Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2011 в 18:10, шпаргалка
Политология представляет собой науку о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом.Она изучает отношения различных социальных,этнических и религиозных групп.В центре политологии традиционно стоят проблемы власти,государства,социального господства,войны и мира
23. политические партии. Их признаки и структура.
Политич. партии
появились еще в Др.Риме и они
представляли собой легальные группировки,
отстаивающие свои позиции и интересы
в борьбе за власть и за влияние в общ-ве.
Возник-ие партий связано с этапом, когда
выполнение управленч. функций стало требовать
расш-ия традиционной политич. элиты и
само ее рекрутирование стало делом избирательного
корпуса. Для тех, кто обладает властью
весьма актуальной стала проблема и потреб-ть
в активной поддержке масс, в рез-те этого
политич. партии стали законными формами
борьбы с монархиями за ограничение их
прав, а также орудием артикуляции интересов
самых рез-х групп и избирателей. Политическая
партия-организованная группа единомышленников,
представляющая интересы определенной
части народа и ставящая своей целью их
реализацию путем завоевания гос-ой власти
или участия в ее осуществлении. Признаки
политической партии: *основная цель деятельности-завоевание
и осуществление политической власти
в обществе *наличие детально разработанной
политической программы и устава партии
*наличие организованной структуры на
всех уровнях *активное участие в избирательных
кампаниях. Политические партии в отличии
от других субъектов политики: индивидов,
общественных организаций и т.п. благодаря
организованности и партийной сплоченности
способны в гораздо большей степени оказывать
влияние на политику. Влияние пол. партий
на массы в обществе определяется факторами:
1.Наличие привлекательных идеологий,
опред. цели движения, его развитие и отражающие
интересы масс. 2.Орга-ая оформленность.
3.Достат. массовость и активность рядовых
членов партии. 4.Уровень компетентности
и авторитетности партийных руководителей.
5.Умение практически организовать свою
деятельность в конкретной исторической
установке.
24. политические партии. Типы и функции.
Политическая
партия-организованная группа единомышленников,
представляющая интересы определенной
части народа и ставящая своей целью
их реализацию путем завоевания гос-ой
власти или участия в ее осуществлении.
Несколько основных направлений:1.Консервативные
партии – обычно выражали интересы землевладельческой
аристократии и крупной торговой и финансовой
буржуазии. 2.Либеральные партии – промышленная
буржуазия, выступающая за конституционную
монархию, расширение избирательных прав,
а также против католической церкви. 3.Мелкобуржуазные
партии – ремесленники, крестьяне, мелкая
буржуазия.4.Пол. партии рабочего класса
– возникают позднее бурж. Функции пол.
партий: 1.Выявление, формирование и обоснование
интересов больших социальных групп. 2.Создание
пол. идеологии и полит. доктрин. 3.Участие
в формировании пол. систем, их общих принципов,
элементов, структур. 4.Участие в борьбе
за власть в гос-ве и создание программ
деятельности гос-ва. 5.Участие в осуществлении
гос. власти. 6.Форм-ие общественного мнения.
7.Пол. воспитание общества в целом или
его определенной части. 8.Подготовка к
выдвижению кадров для аппарата гос., профсоюзов
и других обществ. организаций. В гос-ах
с сильно развитой буржуазной демократией
широко распрост. парламентские партии,
к-е ориентируются на работу в законодат.
органах власти на высшем и местном уровне.
Типы парламентских партий: 1.Классические
(республиканская и демократическая партии
США и т.д.) - они функционир. для обслуж.
выборов, форм-ия правительства, после
завершения избират. компании они прекращают
своё действие. 2.Партии, рассм-ие парламентскую
работу как одно из основных направлений
своей деят-сти, их партийные орг-и имеют
постоянное, относительно устойчивое
членство, связаны с различными массовыми
орг-ми. Итоги избират. компании рассм-ся
как правильность подбора членов партии
и т.д. 3.Партии, рассм-ие парлам. деятельность,
как второстепенное направление работы.
4.Антипарлам-кие партии, отказывающиеся
даже участвов. в выборах. Основой пол.
и эконом.стабильности в буржуазных и
демокр. странах явл-ся партии центра (левого
и правого) в США: Демократическая и Республиканская.
Правоцентристы предлагают финансировать
все области обществ. жизни. Левоцентристы
– соц. направ-ость. В настоящее время
имеется большое количество разнообразных
партий их можно классифицировать по следующим
признакам:1.По социальной ориентации
а) помещичьи; б) буржуазные; в) мелкобуржуазные;
г) крестьянские; д) рабочие, с интеллигенцией.2.По
идейно-пол. установкам: а) революционные
(коммунисты); б) социал-реформистские;
в) буржуазно-реформисткие; г) консервативные;
д) реакционные.3.По организационным признакам:
а) кадровые; б) массовые.Партии жесткой
организации(признаки): а) твердая дисциплина;
б) партийные взносы. 4.По месту в пол. системе:
а) легальные; б) нелегальные; в) полулегальные.
5.По отношению к власти: а) правящие; б)
оппозиционные. 6.По вероисповеданию: а)
христ-ие; б) мусс-ие.
25. понятие и типы партийных систем. Партийная система в России.
Партийной системой
называется совокупность существующих
в обществе партий и принципы взаимоотношений
между ними. Оба эти элемента обязательны
для существования партийных систем.
Если в обществе нет партий, то не может
идти речи о системе. Но даже если партии
существуют, а "правила игры" между
ними не определены, нельзя считать партийную
систему сложившейся, а отношения между
ними нормальными и устоявшимися. Наибольшее
распространение получила типология партийных
систем, основанная на количественном
критерии - на числе партий, борющихся
за власть. Согласно такому подходу, все
партийные системы делятся на одно-, двух-
и многопартийные. Однопартийная система
свойственна странам с тоталитарным режимом,
при котором обеспечивается исключительное
право одной партии на фактическое осуществление
политической власти в обществе. Эти системы
не исключают возможности существования
других партий и даже их участия в формировании
и деятельности государственных структур.
Но всякая форма политического участия
этих партий поставлена под контроль правящей
партии, что сводит на нет их реальные
возможности в осуществлении государственной
власти и независимой политики. Такие
партии существовали в ряде социалистических
стран Восточной Европы. Двухпартийная
система обеспечивает одной из двух партий,
в случае её победы на выборах, большинство
мест в законодательном органе или назначения
её кандидатов на посты президента или
вице-президента. Двухпартийная система
не означает отсутствия других партий,
которые, однако, не имеют реальных шансов
на завоевание государственной власти.
Пример- США (Демократическая и Республиканская
партии). Многопартийная система включает
в себя широкий спектр партий от крайне
правых до сугубо левых. Как правило, в
многопартийных системах ни одна из партий
не может завоевать абсолютного большинства
избирателей, поэтому правительства чаще
всего бывают коалиционные, т.е. состоящие
из представителей двух или более партий.
Такая ситуация не редко ведет к нестабильности
и частой смене правительства. Многопартийность
- неотъемлемый компонент гражданского
общества, состоящего из различных социальных,
национальных и других групп, имеющих
свои интересы, ценностные ориентации,
политические установки. Многопартийность
позволяет партиям лучше учитывать это
многообразие интересов и привлекать
на свою сторону избирателей из различных
социальных групп. Худшей является однопартийная,
так как при ней отсутствует здоровая
конкуренция, и одна партия навязывает
всему обществу своё понимание его развития,
свою идеологию и политику. Она не способна
обеспечить необходимый прогресс страны
и поэтому практически во всех странах,
с нарушением того политического и социально-экономического
строя, который был её носителем, оказались
отвергнутой. Двухпартийная и многопартийная
системы имеют свои достоинства и недочеты.
Поэтому сказать, какая из них является
лучшей, нельзя. В таком случае остается
один наиболее разумный вариант: предоставить
самому обществу свободный выбор той партийной
системы, которую оно предпочтёт. В современной
России зарегистрировано на 25.06.2004г. 47
партий. Наиболее крупные из них, представленные
в Гос Думе: «Единая Россия»(Грызлов), ЛДПР,
(Жириновский) КПРФ (Зюганов), «Родина»
(Рогозин), непрошедшие в Гос Думу «Яблоко»,
СПС.
26. Политическая культура. Определение и структура.
Термин ПК введён
в оборот немецким просветителем
Иоганном Гердером. Сферой функционирования
ПК явл-ся вся пол. жизнь общ-ва, охватывающая
все те обществ. отношения, воззрения,
виды деят-ти и орг-ции, к-ые в той или иной
степени затрагивают проблемы власти
и упр-ния, а также сферы взаимодействия
пол-ки и экономики, пол-ки и права, пол-ки
и нравственности. Основными эл-тами ПК
явл-ся: 1) представления о различ. аспектах
пол. жизни общ-ва, а именно: о пол. системе
и её отд. институтах, о пол. режиме, о носителях
властных полномочий и т. д. 2) Пол. ценности
и ценностные ориентации; 3) Пол. установки.
Они способствуют переводу представлений
и ценностей. Пол. установка – это отношение
субъекта политики к пол. явлениям. 4) Пол.
традиции. В традициях сосредотачиваются
те элементы предшествующего пол. опыта,
к-ые объективно отвечают интересам и
целям общ-ва, признаются им и закрепляются
в кач-ве соотв. нормативных установок.
Пол. традиции предст-ют собой способ передачи
образцов пол. сознания и поведения, информирующиеся
под влиянием соц. факторов и особенностей
историч. развития. Одним из существенных
признаков авторитарно-патриархальной
ПК долгие годы господствующие у нас явл-ся
пренебрежение к человеку, его интересам
и правам. Обман считается формой пол.
поведения руководства не только к пол.
правителям, но и к своему народу. Пол.
представления, ценности, установки и
поведение в сов-ти раскрывают содержание
ПК. Все эти элементы отн-но самостоятельны
и вместе с тем взаимосвязаны, переплетены
между собой. Т.О ПК – это система исторически
сложившихся, отн-но устойчивых убеждений,
установок, проявляющиеся в деят-ти субъекта
пол. процесса. ПК описывает способ сущ-ния
пол. субъекта, нации, класса, группы, индивида.
На её формирование оказывают влияние:
1) различ. события сильным остаточным
воздействием; 2) гос-во в лице законодат.,
исполнит. и судебных органов. Действуя
в ограниченных размерах, гос-во принимает
и освещает своей пол. деят-тью акты, определяющие
важные параметры ПК, формирует и закрепляет
национальные пол. символы: герб, флаг,
гимн, гос. награды героев и антигероев;
3) наряду с гос-вами в формировании ПК
участвуют пол. организации, пол. партии;
4) в числе сил, формирующих ПК, нах-ся церковь;
5) средства массовой коммуникации (телевидение,
радио и т. д.); 6) мир бизнеса формирует
ПК в лице рекламы; 7) армия. Дело заключается
в том, что некоторые принципы, нормы и
модели деятельности армии переносятся
с большими или меньшими модификациями
на политическую жизнь (единоначалие,
действующая по команде, повышенная секретность,
ориентация на использование силы).
27. функции политической культуры. Особенности политической культуры России.
Термин ПК введён
в оборот немецким просветителем Иоганном
Гердером. Сферой функционирования ПК
явл-ся вся пол. жизнь общ-ва, охватывающая
все те обществ. отношения, воззрения,
виды деят-ти и орг-ции, к-ые в той или иной
степени затрагивают проблемы власти
и упр-ния, а также сферы взаимодействия
пол-ки и экономики, пол-ки и права, пол-ки
и нравственности. ПК – это система исторически
сложившихся, отн-но устойчивых убеждений,
установок, проявляющиеся в деят-ти субъекта
пол. процесса. ПК описывает способ сущ-ния
пол. субъекта, нации, класса, группы, индивида.
Сущность политической культуры проявляется
в её функциях:1) познавательная состоит
в вооружении субъекта знаниями необходимой
для у её успешной деятельности в сфере
политики. Эта функция может осуществляться
путём приобщения субъекта политического
процесса к определённой социальной общности.
В дальнейшем собственный опыт может скорректировать
политические убеждения, позицию, линию
поведения гражданина.2) нормативно-регулятивная
способствует устойчивому динамическому
функционированию политической системы.
Нормы политической культуры регулируют
жизнедеятельность субъектов политических
отношений. Эти нормы могут выступать
как формальные, так и неформальные. Формальные
– это государственные нормы, фиксируемые
в конституции и других правовых актах.
К системе неформальных норм относятся
правила политического поведения, вытекающие
из нравственных принципов и определяемые
политическими традициями, обычаями, стереотипами
поведения.3) культурно-воспитательная;
4) коммуникативная заключается в передаче
политического опыта. Он может передаваться
как по вертикали, так и по горизонтали.5)
прогностическая, т.е. составление прогнозов.
Специфика политической культуры России
обусловлена евразийским геополитическим
положением страны, концентрацией и централизацией
власти, скрепляющий в единый организм
регионы и народы, слабостью механизмов
самоуправления и самоорганизации, доминировавшими
коллективными формами образа жизни. Для
российской политической жизни характерны
радикализм, уверенность в быстрых и простых
способах решения сложных проблем. Политическая
культура России может быть сгруппирована
на основе следующих критериев- многослойности,
гетерогенности, антиномичность. Многослойность
проявляется в сочетании нескольких разнородных
пластов- сугубо российского(коллективизм,
мессианство, соборность), советсткого(идеализм,
вождизм, уравнительство), модернистского(индивидуализм,
ориентация на рынок и демократию). Гетерогенность
России проявляется в существовании множества
этнонациональных, региональных, конфессиональных
и иных субкультур. Антиномичность России
проявляется в сочетании следующих противоположных
компонентов: коллективизм-индивидуализм,
консерватизм-радикализм, архаизм-футуризм,
почвенничетсво-западничество и т.д.
28. политический режим. Основные типы.
ПР является
важной характеристикой всей политической
системы и отражает формы реализации политической
власти. В более широком смысле режим это
управление т.е. совокупность средств
и методов с помощью которых господствующий
класс управляет обществом. ПР- это управление,
совокупность средств и методов, форма
реализации политической власти которыми
господствующий субъект политики осуществляет
свое господство и руководство обществом.
Он характеризует тактику сочетаний партий,
способы господствования, механизм принятия
решений и реализации прав и свобод граждан.
Политическое господство носит общеобязательный
характер и осуществляется как непосредственно
господствующей силы так и через механизм
политической власти. ПР характеризует
формы осуществления власти всеми институтами
политической системы : государством,
политическими партиями, общественными
объединениями и т.д. Если речь идет об
осуществлением власти только государством
то имеет место государственный режим.
Содержание и суть политической системы
определяется следующими факторами :1.
Соотношением политических сил в политической
борьбе.2. Классовой сущностью и формой
государства.3. Традициями реализациями
власти в политической жизни.Существовало
и существует в истории человечества множество
форм политических режимов :1. Авторитарный
ПР. Его крайним выражением является тоталитарный
ПР. 2. Демократический ПР.3. Различные виды
диктатур и тирании. В XX веке эти диктатуры
стали принимать характер националистический.ПР
существует всегда пока существует политическая
жизнь, по форме в разных странах изменчивы.
Деспотический режим может заменятся
авторитарным который может перейти в
демократический и наоборот, это зависит
от конкретно исторических условий. Первые
государства возникли 6 тыс. лет назад.
Единственным политическим институтом
было государство. В таких государствах
власть принадлежала одному человеку
и передавалась по наследству; Народ не
имел политических прав и был отстранен
от правления. Этот режим уществует в ряде
стран и в наше время.
29. авторитарный политический режим.
Авторитарный
режим (АР) – власть, влияние. АР характериз.
след. чертами:1.Сосредоточение всей власти
в руках опред. органа: единол. и
коллект. В ка-честве автократа могут
выступать: монарх, военная хунта
и т.д.2.Ограниченность выборности гос.
органов, ограничение полномочий парла-мента,
наделение широкими полномочиями распределительно-