ООН как инструмент организации нового миропорядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2011 в 08:50, реферат

Описание

Новая вовлеченность в дела ООН позволила США в 1990 достичь консенсуса между великими державами по резолюции Совета Безопасности, санкционирующей военные действия для восстановления государственности Кувейта, оккупированного Ираком. 16 января 1991 коалиция во главе с США предприняла военные действия против Ирака под эгидой ООН.

Содержание

Введение ……...……………………………………………………………….....3
Структура организации объединенных наций………………………………...6
1.Совет безопасности………………………………………………….….6
2.Финансирование ООН…………………………………………………12
Основные функции ООН………………………………………………………14
1. Разрешение кризисных ситуаций…………………………………….14
2. Экономическое развитие и торговля…………………………………22
3. Работа с беженцами и пострадавшими………………………………23
4. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)……………………………………..23
Устав Организации Объединенных Наций……………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

реф по Политологии.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

    Однако  стоявшие перед войсками ООН задачи неимоверно усложнились, когда начались военные действия между центральным  правительством в Леопольдвиле (ныне Киншаса), возглавляемым премьер-министром  Патрисом Лумумбой, и сепаратистскими  движениями в провинциях Катанга (ныне Шаба) и Касаи. Силы ООН столкнулись с практически неразрешимой дилеммой, поскольку должны были восстановить порядок, не вмешиваясь в гражданскую войну. Как и на Ближнем Востоке, на их присутствие требовалось согласие суверенного государства, которое по причине гражданской войны находилось в состоянии дезинтеграции, к тому же ООН проявляла колебания в признании легитимности претендентов на власть. Премьер-министру Лумумбе, поддержанному СССР и большинством африканских стран, противостоял президент Жозеф Касавубу. Лумумба обвинял неафриканский контингент военных сил ООН в поддержке его противников, за спиной которых стояла Бельгия, и несколько государств - членов ООН в знак протеста вывели свои войска.

    В конце концов Ассамблея признала Касавубу легитимным представителем Конго. Но персонал ООН по-прежнему подвергался атакам конголезцев и часто в ответ вынужден был открывал огонь. Немало военнослужащих ООН погибло. Когда борьба после убийства Лумумбы обострилась, силам ООН не оставалось ничего другого, как защищать гражданское население.

    Кипр. Очередная миротворческая акция  была предпринята в марте 1964 на Кипре. Когда возникла угроза полномасштабной  гражданской войны между греческой  и турецкой общинами, Совет Безопасности собрался на чрезвычайную сессию и санкционировал создание Сил ООН по Кипру (ВСООНК). Уже находившиеся на острове 3 тыс. британских военнослужащих получили полномочия полицейских сил ООН, к ним присоединились военнослужащие из Канады, Швеции, Ирландии и Финляндии. Общая численность войск достигла 7 тыс. человек. Финансирование ВСООНК отличалось от предшествующих операций; вместо обязательных платежей была установлена система добровольных пожертвований. Из необходимых на полгода 6 млн. долларов 2 млн. предоставили США, 1 млн. Великобритания, а остальное - Греция, Турция, Италия, Австралия и Нидерланды. В ходе операции на Кипре был создан еще один прецедент, когда генеральный секретарь назначил дипломата высшего ранга посредником в переговорах между двумя враждующими общинами. Во время столкновений на Кипре генеральный секретарь предпринял искусные маневры, чтобы сохранить строго нейтральный статус военных сил ООН и не вызвать недовольства в их адрес со стороны СБ. Немало солдат-миротворцев на Кипре были убиты в ходе перестрелок между греками и турками.

    Западная  Сахара. В июне 1990 Совет Безопасности направил специального представителя  генерального секретаря для проведения референдума в Западной Сахаре, по результатам которого страна должна была либо обрести независимость, либо остаться в составе Марокко. Однако разногласия между правительством Марокко и оппозиционным фронтом ПОЛИСАРИО привели к нарушению договоренностей о намеченной дате прекращения огня. 200 военных наблюдателей ООН остались, чтобы контролировать прекращение огня и сдерживать противоборствующие стороны. Референдум был отложен.

    Ирак - Кувейт. Наблюдатели миссии ООН  Ирак - Кувейт (ЮНИКОМ - UNICOM) были развернуты в 1991 всего неделю спустя после прекращения  войны в Персидском заливе. Гуманитарный кризис, вызванный бегством иракских курдов и мусульман-шиитов, был в разгаре, однако ООН, основываясь на нератифицированных решениях Комиссии по пограничным вопросам 1963, направил 500 невооруженных военных наблюдателей, чтобы следить за спорными участками границы между двумя странами. Вопреки создавшемуся представлению, будто война в Персидском заливе велась войсками ООН, ЮНИКОМ только символически присутствовал при развертывании боевых действий; резолюция СБ лишь санкционировала действия членов-государств по нанесению военного удара, если Багдад откажется вывести войска из Кувейта к 15 января 1991. Готовность многих государств участвовать в войне в Персидском заливе проявилась и в том факте, что 300 военных наблюдателей ЮНИКОМ были представлены 32 странами, включая обычно нейтральную Швейцарию.

    Югославия. Резолюция СБ от 15 сентября 1991 выражала глубокую озабоченность военными действиями между республиками бывшей Югославии  и призвала все страны ввести эмбарго  на поставки оружия в этот регион. Личный представитель генерального секретаря Сайрус Вэнс предпринял несколько поездок в Югославию, чтобы обсудить наряду с другими вопросами возможности проведения миротворческих операций ООН.

    15 февраля 1991 были сформированы  Силы прикрытия ООН (ЮНПРОФОР - UNPROFOR) с целью провести демилитаризацию контролируемых районов в Хорватии, включая вывод с ее территории частей народно-освободительной армии Югославии. Весной 1992 аэропорт в столице Боснии и Герцеговины Сараево был обстрелян сербскими силами, городу угрожал голод. Контингент миротворческих был перемещен из Хорватии, чтобы открыть аэропорт и обеспечить доставку гуманитарной помощи.

    В 1993 ООН утвердила статус шести  самопровозглашенных зон безопасности, граждане которых подлежали защите силами ООН. В мае 1995 боснийские сербы  взяли в заложники ок. 200 миротворцев в ответ на бомбардировки авиацией НАТО складов беоприпасов и предприняли атаки на два «безопасных» города, захватив еще больше солдат ООН. Эти события привели к серьезным сомнениям относительно возможностей ООН обеспечить мандат ЮНПРОФОР в регионе.

    28 августа 1995, после минометного  обстрела Маркальского рынка  в Сараево, НАТО по требованию  командующего Миротворческими силами  ООН (ЮНФП - UNFP) нанесла воздушные  удары по системам противовоздушной  обороны и местам концентрации тяжелых вооружений боснийских сербов в окрестностях Сараево, а также по складам военного снаряжения и другим военным объектам в восточной Боснии. Операция имела целью освободить от тяжелого вооружения зоны близ города и предотвратить любые дальнейшие военные операции против зон безопасности. Артиллерия ЮНПРОФОР подавила пункты концентрации боснийских сербов в ареале Сараево. Эти акции, результаты которых были доложены на Лондонской конференции в июле 1995, стали возможны после вывода миротворческих сил из окруженных сербами анклавов в Сребренице, Зепе и Горажде.

    Вскоре  после вмешательства НАТО силы боснийских хорватов начали продвижение в западную часть страны, захватывая территории, традиционно населенные боснийскими  сербами. В результате Мусульманско-Хорватская федерация увеличила свои территории с 30 до 50% территории Боснии и Герцеговины. Это привело к новым потокам беженцев.

    Политическая  ситуация улучшилась с заключением  ряда соглашений, в числе которых  особое значение имело подписанное 21 ноября 1995 в Дейтоне (шт. Огайо) Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине. Его участниками стали Республика Босния и Герцеговина, Республика Хорватия и Федеративная Республика Югославия. В ходе переговоров ряд не входящих в НАТО стран, включая Российскую Федерацию, согласились участвовать в реализации плана по установлению мира в Боснии. Следует подчеркнуть, что ООН не была представлена в Дейтоне.

    После заключения этих соглашений характер присутствия ООН в бывшей Югославии  значительно изменился. Их операции теперь состояли из четырех отдельных миссий: Миссия ООН в Боснии и Герцеговине (ЮНМИБГ-UNMIBH), Переходная администрация ООН в Восточной Славонии, Баранье и Западном Среме (ЮНТАИС - UNTAES), Миссия наблюдателей ООН в Превлаке (ЮНМОП - UNMOP) и Силы превентивного разворачивания ООН (ЮНПРЕДЕР - UNPREDER) в бывшей югославской республике Македония.

    В итоге Дейтонского соглашения были введены экономические санкции  против Федеративной Республики Югославии  и Боснийской Сербии; установлено  эмбарго на поставки оружия для всех республик бывшей Югославии; кроме того, они должны были избавиться от тяжелого вооружения. Таким образом была наглядно продемонстрирована роль санкций как средства разрешения конфликтов.

    Кампучия. По условиям всестороннего политического урегулирования конфликта в Кампучии, принятым 23 октября 1991, Высший национальный совет Кампучии как основа законности и суверенитета нации передал ООН все полномочия, необходимые для проведения выборов и создания новой кампучийской конституции и формирования правительства. В международном плане существовали серьезные сомнения, стоит ли допускать к выборам красных кхмеров, тем самым придавая им легитимность и делая их равными партнерами в рамках четырехпартийной правящей коалиции.

    Роль  ООН в мирном процессе в Кампучии оказалась куда более сложной и весомой по сравнению с другими миротворческими миссиями в ее истории. Выработанный план предусматривал полный контроль ООН над правительством страны, разоружение враждующих группировок после 12-летней гражданской войны, проведение свободных выборов. Размещенный здесь персонал ООН численностью от 15 тыс. до 20 тыс. включал экспертов по правам человека, гражданских администраторов, персонал по организации выборов, представителей армейской и полицейской служб, специалистов по репатриации и реабилитации.

2. Экономическое развитие и торговл.

    Деятельность  ООН направлена на осуществление  различного рода программ, имеющих  целью улучшение условий жизни  человечества. По сравнению с начальным  периодом деятельности ООН, когда она совершала первые пробные шаги в данном направлении, ее экономическая и социальная активность значительно повысилась. Эта основная концепция отражена в положениях 55-й статьи Устава, где сказано, что стабильность и благосостояние необходимы для налаживания мирных и дружеских отношений между нациями. Роль экономических функций ООН возрастала по мере того, как с течением времени выявлялась недостаточная эффективность операций по политическому урегулированию и обеспечению безопасности в силу отсутствия адекватных средств принуждения.

3. Работа с беженцами  и пострадавшими.

    ЮНРРА (UNRRA) и ИРО (IRO). Помощь беженцам впервые  была организована в 1921 под международным  покровительством Верховного комиссариата по беженцам Лиги наций. ЮНРРА - Администрация  ООН по оказанию помощи и реабилитации, учрежденная 9 ноября 1943, стала первым международным органом, который должен был заниматься перемещенными лицами и беженцами. В ее цели входили благотворительность, поддержка и в конечном счете репатриация перемещенных народов тех стран, которые вели борьбу против нацистов. В 1946 ок. 1675 тыс. человек - перемещенных лиц, довоенных беженцев и беженцев военного времени - не могли или не хотели возвращаться на родину - либо по причине потери всех своих связей, либо из-за изменения политических условий в их странах. Таких людей следовало считать беженцами, которым требовалось найти новое местожительство.

4. Детский фонд ООН  (ЮНИСЕФ.

    11 декабря 1946 по единогласному решению  Генеральной Ассамблеи был создан  Международный чрезвычайный фонд помощи детям ООН (ЮНИСЕФ - UNISEF). Первоначально Фонд предназначался для помощи обездоленным малолетним жертвам Второй мировой войны. В 1953 Ассамблея расширила его мандат на неопределенный срок и переименовала в Детский фонд ООН (оставив при этом ставший известным акроним ЮНИСЕФ). Главным объектом заботы Фонда стали миллионы детей развивающихся стран, страдающие от недоедания, болезней и неграмотности. В 1965 ЮНИСЕФ была присуждена Нобелевская премия мира.

    ЮНИСЕФ  обладает полуавтономным статусом в рамках ООН, он подотчетен ЭКОСОС и Генеральной Ассамблее. Исполнительный орган, состоящий из избранных ЭКОСОС представителей 30 государств, определяет политику ЮНИСЕФ и собирается ежегодно для рассмотрения программ Фонда. Финансирование ЮНИСЕФ зависит исключительно от добровольных пожертвований: почти три четверти его дохода поступает от правительств; остальная часть средств - от широкой общественности через продажу поздравительных открыток и проведение различных кампаний по сбору средств.

 

Устав Организации Объединенных Наций.

   МЫ, НАРОДЫ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ, ПРЕИСПОЛНЕННЫЕ РЕШИМОСТИ,

   избавить  грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей  человечеству невыразимое горе, и

   вновь утвердить веру в основные права  человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и

   создать условия, при которых могут соблюдаться  справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,

   И В ЭТИХ ЦЕЛЯХ

   проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и

   объединить  наши силы для поддержания международного мира и безопасности, и

   обеспечить  принятием принципов и установлением  методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих  интересах, и

Информация о работе ООН как инструмент организации нового миропорядка