Основы деятельности местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2011 в 13:56, контрольная работа

Описание

В соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации. Федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 33.67 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

Дисциплина «ПРАВОВЕДЕНИЕ»

Тема  «Основы деятельности местного самоуправления» 
 
 
 
 
 
 

Работу  выполнил студент группы №

Работу  проверил: 
 
 
 

Самара 2010 
 
 
 

     В соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ местное  самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом  своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации. Федеральными законами, а  в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под  свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения  с учетом исторических и иных местных  традиций.

     Эффективность работы органов местного самоуправления зависит от следующих факторов:

1) выбранной  структуры управления местными  делами;

2) профессионализма  и человеческих качеств служащих  и выборных лиц;

3) профессионализма  глав администраций, их умения  организовывать труд служащих, степени  владения ими методиками управления  персоналом служащих, владения методиками  развития территорий, развития демократии;

4) достаточного  финансирования для выполнения  своих функций;

5) разумного  разделения труда среди служащих;

6) ответственности  служащих перед населением;

7) качества  федерального законодательства  и законодательства субъектов  РФ о местном самоуправлении;

8) качества  муниципальных правовых актов  - решений по вопросам местного  значения или по вопросам осуществления  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного  самоуправления федеральными законами  и законами субъектов Российской  Федерации, принятых населением  муниципального образования непосредственно,  органом местного самоуправления  и (или) должностным лицом местного  самоуправления;

9) правовой  культурой населения и служащих;

10) развитости  форм непосредственного осуществления  населением местного самоуправления: местного референдума, муниципальных  выборов, отзыва депутатов, схода  граждан, публичных слушаний, собрания, конференций, опроса граждан;

11) активности  населения, осуществляющего местное  самоуправление непосредственно  и (или) через выборные и  иные органы местного самоуправления, в том числе правотворческой  инициативы, и т.п.

     Без ущерба для более общих законодательных  положений местные органы власти должны иметь возможность сами определять свои внутренние административные структуры  с тем, чтобы они отвечали местным  потребностям и обеспечивали эффективное  управление.

     Условия работы служащих органов местного самоуправления должны быть такими, чтобы можно  было обеспечивать подбор высококвалифицированных  кадров, основанный на принципах учета  опыта и компетентности; для этого  необходимо обеспечить соответствующие  условия профессиональной подготовки, вознаграждения и продвижения по службе. 

Основы  деятельности местного самоуправления 

     Деятельность  органов местного самоуправления основана на действующей Конституции и  на правовых актах субъектов РФ, а также на основе положений местных  представительских органов.

Для того чтобы местное самоуправление было реальным, необходимо наличие определенных условий и гарантий (материально-финансовых, организационных, правовых и т.д.).

     Важнейшим условием эффективности местного самоуправления является его организационная структура, которая должна соответствовать  задачам и функциям местного самоуправления.

     Понятие «структура органов местного самоуправления»  введено в юридическую практику ст.131 Конституции Российской Федерации  в следующем контексте «Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно». Под самостоятельностью населения в вопросе определения  структуры органов местного самоуправления подразумевается право населения  соответствующей территории решать указанный вопрос как через прямое волеизъявление, так и через представителей «органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом  муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения».

     С учетом недостатков организационных  структур местного самоуправления, сформированных в соответствии с Федеральным  Законом 1995 г., и перехода на двухзвенную  систему муниципальных образований, в Федеральном законе 2003 г. предусмотрен ряд существенных изменений в  порядке формирования, структуре  и полномочиях отдельных органов  местного самоуправления.

     В случае избрания на муниципальных выборах  входит в состав представительного  органа муниципального образования  с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет  местную администрацию;

В случае избрания представительным органом  муниципального образования является председателем представительного  органа муниципального образования;

Не может  быть одновременно председателем представительного  органа и главой местной администрации (за исключением поселений с численностью жителей менее 1000 чел.). 
 
 
 
 
 

Правовая  основа 

     Правовая  основа местного самоуправления представляет собой взаимосвязанную систему нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих вопросы организации и деятельности местного самоуправления и его предназначения, как института, в общей системе управления.

     Система нормативных правовых актов и  норм о местном самоуправлении имеет следующую внутреннюю структуру.

     Во-первых, нормативные правовые акты и правовые нормы подразделены на три группы.

     Первую  группу составляют нормативные правовые акты федерального значения. К ним относятся: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты (например, постановления Государственной Думы Российской Федерации, имеющие нормативный характер, постановления Конституционного суда Российской Федерации и т. д.).

     Вторую  группу составляют нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. К ним относятся конституции, уставы, законы, а также нормативные  правовые акты исполнительных органов  государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации.

     Третью  группу составляют нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления. К ним относятся решения, принятые на местном референдуме, сходе граждан, решения представительных и исполнительных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления. Например, уставы муниципальных образований, положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, положения о структуре органов местного самоуправления, о порядке управления муниципальной собственностью являются нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу местного самоуправления.

     Во-вторых, нормативные правовые акты подразделяются по юридической силе на законы и подзаконные акты. Законы обладают высшей юридической силой по отношению к подзаконным актам. Подзаконные акты не должны вступать в противоречие с законами. Если подзаконный нормативный акт противоречит закону, то он не действует в части противоречащей закону и должен быть приведен в соответствие с законом.

     Законы  издаются Федеральным собранием  Российской Федерации, законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Главное место  в системе законов занимает Конституция  Российской Федерации, на основе которой  принимаются федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, а также подзаконные акты всех уровней органов государственной власти и местного самоуправления.

     Это означает, что нормативные правовые и иные акты, принимаемые Президентом  Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, иными федеральными органами должны соответствовать Конституции Российской Федерации и действующим Федеральным законам.

     Такое же соотношение закона и подзаконного акта должно соблюдаться и в субъектах Российской Федерации.

     Кроме того, все законы и подзаконные  акты субъектов Российской Федерации  не должны противоречить Конституции  Российской Федерации, Федеральным законам, а также нормативным правовым актам, принимаемым Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Безусловно, что при этом акты Президента и Правительства не входят в противоречие с Конституцией Российской Федерации и Федеральными Законами.

     В-третьих, нормативные правовые акты подразделяются на специальные, полностью посвященные регулированию всех или отдельных отношений в системе местного самоуправления, и содержащие отдельные нормы, касающиеся местного самоуправления.

     Специальными  законами являются, например, Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный Закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный Закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», Федеральный Закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, о выборах в органы местного самоуправления, о местном референдуме, о территориальном общественном самоуправлении, о собраниях (сходах) граждан, о выборах должностных лиц местного самоуправления, о порядке формирования муниципальной собственности и другие.

  Нормы, регулирующие отдельные виды отношений в системе местного самоуправления содержатся, например, в Конституции Российской Федерации, в ряде федеральных законов, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, а также в отдельных законах субъектов Российской Федерации, не имеющих специального для местного самоуправления предназначения.

     К таким законам можно отнести  Закон Российской Федерации «Об  основах налоговой системы в  Российской Федерации», Закон РСФСР  «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», Закон Российской Федерации «О недрах», Закон Российской Федерации «Об  образовании» и другие, налоговый  и бюджетный кодексы. 
 
 
 

     Финансово-экономическая  основа местного самоуправления 

     Финансово-экономические  основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием  и использованием муниципальной  собственности, местных бюджетов и  иных местных финансов в интересах  населения муниципальных образований.

Общие начала финансовой деятельности органов  местного самоуправления регулируются на уровне Конституции Российской Федерации, устанавливающей основные принципы организации и деятельности общества и государства и оказывающей  существенное влияние на развитие российского  законодательства. В целом правовое регулирование финансовой деятельности органов местного самоуправления осуществляется на уровне Российской Федерации, ее субъектов  и муниципальных образований.

     Органы  местного самоуправления осуществляют деятельность по планомерному и целенаправленному  образованию, распределению и использованию  денежных фондов (финансовых ресурсов) муниципальных образований, прежде всего в правовой форме; они могут  принимать нормативные правовые акты, регулирующие финансовую деятельность в пределах соответствующих территорий.

Анализ  положений нормативных правовых актов органов местного самоуправления в финансовой сфере позволяет  распределить их на две группы:

общие, регулирующие основы организационно-финансовой деятельности органов муниципальной  власти (уставы муниципальных образований, положения о структуре финансовых органов местного самоуправления);

специальные, регулирующие правоотношения в бюджетно-налоговой  сфере (положения о местных бюджетах; постановления, положения и решения, касающиеся вопросов местного налогообложения  и т.п.).

Информация о работе Основы деятельности местного самоуправления