Объект и предмет политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2011 в 18:10, шпаргалка

Описание

Политология представляет собой науку о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом.Она изучает отношения различных социальных,этнических и религиозных групп.В центре политологии традиционно стоят проблемы власти,государства,социального господства,войны и мира

Работа состоит из  1 файл

Политология от Зины.doc

— 216.50 Кб (Скачать документ)

16. разделение, принадлежность  и функции политической  власти.

Важная хар-ка власти – её принадлежность, она  может принадлежать одному человеку, организациям ,народу в целом . В  демократиях пол. власть , в зависимости от полномочий субъектов пол-ки , делится на : 1) родственную и представительную ; 2) законодательную , исполнительную и судебную ; 3) власть федерального центра и субъекта ; 4) гос-ая и местная ; 5) гос-ая и партийная ; 6) гос-ую и власть общественно- пол. организации. В системе пол. власти разделяют 3 уровня : 1) система высших органов власти : закон-ая, исп-ая , судебная ; 2) промежуточная – бюрократия , аппарат среднего звена , связь с партиями ,организациями ; 3) микроуровень - непосредственное пол. общение людей , обмен пол. убеждениями ,формами убеждений. ФУНКЦИИ ВЛАСТИ 1) управление – руководство обществом в целом и каждой его сферой , разрешение противоречий между необходимостью наведения порядка в обществе и различными социальными субъектами ; 2) функция оптимизации пол. системы ,приспособление её институтов , к-е получили право управлять обществом ; 3) стабильность , от этого зависит его устойчивость и законность .Происходят процессы изменения и развития власти .1) усиление инт-ти процессов демократизации пол. власти ;2) возрастание легитимности (законности) , как обязательного признака цивил. власти ; субъекты пол-ки прилагают максимум усилий для обеспечения легитим.власти и поддержание её народом.3) основана на признании народа источником власти, выражается в расширении количества пол. субъектов , обл. властными полномочиями. 4)негативный процесс нарастания конфл. между различными ветвями власти. 5) в целом назначение пол.власти – рег-е отношений между людьми и обществом в целом , разрешение интересов в области интересов . 

17. Политическая система  общества. Понятие  и структура.

Структура ПСО: В ПСО входят пол. культура (пол. сознание, пол. нормы, пол. традиции); пол. режим, пол. отношения, пол. орг-ции общ-ва (гос-во, обществ. орг-ции и движения, пол. партии, трудовые коллективы).Понятие система в применении к анализу пол. явлений можно найти у Вебера и Ленина. У Вебера этот термин прим-ся для хар-ки пол. власти, мех-ма, имеющего монопольное право на законное принуждение на опр. территории. т. е. Вебер понимает под ПС гос-во. У Ленина под понятием ПС видится господство диктатуры пролетариата, партия и обществ. орг-ции. В зап. пол-гии считается, что основателем теории ПС является Дэвид Истон, к-ый в 1953г издал книгу «ПС». Истон положил начало системного подхода к пол. процессам в Америк. пол-гии. 3 основных элемента: 1. Попытался создать обобщ. теорию, охватывающую деят-ть как национальных, так и международных ПС. 2. В кач-ве осн. задачи – анализ условий, необходимых для самовыживание ПС. 3. С этой целью предлагал рассматривать 4 категории: 1) саму ПС. 2) окр. её среду. 3) реакцию. 4) обрат. связь. Истон опр-ет ПС как взаимодействия, посредством к-ых в общ-ве распред-ся ценности. Осн. её назначением явл-ся распределение ценностей и побуждение к принятию этого распределения в кач-ве обязат. больш-вом членов общ-ва. Именно эти ф-ции хар-ют специфику пс по сравнению с окр. её подсистемами. Будучи открытой и приспособленной системой поведения пс испытывает влияние окр. среды. При помощи регуляционных мех-мов эта система вырабатывает ответные реакции, приспосабливаясь к внешним условиям. Посредством этих мех-мов она регулирует своё поведение, преобр-ет и изменяет свою стр-ру. Если система не приняла мер по предотвращению пагубного действия окр. среды и если напряжения настолько велики, что власти не могут осуществить решения в кач-ве обязат., пс может быть разрушена.

Согласно Истону, обмен и взаимодействие ПС с окр. средой осущ-ся по принципу «входа-выхода». Вход совершается либо в форме  требований, либо в форме поддержки. В 1 случае это обращение к властям желательного или нежелательного разделения ценностей в общ-ве. Поддержка обеспечивает относит. стабильность властных органов, к-ые преобр-ют требования среды в решения, а также создаёт необходимые условия для применения средств и методов, с помощью к-ых осущ-ся преобразования. Поддержка играет важную роль для обеспечения согласия в общ-ве. 

18. Функции политической  системы. Типология  ПС. ПС России.

ПС выполняет  в обществе следующие функции:1. Определение целей и задач общества, выработка программы и организация его жизнедеятельности в соответствии с интересами господствующих классов.2. Мобилизация ресурсов общества на достижение целей, сформулированных ПС.

3. Интеграция  всех элементов общества вокруг  общих целей и ценностей.4. Распределение ценностей в обществе в соответствии с интересами господствующего класса и в целях сохранения данной системы собственности и власти.5. Легитимация, т.е. обеспечение необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам. Это стремление ПС получить поддержку и одобрение со стороны управляемых своим управленческим действиям.Виды ПС. В истории человечества в разных странах и на разных этапах существовало множество ПС. В политологии выделяется несколько видов ПС:1. Микроскопические ПС – далее неделимые (ПС субъекта федерации).2. Макроскопические ПС – это системы, включающие в себя целый ряд других ПС (ПС СССР, Евросоюза).3. Открытые и закрытые ПС.открытые ПС имеют динамическую структуру и активную связь с окружающей средой (ПС Великобритании).закрытые ПС характеризуются жесткой структурой и слабой связью с окружающей средой (ПС СССР, Германии).4. Примитивные, традиционные, современные – в зависимости от уровня развития общества (примитивные – древние государства).5. Централизованные и децентрализованные ПС.централизованные – власть принадлежит одному человеку или небольшой группе лиц.децентрализованные – власть принадлежит множеству субъектов политики (народу, органам государства).ПС России. ПС Росси находятся на стадии становления:1. Сохраняются старые и возникают новые буржуазные политические отношения.2. Политическая организация – государство в своем составе имеет 89 субъектов федерации, законодательные и исполнительные органы, а также судебные. В ее состав входит более 70 партий, а также более 600 общественно–политических организаций и движений.3. Политическое сознание и культура – в состоянии становления. Существует коллективизм, марксизм и т.д. Появляются новые: индивидуализм, либерализм.4. Политические нормы – на стадии становления. Центром ПС является государство. Политические партии ведут борьбу за завоевание государственных постов и использование их в целях политических партий. Т.о. ПС является сложнейшим механизмом реализации политической власти в обществе, важнейшим механизмом принуждения. 

19. политические отношения  и политические  конфликты.

ПО явл-ся составной  частью пол. системы (ПС), связаны с  ней др. элементами и составляют с ними единое целое. Совершая ПолитДеятельность, субъекты и объекты пол-ки с необходимостью вступают в сложную систему взаимосвязей и пол. отношений. ПО – это взаимодействия в пол-ке и власти, при к-ых происходит их объединение, разобщение, передача идей, взглядов, обмен информацией, передача волевых побуждений от одного субъекта политики к другому субъекту или объекту политики. Содержанием ПО являются взаимодействия общ-ва как единого целого и общ-ва, внутренне разделённого на группы, имеющие различ. и противоположные потр-ти интересы и цели. Эти различия носят прежде всего экономич. и соц. хар-р, различ. ПО имеют 2 взаимообусловленных стороны: 1) по поводу различных и противоположных экономич., соц. и др. потр-тей, интересов и целей. 2) по поводу всеобщности и тождественности всех людей и их положения в общ-ве. Основным в ПО, их сущности явл-ся с одной стороны борьба классов и групп за пол. господство, обладание гос. властью, а с другой – сохранение всеобщей взаимосвязи и обязательности всех людей и групп. Если в первом аспекте формой проявления ПО является борьба, то во втором – согласие и компромисс. На развитие ПО, изменение форм их проявления оказывает влияние экономика и уровень развития общ-ва, а также пол. сознание, институты, структура, нормы и деятельность субъектов политики. ПО в зависимости от содержания могут проявляться в нескольких формах: 1.Консенсус, 2.Компромисс, 3.Принуждение, 4.Насилие 5.Конфликт. Вместе с тем каждая из сторон вносит в ПО своё содержание. Так господствующий субъект политики может воздействовать на другую сторону с помощью убеждения, давления, насилия. Подчинённая сторона может добровольно подчиняться или сопротивляться. Состав ПО: 1. Внутренние ПО. 2. Внешние ПО. 3. Международные ПО. Все ПО в определённом смысле являются формой политической деятельности (ПД). ПД – это систематическое соучастие и вмешательство субъектов политики в общественно-политическую жизнь с целью приспособления её к своим интересам. Пол. Конфликт - столкн-е 2-х или более разнонаправленных сил с целью реал-ции своих интер. в усл-х противодействия. Объекты: соц. отн-я, сфера жизни общ-ва, обществ. явл-я, на кот. этот конфл. направлен. Виды: внутрипол., внешнепол., в сфере эк-ки, соц. отнош-й, пол-ки, культуры. Предмет: террит., межнац., языковые отнош-я и др. проблемы обществ. жизни. Конфл., происх. в разл. сферах обществ. жизни, приобр-т пол. хар-р, если они затраг-т межнац., междунар., классовые, межобщинные, религиозные, демографич. и локальные отн-я. Пол. конфл. - постоянно действующ. форма борьбы за власть в каждом конкр. общ-ве. Виды: 1. внутрипол., внешнепол.; 2. парламентские, внепарл.; 3. межэтнические, междунар. Вар-ты упр-я конфл.: 1. эфф-го упр-я конфл.: он успешно разреш-ся и т. о. достиг-ся приемлемое обеими сторонами полож-е. 2. конфл. подавл-ся силой. Либо достиг-ся полная победа одной стор. над др., либо устан-ся ситуация «взаимного поражения». Конфл. может в любое вр. возродиться. Он может выйти из-под контроля и принять форму нар. войны, револ. и гражд. войны. 3 этапа упр-я конфл.: 1) на стадии латентности а) урег-е вкл-т: глубокое изуч-е и научн. анализ осн. и второстеп., главных и частных противоречий в обществе; б) провед-е сильной соц. пол-ки с акцентом на повыш-е статуса и повыш-е ур-ня жизни нац-х, расовых и соц. меньшинств; в) разв-е демократии и форм пол. участия всех гр-н в пол-ке; г) недопущение наруш-я прав и свобод гр-н и дискриминация нац. меньш-в; д) созд-е широкой сети гос. и обществ. орг-й по упр-ю конфл.; 2. на стадии раннего протекания – принятие противоборств. сторонами опр. правил игры, основанных на з-нах, правилах пол. этики, на взаимном уважении и готовности к компромиссам; 3. на затяжной, самой длител. и острой фазе разв-я конфл. – подраз-т особую роль гос-ва, кот. закл-ся в том, чтобы придать узаконенный статус соглаш-ям, достигнутым на переговорах. Здесь обяз-но должны быть оговорены временные рамки действия согл-я, особенно рамки взаимного сотр-ва и взаимозавис-ти сторон. Факт-ки эти меры направлены на недопущ-е расшир-я конфл. вширь и вглубь и на блокир-е его дальнейш. разв-я. В любом случ., культура разреш-я конфл. долж. спос-ть переводу его в стадию совместн. поиска компромиссных реш-й. 

20. Понятие гос-ва, его  сущность и признаки.

Гос-во – это  территориальная орг-ция классового общ-ва, к-ая посредством мех-ма публичной  власти, обеспечивает основу существования общества, индивида, суверенитет народа.Форма гос. устройства – это территориальное строение гос-ва. Отношение гос-ва как единого целого к его основным частям – административно территориальным единицам.2 типа гос. устройства: 1) унитарное гос-во, к-е централизовано, в его структуре нет автономных образований, имеется лишь административно территориальные деления. Обычно они моно или этнически меньшинства не имеют своих автономных образований.2) Федерация – это объединение гос. образований, штатов, республик, земель, к-е имеют определенную самостоятельность для к-х характерны национальные соц. эконом-ие и другие различия. Характерно наличие 2 систем организационной власти: федерального, субъектов федерации. Конфедерация – это неустойчивое, временное объединение гос-в создаваемое для решения общих проблем: современная оборона, внешняя политика. Специфика, как элита пол. Системы проявляется в его функциях, содержимое функции меняется в зависимости от общего строя, исторической эпохи, типа и формы гос-ва. Признаки гос:1..публичность власти, кот выражается в наличии слоя полит управленцев 2.. территория с границей3.. суверенитет (власть на данной территории)4.. монополия на использование принуждения (может отнимать жизнь)5.. обязательства членства (каждый родившийся - гражданин)6.. претензия на представительство всего народа. Причины возникновения:1.. развитие общественного разделения труда и выделение слоя управлен-цев 2.. возникновение частной собственности , эксплуатации 3.. завоевание одних народов другими 4.. демографические факторы 5.. психологич факторы 6.. антропологические факторы. Основу выразил Аристотель (человек должен общаться , возникает государство) 2 основных этапа в развитии гос как института:1.. традиционный. Эти гос возникали на основе обычаев, норм, традиций. Монархии – большинство подданых лишают прав, законы издают верхи в свою пользу 2..конституционный. связан с введением законов. 1776 – конституция США. 

21. Формы правления,  формы гос-го устройства, функции гос-ва.

Формы правления  – это структура и правовое положение высших органов государственной власти (главы гос–ва, парламента и правительства). Определяющим признаком является правовой статус главы государства.В обществе сложилось две формы: монархия и республика. При монархии власть принадлежит одному человеку и передается по наследству. В республике власть – народу и существует выбираемый и сменяемый глава государства. Монархия может быть абсолютной, конституционной, деспотической и конституционной. В настоящее время монархия существует в 1/3 стран мира (Абсолютная - Саудовской Аравии; конституционная – в Англии, Японии, Швеции). Республика может быть аристократической, демократической, парламентской, президентской и т.д. Форма государственного устройства (территориальное строение государства) Это отношение государства как целого к составляющим его частям: к административно–территориальным единицам, автономным образованиям или субъектам федерации. Выделяются две формы государства: унитарное устройство государства; федеративное устройство государства. Существует и промежуточная форма – конфедерация. Унитарное государство централизованное, в его структуре есть только административные территориальные деления. Такое государство многонационально (Польша, Финляндия и т.д.) Федерация – это объединение государственных образований, штатов, земель (Германия), республик (СССР). Характерно наличие двух уровней высшей власти. Государственные образования, составляющие буржуазную федерацию не являются государствами в общем смысле. Штаты не обладают суверенитетом и правом выхода из состава страны. Конфедерация – это неустойчивая временная форма объединения государств для решения каких–либо вопросов (экономических, военных и т.д.)Функции государства: Внутренние, Внешние.Внутренние:Обеспечение безопасности граждан, Защита и регулирование экономических основ, форм собственности;Регулирование социальных конфликтов и классово–групповых противоречий, обеспечение согласования интересов и потребностей граждан и социальных групп;

Регулирование сферы просвещения и культуры;Регулирование демографического процесса;

Много споров вызывает функция регулирования экономической  жизни. При плановой экономике признается необходимость регулирования всего  и вся. При рыночной признают либо полное невмешательство в экономику, либо определенное вмешательство. Внешние: Защита интересов и суверенитета государства во всех сферах международных отношений (торговля, транспорт, связь, территория и т.п.)Реализация интересов общества и государства посредством участия в работе международных организаций, объединений и союзов. Сегодня деятельность государства ведется как правило на основе поиска компромиссов и согласия. При соблюдении свободы выбора, равноправия и невмешательства, независимости и суверенитета. 

22. правовое гос-во. Соотношение правового гос-ва и гражданского общества.

Для выполнения гос. ф-ии создаётся гос. аппарат  – это система органов через  которые осущ-я гос. власть, реализация функции гос-ва это сост. часть  гос. механизма, он включает в себя следующие  элементы: 1) органы гос. власти 2) органы гос. управления 3) судебно-правовые органы. Эффективность гос. власти во многом зависят от форм работы гос. аппарата. Наряду с высшими органами гос. власти в гос-ве сущ-ет местная власть и местное самоуправление. В структуру гос-ва входят и такие элементы как армия, прокуратура, милиция, спец. учреждения. В организации и регул-и гос. жизни значительная роль принадлежит праву. Гос-во, в котором правят законы а не люди получило название – правового гос-ва. Правовое гос-во – гос-во ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемое прежде всего в конституции и призвании обеспечить индивидуальную свободу, основополагающие права личности. В основе конституции правового гос. лежит принцип свободы выбора народа своего соц. и пол. устройства. Правовое гос-во не признаёт какого либо иного источника суверенитета кроме свободного волеизъявления граждан. Правовое гос-во опирается на основной закон. Всякая власть в правовом гос-ве ограничена законом, а само гос-во явл-ся правовым в той мере, в какой оно заботится об интересах общ-ва, охраняет права человека. Иначе говоря, не общ-во служит гос-ву, а гос-во должно служить обществу. Признаки правового гос-ва: 1) верховенство закона 2) равенство всех перед законом 3) неукоснительное соблюдение законов гос. органами, должностными лицами, коллективами, т.е. всеобщность закона 4) независимый суд 5) высоко пол. культура общ-ва 6) эффективно действующая правоохранительная система. Любая пол. система состоит из 2 частей: гос-во и гражд. общество. Гражданин – это лицо имеющее правовую принадлежность к данному гос-ву, на которое распр-ся законы гос-ва, установленные законом гражданские права, свободы и обязанности. Гражданское общ-во – это общ-во, которое предполагает наличие независимых от гос-ва но взаимодействующих с ним каналов реализации различных прав граждан, их ассоциации, инициативы и участие в управлении общ-ва и гос-ва. Гражданское общ-во строится на основе самоуправляемости, оно защищено традициями, обычаями, моральными нормами, правовыми законами от прямого вмешательства со стороны гос-ва. Составляющие гос. общества: 1) отношение собственности 2) трудовые отношения 3) национальные отношения на бытовом уровне 4) общественные организации 5) религиозные объединения 6) система образования и воспитания, наука, культура 7) семья 8) средства массовой информации, печать, радио и телевидение. 

Информация о работе Объект и предмет политологии