Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:33, контрольная работа
Со времен известного французского историка, социолога и политического деятеля Алексиса де Токвиля в политической литературе неоднократно высказывалась мысль, что развитие государственных форм неизбежно и закономерно приведет человеческое общество к демократии. Позднее ряд влиятельных политологов, подобно Токвилю, содействовали утверждению этой мысли в общественном сознании. Мнения многих из них представлялись тем более значительными, что они отнюдь не вытекали из факта пламенного преклонения перед демократической идеей. Демократия представлялась им естественным и неизбежным состоянием, которое немедленно наступит вне зависимости от содействия или противодействия отдельных индивидуумов или групп людей.
1. Введение…………………………………….………………………… 2
2.Теория партисипаторной демократии…………. ……………………. 4
3.Теория плебисцитарной демократии…………………………………. 6
4.Теория плюралистической демократии……………………………… 15
5.Теория демократического элитизма…………………………………. 19
6.Заключение……………………………………………………………. 21
7.Литература…………………………………………………………….. 22
Второе ослабление роли больших партий вследствие их попыток выразить интересы народа в целом, эклектичности идеологических установок ведущих партий, пытающихся таким путем привлечь максимальное количество избирателей. Это приводит к падению значения партийных программ и к дестабилизации избирательной базы различных партий. В результате сокращается количество людей, постоянно идентифицирующих себя с той или иной партией. В США особенно учащаются ситуации, когда избиратели осуществляют выбор не между различными партиями или их программами, а скорее между кандидатами, имеющими определенные характеристики лидерства. При этом каждый из кандидатов может пользоваться харизматическими и демагогическими способностями. Как отмечал Вебер в статье "Политика как профессия", появление таких плебисцитарных лидеров6 или, как он называет, "диктаторов на поле боя выборов", определенный шаг в сторону "плебисцитарной демократии".
Плебисцитарная теория демократии, предложенная Вебером, была призвана противодействовать политической фрагментации общества, корпоративным, особенно бюрократическим, тенденциям, защитить единство интересов нации. Очевидно, что не только в политической теории, но и в политической практике возникает проблема пределов роста политического могущества харизматического лидера. Необходимо также учитывать, что недовольство масс и их стихийные выступления против установившихся порядков или институтов могут быть использованы харизматическим лидером для решительного разрыва с существующими институтами и ценностями, для установления авторитарных или тоталитарных режимов и для сужения прав и свобод народных масс.
Для эффективной борьбы с бюрократией любая политическая система нуждается в харизматическом лидере. Только союз широких масс народа с подобным лидером дает возможность эффективно контролировать и сдерживать всевластие бюрократии. Гарантией того, что харизматический лидер не превратиться в лидера цезаристского толка при отсутствии институциональных преград на этом пути, могут стать его действия по созданию правового государства.
Демократия западного образца выросла из либеральной политической системы и наследует ее основополагающие организационные принципы: конституционализм, разделение властей и др., а также такие ценности, как индивидуальная свобода, права человека, автономия меньшинства и т.п. Оценки и названия современной демократии неоднозначны. Ее часто называют плюралистической, поскольку она базируется на не существовавшем ранее многообразии общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, групповых, территориальных и др.) и форм их выражения (политических партий, ассоциаций и объединений, общественных движений, гражданских инициатив и т.д.).
Несмотря на основополагающую общность с классическим либеральным государством, современная демократия существенно отличается от него. Ее главные особенности определяются тем, что она строится на синтезе различных идей, концепций и форм организации, пытается сочетать традиционные либеральные ценности с идеями, заимствованными от социалистического, христианского, коммунистического и других движений, учитывает новые реалии постиндустриального общества. В чем же более конкретно состоит специфика современной демократии?
На этот вопрос среди политологов имеются различные варианты ответов. Пожалуй, преобладающий среди них выражает плюралистическая концепция демократии. Ее виднейшие представители — Г. Ласки, Д. Труман, Е. Фраэнкель, Р. Даль.
В важнейшем вопросе демократии — понимании народа — она занимает как бы промежуточное положение между индивидуалистическими и коллективистскими теориями. Плюралистическая концепция исходит из того, что не личность, не народ, а группа является главной движущей силой политики в современном демократическом государстве.
Индивид без группы — безжизненная абстракция. Именно в группе, а также в межгрупповых отношениях формируется личность, определяются ее интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. Каждый человек — представитель многих групп: семейной, профессиональной, этнической, религиозной, региональной, демографической и т.д. С помощью группы личность получает возможность выражения и защиты своих интересов.
Что же касается народа, то он не может выступать главным субъектом политики, поскольку представляет собой сложное, внутренне противоречивое образование, состоящее из разнообразных конкурирующих в борьбе за власть групп. Назначение демократии — стимулировать многообразие, плюрализм в обществе, предоставить всем гражданам возможность объединяться, открыто выражать свои интересы, находить с помощью взаимных компромиссов их равновесие, выражаемое в политических решениях.
Демократия — это не власть стабильного
большинства, поскольку само оно
изменчиво и не монолитно, обычно
складывается на основе компромиссов
из разнообразных индивидов, групп
и объединений. Ни одна из групп современного
западного общества не способна монополизировать
власть и принимать решения, не опираясь
на поддержку других общественных ассоциаций.
Объединившись, недовольные группы
могут блокировать неугодные
решения, выступая тем самым важнейшим
социальным противовесом, сдерживающим
тенденции к монополизации
Ущемление в политических решениях интересов тех или иных групп обычно увеличивает вовлеченность в политику их членов и тем самым усиливает их влияние на последующую политику. В результате сложного конкурентного взаимодействия на основе политических блоков и компромиссов в государственных решениях устанавливается динамический баланс, равновесие групповых интересов.
Демократия, таким образом, представляет собой форму правления, позволяющую многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения.
Если обобщить разнообразные концепции
плюралистической демократии, то можно
выделить в них следующие общие
основополагающие идеи: 1) заинтересованная
группа — центральный элемент
демократической политической системы,
гарантирующей реализацию интересов,
прав и свобод личности. Сама личность
при этом оттесняется на второй план,
хотя ее статус как первичного субъекта
власти и не отрицается; 2) общая воля
как результат конфликтного взаимодействия
различных групп и их компромиссов.
Эта воля не существует априори, до
соревнования различных политических
акторов, а формируется в процессе
“примирения”, уравнивания многообразных
интересов; 3) соперничество и баланс
групповых интересов —
Плюралистическая теория демократии нашла признание и применение во многих странах мира. Однако ее идеи не бесспорны и подвергаются критике. Одним из исходных недостатков этой теории нередко считают идеализацию действительности, преувеличение групповой идентификации населения, участия граждан в группах интересов. В странах Запада реально лишь не более одной трети взрослого населения представлены в группах интересов. Поэтому построенная по плюралистическим рецептам модель демократии не будет властью большинства.
Этот упрек в адрес
Второе, важнейшее направление
критики теории плюралистической демократии
обвиняет ее в игнорировании или
недостаточном учете
Рядом западных исследований было установлено, что влияние группы непосредственно зависит от ее организованности и способности к политическому соперничеству, конфликту. Организованность связана с уровнем образования, характером труда, величиной группы и другими факторами. Способность к конфликту определяется прежде всего наличием политических ресурсов (деньги, знания, авторитет, СМИ и т.д.), которые распределены в обществе неравномерно. Так, пенсионеры, инвалиды, неквалифицированные рабочие и некоторые другие группы почти не обладают такими ресурсами, в то время как представители крупного капитала владеют ими в избытке.
Сохраняющееся в современных демократиях
социальное неравенство, которое проявляется
в неодинаковой способности различных
групп к артикуляции (четкому
осознанию, формулировке и представлению
в органах власти) своих интересов
и к их отстаиванию в конкурентной
борьбе, в значительной мере противоречит
представлениям теории плюралистической
демократии о гармоническом равновесии
интересов различных
К концу XX в. западные государства
значительно продвинулись вперед на
пути уравнивания жизненных шансов,
создания для большинства граждан
социальных возможностей политического
участия и защиты своих интересов.
Сегодня не только высшие слои, но и
группы, относящиеся к среднему классу,
имеют достаточный
Отражение в политике современных государств интересов различных общественных групп все же не снимает проблему неравенства их политического влияния. В тех государствах, где условия жизни и интересы граждан сблизились, плюралистическая теоретическая модель демократии более адекватно отражает реальность, чем там, где сохраняется высокий уровень социального неравенства.
В современной политической мысли не только подвергается сомнению соответствие плюралистической теории реальной жизни, но и критикуется сама модель такой демократии. Утверждается, что плюралистическая демократия консервативна, поскольку для принятия решений требует широкого согласия всех заинтересованных групп, что трудно обеспечить на деле, особенно в периоды политического реформирования. Такая демократия сводит общую волю к низшему порогу достижимого в обществе согласия. Кроме того, в плюралистической системе с большим трудом пробивают себе дорогу и получают признание всеобщие, глобальные, долгосрочные и новые интересы.
Теория демократического элитизма.
Теория элитарной демократии возникла в 70-80 гг. XX в. на основе соединения элементов теории элит и теории «плюралистической демократии» (С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен).
Ранняя теория элит («элита» — лучшее, отборное, избранное), разрабатывалась В.Парето, Г.Москва, Р.Михельсом (конец, XIX — начало XX в.). Её основное положение у власти находятся два класса: властвующие (элита) и подвластные (народ, трудящиеся). Не имея ничего общего с демократическими теориями, ранняя теория элит отрицала способность масс к управлению. Исключение составляет допущение Г.Москва об обновлении элиты за счет наиболее способных к управлению из числа активных низших слоев общества.
Но это отнюдь не свидетельствует о демократической, позиции теории раннего элитаризма. Её идеологи были убеждены в том, что правящий класс концентрирует руководство политической жизнью страны в своих руках, а вмешательство непросвещенного народа в политику может только дестабилизировать или разрушить сложившиеся общественно-политические структуры.
Согласно теории элит, каждое
общество не похоже на другое вследствие
различий в природе своих элит.
Оно обусловлено, кроме прочих факторов,
неравномерным распределением престижа,
власти или почестей, связанных с
политическим соперничеством. Признавались
два вида приемов и средств
правления большинством со стороны
элиты — сила и хитрость. Элиту,
предпочитающую насилие, Р. Парето называл
элитой львов, а элиту, тяготеющую к
хитрости, — элитой лис. По мнению Р.
Парето, история обществ — это
главным образом циркуляция элит.
Его поддержал Р. Михельс в
работе «Социология партийных