Основные направления внешней политики республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание

Актуальность избранной темы обусловлена тем, что современные международные отношения трансформируются и эти преобразования непосредственно влияют не только на внутреннюю и внешнюю политику различных государств, но и на конкретного человека, его мировоззрение, принципы взаимодействия с другими людьми и в целом на всю структуру его жизнедеятельности. В наши дни врядли можно считать хорошим профессионалом человека, получившего высшее образование в любой области, но не имеющего представления о современных международно-политических процессах.

Работа состоит из  1 файл

ГЛAВНOЕ!!!!!!!!!!!!!.docx

— 48.68 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  Республики Беларусь

 Могилевский государственный  университет продовольствия

 

 

 

 

Основные направления  внешней политики республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Aвтop:  Дятлoвa Аннa Алексеевнa

студенткa 2 куpca, гpуппa ТPК-091

нaучный  pукoвoдитель:

Пушкин Игopь Aлексaндpoвич

кaндидaт истopических нaук,

дoцент кaфеды гумaнитapных

дисциплин УO «MГУП»


 

 

 

 

 

Могилев 2011

Coдеpжaние

 

Введение

 

Актуальность избранной  темы обусловлена тем, что современные  международные отношения трансформируются и эти преобразования непосредственно  влияют не только на внутреннюю и внешнюю  политику различных государств, но и на конкретного человека, его  мировоззрение, принципы взаимодействия с другими людьми и в целом  на всю структуру его жизнедеятельности. В наши дни врядли можно считать  хорошим профессионалом человека, получившего  высшее образование в любой области, но не имеющего представления о современных  международно-политических процессах.

 

Объектом исследования являются международные отношения.

 

Предметом исследования являются современные тенденции международных  отношений.

 

Цель – исследовать  основные тенденции в развитии современных  международных отношений.

 

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть понятие международных отношений, определить субъекты международных отношений, рассмотреть сущность перехода к многополярному мировому порядку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие сведение о государстве.

Республика Беларусь расположена  в центре Европы. По ее территории пролегают  самые короткие транспортные коммуникации, связывающие страны СНГ с государствами  Западной Европы. Беларусь имеет общую  границу с Польшей, странами Балтии, Россией и Украиной.

Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной  зоной, а государство – нейтральным.» [2]

Беларусь — первая в  мире страна, которая добровольно  отказалась от размещения на ее территории ядерного оружия (после распада СССР). Безъядерный статус государства  закреплен в Конституции Республики Беларусь, он одобрен референдумом (1995) белорусского народа.

В сентябре 1996 г. руководство  Беларуси обратилось к руководителям  и законодателям всех стран ОБСЕ, международным организациям с предложением начать переговоры по созданию в центре Европы пространства, свободного от ядерного оружия. В апреле 1997 г. Министерством иностранных дел Республики Беларусь и Белгосуниверситетом была проведена международная научная конференция, в выводах и рекомендациях которой выдвинута задача сотрудничества Беларуси со всеми странами — сторонниками идеи безъядерности, в то же время она высказывается за недопустимость размещения ядерного оружия на территории новых членов НАТО, у границ нашей страны.

Белорусская внешнеэкономическая  политика направлена на интеграцию экономики  страны в мировое хозяйство, создание благоприятных условий для развития отечественного производства, достижение экспортно-импортной сбалансированности. В настоящее время Беларусь, торгуя более чем со 150 странами мира, экспортирует почти 80% произведенных тракторов, более 90% грузовых автомобилей, 80-90% калийных удобрений, почти 76% холодильников и  морозильников, более 40% телевизоров. [18]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Принципы  внешнеполитической доктрины РБ.

Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя  политика – по-настоящему ключевой элемент, обеспечивающий ее выживание  и развитие. Поэтому отправной  точкой для определения базового постулата внешнеполитической доктрины Беларуси должна выступать оценка основных геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику.

В этих условиях смысл внешнеполитической деятельности РБ на ближайший период может состоять в уклонении от участия во внешних конфликтах, поиске и привлечении в республику тех  крох иностранных инвестиций, которые  можно найти при сегодняшнем  дефиците капиталов. Западные инвестиции и небольшие собственные ресурсы  будут направляться на структурную  перестройку части белорусской  экономики в сторону ее интеграции в сферу геополитического притяжения ЕС.

В своей деятельности на международной арене Беларусь руководствуется  принципом многовекторности. Интересы страны естественным образом охватывают как западный, так и восточный векторы в связи с тем, что республика расположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на Восток.

Основными направлениями  политики на международной арене  являются:

- вхождение в мировое сообщество в качестве равноправного суверенного независимого государства;

- активное взаимодействие с международными, прежде всего европейскими, структурами и организациями;

- способствование строительству новой мировой и европейской систем безопасности, свободных от «разделительных линий»;

- участие в многостороннем международном экономическом сотрудничестве;

- энергичное сотрудничество в международных организациях, прежде всего системы ООН.

Республика Беларусь –  одно из немногих на постсоветском  пространстве государств, которое не имеет пограничных споров с соседями, межрелигиозных конфликтов, дискриминации  граждан по языковому признаку.

 

 

 

 

3.     Беларусь  – Россия. Союзный договор.

21 февраля 1995 года был  подписан Договор о дружбе, добрососедстве  и сотрудничестве между Российской  Федерацией и Республикой Беларусь. 26 января 2000 года вступил в силу  Договор о создании Союзного  государства. Важнейшими этапами  его реализации являются создание  общей правовой базы Союза  Беларуси и России, а также  формирование единого экономического, оборонного и гуманитарного пространства.

В среднесрочной перспективе  определенные расхождения в экономических  структурах России и Беларуси сохранятся, но два государства заключили  Договор именно для того, чтобы  унифицировать эти процессы в  целях интересов белорусских  и российских граждан.

Серьезным итогом интеграционной работы стало подписание Соглашения между Республикой Беларусь о  введении единой денежной единицы и  формировании единого эмиссионного центра Союзного государства, а также  соглашений, направленных на создание условий по введению единой денежной единицы на заседании Высшего  Государственного Совета 30 ноября 2000 года, межправительственного Соглашения о создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного государства  на заседании Совета Министров Союзного государства 30 августа 2000 года, межправительственного Соглашения о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве на заседании Совета Министров Союзного государства 17 января 2001 года.

Одним из наиболее эффективных  и значимых направлений экономической  интеграции наших стран является сотрудничество топливно-энергетических комплексов, базирующееся на формировании совместных балансов поставок энергоресурсов, которые определяют объемы производства и потребления нефти, газа, угля и  электроэнергии, а также взаимопоставки продуктов нефтепереработки.

В основе интеграции Беларуси и России лежат не только стратегические интересы двух государств, но и многовековые духовные традиции народов, насущные житейские  проблемы людей. Будущее Союзное  государство провозглашено как  государство социальное, поэтому  важнейшим фактором его создания и функционирования является проведение согласованной социальной политики.

Развитие торгово-экономического, научно-технического и культурного  сотрудничества с регионами Российской Федерации является неотъемлемой частью интеграционных процессов по созданию Союзного государства. Всего между российскими регионами и органами государственного управления Республики Беларусь подписано более 140 соглашений и протоколов, направленных на создание взаимовыгодных условий для развития торгово-экономических, научно-технических и культурных связей.

Как в политической сфере  исключается поглощение одной страны другой, так и в финансовой - недопустимо  механическое замещение одной валюты другой. Единственно приемлемым для  Беларуси вариантом, является  равный статус Национального банка Республики Беларусь и Центрального банка Российской Федерации с делегированием функций  органа управления единого эмиссионного центра Межбанковскому валютному союзу.

Еще один принципиальный вопрос - это равенство белорусского и  российского укладов экономической  жизни в рамках Союзного государства. Часть российской политической и  экономической элиты пытается ставить  перспективу Союза в зависимость  от принятия нашей страной российской неолиберальной экономической модели, для которой характерны присвоение основной части национального богатства  небольшой группой так называемых олигархов, неприемлемо высокий разрыв между сверхбогатыми и беднейшими слоями общества. Сложившаяся в Беларуси модель социально ориентированной рыночной экономики рассматривается этими кругами как препятствие белорусско-российской экономической интеграции.

Тaким oбpaзoм, разница в подходах к регулированию экономической жизни реально существует, и было бы ошибкой ее игнорировать или замалчивать.

Но из этого надо делать правильные выводы. Прежде всего не отвечает действительности тезис о том, что разница экономических укладов препятствует созданию единого экономического пространства. Китай и Гонконг, объединенные по принципу "одна страна - две системы", - убедительное тому доказательство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     Содружество Независимых Государств

В Содружестве Независимых  Государств оптимальные перспективы  развития в рамках разноскоростной  интеграции имеет Евразийское экономическое  сообщество (ЕАЭС). Основные внешнеполитические и внешнеэкономические интересы Республики Беларусь в его рамках на современном этапе заключаются  в создании на основе этого союза  единого экономического пространства. В перспективе ЕАЭС призван стать объединением, посредством которого экономики государств-участников Евразийского экономического сообщества будут интегрироваться в мировую экономическую систему и прежде всего в мировую торговлю. Значительная роль в создании единого экономического пространства отводится социальному, научно-технологическому и информационному аспектам. Решение этого комплекса вопросов будет естественным образом способствовать сближению экономик государств-участников.

Политика Беларуси на российском направлении, а также в рамках Евразийского экономического сообщества неразрывно связана с политикой  в Содружестве Независимых Государств. Это логично: ресурсный потенциал  СНГ не уступает сегодня ни одной  из трех главных экономических коалиций современного мира – Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), Европейскому Союзу (ЕС) и Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (АТЭС). По оценкам независимых экспертов, на долю СНГ приходится 40 процентов  мировых запасов газа, а по запасам  нефти Содружество уступает только Саудовской Аравии. Промышленный потенциал  Содружества составляет 10 процентов  мирового, запасы основных видов природных  ресурсов – четверть мировых.

На современном этапе  интересы Беларуси заключаются прежде всего в создании полноценной зоны свободной торговли государств-участников Содружества, необходимой с точки зрения формирования в СНГ полноценной рыночной инфраструктуры, перехода к более высоким ступеням хозяйственного сотрудничества, развития в будущем общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов.

Тaким oбpaзoм, доминантой политики СНГ и сегодня, и на перспективу должно стать формирование реального интеграционного сообщества постсоветских республик при максимальном использовании возможностей политического и экономического взаимодействия с формирующимися мировыми полюсами влияния.

 

 

5. Взаимоотношения с Европейским Союзом

Территория РБ в современных  границах сложилась в результате длительного развития на рубежах  Запада и Востока. Республика, не обладая  практически богатыми природными ресурсами имеет высокий коэффициент транзитивности территории – именно здесь проходит самый короткий путь из России в Западную Европу, и прежде всего в Германию.

По прогнозам ООН в XXI веке сохранится большая потребность  в энергетических ресурсах, в первую очередь, в газе. Он является важнейшим  энергетическим источником для Западной Европы. Этим объясняется наличие  многочисленных проектов строительства  и расширения газотранспортных сетей. Эти проекты позволяют создать  новые формы взаимозависимости  на общеевропейском уровне: Страны Западной, Центральной и Восточной  Европы, которые являются основными  потребителями этого вида топлива, сотрудничают со странами – производителями  и странами транзита. А ведь именно через Беларусь проходят важнейшие  газо- и нефтепроводы. С этой точки зрения Беларусь является связующим звеном между Западом и Востоком.

Перспективы сотрудничества объединенной Европы и Республики Беларусь видятся в постепенной подготовке белорусов к индивидуализму и  демократии через промежуточные  формы экономической и политической жизни.

Немаловажным фактором интеграции Беларуси с объединенной Европой  видится и сотрудничество на микроуровне – между общественными организациями и партиями, университетами и общественными движениями, предприятиями и школами. Формирование гражданского общества должно начинаться с формирования новой психологии каждого. А она, в свою очередь, не может возникнуть в одночасье. Вот почему сотрудничество объединенной Европы и Беларуси, несмотря на общую неблагоприятную и возможно неприемлемую для Запада государственную политику, следует продолжать со смещением центра тяжести в этом сотрудничестве на микроуровень.

Информация о работе Основные направления внешней политики республики Беларусь