Общение в нашей жизни. Общение как наука взаимопонимания и согласия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 17:34, контрольная работа

Описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что общение – одна из важнейших составляющих нашей жизни. Дефицит общения или затруднения в общении становятся причиной стрессов, подавленности, гнева, обид, разочарования и нарушения взаимопонимания. Человек постоянно общается с коллегами, друзьями, членами семьи, любимыми.

Работа состоит из  1 файл

Политология.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Филиал  в г. Архангельске 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

 

по  дисциплине «ПОЛИТОЛОГИЯ»

на  тему «Общение в нашей жизни. Общение как наука взаимопонимания и согласия»

 

   
 
 

            Исполнитель:
              Рубцова Ульяна Николаевна
              специальность ФК
              группа город (вечер)
              № зачетной книжки 06ффб00535
            Преподаватель:
              Репневский  Андрей Викторович
 
 

Архангельск 2010

    Введение

    Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  общение – одна из важнейших составляющих нашей жизни. Дефицит общения или затруднения в общении становятся причиной стрессов, подавленности, гнева, обид, разочарования и нарушения взаимопонимания. Человек постоянно общается с коллегами, друзьями, членами семьи, любимыми.

    Общение – это наука и искусство, где  важны не только природные, индивидуально-психологические  качества личности, но и образование  человека. Речь – лучший паспорт  человека. Кто хочет достигнуть успеха в деловом общении, успешно продвигаться по карьерной лестнице, должен овладеть определенными знаниями и навыками [2, с.75].

    Коммуникативные навыки необходимы для успеха в любом  виде деятельности. Способность передать информацию, а затем ясно и недвусмысленно дать указания, чтобы все было правильно  истолковано, может стать условием того, насколько правильно ваши коллеги поймут сущность дела. От взаимопонимания будут зависеть результаты совместной работы, ее эффективность.

    Искусство общения, знание психологических особенностей, умелое использование диагностических и психолого-педагогических методов особенно необходимы тем специалистам, деятельность которых предполагает постоянные контакты. К этой категории относятся политики, бизнесмены, юристы, педагоги, врачи, менеджеры, сотрудники туризма и сервиса, социальные работники и др. В основе успеха в профессиональной деятельности и личной жизни лежат умения строить отношения с людьми, расположить их к себе, то есть создать благоприятный социально-психологический климат делового сотрудничества, доверия, взаимопонимания, уважения. Для этого необходимо постоянно работать над собой и стремиться к самосовершенству. 
 

    1. Общение и коммуникация

    Общение – очень сложный процесс взаимодействия людей. Как справедливо отмечает А.А. Леонтьев, в современной науке  об общении существует огромное количество несовпадающих определений данного понятия. Это объясняется полисистемностью и многогранностью данного явления. Поэтому проблемами общения занимаются представители разных наук – философы, психологи, лингвисты, социологи, культорологи, политологи и др. Они рассматривают общение с позиций своей науки, выделяют специфические аспекты для изучения и соответственно формулируют определение, т.е. понятие «общение» приобрело междисциплинарный характер. Естественно, что и среди ученых той или иной науки тоже существуют разные взгляды на общение.

    Согласно  общефилософской концепции, общение  представляет собой реализацию существующих общественных отношений. Например, в  «Новейшем философском словаре» читаем: «Общение – понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект - субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека – быть включенным в социум и культуру». Далее в словарной статье отмечается, что в зависимости от различных ситуаций в роли субъекта общения могут выступать: личность, социальная группа, общество в целом. Исходя из этого, выделяют основные формы общения: межличностные, межгрупповые, межсоциальные, общение между личностью и группой, между группой и обществом, между личностью и обществом.

    Известный философ М.С. Каган выделил типичные функциональные ситуации общения [1, с.6]:

  1. цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов;
  2. цель общения заключена в нем самом;
  3. цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения;
  4. целью общения является приобщение самого его инициатора к ценностям партнера.

    Психологи определяют общение как сложный  многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в  совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

    Рассматривая  общение как специфическую форму  деятельности и как самостоятельный  процесс взаимодействия с целью реализации других видов деятельности, исследователи называют основные функции общения:

  • информационно - коммуникативную (прием и передача информации);
  • регулятивно – коммуникативную (взаимная корректировка действий в процессе совместной деятельности);
  • аффективно – коммуникативную (передача эмоционального отношения).

    В общении, таким образом, выделяются три взаимосвязанных аспекта: коммуникативный (обмен информацией между участниками  общения, передача и прием знаний, сведений, мнений и т.п. с помощью  вербальных и невербальных знаковых систем); интерактивный (организация взаимодействия общающихся людей); перцептивный (процесс познания и понимания людьми друг друга, формирование образа другого человека).

    Психологи описывают основные механизмы познания другого человека в процессе общения. К ним относятся: идентификация (самоотождествление индивидом себя с другим человеком, социальной группой), эмпатия (способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания), рефлексия (размышление, самонаблюдение, самопонимание, осознание субъектом того, как он воспринимается другими людьми).

    Особое  внимание уделяется способам воздействия  партнеров друг на друга. Изучаются  такие явления, как заражение (процесс  перехода эмоционального состояния  от одного индивида к другому), суггестия (внушение, воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности), убеждение (интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению), подражание (копирование чужих движений, действий, осознанное воспроизведение личностью демонстрируемого поведения).

    Проблемами общения занимаются и многие лингвистические дисциплины: когнитивная лингвистика, теория речевого воздействия, теория речевых актов, прагматика, психолингвистика, культура речи и др.

    Лингвисты изучают процессы образования речи и ее восприятие, коммуникативные установки, связь между высказыванием, говорящим и речевой ситуацией, факторы, затрудняющие общение и повышающие его эффективность, отношение речевой деятельности к другим видам деятельности человека и т.п.

    В политологии важнейшая роль общения  и взаимопонимания очевидна и неоспорима. Так, политики и депутаты, главы государств должны, в первую очередь, найти общий язык с народом, уметь правильно и четко излагать свои программы и установки, донести до народа свою позицию, и непременно, закрепить слова делом. Также политикам необходимо каким-то образом скоординировать свои действия, взаимодействовать между собой для достижения определенной цели, например, в процессе управления государством, что также невозможно без общения и достижения согласия.

    Следует иметь в виду, что наряду с термином «общение» в сфере социально-гуманитарных наук широкое распространение получил термин «коммуникация». В связи с этим возникла проблема соотношения этих двух понятий. В научной литературе обозначились три основных подхода к решению этой проблемы. Первый подход заключается в отождествлении этих понятий. Термины «общение» и «коммуникация» используются как синонимы. Так, в «Лингвистическом энциклопедическом словаре» дается следующее определение: «Коммуникация (лат. делаю общим, связываю, общаюсь) – общение, обмен мнениями, сведениями, идеями и т.д. – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно – трудовой деятельности». Второй подход связан с разграничением понятий «коммуникация» и «общение». М.С. Каган пишет: «В двух главных отношениях различаются общение и коммуникация. Первое состоит в том, что общение имеет и практический, материальный, и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом – передачей тех или иных сообщений. Второе отношение, в котором различаются общение и коммуникация, - характер самой связи вступающих во взаимодействие систем». Коммуникация, по мнению Кагана, представляет собой информационную связь субъекта с тем или иным объектом – человеком, животным, машиной (однонаправленный процесс), в общении же складываются субъект – субъектные отношения, там «нет отправителя и получателя сообщений – есть собеседники, соучастники общего дела» (двунаправленный процесс). Ученый подчеркивает, что общение не может быть приравнено ни к передаче сообщений, ни даже к обмену сообщениями, это процесс выработки новой информации, общей для взаимодействующих людей и рождающей их общность. Представители третьего подхода считают, что общение не охватывает все информационные процессы в обществе. Обмен информацией осуществляется  не только вербально, но и с помощью невербальных средств, вещей, предметов и других материальных носителей культуры. Поэтому термин «общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые связаны со специфически человеческой деятельностью, направлены на установление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми и осуществляются, прежде всего, вербально, с помощью языка («социальная коммуникация»). «Таким образом, самым общим понятием становится «коммуникация» (информационный обмен), менее широким «социальная коммуникация» (информационный обмен в обществе) и, наконец, наиболее узким, обозначающим особую разновидность «социальной коммуникации», осуществляющуюся на вербальном уровне обмена информацией в обществе, - «общение».

    2. Исторический аспект. Мыслители древности  и зарубежные ученые  о проблемах этики  и психологии общения

    Критический анализ научных исследований показал, что многие выдающиеся мыслители разных стран, народов и исторических эпох высказывали глубокие суждения о сущности и содержании человеческого общения в жизни, его объективных и субъективных сторонах. Интересны мысли Конфуция (древнего китайского мыслителя), Сократа, Платона, Аристотеля и других древнегреческих философов, а также изречения нидерландского философа Спинозы, французских – Вольтера, Руссо, Гольбаха, Гельвеция и многих других. Великий китайский мыслитель Конфуций (551-479 до н.э.) считал, что этикет формирует гармоничные отношения между людьми, регулирует поведение человека в разных жизненных ситуациях, определяет норму поведения в семье, в обществе, считал, что поддерживать порядок и гармонию в обществе помогают такие нравственные качества человека, как чувство долга, уважение старших, выполнение установленных в обществе норм и правил поведения. Древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.) обосновал учение о нормах морали, моральном сознании людей как главном факторе их общения между собой. Он рассматривал этику как основное условие нравственного совершенствования каждого члена общества и требовал логического обоснования основных положений этой науки. Платон (427-347 до н.э.), ученик Сократа, отмечал, что общение между людьми должно строиться на основе справедливости, рассудительности, благочестия, соблюдения нравственных норм. Также он обращал внимание на мотивы поведения людей (осознанные и неосознанные), на тонкости ведения беседы, показал зависимость мышления от характера и содержания их общения. Ещё один древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.) рассматривает человеческие способности как функции души, говорит об индивидуальных чертах характера, мыслительных ассоциациях, о целесообразном характере поведения личности и ее жизнедеятельности. Бенедикт Спиноза (1632-1677), нидерландец и философ Нового времени, в «Этике» говорит о роли человеческой индивидуальности, которая характеризует внутренний мир человека и проявляется в аффектах (например, психологических состояниях: любовь, радость, сострадание, гнев, ревность, ненависть, побуждение к чему-либо и др.). Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704) показали, что общественная мораль и личности тесно взаимосвязаны, зависят от характера и содержания. Вольтер (1694-1778) отмечал, что критерием нравственности всех наших поступков является их полезность для наших близких, общества, родины. Интересны и актуальны труды Жана-Жака Руссо (1712-1778) о роли чувств и естественных инстинктов человека в его поведении. [4,С.8]

Информация о работе Общение в нашей жизни. Общение как наука взаимопонимания и согласия