Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 05:53, реферат
От того, какие процессы, разворачиваются на местном уровне, зависит и общий вектор развития политической системы страны. Местное самоуправление можно рассматривать как особый феномен, способный при должном развитии инициировать «изнутри» перестройку всего общественного организма и способствовать постепенному становлению в России демократической политической системы.
В этой связи крайне важным является рассмотрение особенностей взаимодействия органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.
Введение...................................................................................................................2
1. Понятие органа государственного управления................................................3
2. Особенности взаимодействия органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.................................................6
3. Предложения по совершенствованию системы взаимодействия органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления Федерации.................................................................................16
Заключение.............................................................................................................18
Список литературы................................................................................................19
Содержание:
Введение......................
1. Понятие органа государственного управления....................
2. Особенности взаимодействия органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления................
3. Предложения по совершенствованию системы взаимодействия органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления Федерации.....................
Заключение....................
Список литературы....................
Введение
В России для улучшения работы органов государственной власти неоднократно проводились административные преобразования, нацеленные на повышение эффективности управления на основе разграничения полномочий и предметов ведения между федеральными, региональными и муниципальными органами власти, реформирования государственной службы, функций и структуры органов исполнительной власти.
Важное место в демократическом поле публичной политики занимает местное самоуправление, обеспечивающее согласование интересов частных лиц в решении общих местных дел в совместных интересах.
Политические процессы, протекающие на локальном, местном уровне, во многом воспроизводят матрицу общей политической системы и одновременно обладают собственной внутренней логикой, особенностями и динамикой. Без описания этих особенностей невозможно получить адекватное представление о современной российской политической системе. Это важно учитывать как при оценке перспектив развития самого муниципализма в России, так и в более широком аспекте – для понимания природы политической системы в стране.
От того, какие процессы, разворачиваются на местном уровне, зависит и общий вектор развития политической системы страны. Местное самоуправление можно рассматривать как особый феномен, способный при должном развитии инициировать «изнутри» перестройку всего общественного организма и способствовать постепенному становлению в России демократической политической системы.
В этой связи крайне важным является рассмотрение особенностей взаимодействия органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.
1. Понятие органа государственного управления
Механизм современного государства может быть отмечен высокой степенью сложности и многообразием органов и учреждений, подразделяющихся на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство.
Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема – это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей – войско, полиция.
Таким образом, орган государства – это часть государственного механизма, его основная ячейка, имеющая специфические признаки. К числу наиболее существенных признаков обычно относят следующие. Во-первых, государственный орган наделен государственно – властными полномочиями, т.е. юридически закрепленными полномочиями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.[1]
Государственные учреждения тесно примыкают к ним, государственным органам, но собственно не наделены властными полномочиями, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.
В понятии государственно-властного полномочия особенно наглядно проявляются единство и органическая взаимосвязь государства и права, механизма государства в целом и отдельного государственного органа. Лишь при наличии у той или иной организации или учреждения всех перечисленных выше взаимосвязанных между собой элементов, образующих понятие государственно-властного полномочия, можно определить, что это государственный орган.[2]
Наличие государственно-властных полномочий, обладание ими – важнейший признак государственного органа, в тесной связи с которым находятся и другие его признаки. Во-вторых, государственный орган как часть механизма государства обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью.
Каждый государственный орган выполняет свойственные ему функции соответственно его компетенции, роли и места в механизме государства. Государство, его механизм функционируют через отдельные государственные органы, функции государства в целом осуществляются посредством реализации функций отдельных государственных органов.
Тот или иной государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в выполнении различных функций государства – таков третий признак.
Для выполнения своих функций государственные органы располагают необходимыми материальными средствами – четвертый. И наконец, последний, их существование невозможно без персонала (коллектива) людей. «Существование государственной власти, – писал К. Маркс, – находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название».
Тут нужно отметить, что речь идет в первую очередь о тех, кто замещают государственные должности, являются государственными служащими.
Рассмотренные признаки органа государства в своей совокупности и органической взаимосвязи раскрывают понятие органа государства и позволяют сформулировать его определение.
Итак, орган государства – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства.[3]
Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделения властей структурные подразделения государственного механизма и учитывая выполняемые составляющими их органами функции, т. е. на основе структурно-функционального анализа, можно выделить следующие виды (группы, подсистемы) органов, образующих механизм современного Российского государства.
1. Президент РФ. С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Конституции РФ Президент РФ как глава государства не относится непосредственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти, подобно тому, как это закреплено в Конституциях Франции, Германии, Италии.
Согласно Конституции РФ, Президент РФ является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
2. Органы представительной и законодательной власти. Представительным и законодательным постоянно действующим органом Российской Федерации является Федеральное Собрание. Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, наделено широкими полномочиями, главное среди которых – издание федеральных законов.
3. Органы исполнительной власти. Согласно Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя Правительства РФ и заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Понятием системы исполнительных органов государственной власти или органов государственного управления как составной структурной части механизма Российского государства, вместе с федеральным Правительством и другими федеральными органами исполнительной власти, охватываются и исполнительные органы государственной власти в субъектах Российской Федерации.
Кроме того, особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской федерации порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, устанавливаемых Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации.
4. Суд, прокуратура и другие органы, непосредственно стоящие на страже законности и правопорядка. Судебная власть – одна из ветвей власти, такая же опора государства, как законодательная и исполнительная власти. Согласно Конституции, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
2. Особенности взаимодействия органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления
С принятием Конституции 1993 года были заложены правовые основы местного самоуправления в России – провозглашен принцип его независимости и невхождения в систему государственной власти. Вместе с тем, закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 1995 года содержал множество недоговоренностей и фактически передавал регулирование многих вопросов на уровень субъектов Федерации.
Однако ни в одном из них не была разработана система регионального законодательства, которая должна была восполнить пробелы федерального закона.
Более того, широкое распространение получила практика игнорирования региональными властями прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией и федеральным законодательством. В результате этого во многих регионах муниципальные органы власти попали в полную зависимость от государственных. Этому также способствовала бюджетная и налоговая политика федеральных властей. Ее следствием стала «убыточность» муниципалитетов, бюджеты которых формировались в основном за счет дотаций регионов и федерального центра[4].
В 2003 году с принятием закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» начался новый этап преобразований. Сегодня процесс реформирования системы местного самоуправления вступил в решающую стадию: с 2009 года Закон действует во всех субъектах Федерации без исключения.
Однако уже первые результаты муниципальной реформы выявили явное противоречие между принципами, заложенными в Европейской Хартии местного самоуправления, Конституции России и практикой реализации реформы, обуславливающей положение органов местного самоуправления в общей системе управления государства.
Федеральное и региональное законодательство, финансовое и материально-техническое обеспечение муниципальных образований неспособны обеспечить их автономию по отношению к государственным органам власти.
Одна из причин такого положения, на наш взгляд, заключается в отсутствии четких представлений о месте и роли местного самоуправления в обществе, различии между государственной и муниципальной властью.
Другой причиной является нежелание органов государственной власти признавать право граждан на местное самоуправление, что препятствует эффективному решению вопросов местного значения и надлежащему исполнению муниципальными органами делегированных государственных полномочий[5].
Конституционная установка на исключение местного самоуправления из системы органов государственной власти нуждается в конкретизации, прежде всего, в плане уточнения принципов взаимоотношений муниципального уровня публичной власти с региональным и федеральным уровнями.
Политическая составляющая проблемы связана с необходимостью обеспечения автономии местного самоуправления и вместе с тем единства уровней публичной власти.
Степень децентрализации власти определяется объективными потребностями развития всего общества; поэтому на местный уровень должен быть передан тот необходимый объем полномочий, который обеспечит максимально эффективное решение местных вопросов и вопросов, государственного значения, переданных муниципалитетам.
Чрезмерная централизация власти приводит к невозможности решать вопросы местного значения самим населением и органами власти им избранными и подконтрольными.
В связи с этим, возникает необходимость в разрешении противоречия между существующими конституционными принципами взаимодействия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, с одной стороны, и практикой их осуществления, с другой.
Анализ взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления основывается на двух базовых характеристиках – муниципальной автономии и муниципальной интеграции.