем как основную роль в ней играют только и исключительно средства информационной коммуникации. Еще более очевидно, что во время попытки захвата власти в октябре 1993 г. второе по масштабам столкновение (если первым считать осаду Белого дома) произошло опять же у места расположения средства коммуникации - тогда им стал телевизионный центр в Останкино. Таким образом, властный конфликт в постиндустриальной России свелся исключительно к боевым действиям вокруг здания СМИ и здания парламента, одной из главных функций которого также является коммуникация.
Между тем, если продолжать данную аналогию, легко увидеть, что такие коммуникационные средства, как почта, телеграф и телефон, обслуживают в первую очередь индивидуальных, уникальных потребителей услуг, и информация, передаваемая ими, также уникальна. В то же самое время и парламент, и телевидение нацелены на максимально широкую аудиторию, транслируя на нее унифицированную информацию. Более того, именно такой канал распространения информации является абсолютно необходимым для любой политической группы, желающей бороться за власть или удержаться у власти. Максимально понятное и максимально массовое воздействие на максимально широкий слой избирателей - вот ключевой лозунг предвыборной стратегии в современных условиях массовых прямых выборов. Телевидение выступает в данной ситуации наиболее действенным средством донесения подобной информации.
Классические работы по теории СМИ так или иначе описывают способность телевидения "гипнотизировать" зрителя к техническим особенностям передачи телесигнала. Мануэл Кастеллс утверждал, что причина этого кроется в свойствах телеэкрана, состоящего из множества световых точек-пикселей, образующих вместе целую картину: "Телевизионное изображение обладает низким разрешением, так что зритель должен сам заполнять пробелы в картинке, а это заставляет его воспринимать изображение более эмоционально. С приходом телевидения наступает исторический разрыв с прежним стилем мышления, сложившимся под влиянием печатного слова".Нейл Постман выделял развлекательную философию общества масс-медиа, пришедшего на смену обществу книг. "Печатные медиа воспитывают терпение, учат не ждать немедленного просветления. <...> развлечения - это главная идеология телевизионного дискурса. Неважно, что показано на экране или с какой точки зрения - подразумевается, что это должно послужить удовлетворению нашего любопытства или доставить нам удовольствие". Вероятно, радикальнее всего по поводу нового и зачастую непонятного влияния телемедиа на массы высказался Маршалл Маклюэн. Именно ему принадлежит лозунг "The Medium is the Message" - "средство и есть содержание".
Телевидение показывает политику, а по сути - создает ее в монтажных комнатах. В условиях общества потребления политические новости становятся захватывающим сериалом, рассматривающимся с позиций "интересно-неинтересно", "смотрибельно-несмотрибельно", т.е. с чисто эстетических позиций. Политический процесс становится исключительно эмоциональным, основной же задачей политика теперь оказывается необходимость быть притягательным актером в захватывающей телепостановке, любимцем публики, лицедеем, а иногда и просто шутом. Фактически единственное, что публика не может простить политику-актеру -это невнятную и глупую игру, во время которой политик-лицедей неоднократно и без резона меняет свой сценический образ - это легко можно увидеть, сравнив постоянный успех у зрителей телебуффонады в исполнении Владимира Жириновского и полный провал киевских гастролей Ивана Рыбкина. Последнему в его шоу-исчезновении явно не хватало "правды характера", сценического напора, и потому представление получилось невнятно-скомканным, освистанным зрителями.
Идеальную иллюстрацию медиатизированной политики, в которой действующие персоны становятся чем-то вроде героев сериала "Друзья", можно найти в сегодняшней Франции: там на экраны первого канала TF1 планируют выпустить реалити-шоу, героями которого должны стать действующие политики . По замыслу создателей передачи, член кабинета министров, давший добровольное согласие на участие в шоу, должен провести от полутора до двух суток в отобранной телеканалом семье, завтракая, обедая и ужиная за семейным столом, обсуждая новости и всячески участвуя в жизни семьи - все под объективами телекамер. Из отснятого материала телеканал имеет право самостоятельно выбрать один час съемок для трансляции в эфире. Хотя этот проект и нельзя назвать реалити-шоу в полном смысле слова (камеры не установлены ни в ванной, ни в туалете, вся съемка производится "с плеча" оператором, а не стационарными камерами), основная тенденция очевидна: для того, чтобы попасть на экран (т.е. в настоящую политическую жизнь), политику приходится идти на все большие жертвы. Очевидно также, что, несмотря на протесты нынешнего французского премьер-министра Жан-Пьера Рафаррена, олицетворяющего в данном конфликте "традиционный" тип политика, именно за такими шоу - будущее. Об этом свидетельствует успех политического реалити-шоу в Аргентине, где телеканал оплатил кандидату в депутаты парламента предвыборную кампанию за участие в подобной передаче. В США планируется выпустить на экраны сериал, в котором актеры будут играть как бы в реальном времени, их герои будут обсуждать текущую политическую ситуацию в стране и мире.
Подлинным триумфом
концепции "политик-звезда" стала
безоговорочная победа Арнольда Шварценеггера
на выборах губернатора
При подобной смене приоритетов политической деятельности неизбежной становится серьезная деформация существующей демократической системы многих стран. Из-за того, что в мире теленовостей нет места для вполне профессиональных с точки зрения традиционной политической сферы, но скучных для телезрителя длинных заявлений и рассуждений политиков на отвлеченные темы, изменяется сама суть политического процесса. Одна удачно сказанная остроумная фраза может перевесить несколько глубоких взвешенных выступлений конкурентов. Это изменение сути политического процесса приводит к выдвижению на первый план таких качеств политика, как обаяние, фотогеничность, живость, сексуальность и, в конечном итоге, актерское мастерство. Качеств, способных привести к успеху, которого добились актер-политик Рональд Рейган и актер-политик Арнольд Шварценеггер. Организованные принципиально по-новому избиратели, представляющие теперь не столько партии, сколько телеаудиторию, на выборах голосуют за того, кто эффектнее смотрелся и был главным актером в политическом сериале, а также за того, кто сможет и в будущем доставлять им все новые и новые эстетические переживания, поддерживать аудиторию в напряжении и доводить зрителей до катарсиса.
Таким образом, в новостях-шоу, новостях-карнавале само существование политика определяется лишь тем, присутствует он или не присутствует в теленовостях, а от его официального десятиминутного заявления в сюжете остаются лишь отобранные монтажером десять секунд - и зачастую в эти десять секунд попадают не самые взвешенные (следовательно - скучные), а самые нелепые (следовательно - интересные для публики) слова политика.
Способности телемедиа не ограничиваются одним лишь конструированием параллельной, политической действительности. Они подтверждают событие, показывая его в вечерних новостях, ставят штамп "реально" на самой реальности. Огромное количество политических событий становится таковыми исключительно потому, что их показало телевидение, и почти все они изначально конструируются с учетом необходимости попадания на телеэкран. В любом случае, не показанное по телемедиа событие фактически не существует. Классический пример работы данного принципа - пресс-конференции или другие мероприятия политиков с заранее приглашенной прессой. Традиционным показателем успеха такого рода мероприятий является количество репортажей о них в новостях.
2. КЕЙС - СТАДИ МЕТОД (Ф.БОНДАРЧУК)
Кейс-стади (case study) – исследование отдельной общности; традиционное поле изучения уникального объекта в совокупности его взаимосвязей. Выбор объекта полностью обуславливается обоснованием соответствия параметров объекта задачам исследования (анализ изменения внутреннего мира известной личности, реконструкция жизненного пути и смена её идентичностей). В данном случае предметом изучения выступают социально-психологические особенности личности Федора Сергеевича Бондарчука, известного актера, режиссера, продюсера и политического деятеля. В качестве обоснования выбора были сформулированы некоторые условия, при которых личность наиболее оптимально соответствует целям исследования. Таких условий было три:
Специфика метода кейс-стади определяет исследовательскую стратегию: анализ событий, происходящих с выбранной личностью, проводится наряду с отслеживанием современного политического процесса как такового и включённости личности в него. Все это позволило составить более или менее объемную картину исследования.
Краткая биографическая справка
Федор Сергеевич Бондарчук родился 9 мая 1967 года в Москве, в семье режиссера Сергея Федоровича Бондарчука и актрисы Ирины Константиновны Скобцевой.
Служил в армии – в кавалерийском полку Таманской дивизии. По окончании режиссерского факультета ВГИКа, вместе с другом детства Степаном Михалковым в 1991 году создал продюсерскую компанию «Art Pictures Group». Занимается продюсированием ряда проектов, снимает кино, музыкальные и рекламные видеоролики, работает как актер и телеведущий. Лауреат премии ТЭФИ-2003. Телеакадемик. Женат, двое детей.
В результат исследования выявилась четкая схема «полное отчуждение от политики - член координационного совета молодежного движения».
Выбрав профессию
режиссера Ф.Бондарчук ещё
Ф.Бондарчук – патриот. Таким вырастили его родители, Библией жизни для него стал роман «Война и мир». Таким его сделала служба в армии. Подтверждением этому стал фильм, в котором он выступил как актер и режиссер, фильм об афганской войне «9 рота», вышедший в прокат в 2005 году.
Нельзя сказать, что основным мотивом политического участия для Бондарчука была потребность в самовыражении или новые творческо-коммерческие возможности, т.к. по его собственному признанию он – человек обеспеченный и самодостаточный. Скорее здесь играют большую роль аффективные компоненты (любовь к Родине). Итак, в ноябре 2005 года к имени Ф.Бондарчук добавилось понятие политический деятель.
«В Воронеже прошёл съезд партийной молодёжи "Единой России", главными событиями которой стали реструктуризация правления и смена названия организации. Был сформирован координационный совет, призванный стать руководящим коллективным органом. В него вошли 15 человек, курирующие разные направления. Примером в культурном образовании призван стать кинорежиссёр Фёдор Бондарчук, который прокомментировал своё назначение так: "Я не политик. Но, если мой пример поможет молодёжи в создании жизненных ориентиров, готов участвовать в любых акциях".
Информация о работе Мотивация политического участия деятелей в массовой культуре