Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа
Актуальность избранной темы обусловлена тем, что современные международные отношения трансформируются и эти преобразования непосредственно влияют не только на внутреннюю и внешнюю политику различных государств, но и на конкретного человека, его мировоззрение, принципы взаимодействия с другими людьми и в целом на всю структуру его жизнедеятельности. В наши дни врядли можно считать хорошим профессионалом человека, получившего высшее образование в любой области, но не имеющего представления о современных международно-политических процессах.
Министерство образования Республики Беларусь
Могилевский государственный университет продовольствия
Основные направления внешней политики республики Беларусь
Aвтop: Дятлoвa Аннa Алексеевнa студенткa 2 куpca, гpуппa ТPК-091 нaучный pукoвoдитель: Пушкин Игopь Aлексaндpoвич кaндидaт истopических нaук, дoцент кaфеды гумaнитapных дисциплин УO «MГУП» |
Могилев 2011
Coдеpжaние
Введение
Актуальность избранной
темы обусловлена тем, что современные
международные отношения
Объектом исследования являются международные отношения.
Предметом исследования являются
современные тенденции
Цель – исследовать основные тенденции в развитии современных международных отношений.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть понятие международных отношений, определить субъекты международных отношений, рассмотреть сущность перехода к многополярному мировому порядку.
1. Общие сведение о государстве.
Республика Беларусь расположена в центре Европы. По ее территории пролегают самые короткие транспортные коммуникации, связывающие страны СНГ с государствами Западной Европы. Беларусь имеет общую границу с Польшей, странами Балтии, Россией и Украиной.
Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным.» [2]
Беларусь — первая в
мире страна, которая добровольно
отказалась от размещения на ее территории
ядерного оружия (после распада СССР).
Безъядерный статус государства
закреплен в Конституции
В сентябре 1996 г. руководство Беларуси обратилось к руководителям и законодателям всех стран ОБСЕ, международным организациям с предложением начать переговоры по созданию в центре Европы пространства, свободного от ядерного оружия. В апреле 1997 г. Министерством иностранных дел Республики Беларусь и Белгосуниверситетом была проведена международная научная конференция, в выводах и рекомендациях которой выдвинута задача сотрудничества Беларуси со всеми странами — сторонниками идеи безъядерности, в то же время она высказывается за недопустимость размещения ядерного оружия на территории новых членов НАТО, у границ нашей страны.
Белорусская внешнеэкономическая
политика направлена на интеграцию экономики
страны в мировое хозяйство, создание
благоприятных условий для
2. Принципы
внешнеполитической доктрины
Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика – по-настоящему ключевой элемент, обеспечивающий ее выживание и развитие. Поэтому отправной точкой для определения базового постулата внешнеполитической доктрины Беларуси должна выступать оценка основных геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику.
В этих условиях смысл внешнеполитической
деятельности РБ на ближайший период
может состоять в уклонении от
участия во внешних конфликтах, поиске
и привлечении в республику тех
крох иностранных инвестиций, которые
можно найти при сегодняшнем
дефиците капиталов. Западные инвестиции
и небольшие собственные
В своей деятельности на международной арене Беларусь руководствуется принципом многовекторности. Интересы страны естественным образом охватывают как западный, так и восточный векторы в связи с тем, что республика расположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на Восток.
Основными направлениями политики на международной арене являются:
- вхождение в мировое сообщество в качестве равноправного суверенного независимого государства;
- активное взаимодействие с международными, прежде всего европейскими, структурами и организациями;
- способствование строительству новой мировой и европейской систем безопасности, свободных от «разделительных линий»;
- участие в многостороннем международном экономическом сотрудничестве;
- энергичное сотрудничество в международных организациях, прежде всего системы ООН.
Республика Беларусь – одно из немногих на постсоветском пространстве государств, которое не имеет пограничных споров с соседями, межрелигиозных конфликтов, дискриминации граждан по языковому признаку.
3. Беларусь – Россия. Союзный договор.
21 февраля 1995 года был
подписан Договор о дружбе, добрососедстве
и сотрудничестве между
В среднесрочной перспективе определенные расхождения в экономических структурах России и Беларуси сохранятся, но два государства заключили Договор именно для того, чтобы унифицировать эти процессы в целях интересов белорусских и российских граждан.
Серьезным итогом интеграционной
работы стало подписание Соглашения
между Республикой Беларусь о
введении единой денежной единицы и
формировании единого эмиссионного
центра Союзного государства, а также
соглашений, направленных на создание
условий по введению единой денежной
единицы на заседании Высшего
Государственного Совета 30 ноября 2000 года,
межправительственного
Одним из наиболее эффективных и значимых направлений экономической интеграции наших стран является сотрудничество топливно-энергетических комплексов, базирующееся на формировании совместных балансов поставок энергоресурсов, которые определяют объемы производства и потребления нефти, газа, угля и электроэнергии, а также взаимопоставки продуктов нефтепереработки.
В основе интеграции Беларуси и России лежат не только стратегические интересы двух государств, но и многовековые духовные традиции народов, насущные житейские проблемы людей. Будущее Союзное государство провозглашено как государство социальное, поэтому важнейшим фактором его создания и функционирования является проведение согласованной социальной политики.
Развитие торгово-
Как в политической сфере исключается поглощение одной страны другой, так и в финансовой - недопустимо механическое замещение одной валюты другой. Единственно приемлемым для Беларуси вариантом, является равный статус Национального банка Республики Беларусь и Центрального банка Российской Федерации с делегированием функций органа управления единого эмиссионного центра Межбанковскому валютному союзу.
Еще один принципиальный вопрос
- это равенство белорусского и
российского укладов
Тaким oбpaзoм, разница в подходах к регулированию экономической жизни реально существует, и было бы ошибкой ее игнорировать или замалчивать.
Но из этого надо делать правильные выводы. Прежде всего не отвечает действительности тезис о том, что разница экономических укладов препятствует созданию единого экономического пространства. Китай и Гонконг, объединенные по принципу "одна страна - две системы", - убедительное тому доказательство.
4. Содружество Независимых Государств
В Содружестве Независимых
Государств оптимальные перспективы
развития в рамках разноскоростной
интеграции имеет Евразийское
Политика Беларуси на российском
направлении, а также в рамках
Евразийского экономического сообщества
неразрывно связана с политикой
в Содружестве Независимых
На современном этапе интересы Беларуси заключаются прежде всего в создании полноценной зоны свободной торговли государств-участников Содружества, необходимой с точки зрения формирования в СНГ полноценной рыночной инфраструктуры, перехода к более высоким ступеням хозяйственного сотрудничества, развития в будущем общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов.
Тaким oбpaзoм, доминантой политики СНГ и сегодня, и на перспективу должно стать формирование реального интеграционного сообщества постсоветских республик при максимальном использовании возможностей политического и экономического взаимодействия с формирующимися мировыми полюсами влияния.
5. Взаимоотношения с Европейским Союзом
Территория РБ в современных границах сложилась в результате длительного развития на рубежах Запада и Востока. Республика, не обладая практически богатыми природными ресурсами имеет высокий коэффициент транзитивности территории – именно здесь проходит самый короткий путь из России в Западную Европу, и прежде всего в Германию.
По прогнозам ООН в XXI веке сохранится большая потребность в энергетических ресурсах, в первую очередь, в газе. Он является важнейшим энергетическим источником для Западной Европы. Этим объясняется наличие многочисленных проектов строительства и расширения газотранспортных сетей. Эти проекты позволяют создать новые формы взаимозависимости на общеевропейском уровне: Страны Западной, Центральной и Восточной Европы, которые являются основными потребителями этого вида топлива, сотрудничают со странами – производителями и странами транзита. А ведь именно через Беларусь проходят важнейшие газо- и нефтепроводы. С этой точки зрения Беларусь является связующим звеном между Западом и Востоком.
Перспективы сотрудничества
объединенной Европы и Республики Беларусь
видятся в постепенной
Немаловажным фактором интеграции Беларуси с объединенной Европой видится и сотрудничество на микроуровне – между общественными организациями и партиями, университетами и общественными движениями, предприятиями и школами. Формирование гражданского общества должно начинаться с формирования новой психологии каждого. А она, в свою очередь, не может возникнуть в одночасье. Вот почему сотрудничество объединенной Европы и Беларуси, несмотря на общую неблагоприятную и возможно неприемлемую для Запада государственную политику, следует продолжать со смещением центра тяжести в этом сотрудничестве на микроуровень.
Информация о работе Основные направления внешней политики республики Беларусь