Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:24, контрольная работа
Рассматривая вопрос о федеративном устройстве Российской Федерации необходимо для начала прояснить суть самого понятия государственного устройства.
Введение 3
Глава 1. Федеративное устройство России 5
1.1. Развитие федеративного устройства России 5
1.2. Федеративное устройство современной России 7
Глава 2. Принципы федеративного устройства России 9
2.1. Верховенство Конституции и федеральных законов 9
2.2. Равноправие субъектов федерации 10
2.3. Государственная целостность 12
2.4. Единство системы государственной власти 13
2.5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ 15
2.6. Равноправие и самоопределение народов 17
Заключение 21
Список использованной литературы: 23
· Республики в составе РФ самостоятельно определяют систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в РФ и законодательством республики.
· Только республики наделены правом устанавливать свои государственные языки (ч. 2 ст. 68 К. РФ). В ряде республик государственными провозглашены несколько языков. Так, в Кабардино-Балкарской Республике государственными кроме русского являются кабардинский и балкарский, а в Республике Марий Эл - марийский луговой и марийский горный языки и т.д.
· Различие и в наличии республиканского гражданства;
· Каждая республика имеет право на государственную символику. Каждая республика самостоятельно утверждает Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн - официальные символы государства, выражающие его самобытность и исторические традиции народов, населяющих эти республики, а также имеет столицу.
. Закрепляется главенствующая
роль титульной нации в
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности.
Ч. 3 ст. 4 Конституции РФ говорит, что «РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории», а ч. 3 ст. 5 К. РФ, что «федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности …».
Российская Федерация
состоит из государств, государственно-
Безопасность Российской
Федерации, включающая обеспечение
целостности и
О важности территориальной
целостности Российского
Закрепляя принцип разделения
государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную, Конституция
Российской Федерации в то же время
подчеркивает, что федеративное устройство
Российской Федерации основано на единстве
системы государственной
«Федеративное устройство
Российской Федерации основано
на … единстве системы
Указание на то, что федеративное
устройство Российской Федерации основано
на единстве системы государственной
власти означает, что Российская Федерация
берет на себя обязательство
Единство системы
Единство системы
«Федеральная государственная власть распространяется на всю территорию Российской Федерации и осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Генеральным прокурором РФ. Федеральные органы государственной власти в рамках Конституции и законов Российской Федерации обеспечивают единство системы государственной власти в Российской Федерации»,- утверждает Барциц И. Н.5
Следует также сказать,
что государственная власть
Органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
несут ответственность за соблюдение
Конституции и законов
Местные органы государственной
власти несут конституционную
Ч. 3 ст. 11 Конституции РФ гласит,
что «разграничение предметов ведения
и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации осуществляется
настоящей Конституцией, Федеративным
и иными договорами о разграничении
предметов ведения и
Характерная черта всякой федерации - разграничение предметов ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее субъектов.
«В большинстве стран,
- отмечает Козак Д. Н., - разграничение
предметов ведения между
Конституция Российской Федерации указывает на три способа разграничения предметов ведения и полномочий - собственно конституционный, договорный (ч. 3 ст. 11) и законодательный (ст. 76).
Основной закон России определяет предметы ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения (ст. 72), а также полноту государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 73).
Согласно ст. 71 Конституции РФ, «в ведении Российской Федерации находятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы
федеральных органов
деятельности; формирование
федеральных органов
д) федеральная государственная собственность и управление ею и т.д.
«Вне пределов ведения
Российской Федерации и полномочий
Российской Федерации по предметам
совместного ведения Российской
Федерации и субъектов
Эта статья важна для определения
предметов ведения, принадлежащих
исключительно субъектам
Поэтому органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут осуществлять по предметам ведения Российской Федерации лишь исполнительно-распорядительные полномочия, но только в случаях и пределах, установленных Федерацией.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 К. РФ).
Федеральные законы не могут
противоречить федеральным
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76 К. РФ).
Вопрос о разграничении
предметов ведения между
Итак, в действительности, несмотря на данный принцип федеративного устройства Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, не вступая в открытую конфронтацию с федеральной властью, идут на установление такой системы государственного управления, в рамках которой принимаются нормативные акты, противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Конституция Российской Федерации исходит из принципа равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации.
«Федеративное устройство Российской Федерации основано на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации» (ч. 3 ст. 5 К. РФ).
Федеративное устройство Российской Федерации исходит из права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права. Но, как и всякая юридическая норма, право на самоопределение может быть реализовано лишь при соблюдении определенных условий, закрепленных нормами международного права.
Право на самоопределение
оправданно, когда конкретный народ
или народы подвергаются угнетению
или дискриминации по национальному
признаку, вследствие чего граждане не
имеют возможности
Закрепленный статьей принцип равноправия народов в Российской Федерации означает также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Тем самым действующая Конституция положила конец претензиям руководителей отдельных субъектов Федерации на особое положение этих субъектов в Федерации.
В Конституции РФ также сказано, что «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития» (ч. 3 ст. 68).
В соответствии с ч. 3 ст. 68 Конституции РФ серьезное внимание должно обращаться на обеспечение свободного развития языков в местностях компактного проживания национальных меньшинств. Здесь наряду с русским языком и государственными языками республик в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности. В Декларации о государственном суверенитете РСФСР и Декларации «О языках народов России» провозглашены принципы обеспечения представителям наций и народностей, проживающим за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории России, их законных этнических и культурных прав, особой заботы и внимания государства к языкам малочисленных народов. Если не принять меры к сохранению таких языков, они скоро могут исчезнуть бесследно.
Информация о работе Особенности федеративного устройства России