Основы деятельности местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2011 в 13:56, контрольная работа

Описание

В соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации. Федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 33.67 Кб (Скачать документ)

     В своей нормотворческой деятельности органы муниципальной власти обязаны  руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами  Президента РФ, постановлениями Правительства  РФ, нормативными актами федеральных  органов исполнительной власти и  законодательством соответствующего субъекта Федерации, что в некоторой  степени ограничивает их самостоятельность.

     Финансово-экономические  основы, обеспечивая хозяйственную  самостоятельность местного самоуправления, служат прежде всего удовлетворению потребностей населения муниципальных  образований, созданию условий его  жизнедеятельности. Вместе с тем  укрепление и развития финансово-экономических  основ местного самоуправления оказывает  влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Но при этом следует учитывать, что  финансовая и экономическая самостоятельность  муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики  нашего общества, его финансов.

     Европейская Хартия о местном самоуправлении устанавливает:

а) органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической  политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться  при осуществлении своих функций;

б) финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым  им конституцией или законом полномочиям;

в) по меньшей  мере часть финансовых средств органов  местного самоуправления должна поступать  за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;

г) финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько  это возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении  компетенции местных органов;

д) защита более слабых, в плане финансов, органов местного самоуправления требует  ввода процедур финансового выравнивания или эквивалента мер, предназначенных  для корректировки результатов  неравномерного распределения потенциальных  источников финансирования местных  органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов  местного самоуправления в пределах их компетенции.

     Эти положения Европейской Хартии о  местном самоуправлении можно рассматривать  в качестве общих принципов, которые  должны определять экономическую и  финансово-налоговую политику демократического государства применительно к  местным органам власти, получая  отражение в законодательстве данной страны.

     Финансовые  средства органов местного самоуправления должны быть соразмерены предоставленным  им конституцией законом полномочиями. По меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна обеспечиваться за счет местных  сборов и налогов, ставки которых  органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом.

     В качестве собственных доходов местных  бюджетов Федеральный закон о  финансовых основах местного самоуправления определяет "местные налоги и  сборы, другие собственные доходы местных  бюджетов, доли федеральных налогов  и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами  на постоянной основе. Эти налоги и  сборы перечисляются налогоплательщиками  в местные бюджеты"

     Органы  государственной власти Российской Федерации и государственной  власти субъектов Российской Федерации  обязаны содействовать развитию финансово-экономических основ местного самоуправления.  
 
 

В этих целях они:

- регулируют  законами порядок передачи объектов  государственной собственности  в муниципальную собственность;

- передают  органам местного самоуправления  материальные и финансовые средства, необходимые им для осуществления  отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом  данные органы;

- разрабатывают  и устанавливают государственные  минимальные социальные стандарты;

- регулируют  отношения между федеральным  бюджетом и местными бюджетами,  между бюджетом субъекта Российской  Федерации и местными бюджетами;

- обеспечивают  сбалансированность минимальных  местных бюджетов на основе  нормативов минимальной бюджетной  обеспеченности;

- обеспечивают  гарантии финансовой самостоятельности  местного самоуправления;

- компенсируют  местному самоуправлению дополнительные  расходы, возникающие в результате  решений, принятых органами государственной  власти;

- участвуют  в решении местных задач через  целевые федеральные и региональные  программы.

     Таким образом, муниципальные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых для экономического и социального развития территории муниципального образования.

В состав муниципальных финансов входят:

1. Муниципальные бюджеты;

2. Средства субъектов хозяйствования, находящихся в муниципальной собственности;

3. Ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;

4. Территориальные внебюджетные фонды, на основе добровольных взносов физических и юридических лиц, специальных сборов и т.д.

     Местные бюджеты (бюджеты муниципальных  образований) составляют третий уровень  бюджетной системы Российской Федерации.

Наличие бюджета укрепляет экономическую  самостоятельность органов местного самоуправления, способствует активизации  хозяйственной деятельности и развитию инфраструктуры соответствующих территорий.

С точки  зрения экономической теории местный  бюджет следует рассматривать как "совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению  национального дохода страны, обеспечивающих создание финансовой базы местных органов  власти". 

     Как правовая категория местный бюджет представляет собой форму образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления.

     Местные бюджеты характеризуются:

  • широкой сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса;
  • высокой степенью действенности, обусловленной перераспределительной природой данной экономической категории;
  • гибкостью, поскольку система бюджетных методов управления формируется не как заданная раз и навсегда, а как динамичная, постоянно развивающаяся в зависимости от целей и задач территориального развития.

Самостоятельность местного бюджета обеспечивается:

  • наличием собственных источников доходов;
  • правом определять направления использования и расходования бюджетных средств;
  • правом использовать по своему усмотрению доходы местного бюджета, полученные дополнительно в ходе его исполнения (данные средства не подлежат изъятию органами государственной власти);
  • правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти:
  • ответственностью органов местного самоуправления за исполнение местного бюджета.

Местный бюджет имеет доходную и расходную  части.

     В Бюджетном кодексе РФ доходы муниципальных  бюджетов подразделяются на собственные  и регулирующие (ст. 60), налоговые  и неналоговые (ст. 61, 62).

К собственным доходам бюджетов относятся:

  • налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами законодательством РФ;
  • неналоговые доходы, предусмотренные в абз.2-5 п.4 ст. 41 БК РФ, а также иные неналоговые доходы;
  • безвозмездные перечисления (ст. 45 БК РФ).
  • Регулирующие доходы бюджетов - это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.

   Налоговые доходы бюджетов муниципальных образований составляют:

собственные доходы от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством  РФ;

отчисления  от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным  бюджетам Российской Федерацией и субъектом  РФ в порядке, установленном ст. 52, 58 и 63 БК РФ;

государственная пошлина, за исключением зачисляемой  в соответствии со ст. 50 БК РФ в доходы федерального бюджета, - по нормативу 100% по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.

     К местным налогам и сборам относятся  налоги и сборы, установленные в  соответствии с федеральными законами.

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со ст. 41-46 БК РФ, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

     К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:

  • доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;
  • не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;
  • доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель;
  • платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством РФ;
  • доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;
  • штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ;
  • государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством РФ.

Органы  местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных  бюджетов. Сумма превышения доходов  над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации.

     В Бюджетном кодексе выделены две  группы расходов бюджетов муниципальных  образований:

расходы, совместно финансируемые из бюджета  Российской Федерации, бюджетов субъектов  РФ и бюджетов муниципальных образований (ст. 85);

расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов (ст. 87).

     Следует отметить, что расходы местных  бюджетов также разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития (капитальные расходы).

     Различаются обязательные, добровольные (факультативные) и запрещенные расходы местных  бюджетов.

     В соответствии с законодательством  обязательными для местных сообществ являются только расходы, которые определены в таком качестве законом, и расходы, необходимые для оплаты невостребованных долгов. Также обязательны и задолженности, появляющиеся из договорных обязательств и судебных решений.

     Добровольными являются расходы, которые местное сообщество может самостоятельно определять при условии, что они не входят в перечень запрещенных, а все обязательные расходы предварительно были покрыты необходимым объемом поступлений. К числу добровольных расходов относятся, например, связанные с деятельностью в экономической сфере (прямая и косвенная помощь частным лицам), дополнительная деятельность в гуманитарной и информационной сферах, расходы по строительству.

Информация о работе Основы деятельности местного самоуправления