Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2011 в 18:10, шпаргалка
Политология представляет собой науку о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом.Она изучает отношения различных социальных,этнических и религиозных групп.В центре политологии традиционно стоят проблемы власти,государства,социального господства,войны и мира
16. разделение, принадлежность и функции политической власти.
Важная хар-ка
власти – её принадлежность, она
может принадлежать одному человеку,
организациям ,народу в целом . В
демократиях пол. власть , в зависимости
от полномочий субъектов пол-ки , делится
на : 1) родственную и представительную
; 2) законодательную , исполнительную и
судебную ; 3) власть федерального центра
и субъекта ; 4) гос-ая и местная ; 5) гос-ая
и партийная ; 6) гос-ую и власть общественно-
пол. организации. В системе пол. власти
разделяют 3 уровня : 1) система высших органов
власти : закон-ая, исп-ая , судебная ; 2)
промежуточная – бюрократия , аппарат
среднего звена , связь с партиями ,организациями
; 3) микроуровень - непосредственное пол.
общение людей , обмен пол. убеждениями
,формами убеждений. ФУНКЦИИ ВЛАСТИ 1) управление
– руководство обществом в целом и каждой
его сферой , разрешение противоречий
между необходимостью наведения порядка
в обществе и различными социальными субъектами
; 2) функция оптимизации пол. системы ,приспособление
её институтов , к-е получили право управлять
обществом ; 3) стабильность , от этого зависит
его устойчивость и законность .Происходят
процессы изменения и развития власти
.1) усиление инт-ти процессов демократизации
пол. власти ;2) возрастание легитимности
(законности) , как обязательного признака
цивил. власти ; субъекты пол-ки прилагают
максимум усилий для обеспечения легитим.власти
и поддержание её народом.3) основана на
признании народа источником власти, выражается
в расширении количества пол. субъектов
, обл. властными полномочиями. 4)негативный
процесс нарастания конфл. между различными
ветвями власти. 5) в целом назначение пол.власти
– рег-е отношений между людьми и обществом
в целом , разрешение интересов в области
интересов .
17. Политическая система общества. Понятие и структура.
Структура ПСО: В ПСО входят пол. культура (пол. сознание, пол. нормы, пол. традиции); пол. режим, пол. отношения, пол. орг-ции общ-ва (гос-во, обществ. орг-ции и движения, пол. партии, трудовые коллективы).Понятие система в применении к анализу пол. явлений можно найти у Вебера и Ленина. У Вебера этот термин прим-ся для хар-ки пол. власти, мех-ма, имеющего монопольное право на законное принуждение на опр. территории. т. е. Вебер понимает под ПС гос-во. У Ленина под понятием ПС видится господство диктатуры пролетариата, партия и обществ. орг-ции. В зап. пол-гии считается, что основателем теории ПС является Дэвид Истон, к-ый в 1953г издал книгу «ПС». Истон положил начало системного подхода к пол. процессам в Америк. пол-гии. 3 основных элемента: 1. Попытался создать обобщ. теорию, охватывающую деят-ть как национальных, так и международных ПС. 2. В кач-ве осн. задачи – анализ условий, необходимых для самовыживание ПС. 3. С этой целью предлагал рассматривать 4 категории: 1) саму ПС. 2) окр. её среду. 3) реакцию. 4) обрат. связь. Истон опр-ет ПС как взаимодействия, посредством к-ых в общ-ве распред-ся ценности. Осн. её назначением явл-ся распределение ценностей и побуждение к принятию этого распределения в кач-ве обязат. больш-вом членов общ-ва. Именно эти ф-ции хар-ют специфику пс по сравнению с окр. её подсистемами. Будучи открытой и приспособленной системой поведения пс испытывает влияние окр. среды. При помощи регуляционных мех-мов эта система вырабатывает ответные реакции, приспосабливаясь к внешним условиям. Посредством этих мех-мов она регулирует своё поведение, преобр-ет и изменяет свою стр-ру. Если система не приняла мер по предотвращению пагубного действия окр. среды и если напряжения настолько велики, что власти не могут осуществить решения в кач-ве обязат., пс может быть разрушена.
Согласно Истону,
обмен и взаимодействие ПС с окр.
средой осущ-ся по принципу «входа-выхода».
Вход совершается либо в форме
требований, либо в форме поддержки.
В 1 случае это обращение к властям желательного
или нежелательного разделения ценностей
в общ-ве. Поддержка обеспечивает относит.
стабильность властных органов, к-ые преобр-ют
требования среды в решения, а также создаёт
необходимые условия для применения средств
и методов, с помощью к-ых осущ-ся преобразования.
Поддержка играет важную роль для обеспечения
согласия в общ-ве.
18. Функции политической системы. Типология ПС. ПС России.
ПС выполняет в обществе следующие функции:1. Определение целей и задач общества, выработка программы и организация его жизнедеятельности в соответствии с интересами господствующих классов.2. Мобилизация ресурсов общества на достижение целей, сформулированных ПС.
3. Интеграция
всех элементов общества
19. политические отношения и политические конфликты.
ПО явл-ся составной
частью пол. системы (ПС), связаны с
ней др. элементами и составляют
с ними единое целое. Совершая ПолитДеятельность,
субъекты и объекты пол-ки с необходимостью
вступают в сложную систему взаимосвязей
и пол. отношений. ПО – это взаимодействия
в пол-ке и власти, при к-ых происходит
их объединение, разобщение, передача
идей, взглядов, обмен информацией, передача
волевых побуждений от одного субъекта
политики к другому субъекту или объекту
политики. Содержанием ПО являются взаимодействия
общ-ва как единого целого и общ-ва, внутренне
разделённого на группы, имеющие различ.
и противоположные потр-ти интересы и
цели. Эти различия носят прежде всего
экономич. и соц. хар-р, различ. ПО имеют
2 взаимообусловленных стороны: 1) по поводу
различных и противоположных экономич.,
соц. и др. потр-тей, интересов и целей.
2) по поводу всеобщности и тождественности
всех людей и их положения в общ-ве. Основным
в ПО, их сущности явл-ся с одной стороны
борьба классов и групп за пол. господство,
обладание гос. властью, а с другой – сохранение
всеобщей взаимосвязи и обязательности
всех людей и групп. Если в первом аспекте
формой проявления ПО является борьба,
то во втором – согласие и компромисс.
На развитие ПО, изменение форм их проявления
оказывает влияние экономика и уровень
развития общ-ва, а также пол. сознание,
институты, структура, нормы и деятельность
субъектов политики. ПО в зависимости
от содержания могут проявляться в нескольких
формах: 1.Консенсус, 2.Компромисс, 3.Принуждение,
4.Насилие 5.Конфликт. Вместе с тем каждая
из сторон вносит в ПО своё содержание.
Так господствующий субъект политики
может воздействовать на другую сторону
с помощью убеждения, давления, насилия.
Подчинённая сторона может добровольно
подчиняться или сопротивляться. Состав
ПО: 1. Внутренние ПО. 2. Внешние ПО. 3. Международные
ПО. Все ПО в определённом смысле являются
формой политической деятельности (ПД).
ПД – это систематическое соучастие и
вмешательство субъектов политики в общественно-политическую
жизнь с целью приспособления её к своим
интересам. Пол. Конфликт - столкн-е 2-х
или более разнонаправленных сил с целью
реал-ции своих интер. в усл-х противодействия.
Объекты: соц. отн-я, сфера жизни общ-ва,
обществ. явл-я, на кот. этот конфл. направлен.
Виды: внутрипол., внешнепол., в сфере эк-ки,
соц. отнош-й, пол-ки, культуры. Предмет:
террит., межнац., языковые отнош-я и др.
проблемы обществ. жизни. Конфл., происх.
в разл. сферах обществ. жизни, приобр-т
пол. хар-р, если они затраг-т межнац., междунар.,
классовые, межобщинные, религиозные,
демографич. и локальные отн-я. Пол. конфл.
- постоянно действующ. форма борьбы за
власть в каждом конкр. общ-ве. Виды: 1. внутрипол.,
внешнепол.; 2. парламентские, внепарл.;
3. межэтнические, междунар. Вар-ты упр-я
конфл.: 1. эфф-го упр-я конфл.: он успешно
разреш-ся и т. о. достиг-ся приемлемое
обеими сторонами полож-е. 2. конфл. подавл-ся
силой. Либо достиг-ся полная победа одной
стор. над др., либо устан-ся ситуация «взаимного
поражения». Конфл. может в любое вр. возродиться.
Он может выйти из-под контроля и принять
форму нар. войны, револ. и гражд. войны.
3 этапа упр-я конфл.: 1) на стадии латентности
а) урег-е вкл-т: глубокое изуч-е и научн.
анализ осн. и второстеп., главных и частных
противоречий в обществе; б) провед-е сильной
соц. пол-ки с акцентом на повыш-е статуса
и повыш-е ур-ня жизни нац-х, расовых и соц.
меньшинств; в) разв-е демократии и форм
пол. участия всех гр-н в пол-ке; г) недопущение
наруш-я прав и свобод гр-н и дискриминация
нац. меньш-в; д) созд-е широкой сети гос.
и обществ. орг-й по упр-ю конфл.; 2. на стадии
раннего протекания – принятие противоборств.
сторонами опр. правил игры, основанных
на з-нах, правилах пол. этики, на взаимном
уважении и готовности к компромиссам;
3. на затяжной, самой длител. и острой фазе
разв-я конфл. – подраз-т особую роль гос-ва,
кот. закл-ся в том, чтобы придать узаконенный
статус соглаш-ям, достигнутым на переговорах.
Здесь обяз-но должны быть оговорены временные
рамки действия согл-я, особенно рамки
взаимного сотр-ва и взаимозавис-ти сторон.
Факт-ки эти меры направлены на недопущ-е
расшир-я конфл. вширь и вглубь и на блокир-е
его дальнейш. разв-я. В любом случ., культура
разреш-я конфл. долж. спос-ть переводу
его в стадию совместн. поиска компромиссных
реш-й.
20. Понятие гос-ва, его сущность и признаки.
Гос-во – это
территориальная орг-ция
21. Формы правления, формы гос-го устройства, функции гос-ва.
Формы правления
– это структура и правовое положение
высших органов государственной власти
(главы гос–ва, парламента и правительства).
Определяющим признаком является правовой
статус главы государства.В обществе сложилось
две формы: монархия и республика. При
монархии власть принадлежит одному человеку
и передается по наследству. В республике
власть – народу и существует выбираемый
и сменяемый глава государства. Монархия
может быть абсолютной, конституционной,
деспотической и конституционной. В настоящее
время монархия существует в 1/3 стран мира
(Абсолютная - Саудовской Аравии; конституционная
– в Англии, Японии, Швеции). Республика
может быть аристократической, демократической,
парламентской, президентской и т.д. Форма
государственного устройства (территориальное
строение государства) Это отношение государства
как целого к составляющим его частям:
к административно–
Регулирование
сферы просвещения и культуры;
Много споров вызывает
функция регулирования
22. правовое гос-во. Соотношение правового гос-ва и гражданского общества.
Для выполнения
гос. ф-ии создаётся гос. аппарат
– это система органов через
которые осущ-я гос. власть, реализация
функции гос-ва это сост. часть
гос. механизма, он включает в себя следующие
элементы: 1) органы гос. власти 2) органы
гос. управления 3) судебно-правовые органы.
Эффективность гос. власти во многом зависят
от форм работы гос. аппарата. Наряду с
высшими органами гос. власти в гос-ве
сущ-ет местная власть и местное самоуправление.
В структуру гос-ва входят и такие элементы
как армия, прокуратура, милиция, спец.
учреждения. В организации и регул-и гос.
жизни значительная роль принадлежит
праву. Гос-во, в котором правят законы
а не люди получило название – правового
гос-ва. Правовое гос-во – гос-во ограниченное
в своих действиях правом, подчиненное
воле суверенного народа, выражаемое прежде
всего в конституции и призвании обеспечить
индивидуальную свободу, основополагающие
права личности. В основе конституции
правового гос. лежит принцип свободы
выбора народа своего соц. и пол. устройства.
Правовое гос-во не признаёт какого либо
иного источника суверенитета кроме свободного
волеизъявления граждан. Правовое гос-во
опирается на основной закон. Всякая власть
в правовом гос-ве ограничена законом,
а само гос-во явл-ся правовым в той мере,
в какой оно заботится об интересах общ-ва,
охраняет права человека. Иначе говоря,
не общ-во служит гос-ву, а гос-во должно
служить обществу. Признаки правового
гос-ва: 1) верховенство закона 2) равенство
всех перед законом 3) неукоснительное
соблюдение законов гос. органами, должностными
лицами, коллективами, т.е. всеобщность
закона 4) независимый суд 5) высоко пол.
культура общ-ва 6) эффективно действующая
правоохранительная система. Любая пол.
система состоит из 2 частей: гос-во и гражд.
общество. Гражданин – это лицо имеющее
правовую принадлежность к данному гос-ву,
на которое распр-ся законы гос-ва, установленные
законом гражданские права, свободы и
обязанности. Гражданское общ-во – это
общ-во, которое предполагает наличие
независимых от гос-ва но взаимодействующих
с ним каналов реализации различных прав
граждан, их ассоциации, инициативы и участие
в управлении общ-ва и гос-ва. Гражданское
общ-во строится на основе самоуправляемости,
оно защищено традициями, обычаями, моральными
нормами, правовыми законами от прямого
вмешательства со стороны гос-ва. Составляющие
гос. общества: 1) отношение собственности
2) трудовые отношения 3) национальные отношения
на бытовом уровне 4) общественные организации
5) религиозные объединения 6) система образования
и воспитания, наука, культура 7) семья
8) средства массовой информации, печать,
радио и телевидение.