Особенности федеративного устройства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:24, контрольная работа

Описание

Рассматривая вопрос о федеративном устройстве Российской Федерации необходимо для начала прояснить суть самого понятия государственного устройства.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Федеративное устройство России 5

1.1. Развитие федеративного устройства России 5

1.2. Федеративное устройство современной России 7

Глава 2. Принципы федеративного устройства России 9

2.1. Верховенство Конституции и федеральных законов 9

2.2. Равноправие субъектов федерации 10

2.3. Государственная целостность 12

2.4. Единство системы государственной власти 13

2.5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ 15

2.6. Равноправие и самоопределение народов 17

Заключение 21

Список использованной литературы: 23

Работа состоит из  1 файл

Особенности фед.устройства.docx

— 42.33 Кб (Скачать документ)

 

Федеральное агентство  по образованию 
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская академия  
государственной службы» 
Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Правоведение»

Тема: «Особенности федеративного  устройства России»

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса 

9127 группы

Мамакина Анжелика

Научный руководитель:

кандидат юридических наук,

доцент Л.П. Ягодина

 

Новосибирск 2009

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Федеративное устройство России 5

1.1. Развитие  федеративного устройства России 5

1.2. Федеративное  устройство современной России 7

Глава 2. Принципы федеративного устройства России 9

2.1. Верховенство  Конституции и федеральных законов 9

2.2. Равноправие  субъектов федерации 10

2.3. Государственная  целостность 12

2.4. Единство  системы государственной власти 13

2.5. Разграничение  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ 15

2.6. Равноправие  и самоопределение народов 17

Заключение 21

Список использованной литературы: 23

Введение

Рассматривая вопрос о  федеративном устройстве Российской Федерации  необходимо для начала прояснить  суть самого понятия государственного устройства.

Под государственным устройством  понимается политико-территориальная  организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства  и их взаимоотношения с центральной  властью. Исходя из этого положения, можно говорить о том, что государственное  устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации  власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных  государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску. Как известно, Российская Федерация долгое время (1922-1991 гг.) входила в качестве суверенной союзной республики в состав другого федеративного государства – Союза ССР, объединявшего 15 союзных республик. Исторически первой была образована Российская Федерация (тогда РСФСР), которая в 1922 г. объединилась с тремя другими республиками (Белоруссией, Украиной, 
Закавказской Федерацией); они и положили начало Союзу ССР. 
Какие проблемы накопились в нашей Федерации? Каковы пути их решения? 
Ответить на эти вопросы, а также проследить развитие и просчеты, симметричность и асимметричность Российской Федерации как единого целого – задача данной работы. Проблем, связанных с развитием федеративных отношений в РФ, очень много, поэтому эта тема не перестает быть актуальной и сейчас. 
В данной работе необходимо, прежде всего, подробно остановиться на принципах российского федерализма, а также некотором анализе Конституции РФ и проблемах развития федеративных отношений в РФ. Результат попытки рассмотрения и анализа развития этих отношений может быть довольно спорным и противоречивым, так как невозможно охватить все проблемы, связанными с федеративными отношениями в Российской Федерации.

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей федеративного устройства России.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. рассмотреть развитие  федеративного устройства России;

2. проанализировать федеративное  устройство современной России;

3. рассмотреть принципы  федеративного устройства России.

Объект исследования - особенности федеративного устройства России.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением особенностей федеративного устройства России.

 

 

 

Глава 1. Федеративное устройство России

1.1. Развитие федеративного  устройства России

Возникшая в результате победы Октябрьской революции Российская Советская Республика являлась унитарным  государством. Она была провозглашена  в границах дореволюционной, царской  России. Однако многонациональность  России и провозглашение советской  властью права наций на самоопределение  активизировали тенденцию к распаду  России, возникшую еще до Октября, когда усилилось национально-освободительное  движение народов, разбуженных Февральской  революцией 1917 г.

Декларация прав трудящегося  и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов  рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г., провозгласила  Россию федерацией. Подчеркивалось стремление "создать действительно свободный  и добровольный, а, следовательно, тем  более полный и прочный, союз трудящихся классов всех наций России".

Вскоре после Съезда началось практически формирование Российской Федерации, государственное строительство  ее составных частей1. Принятая в июле 1918 г. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР.

В первой половине 1918 г. основной и единственной формой автономии  была автономная республика. Однако уже  во второй половине 1918 г. создается  новая форма автономии - трудовая коммуна, а с 1920 г. начинает широко применяться  еще одна форма автономии - автономная область. К концу 1922 года основная масса народов России завершила создание своей автономии. Высшей формой автономии была автономная республика, которая являлась государством, имеющим свой государственный механизм, свою конституцию (или закон, выполняющий ее функции).

Наряду с внутренним развитием  Российской Федерации в 1917 - 1922 годах  возникают и развиваются ее связи  с другими независимыми республиками, образовавшимися в это время.

Вступление РСФСР в  состав Союза ССР совпало с  завершением становления самой  Российской Федерации. С 1923 г. начинается новый этап в развитии формы государственного единства Республики. Он, прежде всего, характеризуется изменением форм автономии. Национальные округа как новая форма  автономии являлись особенностью лишь Российской Федерации. Ни в одной  другой союзной республике они не создавались.

Важным этапом в государственном  строительстве РСФСР стало принятие 21 января 1937 г. новой Конституции  РСФСР. Эта Конституция закрепила  наличие в составе Федерации 17 автономных республик и 6 автономных областей, которые перечислялись  в Конституции, а также, подчеркнем еще раз, упомянула при установлении системы местных органов государственной  власти о наличии в Республике национальных округов. В Конституции  в самых общих чертах определялся  правовой статус автономной республики и автономной области. После принятия Конституции РСФСР 1937 г. во всех автономных республиках были приняты конституции этих республик 2. Конституция РСФСР 1978 г. вновь зафиксировала суверенный статус РСФСР и ее право свободного выхода из СССР. В соответствии с Конституцией в составе Российской Федерации находились 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов (так стали называться бывшие национальные округа), которые были перечислены в ней поименно.

Новая Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила  федеративное устройство России в составе 89 субъектов, которыми были признаны республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа и которые, как установлено  в ст. 5 Конституции, между собой  равноправны во взаимоотношениях с  федеральными органами государственной  власти.

1.2. Федеративное устройство  современной России

При выборе оптимальной формы  территориального устройства во время  переходного этапа необходимо учитывать  исторический фактор. Российское государство  было унитарным государством имперского типа, впоследствии федерацией, которая  управлялась при этом из центра и  характеризовалась строгой иерархией  органов управления. В годы брежневского застоя впервые возник кризис унитаризма, в результате которого начинают формироваться  новее идеи федерализма.

Сегодня Российская Федерация  является федеративным государством, которое идет по пути централизации, что выражается в создании федеральных  округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального  законодательства в соответствии с  Конституцией Российской Федерации  и т. д. Кроме того, до сих пор  отсутствует сбалансированные отношения  между центром и субъектами федерации. В российской конституционной практике указывается на ряд проблем, связанных с формой территориального устройства в России. Анализ статей 5, 66, 68 Конституции России показывает, что субъекты Российской Федерации фактически неравноправны. Например, только республики именуются в тексте Основного закона государствами; учредительным документом республики является конституция, а иных субъектов - устав. Республики и автономии строятся по национальному признаку, однако только республики вправе вводить собственный государственный язык. Кроме того, современные проблемы федеративного устройства России связаны с большим размером территории государства, огромным количеством субъектов.

Наблюдая процесс поступательного  развития федерализма во многих странах  и сравнивая этот процесс с  эволюционным изменением федерализма  в России, многие задаются вопросом: каковы же реальные перспективы развития российского федерализма в будущем?

Учитывая опыт формирования и функционирования формы государственного устройства Российской Федерации в  настоящем или как он проявится  в будущем, представляется важным обратить внимание на следующие тенденции.

1. В условиях перехода  от старой формы государственного  устройства к новой модели  федеральных отношений наметилась  тенденция учета мирового опыта  федерализма и выработки оптимального  пути федерирования Российского  государства. 

2. Сохранена тенденция  перегруппировки субъектов Российской  Федерации (в сторону увеличения  либо уменьшения).

3. В настоящее время, формируется новая концепция "кооперативного федерализма".

4. В Конституции Российской Федерации вырисовываются тенденции субсидиарных взаимоотношений.

7. Тенденция максимального учета национальных интересов Российского общества в целом и составляющих его народов.

Глава 2. Принципы федеративного  устройства России

2.1. Верховенство Конституции  и федеральных законов

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 4), «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

Верховенство федеральной  Конституции и федеральных законов  на всей территории РФ обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. Причем понятие  «федеральные законы» в контексте  данной статьи следует понимать в  его широком значении, т. е. и как  собственно федеральные законы, и  как федеральные конституционные  законы.

Верховенство федеральных  законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение». Из этого вытекает требование точного  соответствия Конституции и федеральным  законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов  и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции или федеральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. В ч. 1 ст. 76 говорится, что «по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации».

Ч. 5 ст. 76 Конституции РФ устанавливает  гарантии и пределы действия и  применения федеральных законов, а  также законов и иных актов  субъектов Федерации, изданных по предметам  ведения Российской Федерации, а  также по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В данной статье указано, что «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон».

Несмотря на то, что в  Конституции Российской Федерации  определены основные принципы верховенства Конституции и федеральных законов, «данный основополагающий государственный  принцип нарушается». Так, во многих республиках Российской Федерации  закреплено юридическое верховенство их конституций по отношению к  федеральной Конституции (Ингушетия, Калмыкия, Татарстан, Башкортостан, Тыва, Кабардино-Балкарская Республика).

Некоторые субъекты установили в одностороннем порядке приоритет  республиканского законодательства над  федеральным, закрепили право приостановления  на территории республики действия законов  и иных нормативных актов Российской Федерации, если они противоречат Конституции  или законам субъектов Российской Федерации (Саха, Коми, Тыва, Татарстан, Башкортостан).

2.2. Равноправие субъектов  федерации

Конституция Российской Федерации  в ч. 1 ст. 5 закрепляет, что «Российская  Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации».

Это равноправие также  состоит в предоставлении всем субъектам  Российской Федерации прав принятия законов (ст. 76 К. РФ).

Равноправие субъектов Российской Федерации состоит в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. «В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти» (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ).

В то же время между субъектами Федерации имеются определенные различия в государственной организации  субъектов, в частности:

· Республика является государством в составе Федерации (ч. 2 ст. 5 К. РФ).

· За республиками закреплено право на принятие Конституций, в  то время как остальные субъекты Федерации принимают Уставы (ч.2 ст. 5 К. РФ).

Информация о работе Особенности федеративного устройства России