Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2011 в 18:10, шпаргалка
Политология представляет собой науку о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом.Она изучает отношения различных социальных,этнических и религиозных групп.В центре политологии традиционно стоят проблемы власти,государства,социального господства,войны и мира
8. определение и содержание политики как общественного явления.
Политику можно
рассматривать с точки зрения
классового и с точки зрения деятельностного
подхода. Классовый подход характеризует
политику как сферу борьбы классов,
связанную с государством. Деятельностный
подход является более современным по
сравнению с классовым и характеризует
политику следующим образом. Политика
– деятельность, связанная с управлением
государства. Это умение, искусство управлять
государством. Роль искусства в политике
предопределяется вероятностным характером
политического процесса. Поэтому политика
как искусство предпола-гает мудрое решение
вопросов, тонкое маневрирование, верный
психологический расчет, гибкость в политических
решениях. Однако искусство политической
деятельности невозможно без меры. Если
меры нет, политика может перерасти в политиканство,
господство амбиций, властолюбия и интриги.
Элемент игры также присутствует в политике.
Строго говоря, игра является имитацией
деятельности, а не самой деятельностью.
В отечественной политологии политику
делят на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя
политика – совокупность направлений
деятельности государства, его структур
и институтов, связанных с решением проблем,
существующих в государстве (создание
рабочих мест, решение проблем здравоохранения,
образования и т.д.). Внешняя политика –
целенаправленная деятельность государства
по реализации интересов общества в системе
международных отношений (социальная
политика, инвестиционная политика и т.д.).
В зарубежной политологии политику делят
на четыре составляющие.1. Экстракционная
политика черпает в обществе человеческие
и материальные ресурсы для государственных
целей(налоги и т.д).2. Регулирующая политика
оказывает влияние на социальные слои,
политические ин-ституты и политическую
ситуацию в целом с помощью правовых норм
и управляющих воздействий.3. Дистрибутивная
политика направлена на распределение
материальных и духовных благ в обществе,
в том числе по программе социального
обеспечения и благотворительности.4.
Процедурная политика определяет структуры
и процедуры, связанные с государст-венным
управлением и политической системой.
Функции политики. Прогностическая. Эта
функция включает в себя прогнозирование
как положительных, так и отрицательных
последствий политической деятельности
правящей элиты. Интегрирующая сводится
к объединению различных групп общества
на основе возвышенных идей, интересов
и ценностей. Мобилизационно-организаторская
выражается в мобилизации материальных,
духовных и трудовых ресурсов для эффективного
решения экономических, социальных и других
задач, которые стоят перед обществом.
Идеологическая проявляется в разработке
определенного общественного идеала(включает
политические ценности и духовное обогащение).Воспитательная
нацелена на активное включение человека
в политическую жизнь, на его социализацию
для интеллектуального и духовного развития
индивида. Инноваци-онная нацелена на
творческое осмысление политической действительности,
способов и методов ее изменения.. Субъекты
политики.1-я группа включает основные
социальные общности (индивиды, социальные
группы, слои, классы, нации, народы). Каждый
из них обладает своим специфическим интересом,
который и побуждает к участию в политике.
Их называют первичными субъектами политики.2-я
группа включает социальные институты
и организации, которые формируются людьми
и их общностями с целью участия в политике.
Это политические институты, к которым
относится государство, политические
партии, общественные организации и движения.
Все они вторичны по отношению к субъектам
1-ой группы, т.к. создаются для выражения
политических интересов различных социальных
групп (классов, наций, народов).
9. Свойства, виды и функции политики.
Важн. сферой жизни
людей явл-ся пол-ка. Она представляет
собой особую форму жизнедеятельности,
к-ая связана с властными отношениями,
гос-вом и гос. устройством. Она вкл-ет
в себя те институты, принципы, нормы к-ые
обеспечивают жизнеспособность того или
иного сообщества людей, реализацию их
общей воли, интересов и потребностей.
К миру политики отн-ся гос-но-правовые,
партийные, избирательные системы, мех-мы
принятия решений, пол. процессы и отношения,
пол. культура и т. д. Наиб. важными в пол.
жизни любого общ-ва явл-ся проблемы пол.
господства и правления, господство и
сотрудничество, отношения людей с мех-мом
власти, проблемы пол. социализации и т.
д. Политика – это деят-сть гос. органов,
пол. партий, обществ. движений, орг-ций
их лидеров, в сфере отношений между большими
соц. группами, нациями, гос-вами, направленная
на мобилизацию их усилий с целью упрочнения
пол. власти или её завоёвывания специфическими
методами. Все виды политики находятся
в едином потоке и разорвать их невозможно.
Основную роль в политике играет гос-во,
поэтому гос-ая политика сотоит на первом
месте. Она делится на: *внутреннюю *внешнюю.
Также выделяют политику государств мира.
Важнейшим видом политики является политика
партий и общественно-политических организаций.
Сегодня большое значение имеет политка
СМИ. К видам политики можно отнести деятельность
крупных политических руководителей,
которые своими действиями влияют на ход
политики. Также выделяют: экономическую,
социальную, военную, духодно-культурную,
финансовую, религиозную политику. Функции:
управленческая, нормативно-регулятивная,
коммуникативная, мобилизирующая, оценочная,
прогностическая, распределяющая. Они
служат для:1. Поддержание, укрепление
целостности об-ва как сложно диф-ференцируемой
соц системы. 2. Разработка целей всего
об-ва и состав-ляющих его коллективных
субъектов, и мобилизация ресурсов на
реализа-цию этих целей. 3. Авторитарная
– Обязательное распределение дефицит-ных
ценностей и благ. 4. Предотвращение, регулирование
групповых кон-фликтов. 5. Обеспечение
взаимопонимания, взаимодействия.
10. происхождение, сущность и особенности гражданского общества. Его формирование в России.
Формирование
правового гос-ва возможно лишь на основе
развитого граж-данского общества.
Идея гражданского общества восходит
к эпохе античности (Аристотель в
греческом полисе гражданами считал
тех, кто участвует в политической
жизни общества.)Первое употребление
понятия “гражданское общество” у Гоббса:
гражданское общество лишь составная
часть государства и без государства оно
будет в хаосе. Долгое время гос-во и общ-во
не разграничивали, только в эпоху просвеще-ния
возникло четкое представление о гражданском
общ-ве. Гражданское общество – система
самостоят. и независ. от гос-ва общественных
институтов и отношений, которые призваны
обеспечить условия для самореализации
отдельных индивидов и коллективов, реализации
частных интересов и потребностей. Гражданское
общество создается постепенно, вырастая
естественно – оно самореализующаяся
и саморазвивающаяся система, но оно функционирует
более успешно, если создаются благоприятные
условия: 1..Наличие многообразных форм
собственности 2.. существование множества
соц групп, интересов, запросов …3.. наличие
широкой сети добровольных объединений,
движений4.. наличие четкой и непротиворечивой
системы законов5.. общегражданская ментальность
(вера в себя, конкурентность, готов-ность
взять полит ответственность). Основа
гражданского общества – средний класс.
Гражданское общество выступает как сфера
реализации частных интересов и потребностей,
а государство выразитель воли всего населения
примиряет и совмещает интересы по основным
вопросам общественной жизни. При демократии:
государство и общество равноправны и
самостоятельны и решение проблем осуществляется
путем компромиссов. Структура гражданского
общества делится на сферы: 1.Экономическая
– структурные эл-ты гражд. сообщества:
негосуд. предприятия и объединения . 2.Социально-политическая
– семья, классы, политическая, партия,
организованные движения, органы общественного
самоуправления 3.Духовная – традиции,
нравы, обычаи, сфера образования, науки,
культу-ры, союзы композиторов, национальные
творческие организации. Основным элементом
гражданского общества является отдельный
индивид, личность. Отличительный признак
общества от государственных структур
- равноправие партнеров. Гражданское
общество составляют : 1. различные предприятия
не государ-ственной формы собствености.2...
общественные организации и учреждения3..
разл союзы, фонды, клубы, общ движения,
гражданские инициативы4.. органы местного
самоуправления5.. полит партии () неправящие
6.. независимые СМИ 7.. группы давления.
основу соц гражданского общества образует
средний класс. Основополагающие условия
жизнедеятельности гражданского общества:
обладание членами конкретной собственностью,
право использовать и распоряжаться по
своему усмотрению.
11. Социальная структура общества. Теория социальной стратификации.
Для более глубокого
понимания воздействия
12.Субъекты и объекты политики.
Сущностью общ-ва
явл-ся сов-ть всех обществ. отношений.
Осн. сферы этих отн-ний: экономич., соц.,
полит., духовная. Все эти сферы связаны
между собой. Все сферы общ-ва вкл-ют в
себя: 1) опр. форму обществ. отношений как
основу сферы; 2) деятельность; 3) интересы,
цели, потребности; 4) идеи, ценности, взгляды;
5) субъектов деят-ти (классы, нации, соц.
группы, отд. индивиды). В системе политических
в/о активно действующая сила выступает
в кач-ве субъекта, а воспринимающая (подчиняющаяся)
сила, политическая воля – в кач-ве объекта.
Объект и субъект могут меняться местами
в случае изменения их активности и смены
направления вектора направленности политической
воли. Объектами в политике могут выст-ть
люди, институты, корпорации, классы и
др. элементы полит. пр-сса. Субъектами
выст-ют субъекты исторического пр-сса,
влияющие на формир-ие полит. целостности.
К субъектам относят гос-ва, классы, страты,
полит. институты, которые выражают значит.
пр-ссы социополитич. реальности. В правовом
гос-ве абсолют. субъектом стан-ся система
права. Все ост. участники полит. пр-сса
в той или иной мере выступают в роли объекта
политики, подчиняясь общест-политическим
нормам. В то же время личности, классы,
страты, полит. институты, различные корпорации
выступают в качестве субъектов в том
случае, если они становятся активной
дейст. силой в полит. пр-ссе и за счет реал-ии
своей полит. воли добив-ся достижения
опред-х интересов. В зависимости от того
какие субъекты пол-ки вступают в пол.
отношения можно выделить 3 уровня этих
отн-ний: 1) локальный (местный); 2) региональный–
отношения между регионами; 3) глобальный
– решение пол. проблем с участием всех
или больш-ва стран мира (войны, ООН).
13. Политическое лидерство и политическая элита.
Лидер- ведущий,
тот авторитетный член организации,
личностное влияние которого позволяет
ему играть существенную роль в соц. процессах,
ситуациях. Лидерство- 1 из механизмов
интеграции групповой деятельности, когда
индивид или часть соц. группы выполняет
роль лидера, т.е. объединяет действия
всей группы, которая ожидает, принимает
это действие. Черты лидера: способность
прогнозировать, ум, умение отстаивать
взгляды общ группы, нравст-ные кач-ва,
спос-ть весть за собой массы, коммун-ть,
орат-кие спос-ти и др. Существует 3 подхода:
1.Лидерство- способность влиять на других
людей с помощью авторитета, власти и контроля.
Усл-я: влияние лидера должно быть постоянным;
воздействие должно осущ-ся не на отдел.
гр., а на все общ-во + обратное влияние;
общ-во ощущает приоритетное воздействие
лидера.2.Лидерство- управл-кий статус;
соц. позиция, связ-ная с принятием решений;
рук-щая должность. 3.Лидерство- особый
род предр-ва на пол. рынке, при кот. препр-ли
в конкур. борьбе обменивают свои решения
общест-х задач и предполагаемые спос-бы
их реализ-ции на рук-щие должности.Существуют
различные концепции:1.теория черт (индивид.
кач-ва)2.ситуационная концепция (по обстоятельствам)
3.теория конституентов (инструмент группы).
Типология лидерства (по Веберу): 1.традиционное
(вожди племен, монархи)- авторитет основан
на традициях, обычаях, 2.харизматическое-
наделенные, по мнению масс, выдающ-ся
кач-ми и спос-ми к рук-ву3.рационально-легальное
-избранные демократическим путем. Маргарет
Дж. Херманн выделяет 4 образа лидера:1.знаменосец
– формирует свою пол прогр-му, реализует
свои идей и цели, приверженцы не оказывают
на него влияние (Маркс,Ленин)2.служитель
– выражают интересы своих приверженцев,
действуют от их имени (Брежнев)3.торговцы
– отлич-ся спос-тью убеждать людей и вовлекать
их в осуществленик своих планов (Рейган)4.пожарные
– хар-ся быстрой реакцией на насущные
требования времени, реагируют на проблемы
избирателей. ВИДЫ:1.формальное2.
14. Политическая власть. Ее определение и признаки.
Политическая
власть - способность и возможность
субъекта пол-ки осущ-лять свою волю, оказывать
воздействие на людей с пом. авторитета,
права, насилия и др. средств. Отличительные
признаки пол. власти: 1)верховенство-обязательность
решений для всего общества, всех его сфер
и видов власти. 2)всеобщность-действие
на основе права и от имени всего общества.
3)легальность - монопольное законное исп-ия
силы и др. средств властвования в масштабе
страны. 4)моноцентричность существование
властных органов принятия решений . Источники
власти: 1)различие свойств людей и их неравное
соц-ное положение в обществе; 2)сила; в
конечном счёте побеждает та соц-ая группа
людей, которая обес-ет себе поддержку
со стороны силовых структур; 3)богатство.
Владельцы богатства могут обеспечить
другим людям средства сущест-ия, а взамен
повиновение зависящих от них материально;
4)знание, информация- обладающие знаниями
привлекают внимание людей, предлагают
способы и методы решения проблем, пользуются
авторитетом; 5)занимаемое положение ,
приобретение больше знаний , информации,
психологическая готовность к управлению;
6) организация – объединяет многих людей
, след-но, лидеры орг-ии проявляют и чужие
интересы , то что не под силу одному достигается
общими усилиями. Пол. власть – отн-ие
, в к-х участвуют субъекты пол-ки , облад-е
волей или силой , а с другой подчинённые
объекты пол-и , согласные или несогласные
на подключение. В качестве властвующих
субъектов могут быть отдельные общности
людей , государство , организации.В качестве
подчинённых объектов выступают люди
социальные группы , классы . Властные
отн-ия имеют 2 уровня отн-ний:1)отношения
различных или противоположных интересов
и целей ; 2) по поводу всеобщих тождественных
целей . Сущность властных отношений –
принуждение и насилие , на другом уровне
– сохранение всеобщей взаимосвязи и
обязательности всех людей на основе согласия
и компромисса , взаимопонимания . Формы
властных отношений с учётом власти обеих
сторон : 1) согласие ; 2) компромисс 3)принуждение
; 4) насилие ; 5) борьба .При согласии обе
стороны отношений проявляют чувства
принадлежности к пол-ой общности , позитивно
воспр-ют гос-тво , согласны на подключение
. отношение компромисса – когда интересы
сторон совпадают частично и готовы делать
встречные уступки ; при несовпадении
властвующая сторона , опираясь на ресурсы
власти , навязывает свои цели и ценности
. Отн-ие конфликта и насилия существуют
при полной непримиримости интересов
сторон.
15. ресурсы политической власти.
Ресурсы власти
–те средства, с помощью кот. субъект вл-ти
добивается влияния на общ-во и реализации
своих поставленных целей. ? неск-ко подходов
к классификации ресурсов. По одному из
них ресурсы делятся на: 1) утилитарные
– это материальные и другие соц.блага
связанные с повседневными интересами
людей; с их помощью власть может «покупать»
не только политиков, но и целые слои населения;
2) принудит-ые –меры администр-го наказания,
когда не срабатывают утилитарные ресурсы.
3) нормативные – включают ср-ва воздействия
на внутрен. мир, ценностные ориентации
и нормы поведения людей; призваны убедить
влиянием на сознание человека в общности
интересов власть придержащих и управляемых.
Другой классификацией ресурсов явл.:
1) экономич. – это материальные ценности,
необходимые для общественного пр-ва и
потребления;деньги как их всеобщий эквивалент,
ср-ва пр-ва, земли, полезные ископаемые,
продукты питания. 2) политико-силовые
– оружие; аппарат физического принуждения;
специально подготовленные люди (армия,
полиция и т.д.). 3)культурно- информационные
– знания и информация, а также ср-ва их
получения и распространения, институты
науки, образования и СМИ. 4) соц. – способность
понижения или повышения соц.статуса,
место в соц.стратификации (т.е. должность,
престиж, образование).Легитимность - это
законность власти и обществен. поддержка.
М.Вебер выделяет 3 пути обеспечивания
легитимности власти: традиционный –
вл-ть по наследству,монархия; конституционно-легальный
(источ-к вл. – народ), харизматический
(избранный владеет особыми качествами).
В связи с этими путями он выделяет 3 уровня
легитимности власти: 1)идеологический
– основан на соотв-ии власти установившемуся
типу социализации человека и его интеграции
в полит.системе;характерен для тоталит.о
режима и достигается путем интенсивной
пропаганды. 2) структурный – характерен
для устойчивых обществ, где порядок формир-ия
власти стал привычным;люди признают власть,
т.к. она сформирована на законах. 3) персональный
– по мнению Вебера она заключена во всеобщем
одобрении властвующего лица(идентифицируется
с идеалом лидера)