Основные механизмы реализации социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание

Цель: изучить теоретические основы социальной политики и основные механизмы ее реализации на практике
Задачи:
1) выяснить сущность социальной политики и ее основные направления;
2) определить особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области;
3) выявить связь социальной политики и социальной работы;
4) узнать, как реализуются социальные программы.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения социальной
политики
1.1 Сущность социальной политики и ее основные
направления
1.2 Особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области
Глава 2.Основные механизмы реализации социальной политики
2.1 Связь социальной политики и социальной работы
2.2 Реализация социальных программ
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

Важнейшей задачей  социальной политики государственного сектора является достижение определенного  уровня равновесия в общественной жизни  через: а) предоставление государственных  гарантий предотвращения максимальных негативных последствий стихийных бедствий, голода, болезней, глобальных процессов; б) перераспределение материальных ресурсов, согласование организационных усилий, направленных на обеспечение и повышение достигнутого данной страной уровня жизни через налоги, развитие благотворительности, предпринимательства в сочетании с репрессивными средствами [7, с. 23]. 

Обычно социальная политика реализуется через различные  формы социальной работы, крупные  разовые государственные решения  и мероприятия, а также через  социальные программы (специализированные и комплексные).  

В свою очередь, на выполнение целей и задач социальной политики ориентирован весь сложный  механизм ее реализации, который структурно представлен следующим образом: 

·                   субъект социальной политики – государство, представленное совокупностью всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений; 

·                   политические партии, общественно-политические движения и другие институты гражданского общества; 

·                   объект социальной политики – социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и разнообразных формах проявления; 

·                   система нормативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие между  субъектами и объектами социальной политики; 

·                   предметно-политическая деятельность по решению задач социальной политики на различных стадиях, включая и  оценку эффективности реализации социальных программ [8, с. 241]. 

При решении  конкретных задач данная структура дополняется и другими элементами, важнейшим из которых является социальная работа. 

Существует несколько  технологических фаз механизма  реализации: 

   -научный  анализ и изучение реально  существующей социальной ситуации, ее всесторонний и углубленный  анализ, выявление главных проблем и основных противоречий, доминирующих перспектив развития конкретных социальных отношений; 

    -определение  конкретных стратегических и  тактических целей социальной  политики, методов и средств их  достижения, исходя из наличных материально-финансовых, организационных и иных возможностей; 

    -нормативно-правовое  оформление избранного варианта  решения той или иной социальной  проблемы – принятие федеральных  законов, законов субъектов Российской  Федерации, иных нормативно-правовых актов законодательной и исполнительной власти; 

    -административно-организационное  и мативационно-пропогандистское  обеспечение мер по реализации  социальной политики на уровне  федерального центра, регионов и  на местах; 

    -контроль  за ходом и эффективностью проведения социальной политики и внесение соответствующих коррективов в предыдущие технологические фазы [8,с. 85]. 

   В социальной  политике можно выделить два  взаимообусловленных, взаимодействующих  компонента: научно-познавательный  и практически-организационный [8, с. 89]. 

Научно-познавательный компонент социальной политики является результатом анализа и осмысления назревших в обществе потребностей, тенденций развития социальных процессов, обобщенным результатом и оценкой предыдущего курса социальной политики государства. Он отражает уровень общественного мнения и настроения, степень социальной устойчивости различных слоев населения. 

Весь этот аналитический  материал дает возможность органам  государственного управления выработать концепцию социальной политики, сформулировать ее главные задачи и направления. 

Практически-организационный  компонент социальной политики государства – это непосредственное осуществление концептуальных положений, ее стратегических задач. Здесь большое значение приобретают разносторонняя организаторская деятельность органов государственного управления системой социальных служб и работа с населением, подчиненная задачам социальной политики государства. 

Всесторонне взвешенная, научно обоснованная социальная политика государства, созвучная интересам  народа, составляет важнейшую основу содержания социальной работы, сообщая  ей уверенность в практических действиях. 

Организаторская деятельность – это распределительная  деятельность управленческих органов, цель которой – рациональное разделение труда при решении поставленной задачи, оптимальное использование  сил и средств, способов стимулирования для качественного и своевременного выполнения задания [8, с. 90]. Организаторская работа по реализации социальной политики, являясь организационным уровнем социальной работы, предполагает: 

·                   глубокое уяснение обусловленных содержанием  социальной политики задач и всесторонний анализ и оценку условий для их решения; 

·                   подбор и расстановку кадров, создание или изменение организационных  структур в интересах решения  стоящих задач; 

·                   доведение до исполнителей задания, определение их функций, полномочий и ответственности, ресурсов и средств, имеющихся в распоряжении; 

·                   разъяснение смысла социальной значимости качественного и своевременного выполнения задач, способов стимулирования труда; 

·                   координацию усилий и действий структурных подразделений и конкретных исполнителей, обеспечение целеустремленности их деятельности; 

·                   проверку хода исполнения заданий по этапам и в целом, оценку деятельности исполнителей, извлечение уроков и формулирование выводов для последующей деятельности [8, с. 91 - 92]. 

Вычленение в  социальной политике указанных двух ее компонентов, разумеется, носит условный характер. Нельзя абсолютизировать какую-либо из сторон, тем более их противопоставлять. Абсолютизация научно- познавательного компонента социальной политики может привести к известному академизму, выхолащиванию ее социального смысла, отрыву от жизненных потребностей людей, декларативности. Чрезмерный же акцент лишь на практически-организационной стороне может привести к узкому практицизму, сведению социальной политики к мерам организационного характера, к разрыву системы в социальной работе. Оба компонента социальной политики могут рассматриваться лишь в непрерывном единстве, во взаимосвязи, как внутренне спаянные части целого явления. Научно-познавательный компонент, характеризуя прежде всего уровень научной обоснованности социальной политики, формулирует цели и общее содержание развития социальной сферы, ее инфраструктуры, определяет направленность, стратегию организаторской работы в этом направлении, а, следовательно, выполняет важную методологическую функцию в отношении социальной работы в обществе в целом. 

Однако методологическая функция научно-познавательного  компонента социальной политики не означает односторонности ее воздействия на характер и содержание организаторской и социальной работы в обществе. Социальная работа с ее разветвленной структурой органов управления в различных сферах общества и обширной сетью учреждений социального обслуживания населения оказывает обратное, и при том активное, воздействие на социальную политику, поскольку играет роль обратной информационной связи в системе управления социальными процессами. Являясь важнейшим элементом реализации политики, вбирая в себя практически-организационный аспект социальной политики государства, социальная работа обеспечивает реализм последней, проверяет ее жизненность. 

Любые практические действия в области социальной работы представляют собой совокупность усилий отдельных личностей, наделенных наряду с общими и неповторимо индивидуальными качествами. Как и социальная практика, социальная работа не является просто суммой действий индивидуумов. Это взаимосвязанное цельное системное образование, проявляющееся на ином уровне, чем персональная практика социального работника. Благодаря ограниченному сочетанию системности и индивидуальности, дифференцированности социальная работа дополняет социальную политику государства, обогащая общество гуманистическими, духовно-нравственными ценностями. Успех социальной работы, как показывает опыт, в решающей степени зависит от социальной ориентированности кадров – обобщающего показателя, характеризующего слитность социально-политического мышления с навыками непосредственного, практического управления социальными процессами на всех уровнях, предполагающего высокое чувство ответственности работников органов государственного управления за реализацию социальной политики государства, утверждение принципа социальной справедливости в общественной жизни [8, с. 100]. 

Важнейшей стороной социальной ориентированности кадров является понимание необходимости  удовлетворения интересов и потребностей человека, развития социальной сферы  и ее инфраструктуры. 

А многофакторность социальной напряженности в обществе еще раз подчеркивает важность социальной ориентированности всей государственной структуры управления, а не только ведомства социальной защиты населения, поскольку от этого в конечном счете зависит превращение потребностей и интересов людей в реальный факт социальной политики государства.  

Т.о., социальная политика и социальная работа тесно  взаимосвязаны между собой. Обе  характеризуются двумя взаимообусловленными сторонами: научно-познавательной и  практико-организационной. Социальная работа – это своеобразная форма, способ реализации социальной политики, а социальная политика – стержень, ориентир социальной работы. В этом состоит их единство и различие [9, с. 119]. Последнее проявляется, в частности, в том, что социальная политика – более широкое понятие, определяющая сторона социальной работы. Социальная политика  - ориентир не только для социальной работы, но и для развития социальной сферы в целом. В отличие от социальной работы она более устойчива, стабильна. Социальная же работа более динамична, подвижна, богата по своему содержанию в сравнении с социальной политикой. Вместе с тем их единство нерасторжимо. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Реализация содержания, форм и методов последней целиком и полностью определяется социальной политикой. В то же время социальная работа – деятельность по социальной защите, поддержке и помощи социально уязвимых слоев общества, отдельных граждан, населения в целом не может не сказаться на ориентирах социальной политики, ее направлениях, целях и задачах. 

2.2 Реализация  социальных программ 
 

Как уже говорилось ранее, сегодня в России существует огромное количество социальных проблем, возникших вследствие сложного процесса социально-исторического развития нашего государства, и ныне требующих  безотлагательных решений. Это различного рода проблемы в области охраны труда, в области образования, здравоохранения; специфические проблемы различных категорий населения, слоев, классов; проблемы демографического характера и т.д. Все это крайне неблагоприятно сказывается на состоянии общества в целом, каждого его отдельного члена, а значит и на уровне развития государства в мировом масштабе, на его положении в мире.  

Поэтому, необходимо обеспечить социальную стабильность общества и создать, на сколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для всех граждан страны. Прежде всего, - это задача государства, которая должна осуществляться различными усилиями в рамках социальной политики. 

Социальная политика Российской Федерации реализуется  на трех уровнях (федеральный, региональный и местный) посредством различных механизмов, наиболее известными и эффективными из которых являются разработка и реализация специальных социальных программ по решению специфических проблем общественного развития, а также специальной законодательной базы в данной сфере. 

На мой взгляд, в настоящее время в нашем  обществе наиболее животрепещущими  являются проблемы детей. Общеизвестен тезис о том, что отношение  к детям показатель социального  и нравственного здоровья общества. К сожалению, говорить о здоровом российском обществе рано. Государство в период реформирования оказалось не готовым гарантировать реализацию основных жизненных прав и интересов более, чем 38 миллионам детей России.  

Проблема достойного обеспечения детства является важной и сверхприоритетной для России, где кризис коснулся буквально каждой семьи. Дети не получают достаточного питания, их нечем лечить, и нередко не в чем отправлять в школу. Поэтому выполнение Федеральной целевой программы “Дети России” - это сегодня одна из главнейших обязанностей всех органов государственной власти.     

Впервые, программа  «Дети России» была утверждена Правительством РФ в 1993 году. А в 1994 программе придан статус президентской. Это решение  еще раз свидетельствовало, что  в трудных условиях социально-экономического перехода общество и его властные структуры последовательно и четко осознают и в рамках имеющихся ресурсов проводят линию на приоритетную поддержку детства, защиту прав и жизненно важных интересов детей. Поскольку решение стратегических задач улучшения положения детей носит долговременный характер, действие программы "Дети России" со времени первого ее утверждения (1993) несколько раз продлевалось. В этом году заканчивается срок ее действия (2003 – 2006), и в настоящее время ведется разработка данной программы на еще несколько ближайших лет [2, с. 35].  

Информация о работе Основные механизмы реализации социальной политики