Общение в нашей жизни. Общение как наука взаимопонимания и согласия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 17:34, контрольная работа

Описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что общение – одна из важнейших составляющих нашей жизни. Дефицит общения или затруднения в общении становятся причиной стрессов, подавленности, гнева, обид, разочарования и нарушения взаимопонимания. Человек постоянно общается с коллегами, друзьями, членами семьи, любимыми.

Работа состоит из  1 файл

Политология.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)

    Таким образом, критический анализ трудов мыслителей древности показывает, что этический аспект развития общества, издавна интересовавший лучшие умы человечества, бережно передается из поколения в поколение на протяжении многих веков. Из краткого анализа трудов ученых древности, исследовавших такое сложное явление как общение, можно сделать вывод, что в основе большей части трудов лежит моральная сторона общения, нравственность и морально-духовные качества человека.

    Интересны и актуальны также мысли зарубежных ученых о проблемах психологии и этики общения. Например, Г. Тард считал, что в основе развития личности и общества лежит подражание, В.Парето делил психические факторы деятельности и общения людей на логические (осознанные) и нелогические (инстинктивные, неосознанные, спонтанные). Немецкие мыслители Х. Штейнталь и М.Лацарус отмечали, что любой человек испытывает влияние общества, «опыта протекших столетий и тысячелетий» и «зависит от них в своих мыслях, чувствах и воле». У.М. Даугалла утверждал, что «инстинкты являются первыми двигателями человеческой деятельности», такие как инстинкт любопытства, гнева, стяжательства, покорности, родительский и др. Ф.Г. Гиддингс характеризует общество как сотоварищество, анализирует психические отношения между людьми, что основано на взаимопонимании, симпатиях, интересах, желаниях и воле. Проблематика его работ актуальна и по сей день.

    3. Влияние индивидуально-психологических качеств личности на общение

    Личность  обладает индивидуальными чертами  и качествами – интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, волевыми, которые формируются под воздействием общества, а также в процессе семейной, трудовой, общественной, культурной жизнедеятельности человека. В общении большое значение приобретают знание и учет наиболее типичных черт поведения людей, свойств их характера и моральных качеств. Общение в деловом мире строится на основе таких моральных качеств личности и категорий этики, как честность, правдивость, скромность, великодушие, долг, совесть, достоинство, честь, что придает деловым отношениям нравственный характер. На характер общения непосредственное влияние оказывает темперамент его участников. Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.

    Сангвиник жизнерадостен, энергичен, инициативен, восприимчив к новому, быстро сходится с людьми. Легко контролирует свои эмоции и переключается с одного вида деятельности на другой.

    Флегматик уравновешен, медлителен, тяжело приспосабливается  к новым видам деятельности и  новой обстановке. Долго обдумывает новое дело, но, начав его выполнение, обычно доводит до конца. Настроение, как правило, ровное, спокойное.

    Холерик активен, предприимчив, отличается большой  работоспособностью, упорством в  преодолении трудностей, однако подвержен  резким сменам настроения, эмоциональным срывам, депрессии. В общении бывает резок, несдержан в выражениях.

    Меланхолик  впечатлителен, повышенно эмоционален, при этом больше подвержен отрицательным эмоциям. В сложных ситуациях проявляет растерянность, теряет самообладание, в благоприятной обстановке может хорошо справляться со своими обязанностями.[4,С.75]

    4.Проблема понимания в общении и виды коммуникативных барьеров

    Основной  целью информационно-коммуникационного  процесса является обеспечение понимания  информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений, а затем соответственно и взаимопонимания партнеров общения. Поэтому одно из первых мест в процессе общения занимает понимание. Понимание – это личностная составляющая информационного процесса, которая присутствует даже в том случае, если процесс общения не сопровождается непосредственным личным контактом. Особую роль фактор понимания играет в управленческой деятельности. Руководитель получает информацию, необходимую для ориентации, оценки ситуации, принятия управленческих решений, и доводит принятые решения до сотрудников, рассчитывая на их понимание. Но если коммуникации для организации информационного процесса налажены плохо, ситуация будет оценена неадекватно, решения могут оказываться ошибочными и люди могут неверно понимать, чего хочет от них руководитель. В этом случае очень важно определить причины и факторы нарушения коммуникационных связей и устранить их возможные появления. Адекватность полученной информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения такого барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к потребителю. Существует несколько видов коммуникативных барьеров:[3, с.33]

  1. Информационно-дефицитный барьер – возникает из-за механического обрыва информации, неясности переданных данных и т.д.
  2. Эмоциональный барьер – появляется в том случае, когда человек занят своими чувствами, предположениями больше, чем реальными фактами.
  3. Фонетическое непонимание – связано с существованием различных языков, диалектов, дефектов речи и дикции и т.д.
  4. Семантический барьер – оказывает влияние на коммуникативную форму общения и связан с использованием в речи жаргона, сленга и различных оборотов, понятных только для определенного круга общающихся людей.
  5. Стилистический барьер – возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и психологического состояния человека.
  6. Логический барьер – возникает в тех случаях, когда логика рассуждения одного человека слишком сложна для другого либо кажется ему неверной, противоречит присущей ему манере доказательств.
  7. Социально-культурные различия – играют важную роль в коммуникативной форме общения. К социально-культурным различиям можно отнести национальность, возраст, пол, профессию, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе общения.

    Кроме коммуникативных барьеров, невосприятие, непонимание информации может быть вызвано личностными причинами, к которым относятся:

    • Стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате которых не производится объективный анализ и отсутствует понимание людей, ситуаций, проблем;
    • Предвзятые представления – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам;
    • Плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;
    • Отсутствие внимания и интереса человека, которые возникают в том случае, когда человек не осознаёт значение информации для себя;
    • Пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы или заключения при отсутствии достаточного количества фактов;
    • Ошибки в построении высказываний, которые заключаются в неправильном выборе слов, сложности сообщений, слабой убедительности, нелогичности и т.п.

    Следует отметить, что от эффективности коммуникаций и по тому, как реализованы информационные процессы зависит многое. Необходимо преодолевать возникающие барьеры и непонимание в общении для того, чтобы добиться хороших результатов деятельности.

    Заключение

    Взаимодействие  человека с окружающим миром осуществляется в системе объективно существующих отношений, которые складываются между  ним, живой и неживой природой, а также в общении с другими  людьми.

    Общение представляет собой сложный многосторонний процесс, эффективность которого обеспечивается умением сторон предвидеть и преодолевать барьеры непонимания, прогнозировать поведение партнеров. Человеческое общение многообразно и зависит от целей, которые преследуют общающиеся личности, уровня, формы и вида общения, позиции партнеров и тактики взаимодействия. Общение следует рассматривать в качестве специфической формы деятельности человека и одного из регуляторов его социального поведения. Общение оказывает решающее влияние на формирование личности, ее содержательных и формальных характеристик. В аспекте общения возникает необходимость изучения различных личностных и поведенческих качеств человека, а также раскрытия природы возникновения, развития и разрешения напряженности и конфликтов в условиях неформального и делового общения, а это с неизбежностью приводит к изучению совместимости людей в различных жизненных и профессиональных обстоятельствах. Таким образом, важнейшей составной частью всей системы общения являются межличностные (интерперсональные) отношения. Отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе людей. При этом не только каждый человек вступает в общение, но и целые группы людей вступают в отношения между собой.

    Общение между людьми состоит из поступков  и ответной реакции на эти поступки со стороны других людей. На этом же принципе строится деятельность всех общественных институтов, в том числе  и правительства. Им руководствуется  каждый индивид, совершая поступки под влиянием межличностных отношений, в которые он вступает ежедневно. Межличностные отношения можно определить как вид деятельности, которую человек предпринимает для установления контактов с теми, кто может повлиять на его жизнь, образование, работу, карьеру или вообще на его существование в человеческом сообществе. «Форчун Мэгэзин» подчеркивает, что в рамках межличностных отношений «хороший поступок оценивается людьми благодаря тому, что он демонстрирует пример правильно построенного общения». Обязательным для общения является гностический компонент, рассматривающийся как познание людьми друг друга в совместной деятельности, способность разбираться в людях и верно оценивать их психологию.

    Как уже выяснилось в основе общения  лежит мораль и нравственные качества человека, которые он должен в себе развивать и работать над собой. К такому выводу пришли и ученые древности.

Список  литературы

  1. Основы делового общения: учебное пособие/Л.Г. Павлова/под ред. Л.А. Введенской. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 311 с.
  2. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений/ Андреева Г.М. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 376 с.
  3. Деловое общение: Учебник для вузов/Под ред. П.И. Сидорова. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 848 с.: ил.
  4. Деловое общение: учеб.пособие/М.А.Поваляева.-Ростов н/Д.: Феникс, 2005.-222 с.

Информация о работе Общение в нашей жизни. Общение как наука взаимопонимания и согласия