Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:33, контрольная работа
Со времен известного французского историка, социолога и политического деятеля Алексиса де Токвиля в политической литературе неоднократно высказывалась мысль, что развитие государственных форм неизбежно и закономерно приведет человеческое общество к демократии. Позднее ряд влиятельных политологов, подобно Токвилю, содействовали утверждению этой мысли в общественном сознании. Мнения многих из них представлялись тем более значительными, что они отнюдь не вытекали из факта пламенного преклонения перед демократической идеей. Демократия представлялась им естественным и неизбежным состоянием, которое немедленно наступит вне зависимости от содействия или противодействия отдельных индивидуумов или групп людей.
1. Введение…………………………………….………………………… 2
2.Теория партисипаторной демократии…………. ……………………. 4
3.Теория плебисцитарной демократии…………………………………. 6
4.Теория плюралистической демократии……………………………… 15
5.Теория демократического элитизма…………………………………. 19
6.Заключение……………………………………………………………. 21
7.Литература…………………………………………………………….. 22
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГБОУ ВПО «Орловский Государственный Аграрный Университет»
Кафедра философии и истории
Контрольная работа
по курсу «Политология»
тема № 30
«Основные теории современной демократии»
Выполнил:
Студент ф-та агротехники
и энергосбережения
очной формы обучения
группа 111
Иванов Е.А.
№123456
Проверил:
Иванова С.В.
Содержание
1. Введение…………………………………….…………………
2.Теория партисипаторной демократии…………. ……………………. 4
3.Теория плебисцитарной демократии…………………………………. 6
4.Теория плюралистической демократии……………………………… 15
5.Теория демократического элитизма…………………………………. 19
6.Заключение………………………………………………
7.Литература………………………………………………
Введение.
Со времен
известного французского
Демократия (от греч. Demokratia – власть народа) – форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой народного представительства.
Первоначально понятие демократии было выдвинуто древнегреческими мыслителями. В классификации государств, предложенной Аристотелем, оно выражало “правление всех”, в отличие от аристократии (правление избранных) и монархии (правлении одного). Пифагор обвинял демократов. Он назвал одним из “бичей, угрожающих человечеству” демократию. Древнегреческий драматург Арисфан с нескрываемым презрением относился к демократии. Перикл писал: у нас государственный строй таков, что не подражает чужим законам; скорее мы сами служим примером для других. И называется наш строй демократией ввиду того, что сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства; по законам в частных спорах все пользуются одинаковыми правами; не бывает также и того, чтобы человек, способный принести пользу государству, лишен был к тому возможности, не пользуясь достаточным уважением вследствие бедности. Мы живем свободными гражданами как в государственной жизни, так и во взаимных отношениях, потому что мы не высказываем недоверия друг к другу в повседневных делах, не возмущаемся против другого, если ему нравится что- нибудь делать по-своему … Мы особенно боимся противозакония в общественных делах, повинуемся лицам, стоящим в данное время у власти, и законам, особенно тем из них которые созданы в интересах обиженных. Богатством мы пользуемся скорее как условием для работы, чем как предметом для хвастовства; что же касается бедности, то сознание в ней позорно для человека, - позорнее не прилагать труда, чтобы выйти из нее.
На протяжении истории к идее демократии, основанной на принципах свободы и равенства, обращались лучшие умы человечества, обогащая и развивая это понятие: Перикл (Древняя Греция), Б.Спиноза (Нидерланды, XVII в.), Ж.-Ж.Руссо (Франция, ХУ1И в.), Т. Джефферсон (США, XVIII в.), И.Франко (Украина, к. XIX — н. XX в.), А.Сахаров (Россия, XX в.) и др.
Каждая
историческая эпоха вносила
Теория партисипаторной демократии.
В этой теории в качестве
отличительной черты демократии
рассматривается то, что считается
второй характеристикой полиархии
– широкая возможность
Даль убедительно доказывает, что в большом государстве не только прямая, но и представительная демократия практически невозможна. Члены Конгресса избираются от округов, в которых в среднем проживает более 400 тыс. совершеннолетних граждан. Если конгрессмен будет тратить на встречи с каждым по 10 мин в течение 8 час рабочего дня, то ему понадобится 20 лет. Соглашаясь, по существу, с выводами Михельса, Р. Даль формулирует закон соотношения времени и численности: «чем более количество граждан входит в состав политической единицы, тем меньше степень непосредственного участия этих групп в принятии решений, касающихся управления государством, и тем больше прав они должны делегировать своим представителям» (там же, с. 108).
Ответом на эту критику является партисипаторная теория демократии. Она основывается на классификации типов политической культуры, в соответствии с которой выделяют провинциалистский тип, представители которого интересуются лишь местными проблемами своего региона и не стремятся участвовать в управлении государством; подданнический тип, представители которого всегда поддерживают человека или партию, находящуюся у власти в данный момент (таких насчитывают 8—10 % населения); партисипаторный тип, представители которого интересуются государственными делами и стремятся принимать в них посильное участие. С точки зрения партисипаторной теории, демократия характеризуется преобладанием именно такого типа политической культуры.
Партисипаторная теория демократии создана усилиями американского политолога Дж. Барбера и других. Политическое участие Барбер определяет как взаимодействие или коммуникацию с правительственными и неправительственными политическими лидерами в самых различных формах (от написания писем до забастовок и пикетов), даже если это не оказывает непосредственного влияния на ход государственного и местного управления.
Данная теория подверглась
основательной критике. Действительно,
чтобы элиты были ответственны перед
населением, граждане должны действовать
в соответствии с рационально-активистской
моделью поведения. «Однако для
достижения другой составляющей демократии
– власти элит, необходимо, чтобы
обычный гражданин имел совершенно
иные позиции и вел себя соответственно
им. Чтобы элиты были сильными и
принимали властные решения, следует
ограничивать участие, активность и
влияние обычного гражданина… Потребность
во власти элит предполагает, что обычный
гражданин будет относительно пассивен,
выключен из политики… таким образом,
от гражданина в демократии требуются
противоречащие одна другой вещи: он должен
быть активным, но в то же время пассивным»
(Антология мировой
Участие граждан необходимо
в демократическом обществе, но само
по себе участие, даже очень активное,
не делает общественное устройство демократическим.
Множество участвующих в
Теория плебисцитарной демократии.
Проблема взаимоотношений политических лидеров, бюрократии, народных масс представляет не только теоретический, но и практический интерес, особенно в условиях кризисов или ломки политических институтов и большей индивидуализации политики. Эти проблемы приобретают особую актуальность в настоящее время для нашей политической системы, так как стоит задача ее радикальной, перестройки с целью создания правового государства. Решение этой задачи, в частности, требует серьезного осмысления достижений мировой социально-философской и политологической мысли по данным вопросам. Этим обусловлен интерес к веберовской теории, которая находится и сейчас в центре внимания политологической мысли, так как с ее помощью вскрываются некоторые сущностные связи между основными действующими субъектами политического процесса.
Интерес западных политологов к работам Вебера обусловлен рядом обстоятельств. За последние три десятилетия западные страны вступили в полосу глубокой экономической трансформации.
Сложившиеся к началу 60-х годов
основные концепции в политической
теории, объясняющие как принципы
организации, так и порядок функционирования
западных обществ, оказались непригодными
для понимания сложившихся
Во-первых, в ХХ веке усиливается
бюрократизация всех сторон общественной
жизни. Вебер одним из первых обратил
внимание на возможность конфликта
между бюрократией и
Активное вовлечение массовых движений
протеста в политическую жизнь, выдвижение
харизматических лидеров на авансцену
политической жизни на Западе, усиление
авторитарных тенденций, даже угроза появления
фашизма, о чем пишут некоторые
левые политологи, делают необходимым
поиск теоретических концепций,
объясняющих взаимоотношения
В концепции М.Вебера демократия выступает
как способ и средство, а не цель
в себе. Это способ избрания лидеров,
это средство как для придания
их правлению законности, так и
для привлечения значительной массы
населения к политическим делам
нации. Тем не менее демократия, по
мнению М.Вебера, не является подходящим
средством для решения обычных
политических вопросов, в подобных
случаях необходимы скорее компромиссы
через переговоры, чем голосование.
Поэтому он считал утопичными теории
"на родного суверенитета", такие
понятия, как "воля народа", "мудрость
народа" и т.д., цель которых -исключить
господство одного человека над другим.
По мнению Вебера, этого нельзя достичь
в современных условиях, поскольку
прямая демократия и правительство
непрофессиональных политиков принципиально
невозможны вне пределов мелких государств-городов,
ограниченных своими размерами и
населением. Согласно Веберу, любая
рационализация или же формализация
взаимоотношений между людьми в
современных больших обществах
и государствах неизбежно ведет
к авторитаризму. Не случайно поэтому
именно анализ английской парламентской
демократии, которая подавляющим
большинством исследователей рассматривалась
как модель наиболее успешной демократии,
дал повод Веберу усомниться в
демократическом характере
Выводы Вебера основаны на проведенном им анализе принципов организации и деятельности бюрократий и "железного закона олигархии", действующего в рамках любой организации.
В противовес англосаксонской политической традиции Вебер предлагает теорию плебисцитарной демократии, с помощью которой, по его мнению, можно было бы избежать тирании бюрократов. В рамках этой теории народу и отдельным индивидам отводится роль пассивного участника политического процесса. Единственная форма политического участия для масс -это участие в выборах и реализация права на голосование.
Главной фигурой в веберовской
теории выступает харизматический
лидер, избранный прямым голосованием
народом, перед которым он несет
ответственность. Подобный лидер стоит
над бюрократической