Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:22, курсовая работа
Цель: изучить теоретические основы социальной политики и основные механизмы ее реализации на практике
Задачи:
1) выяснить сущность социальной политики и ее основные направления;
2) определить особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области;
3) выявить связь социальной политики и социальной работы;
4) узнать, как реализуются социальные программы.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения социальной
политики
1.1 Сущность социальной политики и ее основные
направления
1.2 Особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области
Глава 2.Основные механизмы реализации социальной политики
2.1 Связь социальной политики и социальной работы
2.2 Реализация социальных программ
Заключение
Список литературы
Также, по мнению
В. В. Колкова, на основе анализа деятельности
современных государств можно выделить
следующие структурообразующие
элементы социальной политики: социальное
обеспечение, социальная помощь, социальная
защита, социальная работа [11, с. 235]. А, В.М.
Капицин, к числу ее основных направлений
относит: 1) здравоохранение и обязательное
медицинское страхование; 2) поддержку
семьи, материнства, детства и отцовства;
3) жилищную политику, коммунальное, бытовое
обслуживание населения; 4) поддержку престарелых
и инвалидов; 5) социальное обслуживание
населения; 6) охрану окружающей природной
среды; 7) федеральное и местное (муниципальное)
обустройство мигрантов, особенно беженцев
и вынужденных переселенцев [11, с. 234].
Итак, по сути говоря,
смыслом социальной политики государства
является поддержание отношений, как
между социальными группами, так и внутри
них, обеспечение условий для повышения
благосостояния, уровня жизни членов общества,
создание социальных гарантий в формировании
экономических стимулов для участия в
общественном производстве. При этом надо
отметить, что социальная политика государства,
выступающая как составная часть мероприятий,
проводимых государством в целях регулирования
условий общественного производства в
целом, тесно увязана с общеэкономической
ситуацией в стране [2, с. 35].
Однако социальная
политика не может рассматриваться
как исключительно
Таким образом,
говоря о социальной политике государства,
мы подразумеваем прежде всего действия
правительства, направленные на распределение
и перераспределение доходов различных
членов и групп общества. Так можно определить
социальную политику в узком смысле слова.
В широком смысле, социальная политика
- это одно из направлений макроэкономического
регулирования, призванное обеспечить
социальную стабильность общества и создать,
насколько это возможно, одинаковые “стартовые
условия” для всех граждан страны.
1.2
Особенности современной
Социальная политика
является одним из важнейших факторов,
оказывающих влияние на социальную
работу в обществе и способствующих
защите интересов человека, групп
и слоев, их прав и свобод [6, с. 293].
Современное российское
государство является пока еще государством
переходного типа. А это означает, что
его основные институты, органы и учреждения
характеризуются определенной противоречивостью,
а нередко и противостоянием, чему мы,
россияне, являемся непосредственными
свидетелями.
Особенностью
современного российского государства
является и то, что оно выступает
феноменом процесса, характеризуемого,
по большому счету, тем, в каком направлении
пойдет дальнейшее развитие российского
общества.
Нынешнее кризисное,
переломное время, существующее состояние
сфер общественной жизни свидетельствуют
о трех возможных тенденциях:
а) возвращение
к социалистическим порядкам (вероятно,
в измененных формах);
б) окончательный
отказ от социалистического пути
развития и построение (точнее, воссоздание)
капитализма в других условиях и на
новой основе;
в) развитие, связанное
с нестабильностью, неустойчивостью
сочетающее элементы разных типов общественно-политических
систем. Как известно, есть сторонники
и противники и у первого, и у второго
путей развития. В связи с этим возникает
закономерный вопрос: не станет ли процесс
конвергенции общественно-политических
и социально-экономических систем реальной
тенденцией развития не только других
цивилизованных обществ наших дней, но
и российского общества? Очевидно, что
реализация первого, второго или третьего
пути самым непосредственным образом
скажется и на социальной политике окончательно
сформировавшегося государства как политического
института [4, с. 250].
Можно высказать
и такую мысль: особенность современного
этапа российского общества состоит в
переходе от более высокой организации
социальной жизни к менее высокой, уже
пройденной в принципе человеческим обществом
(хотя имеются, как известно, и совершенно
противоположные позиции по этому вопросу).
Во всяком случае, с точки зрения социальной
поддержки, социальной защиты большинства
населения (что было характерно для советского
периода) — это именно так [6, с.239] .
Без всякого
преувеличения можно
А ведь крайняя
степень неравенства способна привести
к нестабильности в обществе, социальным
взрывам, разрушению производительных
сил (и орудий труда), гибели людей. Поэтому
в цивилизованных обществах политические
структуры стремятся смягчить социальное
неравенство, создать условия для удовлетворения
хотя бы минимальных материальных и духовных
потребностей людей, что достигается путем
налоговой политики, расширения и углубления
социальной работы по защите наиболее
ущемленных слоев населения [3, с. 415].
В условиях кризисного
состояния российского общества
ни теоретически, ни тем более практически
нельзя ставить задачу ликвидации неравенства
(это – иллюзия). Речь должна идти
о предотвращении его крайностей,
т.е. о недопущении глобальной поляризации
социальных групп, слоев и классов во избежании
социального взрыва и нестабильности
в обществе [6, с. 43].
Нельзя признать
нормальной ситуацию в нынешнее России,
когда в социальной структуре
преобладают маргинальные слои (безработные,
беженцы, нищие), не связанные с производством.
Также нельзя признать нормальной ситуацию,
когда преобладают маргинальные группы
в материальном отношении: свехбедные
и сверхбогатые, причем в соотношении
(по уровню доходов) 1 : 20 : 50 и более ( по
данным разных источников). Хотя в развитых
странах это состояние составляет 1 : 5
: 10 [6, с. 44].
Политики (правящие
круги) понимают взрывоопасность такой
ситуации. И поэтому, принимаются
определенные шаги для ее предотвращения.
Но они часто непоследовательны,
а принимаемые меры оказываются далеко
неполными и, самое главное, плохо реализуются.
Нет сомнения в
том, что сравнительный анализ содержания
социальной политики разных государств,
прения об общем, особенном и единичном
в организации социальной защиты
населения в разных странах позволят
значительно обогатить теорию и практику
этой деятельности. В то же время при освоении
зарубежного опыта в сфере социальной
поддержки населения необходимо в полной
мере учитывать исторические условия
и национальные особенности России. Надо
иметь в виду уже сложившуюся в нашей стране
(и имеющую место в прошлом) систему социального
обеспечения населения (а также, естественно,
особенности культуры, менталитета, образа
жизни российского общества), разумно
дополняя ее нововведениями, исходя из
новой общественно-политической ситуации.
На предстоящий обозримый период целесообразно
сохранение преимущественно государственной
помощи в сфере здравоохранения, распределения
жилья и т.д. в первую очередь для неимущих
и малообеспеченных слоев населения.
Известно, что
в разных странах сложилась разная
система социальной помощи «слабым»
слоям населения. Если, к примеру,
в США и Японии делается акцент,
в основном, на частный сектор, благотворительные,
общественные организации, то в большинстве
европейских стран главную роль в решении
этих проблем играет государство. Так,
к примеру, для Германии и Дании характерен
широкий охват социальной сферы государством
[15, с. 31].
Показателем развитости
системы социального
Наиболее развитой
системой социальной политики на сегодняшний
день принято считать систему
социальной политики датского государства.
Так, оно через
определенных механизм налогов, сборов
и различных денежных платежей, а
также их перераспределения делает
возможным осуществление такой социальной
политики, когда в государстве не существует
бедного слоя населения, а уровень социальных
противоречий снижен до такой степени,
что возникновение различного рода социальных
конфликтов практически невозможно. Именно
поэтому, Данию принято называть « государством
всеобщего благосостояния» [15, с. 32].
Что же касается
России, то здесь в плане проведения
социальной политики также следует
отдавать предпочтение государству, и
не только потому, что частный сектор,
коммерческие и другие негосударственные
структуры до последнего времени были
слабы и неразвиты (сейчас о них этого
не скажешь), но и потому (а возможно, и
прежде всего), что они в значительной
своей части недостаточно цивилизованы,
порой, криминальны (скрытие доходов, игнорирование
налоговой системы) [1, с. 54 - 55].
Ныне в России
в период кризиса экономики, нехватки
средств очень важно
Пристальное внимание
необходимо обратить на возможные последствия
массовой безработицы, чреватой социальным
взрывом, особенно опасным сегодня в России.
Безусловно, это требует оптимального
подхода к проблеме приватизации, сроков
осуществления разгосударствления, оптимального
сочетания различных форм собственности.
Об этом говорят и пишут не только в стане
оппозиции, но и в стенах государственных,
официальных структур наиболее дальновидные
и «незаангажированные» специалисты.
Как показывает
зарубежный (а теперь и отечественный)
опыт, одно из наиболее перспективных
направлений в решении проблем социальной
защиты в нынешних условиях России – сбалансированное
сочетание денежных и неденежных видов
помощи. Это предопределяется (в том числе)
сегодняшним состоянием финансовой системы
страны как следствия всеобщего системного
кризиса [5, с. 28].
Но сегодня, несмотря
на оживление в экономике и
даже небольшой рост, говорить о
долгосрочных тенденциях пока рано. Одна
из главных социальных и экономических
проблем - низкие реальные доходы населения,
сильно ограничивающие спрос, в том
числе на продукцию инвестиционных отраслей,
и тормозящие экономическое развитие.
Решать сугубо экономические вопросы
нужно только в комплексе с совершенствованием
социальной политики.
Главными задачами
сегодня остаются стабилизация экономического
положения, повышения уровня жизни и снижение
числа бедных. В ближайшие годы необходимо
восстановить размеры личного потребления
на уровне 1991 года, повысив потребительские
расходы примерно в 1,8 раза [5, с. 28]. Предстоит
перевод жилищно-коммунального хозяйства
на рыночные рельсы и его демонополизация.
Одна из главных задач – это необходимость
повышения размера оплаты труда при одновременном
повышении уровня пенсий. Должна вводится
концепция “государства благосостояния”,
которая включает в себя, как программы
социального страхования, относящиеся
ко всем слоям населения, так и систему
мероприятий для поддержки доходов наименее
обеспеченных семей: страхование по старости,
от болезней, пособие по безработице, дополнительные
программы государственной помощи для
неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных
и т.п., включающие продовольственные талоны,
обеспечение жильем и другие социальные
услуги.
Итак, подводя
итоги, можно сказать о том, что
на сегодняшний день в России положение
ее граждан пока оставляет желать
лучшего, хотя нельзя отрицать и тот факт,
что государство пытается изменить эту
ситуацию посредством различных мероприятий,
проводимых в рамках социальной политики.
Главная задача последней состоит в гармонизации
общественных отношений путем выработки
и осуществления организационно-экономических,
научно-технических и нравственно-правовых
мер регулирования общественных отношений.
Также, хотелось бы сказать о том, что выработка
и претворение этих мер в жизнь должны
носить обдуманный характер, т. е. опираться
на уже имеющийся свой собственный опыт
и опыт иностранных государств в данной
сфере, что в свою очередь должно обеспечить
эффективность социальной политики, а,
значит, и рост благосостояния граждан,
социальной справедливости в целом.
Глава 2. Основные
механизмы реализации социальной политики
2.1 Связь социальной
политики и социальной работы
Наша страна
– это обширная территория с многонациональным
населением. И на сегодняшний день
существует огромное количество социальных
проблем и противоречий в обществе.
Как раз таки,
роль государства здесь в том,
что оно призвано решать эти проблемы
и, вообще, стараться не допускать
их возникновения (т.е. проводить их
определенную профилактику). Все действия
государства по осуществлению данной
задачи принято называть социальной политикой.
Информация о работе Основные механизмы реализации социальной политики