Основные направления внешней политики республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание

Актуальность избранной темы обусловлена тем, что современные международные отношения трансформируются и эти преобразования непосредственно влияют не только на внутреннюю и внешнюю политику различных государств, но и на конкретного человека, его мировоззрение, принципы взаимодействия с другими людьми и в целом на всю структуру его жизнедеятельности. В наши дни врядли можно считать хорошим профессионалом человека, получившего высшее образование в любой области, но не имеющего представления о современных международно-политических процессах.

Работа состоит из  1 файл

ГЛAВНOЕ!!!!!!!!!!!!!.docx

— 48.68 Кб (Скачать документ)

Смысл процессов глобализации заключается в быстром и эффективном  вхождении в быстро развивающиеся  всемирные рыночные отношения, мировые  информационные и коммуникативные  сети, что дает возможность на более  высоком уровне осуществлять экономические, финансовые и иные процессы и трансферты. По характеру экономических, культурных и геополитических измерений, Беларусь  является европейской страной. Интеграция Беларуси в мировое сообщество будет  осуществляться как вхождение в  европейское цивилизационное пространство. Значительную роль при этом будут играть и субрегиональные коммуникации, развитие отношений с соседними странами: Россией, Украиной, Польшей, странами Балтии.

Особенностью интеграции в мировую экономику для Беларуси является интеграция в Европейское  сообщество. Именно это  обстоятельство значительно воздействует на развитие внешних факторов жизни страны. Исторической ловушкой можно назвать  и то, что после горбачевской эпохи  разрушения границ и стен, Беларусь оказалась перед условным выбором, который не является условным в практическом смысле. Это выбор между Россией  и ЕС. Мы попали в специфическую  ловушку,  когда ценности прошлого и будущего становятся предметом  политического торга и геополитических  спекуляций. [14]

Важное направление внешней  политики Беларуси – укрепление пояса  добрососедства.

Во взаимоотношениях с  Европейским Союзом Беларусь готова идти так далеко, насколько ЕС в  состоянии двигаться навстречу  Беларуси. Расширение ЕС является реальным ответом на большинство общеевропейских  проблем. Многие тревожные явления  в сфере безопасности, в политике, в социальной области коренятся  в экономической разобщенности  Европы – военно-политические разделительные линии пролегают, как правило, по социально-экономическим рубежам. Поэтому  Республика Беларусь предлагает конкретные шаги по преодолению этой разобщенности.

С учетом расширения ЕС на Восток для республики приоритетное значение приобретает сближение с Европейским  союзом, который уже сегодня является одним из крупнейших экономических  партнеров Беларуси. Существенное значение приобретает изучение опыта ЕС в  области осуществления реальной интеграции государств и его использование  в процессе сближения Беларуси и  России, Беларуси и европейских стран.

Серьезным инструментом строительства  действительно единого континента призван стать Совет Европы. Важно, чтобы он оставался верен своему назначению – быть не судьей, а помощником европейских стран в гуманитарной сфере, действовал в духе сотрудничества, а не отчуждения. Беларусь будет  взаимодействовать с СЕ исходя именно из такого понимая его роли и места.

Внешняя политика Беларуси по отношению к европейским организациям, странам Центральной, Восточной  и Южной Европы будет строиться, прежде всего, на условиях партнерских  отношений. В этом контексте –  контексте европейского региона  – основной и главной задачей  является восстановление отношений с европейскими институтами, прежде всего, с европейскими парламентскими институтами: Парламентской Ассамблеей ОБСЕ, НАТО, Советом Европы и Евросоюзом.

Республика Беларусь в  соответствии со взятыми на себя обязательствами в рамках ОБСЕ продолжает придерживаться линии на конструктивное сотрудничество с Консультативно-наблюдательной группой (КНГ) ОБСЕ в Беларуси по развитию демократических институтов в стране и рассматривает ее деятельность в качестве важного инструмента взаимодействия с ОБСЕ. Одновременно белорусская сторона настоятельно призывает КНГ ОБСЕ к строгому соблюдению мандата группы, не предусматривающего вмешательства во внутриполитические процессы. [18]

Несмотря на обострение взаимоотношений  Белоруссии с западными странами имеются определенные возможности  не только для ослабления ее международной  изоляции, но и для повышения роли и влияния республики на международной  арене, создания в перспективе в  Белоруссии восточно - европейского финансово - политического центра, который по своим потенциальным возможностям мог бы стать сопоставимым с Швейцарией, Гонконгом и Сингапуром. Беларусь имеет все предпосылки для превращения в одно из влиятельных государств Европы за счет:

- использования преимуществ геополитического положения на путях транзита российских, а в перспективе каспийских и ближневосточных энергоносителей в Европу;

- грамотного использования нарастающих противоречий между основными европейскими государствами (Германия, Франция) и США, что может создать предпосылки для решения проблемы взаимоотношений с Европейским сообществом;

- развития тезиса о Беларуси как о примере европейского государства, в котором рационально решаются межконфессиональные проблемы, что позволяет рассматривать Белоруссию в качестве страны - посредника для разрешения этнических и религиозных конфликтов. При этом необходимо учитывать, что европейским центром противостояния американской экспансии в политической, экономической и культурной областях является германо - французский тандем, руководители которого кровно заинтересованы в наличии в государствах - участниках Союза Беларуси и России лидеров, лояльно относящихся к идеям европейской интеграции и способных конструктивно работать во имя их реализации. [21 ]     

 

 

 

6.     И отношения с НАТО

Состояние белорусско-американских отношений сегодня далеко от идеального в силу как объективных, так и  субъективных причин. Тем не менее, Беларусь заинтересована в развитии отношений с США – одним из признанных лидеров современного мира. Первые годы дипломатических отношений между Беларусью и США заложили потенциал для дальнейшего расширения сотрудничества в политической, торгово-экономической и культурной сферах. К сожалению эти возможности пока не используются в полной мере. [17]

Республика Беларусь выступает  за развитие отношений с Соединенными Штатами на равноправной основе, полагая, что в отношениях Беларусь – США  не существует непреодолимых расхождений.

Представляется, что парламенты двух стран могли бы, отбросив укоренившиеся  стереотипы и недоразумения, найти  возможности для оптимизации  сотрудничества. Открытый, но уважительный межпарламентский диалог по всем острым вопросам создал бы благоприятную почву  для нормализации отношений между  исполнительными ветвями власти Беларуси и Соединенных Штатов. [18]

Предметом особой заботы в  Беларуси являются взаимоотношения  республики с Организацией Североатлантического договора (НАТО).

Интересам республики объективно не отвечает конфронтационный характер системы военно-политических отношений. Этим обусловлено стремление Республики Беларусь принимать активное участие  во всех региональных и субрегиональных  организациях обеспечения безопасности. В данном направлении важная роль отводится сотрудничеству со странами-членами  НАТО и государствами-партнерами по сотрудничеству в рамках Программы  «Партнерство ради мира» (ПРМ) и Совета евроатлантического партнерства (СЕАП).

В настоящее время политический диалог между Республикой Беларусь и НАТО включает регулярные контакты руководства МИД и Минобороны с руководством альянса и постоянными  представителями стран – его  членов в ходе министерских сессий Совета евроатлантического партнерства (СЕАП) – преемника созданного в 1993 году Совета североатлантического сотрудничества (ССАС).

Сотрудничество между  Беларусью и НАТО осуществляется на основе известной Программы «Партнерство ради мира» (ПРМ) в соответствии с  целями и задачами, которые Беларусь определила в своем Презентационном  документе 1996 года. [18]

 

7.     Международная безопасность

За последние несколько  лет ситуация в мире и в Европе сильно изменилась в сторону расширения функций глобальных и региональных международных организаций. Наряду с этим объективным процессом  более расплывчатым стало понятие  государственного    суверенитета,    на    который    влиятельные  международные силы посягают под  предлогом различного рода гуманитарных   интервенций. [8. стр.54-69]

На первый план в системе  международной   безопасности   вышел   Североатлантический   альянс. Теперь он  претендует на то,  чтобы стать силовой основой  образующегося  однополярного  миропорядка.  Безусловно,   не последнюю  роль   в   построении  евроатлантической   системы безопасности играет сегодня  и ОБСЕ. Понятно, что именно от взвешенного  подхода к планированию отношений  по линии Беларусь - НАТО и Беларусь - ОБСЕ во многом будет зависеть качество внешней политики нашего государства  и  степень  его  встроенности  в общую систему безопасности.

В качестве одного из главных  факторов, создающих угрозу безопасности Республики Беларусь в политической сфере, концепция национальной безопасности Республики Беларусь определяет тенденцию к избирательному расширению Организации Североатлантического Договора за счет государств Центральной и Восточной Европы. В то же время Республика Беларусь заинтересована в нормальных контактах с НАТО, поскольку игнорирование тенденций его развития и одностороннее осуждение экспансии альянса на Восток представляется малоконструктивным с точки зрения среднесрочных и долгосрочных внешнеполитических интересов Беларуси. [8. стр.54-69]

Белорусско-российское единое оборонное пространство - важнейший  фактор обеспечения безопасности наших  стран, региональной безопасности в  целом.

В результате целенаправленных и постоянно проводимых преобразований белорусские Вооруженные силы становятся мобильнее, материально и технически лучше оснащаются. Более того, действия пpезидентa в последнее время, в том числе и посещения ведущих предприятий ВПК, организуются и проводятся с целью скорейшей модернизацией белopусских Вооруженных сил.

Одновременно следует  продолжить укрепление военной составляющей Союзного государства и Договора о коллективной безопасности.

Преобразование Договора о коллективной безопасности в полномасштабную  региональную организацию требует  скорейшего формирования действенных механизмов и выработки конкретных направлений практической работы.

Важнейшим приоритетом для  Беларуси остается активное участие  в международных и региональных системах безопасности.

Позиция Республики  в  процессе строительства европейской  безопасности определяется следующим  образом:

- новая система европейской безопасности должна обеспечивать надежный и равный для всех европейских государств уровень безопасности;

- Европа должна быть раз и навсегда освобождена от разделительных линий;

- Европа должна быть освобождена от ядерного и любого другого оружия массового уничтожения;

- Европа должна постепенно избавляться от всякого оружия.

Факт добровольного отказа Беларуси от обладания ядерным оружием  нашел свое позитивное отражение  в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. В качестве официального документа 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН было распространено письмо Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на имя Генерального секретаря ООН Б.Бутроса Гали относительно вывода последней межконтинентальной баллистической ракеты с территории Беларуси. Беларусь ратифицировала Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), Лиссабонский протокол к нему, присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качестве неядерного государства. В числе первых Беларусь подписала Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. В 2000 году Беларусь первой ратифицировала адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе.

Всецело поддерживая механизм создания безъядерных зон в различных  регионах планеты, Беларусь выдвинула  с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН инициативу о формировании пространства, свободного от ядерного оружия, в Центральной и Восточной Европе. Принятие Генассамблеей ООН резолюции 53/77 H «Региональное разоружение» стало первым шагом на пути практической реализации данной инициативы, направленной на укрепление климата доверия и партнерства на региональном и глобальном уровнях.

Тaким oбpaзoм, Беларусь, стремясь быть ответственным членом мирового сообщества, считает его главной задачей покончить с угрозами человечеству, опираясь на позитивные достижения ушедшего века.

8.     Организация Объединенных Наций

На протяжении своего более  чем полувекового членства в Организации  Объединенных наций (ООН) Республика Беларусь твердо отстаивает цели и принципы Организации, самым активным образом  стремится содействовать укреплению ООН в решении всего комплекса  сложных проблем международной  жизни.

Беларусь избиралась членом Совета Безопасности ООН (1974-1975 годы), Экономического и Социального Совета ООН (1947-1949, 1981-1983, 1986-1988, 1992-2000 годы) и ряда его  функциональных комиссий.

Ключевым во взаимодействии Беларуси с Организацией Объединенных Наций является участие официальных  делегаций Республики Беларусь в  работе ежегодных и специальных  сессий Генеральной Ассамблеи ООН и других органов Организации, специализированных учреждений ООН, а также в работе различных международных форумов, проходящих под эгидой ООН. В 2000 году центральным событием в деятельности ООН стало проведение Саммита Тысячелетия, в котором приняла участие делегация Республики Беларусь во главе с Президентом А.Г. Лукашенко.

Беларусь является членом более 50 специализированных учреждений ООН и других межправительственных организаций, осуществляющих взаимодействие с ООН на основе специальных соглашений. В их числе: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки  и культуры (ЮНЕСКО), Международная  организация труда (МОТ), Всемирная  организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций  по промышленному развитию (ЮНИДО), Международное агентство по атомной  энергии (МАГАТЭ) и многие другие.

С 1993 года в Минске действует  Отделение ООН/ Программы развития ООН (ПРООН) для осуществления проектов технической помощи Беларуси по линии  этой Программы и оказания необходимого консультационного и технического содействия в области рыночных преобразований. В Минске открыто отделение Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) с соответствующим  финансированием для осуществления  программы по защите материнства  и детства. ООН оказывает поддержку  национальным усилиям по урегулированию проблем беженцев и вопросов миграции.

Информация о работе Основные направления внешней политики республики Беларусь