Особенности федеративного устройства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:24, контрольная работа

Описание

Рассматривая вопрос о федеративном устройстве Российской Федерации необходимо для начала прояснить суть самого понятия государственного устройства.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Федеративное устройство России 5

1.1. Развитие федеративного устройства России 5

1.2. Федеративное устройство современной России 7

Глава 2. Принципы федеративного устройства России 9

2.1. Верховенство Конституции и федеральных законов 9

2.2. Равноправие субъектов федерации 10

2.3. Государственная целостность 12

2.4. Единство системы государственной власти 13

2.5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ 15

2.6. Равноправие и самоопределение народов 17

Заключение 21

Список использованной литературы: 23

Работа состоит из  1 файл

Особенности фед.устройства.docx

— 42.33 Кб (Скачать документ)

· Республики в составе  РФ самостоятельно определяют систему  своих органов государственной  власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и  исполнительных органов государственной  власти в РФ и законодательством  республики.

· Только республики наделены правом устанавливать свои государственные  языки (ч. 2 ст. 68 К. РФ). В ряде республик государственными провозглашены несколько языков. Так, в Кабардино-Балкарской Республике государственными кроме русского являются кабардинский и балкарский, а в Республике Марий Эл - марийский луговой и марийский горный языки и т.д.

· Различие и в наличии  республиканского гражданства;

· Каждая республика имеет  право на государственную символику. Каждая республика самостоятельно утверждает Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн - официальные символы государства, выражающие его самобытность и исторические традиции народов, населяющих эти республики, а также имеет столицу.

. Закрепляется главенствующая  роль титульной нации в политике  государства, ей же отдается  предпочтение в процессах принятия  решений по общереспубликанским  вопросам (Коми, Удмуртия, Бурятия, Башкортостан).

2.3. Государственная целостность

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности.

Ч. 3 ст. 4 Конституции РФ говорит, что «РФ обеспечивает целостность  и неприкосновенность своей территории», а ч. 3 ст. 5 К. РФ, что «федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности …».

Российская Федерация  состоит из государств, государственно-территориальных  и национально-государственных образований, созданных для достижения общих  целей с помощью федеральной  власти. Это предполагает стремление субъектов РФ к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной  целостности Российской Федерации.3 Государственная целостность Российской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории. Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение - одной из важнейших его функций.

Безопасность Российской Федерации, включающая обеспечение  целостности и неприкосновенности ее территории, достигается единой государственной политикой в  данной области, соответствующими краткосрочными и долгосрочными федеральными программами, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

О важности территориальной  целостности Российского государства  говорит сам факт помещения данного  конституционного положения в гл. 1 Конституции.

2.4. Единство системы государственной  власти

Закрепляя принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, Конституция  Российской Федерации в то же время  подчеркивает, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти.4

 «Федеративное устройство  Российской Федерации основано  на … единстве системы государственной  власти» (ч. 3 ст. 5 К. РФ).

Указание на то, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной  власти означает, что Российская Федерация  берет на себя обязательство руководствоваться  основными принципами федерализма, в соответствии с которыми субъекты Федерации, как бы они ни назывались, имеют право на им принадлежащие  и за ними закрепленные предметы ведения  и полномочия.

Единство системы государственной  власти - одна из гарантий государственной  целостности Российской Федерации. «Одновременно это единство выступает  в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации»1.

Единство системы государственной  власти выражается в наличии единого  органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную  власть. В Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации (ст. 11 Конституции РФ).

«Федеральная государственная  власть распространяется на всю территорию Российской Федерации и осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием  РФ, Правительством РФ, Конституционным  Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и  Генеральным прокурором РФ. Федеральные  органы государственной власти в  рамках Конституции и законов  Российской Федерации обеспечивают единство системы государственной  власти в Российской Федерации»,- утверждает Барциц И. Н.5

 Следует также сказать,  что государственная власть субъектов  Российской Федерации является  неотъемлемой составной частью  единой системы государственной  власти в Российской Федерации  и распространяется на территорию  субъектов Российской Федерации.  Она осуществляется органами  законодательной, исполнительной  и судебной власти субъектов  Российской Федерации.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  несут ответственность за соблюдение Конституции и законов Российской Федерации, за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации.

Местные органы государственной  власти несут конституционную ответственность  за действия, нарушающие единство системы  государственной власти в Российской Федерации. Формы ответственности  местных органов государственной  власти за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации устанавливаются конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации .

2.5. Разграничение предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти  РФ и органами государственной  власти субъектов РФ

Ч. 3 ст. 11 Конституции РФ гласит, что «разграничение предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении  предметов ведения и полномочий».

Характерная черта всякой федерации - разграничение предметов  ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее  субъектов.

«В большинстве стран, - отмечает Козак Д. Н., - разграничение  предметов ведения между федерацией и ее субъектами осуществляется федеральной  конституцией»6.

Конституция Российской Федерации  указывает на три способа разграничения предметов ведения и полномочий - собственно конституционный, договорный (ч. 3 ст. 11) и законодательный (ст. 76).

Основной закон России определяет предметы ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного  ведения (ст. 72), а также полноту  государственной власти субъектов  Российской Федерации (ст. 73).

Согласно ст. 71 Конституции  РФ, «в ведении Российской Федерации  находятся:

а) принятие и изменение  Конституции Российской Федерации  и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы  федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и 

деятельности; формирование федеральных органов государственной  власти;

д) федеральная государственная  собственность и управление ею и т.д.

«Вне пределов ведения  Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации  обладают всей полнотой государственной  власти» (ст. 73 К. РФ).

Эта статья важна для определения  предметов ведения, принадлежащих  исключительно субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.7 «Исключительность» предметов ведения Российской Федерации, согласно ст. 76 Конституции РФ, выражается, прежде всего, в том, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Поэтому органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  могут осуществлять по предметам  ведения Российской Федерации лишь исполнительно-распорядительные полномочия, но только в случаях и пределах, установленных Федерацией.

По предметам совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  издаются федеральные законы и принимаемые  в соответствии с ними законы и  иные нормативные правовые акты субъектов  Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 К. РФ).

Федеральные законы не могут  противоречить федеральным конституционным  законам (ч. 3 ст. 76 К. РФ).

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов  и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76 К. РФ).

Вопрос о разграничении  предметов ведения между федерацией и ее субъектами - это вопрос Конституции».

Итак, в действительности, несмотря на данный принцип федеративного  устройства Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, не вступая в  открытую конфронтацию с федеральной  властью, идут на установление такой  системы государственного управления, в рамках которой принимаются  нормативные акты, противоречащие Конституции  Российской Федерации и федеральному законодательству.

2.6. Равноправие и самоопределение  народов

Конституция Российской Федерации  исходит из принципа равноправия  и самоопределения народов в  Российской Федерации.

«Федеративное устройство Российской Федерации основано на равноправии  и самоопределении народов в  Российской Федерации» (ч. 3 ст. 5 К. РФ).

Федеративное устройство Российской Федерации исходит из права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших  достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права. Но, как и всякая юридическая норма, право на самоопределение может быть реализовано лишь при соблюдении определенных условий, закрепленных нормами международного права.

Право на самоопределение  оправданно, когда конкретный народ  или народы подвергаются угнетению  или дискриминации по национальному  признаку, вследствие чего граждане не имеют возможности реализовывать  свои права и пользоваться свободами, принадлежащими им в соответствии с  общепризнанными нормами международного права, в том числе если нарушается право каждого гражданина участвовать  в ведении государственных дел  как непосредственно, так и через  свободно выбранных представителей.8 Очевидно также, что реализация права на самоопределение не должна приводить к нарушению правовых норм, соблюдение которых предусмотрено международным правом.

Закрепленный статьей  принцип равноправия народов  в Российской Федерации означает также, что во взаимоотношениях с  федеральными органами государственной  власти все субъекты Российской Федерации  между собой равноправны. Тем  самым действующая Конституция  положила конец претензиям руководителей  отдельных субъектов Федерации  на особое положение этих субъектов  в Федерации.

В Конституции РФ также  сказано, что «Российская Федерация  гарантирует всем ее народам право  на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и  развития» (ч. 3 ст. 68).

В соответствии с ч. 3 ст. 68 Конституции РФ серьезное внимание должно обращаться на обеспечение свободного развития языков в местностях компактного  проживания национальных меньшинств. Здесь наряду с русским языком и государственными языками республик  в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности. В Декларации о государственном суверенитете РСФСР и Декларации «О языках народов России» провозглашены принципы обеспечения представителям наций и народностей, проживающим за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории России, их законных этнических и культурных прав, особой заботы и внимания государства к языкам малочисленных народов. Если не принять меры к сохранению таких языков, они скоро могут исчезнуть бесследно.

Информация о работе Особенности федеративного устройства России