Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:22, курсовая работа
Цель: изучить теоретические основы социальной политики и основные механизмы ее реализации на практике
Задачи:
1) выяснить сущность социальной политики и ее основные направления;
2) определить особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области;
3) выявить связь социальной политики и социальной работы;
4) узнать, как реализуются социальные программы.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения социальной
политики
1.1 Сущность социальной политики и ее основные
направления
1.2 Особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области
Глава 2.Основные механизмы реализации социальной политики
2.1 Связь социальной политики и социальной работы
2.2 Реализация социальных программ
Заключение
Список литературы
Важнейшей задачей
социальной политики государственного
сектора является достижение определенного
уровня равновесия в общественной жизни
через: а) предоставление государственных
гарантий предотвращения максимальных
негативных последствий стихийных бедствий,
голода, болезней, глобальных процессов;
б) перераспределение материальных ресурсов,
согласование организационных усилий,
направленных на обеспечение и повышение
достигнутого данной страной уровня жизни
через налоги, развитие благотворительности,
предпринимательства в сочетании с репрессивными
средствами [7, с. 23].
Обычно социальная
политика реализуется через различные
формы социальной работы, крупные
разовые государственные
В свою очередь,
на выполнение целей и задач социальной
политики ориентирован весь сложный
механизм ее реализации, который структурно
представлен следующим образом:
·
субъект социальной политики – государство,
представленное совокупностью всех его
органов, ориентированных на регулирование
социальных отношений;
·
политические партии, общественно-политические
движения и другие институты гражданского
общества;
·
объект социальной политики – социальные
процессы в обществе во всем их содержательном
многообразии и разнообразных формах
проявления;
·
система нормативно-правовых актов,
регулирующих взаимодействие между
субъектами и объектами социальной
политики;
·
предметно-политическая деятельность
по решению задач социальной политики
на различных стадиях, включая и
оценку эффективности реализации социальных
программ [8, с. 241].
При решении
конкретных задач данная структура
дополняется и другими элементами, важнейшим
из которых является социальная работа.
Существует несколько
технологических фаз механизма
реализации:
-научный
анализ и изучение реально
существующей социальной
-определение
конкретных стратегических и
тактических целей социальной
политики, методов и средств их
достижения, исходя из наличных материально-финансовых,
организационных и иных возможностей;
-нормативно-правовое
оформление избранного
-административно-
-контроль
за ходом и эффективностью проведения
социальной политики и внесение соответствующих
коррективов в предыдущие технологические
фазы [8,с. 85].
В социальной
политике можно выделить два
взаимообусловленных,
Научно-познавательный
компонент социальной политики является
результатом анализа и
Весь этот аналитический
материал дает возможность органам
государственного управления выработать
концепцию социальной политики, сформулировать
ее главные задачи и направления.
Практически-организационный
компонент социальной политики государства
– это непосредственное осуществление
концептуальных положений, ее стратегических
задач. Здесь большое значение приобретают
разносторонняя организаторская деятельность
органов государственного управления
системой социальных служб и работа с
населением, подчиненная задачам социальной
политики государства.
Всесторонне взвешенная,
научно обоснованная социальная политика
государства, созвучная интересам
народа, составляет важнейшую основу
содержания социальной работы, сообщая
ей уверенность в практических действиях.
Организаторская
деятельность – это распределительная
деятельность управленческих органов,
цель которой – рациональное разделение
труда при решении поставленной
задачи, оптимальное использование
сил и средств, способов стимулирования
для качественного и своевременного
выполнения задания [8, с. 90]. Организаторская
работа по реализации социальной политики,
являясь организационным уровнем социальной
работы, предполагает:
·
глубокое уяснение обусловленных содержанием
социальной политики задач и всесторонний
анализ и оценку условий для их решения;
·
подбор и расстановку кадров, создание
или изменение организационных
структур в интересах решения
стоящих задач;
·
доведение до исполнителей задания,
определение их функций, полномочий и
ответственности, ресурсов и средств,
имеющихся в распоряжении;
·
разъяснение смысла социальной значимости
качественного и своевременного
выполнения задач, способов стимулирования
труда;
·
координацию усилий и действий структурных
подразделений и конкретных исполнителей,
обеспечение целеустремленности их деятельности;
·
проверку хода исполнения заданий по
этапам и в целом, оценку деятельности
исполнителей, извлечение уроков и формулирование
выводов для последующей деятельности
[8, с. 91 - 92].
Вычленение в
социальной политике указанных двух
ее компонентов, разумеется, носит условный
характер. Нельзя абсолютизировать какую-либо
из сторон, тем более их противопоставлять.
Абсолютизация научно- познавательного
компонента социальной политики может
привести к известному академизму, выхолащиванию
ее социального смысла, отрыву от жизненных
потребностей людей, декларативности.
Чрезмерный же акцент лишь на практически-организационной
стороне может привести к узкому практицизму,
сведению социальной политики к мерам
организационного характера, к разрыву
системы в социальной работе. Оба компонента
социальной политики могут рассматриваться
лишь в непрерывном единстве, во взаимосвязи,
как внутренне спаянные части целого явления.
Научно-познавательный компонент, характеризуя
прежде всего уровень научной обоснованности
социальной политики, формулирует цели
и общее содержание развития социальной
сферы, ее инфраструктуры, определяет
направленность, стратегию организаторской
работы в этом направлении, а, следовательно,
выполняет важную методологическую функцию
в отношении социальной работы в обществе
в целом.
Однако методологическая
функция научно-
Любые практические
действия в области социальной работы
представляют собой совокупность усилий
отдельных личностей, наделенных наряду
с общими и неповторимо индивидуальными
качествами. Как и социальная практика,
социальная работа не является просто
суммой действий индивидуумов. Это взаимосвязанное
цельное системное образование, проявляющееся
на ином уровне, чем персональная практика
социального работника. Благодаря ограниченному
сочетанию системности и индивидуальности,
дифференцированности социальная работа
дополняет социальную политику государства,
обогащая общество гуманистическими,
духовно-нравственными ценностями. Успех
социальной работы, как показывает опыт,
в решающей степени зависит от социальной
ориентированности кадров – обобщающего
показателя, характеризующего слитность
социально-политического мышления с навыками
непосредственного, практического управления
социальными процессами на всех уровнях,
предполагающего высокое чувство ответственности
работников органов государственного
управления за реализацию социальной
политики государства, утверждение принципа
социальной справедливости в общественной
жизни [8, с. 100].
Важнейшей стороной
социальной ориентированности кадров
является понимание необходимости
удовлетворения интересов и потребностей
человека, развития социальной сферы
и ее инфраструктуры.
А многофакторность
социальной напряженности в обществе
еще раз подчеркивает важность социальной
ориентированности всей государственной
структуры управления, а не только ведомства
социальной защиты населения, поскольку
от этого в конечном счете зависит превращение
потребностей и интересов людей в реальный
факт социальной политики государства.
Т.о., социальная
политика и социальная работа тесно
взаимосвязаны между собой. Обе
характеризуются двумя
2.2 Реализация
социальных программ
Как уже говорилось
ранее, сегодня в России существует
огромное количество социальных проблем,
возникших вследствие сложного процесса
социально-исторического
Поэтому, необходимо
обеспечить социальную стабильность общества
и создать, на сколько это возможно,
одинаковые “стартовые условия” для
всех граждан страны. Прежде всего, - это
задача государства, которая должна осуществляться
различными усилиями в рамках социальной
политики.
Социальная политика
Российской Федерации реализуется
на трех уровнях (федеральный, региональный
и местный) посредством различных механизмов,
наиболее известными и эффективными из
которых являются разработка и реализация
специальных социальных программ по решению
специфических проблем общественного
развития, а также специальной законодательной
базы в данной сфере.
На мой взгляд,
в настоящее время в нашем
обществе наиболее животрепещущими
являются проблемы детей. Общеизвестен
тезис о том, что отношение
к детям показатель социального
и нравственного здоровья общества.
К сожалению, говорить о здоровом российском
обществе рано. Государство в период реформирования
оказалось не готовым гарантировать реализацию
основных жизненных прав и интересов более,
чем 38 миллионам детей России.
Проблема достойного
обеспечения детства является важной
и сверхприоритетной для России, где кризис
коснулся буквально каждой семьи. Дети
не получают достаточного питания, их
нечем лечить, и нередко не в чем отправлять
в школу. Поэтому выполнение Федеральной
целевой программы “Дети России” - это
сегодня одна из главнейших обязанностей
всех органов государственной власти.
Впервые, программа
«Дети России» была утверждена Правительством
РФ в 1993 году. А в 1994 программе придан
статус президентской. Это решение
еще раз свидетельствовало, что
в трудных условиях социально-экономического
перехода общество и его властные структуры
последовательно и четко осознают и в
рамках имеющихся ресурсов проводят линию
на приоритетную поддержку детства, защиту
прав и жизненно важных интересов детей.
Поскольку решение стратегических задач
улучшения положения детей носит долговременный
характер, действие программы "Дети
России" со времени первого ее утверждения
(1993) несколько раз продлевалось. В этом
году заканчивается срок ее действия (2003
– 2006), и в настоящее время ведется разработка
данной программы на еще несколько ближайших
лет [2, с. 35].
Информация о работе Основные механизмы реализации социальной политики